СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Олимпиадные задания по биологии 11 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задания для проведения первого ( школьного ) этапа Всероссийской олимпиады школьников. Могут  быть использованы для подготовке к ОГЭ и ЕГЭ  по биологии.

Просмотр содержимого документа
«Олимпиадные задания по биологии 11 класс»

Всероссийская олимпиада школьников по биологии

2019/2020 учебный год

школьный этап 11 класс


Часть 1. Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа из четырех возможных. Максимальное количество баллов, которое можно набрать –25 (по 1 баллу за каждое тестовое задание).

1. Наука, изучающая строение, жизнедеятельность и развитие тканей живых организмов -

а) гистология б) геронтология в) анатомия г) морфология

2. Первые живые организмы, появившиеся на Земле, по типу питания являлись

а) автотрофами

б) сапротрофами

в) гетеротрофами

г) миксотрофами

3. Пептидная связь образуется между

а) фосфатом и карбоксильной группой

в) спиртовой и карбоксильной группами

б) карбоксильной и аминогруппой

г) альдегидной и аминогруппой

4. В листе молекулы воды проходят восходящий путь:

а) устьице  мезофилл ксилема в) флоэма  ксилема  мезофилл б) ксилема  мезофиллустьица г) флоэма  мезофилл  устьица

5. Жгутики отсутствуют у мужских половых клеток

а) маршанции б) кувшинки в) улотрикса г) щитовника

6. Найдите аналогию: семянка – подсолнечник = орех – ...

а) лесной орех (лещина) б) грецкий орех в) кедровый орех г) миндаль

7. Процесс, регулируемый адреналином:

а) стимуляция превращения гликогена в глюкозу

б) уменьшение частоты сердечных сокращений

в) сужение зрачков

г) усиление перистальтики кишечника

8. В процессе эмбриогенеза из мезодермы образуется

а) эмаль зубов

б) дентин зубов

в) эпидермис кожи

г) альвеолы легких

9. Отверстие, посредством которого полость двухслойного зародыша животных сообщается с внешней средой

а) перибласт б) микропиле в) бластоцель г) бластопор

10. Нервный импульс передается в организме по одному из следующих путей:

а) дендрит синапстело нейронааксон

б) аксон тело нейронадендритсинапс

в) дендрит тело нейрона аксон синапс

г) дендрит тело нейрона синапсаксон

11. Палинология - наука, изучающая ископаемую пыльцу. Хорошо сохранившаяся пыльца вероятнее всего может быть найдена в

а) известняке б) песчанике в) угле г) торфе

12. Наследование количественных признаков (таких, как рост, вес, цвет кожи и т. д.) связано с

а) полимерным действием генов в) сцепленным наследованием

б) комплементарностью неаллельных генов г) плейотропным действием гена

13. Антитела вырабатывают

а) макрофаги б) В-лимфоциты в) Т-лимфоциты г) эритроциты

14. В потомстве от скрещивания особи с генотипом AaBbCCdd и особи с генотипом AАBBccDd (гены не сцеплены) можно ожидать … разных генотипов

а) 8 б) 12 в) 16 г) 32

15. Мужчина может передать дочери ген

а) дальтонизма б) ихтиоза в) перепончатопалости г) гипертрихоза

16. Если в диплоидной клетке птицы содержится 78 хромосом, то количество аутосом в ее соматической клетке

а) 2 б) 39 в) 76 г) 78

17. Продуктивность пород животных в хороших условиях содержания изменяется в соответствии с

а) их фенотипом

б) нормой реакции признака

в) проявлением гетерозиса

г) законом гомологических рядов наследственной изменчивости

18. Происхождение дыхательной системы связано с

а) кровеносной системой

в) органами выделения

б) пищеварительной системой

г) развитием гладких мышц

19. Современной эволюционной теории противоречит положение:

а) у организмов одного вида наблюдаются значительные вариации по многим признакам;

б) организмы, плохо адаптированные к условиям среды, погибают;

в) у всех видов плодовитость избыточна, что превышает емкость природной среды; г) в пределах жизни одной особи вырабатываются приспособительные признаки, которые наследуются ее потомками.

20. Эволюция покрытосеменных растений по пути приспособления к опылению насекомыми – это пример

а) ароморфоза

в) дегенерации

б) идиоадаптации

г) морфофизиологического прогресса

21. На какой из нижеследующих комбинаций показана последовательность усложнения кровеносной системы в процессе эволюции позвоночных животных

а) акула – гавиал – саламандра – кит

в) акула – саламандра – гавиал – кит

б) кит – саламандра – гавиал – акула

г) гавиал – саламандра – акула – кит

22. Микобактерии являются возбудителями

а) сифилиса б) гепатита в) туберкулеза г) микозов

23. Способность бактерий окрашиваться (или не окрашиваться) по Грамму обусловлена:

а) особенностями состава цитоплазмы

в) особенностями строения клеточной оболочки

б) нерезистентностью к красителю

г) выработкой веществ, растворяющих краситель

24. У хламидомонады редукционное деление происходит на этапе

а) прорастания зиготы

в) образования зооспор при бесполом размножении

б) образования гамет

г) сингамии

25 Ионы магния входят в состав

а) хлорофилла б) инсулина в) тироксина г) гемоглобина

26. Пиявка медицинская и тихоокеанский палоло относятся к

а) разным типам

в) разным отрядам одного класса

б) одному отряду

г) разным классам одного типа

27. Антикодону ГАУ на тРНК соответствует триплет на ДНК:

а) ГАТ б) ЦУА в) ЦТА г) ГАУ

28. В тонком кишечнике человека всасывается

а) казеин б) кератин в) коллаген г) кобаламин

29. Если мышца поглотила 5 ммоль глюкозы и в ходе энергетического обмена выделила 24 ммоль углекислого газа, то количество наколенных в ней ммоль молочной кислоты равно

а) 2 б) 3 в) 4 г) 6

30. Древние люди НЕ могли охотиться на

а) глиптодонта б) иностранцевию в) эласмотерия г) мамонта


Часть 2. Вам предлагаются тестовые задания с одним вариантом ответа из четырех возможных, но требующих предварительного множественного выбора. Максимальное количество баллов, которое можно набрать –20.

1. Какие углеводы относятся к полисахаридам?

1) глюкоза, 2) хитин, 3) лактоза, 4) сахароза, 5) гликоген, 6) крахмал

а) 1, 2, 3 б) 4, 5, 6 в) 3, 4, 5 г) 1, 2 ,4 д) 2, 5, 6 е) 2, 4, 5

2. Какие процессы происходят в темновую фазу фотосинтеза?

1) образование кислорода, 2) восстановление углекислого газа до глюкозы, 3) синтез молекул АТФ, 4) использование энергии АТФ для синтеза углеводов, 5) фотолиз воды, 6) образование крахмала из глюкозы.

а) 2, 4, 6 б) 1, 3, 5 в) 1, 5, 6 г) 2, 3, 4 д) 1, 4, 6 е) 3, 4, 6

3. Какие органоиды относятся к немембранным?

1) цитоскелет, 2) вакуоли, 3) центриоли, 4) лизосомы, 5) пластиды, 6) рибосомы

а) 2, 4, 6 б) 1, 3, 6 в) 2, 4, 5 г) 1, 3, 5 д) 1, 5, 6 е) 1, 3, 4

4. Какими свойствами обладает генетический код?

1) избыточность, 2) полимерность, 3) специфичность, 4) способность к перекрыванию, 5) универсальность, 6) многозначность

а) 2, 4, 6 б) 1, 2, 3 в) 1, 3, 5 г) 4, 5, 6 д) 1, 3, 4 е) 2, 3, 4

5. Какие этапы характерны для диссимиляции?

1) транскрипция, 2) клеточное дыхание, 3) транслокация, 4) гликолиз, 5) трансляция, 6)подготовительный

а) 2, 4, 6 б) 1, 3, 5 в) 1, 3, 4 г) 2, 3, 4 д) 3, 4, 6 е) 2, 3, 6

6. Микроорганизмы используют в промышленном производстве:

1) витаминов, 2) муки, 3) минеральных солей, 4) кефира, 5) лекарственных препаратов, 6) гормонов

а) 2, 3, 4 б) 3, 4, 5 в) 4, 5, 6 г) 1, 4, 6 д) 3, 4, 6 е) 1, 4, 5

7. К типам наследственной изменчивости относятся:

1) комбинативная изменчивость, 2) фенотипическая изменчивость,

3) модификационная изменчивость, 4) мутационная изменчивость,

5) фенокопии, 6)морфозы

а) 5, 6 б) 1, 4 в) 2, 3 г) 1, 2 д) 2, 4 е) 3, 4

8. Примерами вегетативного размножения являются:

1) почкование гидры, 2) продольное рассечение планарии на две части,

3) клонирование овец, 4) прививка сортовых роз, 5) образование усов у земляники,

6) клубни картофеля

а) 1, 2, 4 б) 2, 3, 4 в) 2, 4, 5 г) 4, 5, 6 д) 1, 4, 5 е) 2, 5, 6

9. Перечислите экосистемы, обносящиеся к биогеоценозам:

1) пчелиный рой, 2) мхи на коре деревьев, 3) заливной луг, 4) смешанный лес, 5)ковыльная степь, 6) прайд львов

а) 1, 2, 3 б) 2, 3, 4 в) 3, 4, 5 г) 4, 5, 6 д) 1, 2, 6 е) 2, 4, 5

10. Фотосинтез в отличие от хемосинтеза:

1) относится к процессам, в ходе которых осуществляется автотрофное питание организмов, 2) характеризуется образованием органических веществ из неорганических, 3) осуществляется в две фазы: световую и темновую, 4) происходит с участием ферментов, 5) идёт за счёт энергии электромагнитного излученияс определённой длинной волны, 6)приводит к образованию первичных углеводов в хлоропластах или хроматофорах

а) 3, 5, 6 б) 1, 3, 4 в) 1, 3, 6 г)2, 5, 6 д) 1, 2, 3 е)3, 4, 6


Часть 3. Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить. В матрице ответов укажите вариант ответа «да» или «нет». Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 10 (по 1 баллу за каждое задание).

1. Печеночные мхи – низшие растения.

2. Крахмальные зерна – это лейкопласты с накопленным в них крахмалом.

3. У всех беспозвоночных животных оплодотворение внешнее.

4. У всех представителей отряда пресмыкающихся сердце трехкамерное.

5. Первые крокодилы были сухопутными рептилиями.

6. В отличие от большинства млекопитающих для человека характерно наличие семи шейных позвонков и двух затылочных мыщелков.

7. Гипервитаминоз известен только для жирорастворимых витаминов.

8. При тяжелой физической работе температура тела может подниматься до 39 градусов.

9. Можно изучать кругообороты питательных веществ посредством ввода радиоактивных маркеров в природные или искусственные экосистемы.

10. Сукцессия после вырубки леса является примером вторичной сукцессии.


Часть 4.Установите соответствие. Максимальное количество баллов, которое можно набрать –18 баллов.

1. Установите соответствие между организмами и их характеристиками: ХАРАКТЕРИСТИКИ ОРГАНИЗМЫ

А) преобладание в жизненном цикле гаплоидного поколения 1) инфузория-туфелька

Б) наличие микронуклеуса и макронуклеуса 2) хламидомонада

В) обновление наследственного материала путём конъюгации

Г) отсутствие оплодотворения

Д) образование множества гамет путём митоза

Е) образование зооспор

2. Установите соответствие между процессами и составляющими частями метаболизма:

ПРОЦЕССЫ ЧАСТИ МЕТАБОЛИЗМА

А) гликолиз 1) анаболизм

Б) клеточное дыхание 2) катаболизм

В) брожение

Г) хемосинтез

Д) фотосинтез

Е) трансляция


3. Установите соответствие между веществами и группами, к которым они относятся:


ВЕЩЕСТВА ГРУППЫ ВЕЩЕСТВ

А) ДНК-полимераза 1) липоиды

Б) рибозим 2) полисахариды

В) актин 3) белки

Г) хитин 4) нуклеиновые кислоты

Д) пектин

Е) каротин



4. Установите соответствие воспринимающих раздражители структур и типов их рецепторов:

СТРУКТУРА ТИП РЕЦЕПТОРОВ

А) каротидные тельца 1) механорецепторы

Б) полукружные каналы 2) хеморецепторы

В) боковая линия 3) электрорецепторы

Г) Кортиев орган

Д) Якобсонов орган

Е) ампулы Лоренцини


5. Определите, к какой функциональной группе в экосистемах относятся организмы: ОРГАНИЗМЫ ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ГРУППЫ

А) шампиньон двуспоровый 1) продуцент

Б) ламинария японская 2) консумент

В) морская лилия 3) редуцент

Г) шмель необыкновенный

Д) пыльная головня пшеницы

Е) подъельник одноцветковый






Шифр


Всероссийская олимпиада школьников по биологии

2019/2020 учебный год

школьный этап 11 класс


Часть 1


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10











11

12

13

14

15

16

17

18

19

20











21

22

23

24

25

26

27

28

29

30












Часть 2


1

2

3

4

5






6

7

8

9

10







Часть 3



1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Да











Нет












Часть 4

1.


А

Б

В

Г

Д

Е








2.


А

Б

В

Г

Д

Е








3.


А

Б

В

Г

Д

Е








4.


А

Б

В

Г

Д

Е








5.


А

Б

В

Г

Д

Е









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!