Олимпиадная работа по литературному чтению 4 класс
ФИ________________________________________Школа_______________________________
1. Какой писатель…
А)…считал, что, охраняя природу, мы охраняем и Родину?________________________
Б)…в детском возрасте пережил страшный пожар и в своих книгах не раз писал о пожаре?____________________________________________
В)…основал в своем имении школу, в которой сам был учителем?___________________
Г)…писал сказки для своей больной дочери?_____________________________________
К) Русский писатель, придумавший себе анаграммный псевдоним Нави Волырк
_____________________________________________________________________________________
2. Вставь пропущенное слово и закончи название литературного произведения:
«Красная ______________________________________________________________»
«Серая ______________________________________________________________»
«Чёрная ______________________________________________________________»
«Аленький ______________________________________________________________»
«Белый ______________________________________________________________»
3. Вспомни сказку по ключевым словам. Напиши название сказки и её автора.
а) Метла, тыква, бал, часы, туфелька. |
Название: |
Автор: |
б) Зеркало, терем, яблоко, гроб, свадьба. |
Название: |
Автор: |
в) Полено, очаг, ключ, борода, театр. |
Название: |
Автор: |
г) Розы, сани, лёд, коньки, слеза. |
Название: |
Автор: |
д) Пшеница, перо, конюшня, шатёр, котёл. |
Название: |
Автор: |
4.Угадай героев былин. Запиши.
а) Славный защитник Руси – матушки, 33 года недвижно просидевший в избе. Калики перехожие помогли ему обрести силу богатырскую.
___________________________________________________________________________________
Б) Знаменитый гусляр, побывавший на дне моря – океана у Морского царя.
___________________________________________________________________________________
5. Раскрой переносный смысл каждого высказывания.
Бабушка надвое сказала ___________________________________________________________________________________
Остаться у разбитого корыта________________________________________________________
Чует кошка, чьё мясо съела ________________________________________________________
Сколько верёвочке ни виться, а конец будет __________________________________________
6. Определи жанр произведения.
1.«Жили-были на одном дворе Козёл да Баран. Жили между собой дружно: сена клок и тот пополам». _______________________________
2. «На эту кушетку, на эту тахту,
На эту кровать или даже на ту,
На этот диван или даже на тот,
Где целыми днями валяется кот,
Ложитесь и спите, пожалуйста, сами»
_______________________________________
3. «Через дорогу от моего дома - школа. Я её каждый день вижу, и, кажется, с каждым учеником знаком»._____________________ __________________________________
. 4. «Злой тоской удручена
К Муравью ползёт она:
- Не оставь меня, кум милый!
Дай ты мне собраться с силой.
И до вешних только дней
Прокорми и обогрей».
_________________________________________________________________________
5. «И тогда к костру вышел Апрель:
-Пробирается медведь сквозь лесной валежник,
Стали птицы песни петь и зацвёл подснежник». _____________________________
6. «Постучались в окно калики перехожие, попросили воды напиться.
-Ой, вы, калики перехожие, не могу встать, болят ноженьки».
____________________________________________________________________________
7. Расшифруйте пословицы.
идно аз хевс и вес за огодно. ____________________________________________________________________________
мольбшоу барлюко – шоелобь еваналип. ____________________________________________________________________________
яакадж укриац сойв анесст хлатив. ____________________________________________________________________________
тосьг ан опрог – сачтсье в омд. ____________________________________________________________________________
молб тынес не проишбшёь. ____________________________________________________________________________
8 . Соедините авторов и героев литературных произведений.
Дениска И.А. Крылов
Каштанка А.П.Чехов
Моська Л.Н. Толстой
Баба Бабариха А.С. Пушкин
Тортила В. Драгунский
Тараканище К.И. Чуковский
9 . Прочитайте зашифрованные фамилии писателей и поэтов.
Выпишите фамилии поэтов.
Выпишите фамилии писателей, в творчестве которых есть сказки.
Фамилия какого писателя лишняя и почему?
ГАРШИНЕКРАСОВПРИШВИНПУШКИНБЛОКТОЛСТОЙФЕТ
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
10 . Соедини линиями в правильном порядке.
1 )Пояснение непонятного слова, встретившегося в тексте, находящееся в самом низу страницы. | абзац |
2 ) Минимальная смысловая часть текста | подзаголовок |
3) Небольшой текст, рассказывающий, о чем книга. | сноска |
4) Слово или выражение, уточняющее название текста. | аннотация |
11. Запиши под какими буквами написаны сравнения, а затем – эпитеты. Примеры какого литературного приема остались ? Напиши.
а) глядел из печки огонек _________________________
б) лес точно терем расписной _____________________
в) буре плач его подобен _________________________
г) белоснежная лебедушка _________________________
д) уж небо осенью дышало ________________________
е) седые моря ____________________________________
12. Устойчивые словосочетания заблудились. Соедини их стрелками:
Дождь лил * * как снег на голову.
Скоро дело наладилось и пошло * * как сивый мерин.
Я знал городские переулки * * как рыба в воде.
Гости свалились * * как из ведра.
Он врёт * * как по маслу.
У себя во дворе Мишка был * * как свои пять пальцев.
13. Прочитайте внимательно стихотворение Вадима Левина, в котором нарочно перепутаны строчки. Подсказка: первая и последняя строчки остались на своих местах. Попробуйте поставить на место остальные строчки.
Ветер, ветер, ветер 1. Ветер, ветер, ветер
В почерневший сад 2._________________________
Тучи, тучи, тучи 3._________________________
Грустные сидят 4._________________________
Льется дождь колючий 5._________________________
Мокрый листопад 6._________________________
Взрослые и дети 7._________________________
По небу летят. 8.По небу летят.
ОТВЕТЫ (максимальное количество баллов 47 )
1. Какой писатель… ( по 1 баллу за каждый правильный ответ)
1…считал, что, охраняя природу, мы охраняем и Родину?___. М.М. Пришвин
2……в детском возрасте пережил страшный пожар и в своих книгах не раз писал о пожаре? С.Я. Маршак
3…основал в своем имении школу, в которой сам был учителем?__Л.Н. Толстой
4…писал сказки для своей больной дочери?___Д.Н. Мамин-Сибиряк__
5….Иван Крылов
2. (по 1 баллу за каждый правильный ответ)
«Красная Шапочка»
«Серая Шейка»
«Черная курица или подземные жители»
«Аленький цветочек»
«Белый Бим, чёрное ухо»
3. Вспомни сказку по ключевым словам. Напиши название сказки и её автора.
(по 1 баллу за каждый правильный ответ)
а) Метла, тыква, бал, часы, туфелька. |
Название: Золушка |
Автор: Шарль Перро |
б) Зеркало, терем, яблоко, гроб, свадьба. |
Название: Сказка о Мёртвой царевне и о семи богатырях. |
Автор: А.С. Пушкин |
в) Полено, очаг, ключ, борода, театр. |
Название: Золотой ключик, или приключения Буратино. |
Автор: Л.Н.Толстой |
г) Розы, сани, лёд, коньки, слеза. |
Название: Снежная королева |
Автор: Г.-Х. Андерсен |
д) Пшеница, перо, конюшня, шатёр, котёл. |
Название: Конёк - Горбунок |
Автор: П.Ершов |
4. Угадай героев былин ( по 1 баллу за каждый правильный ответ):
А) Илья Муромец
Б) Садко
Раскрой смысл каждого высказывания (по 1 баллу за каждый правильный ответ):
А) Бабушка надвое сказала – неизвестность; сбудется ли то, что предполагается.
Б) Остаться у разбитого корыта – остаться ни с чем, остаться без всего, потерять всё ценное.
В) Чует кошка, чьё мясо съела – человек провинился, но не желает признавать свою вину, опасаясь, что будет наказан.
Г) Сколько верёвочке не виться, а конец будет – всё заканчивается, нет ничего вечного.
6. Определи жанр произведения. (по 0,5 балла за каждый правильный ответ)
1.«Жили-были на одном дворе Козёл да Баран. Жили между собой дружно: сена клок и тот пополам». ____сказка_______________
2. «На эту кушетку, на эту тахту,
На эту кровать или даже на ту,
На этот диван или даже на тот,
Где целыми днями валяется кот,
Ложитесь и спите, пожалуйста, сами»
___стихотв______
3. «Через дорогу от моего дома - школа.Я её каждый день вижу, и, кажется,с каждым учеником знаком».___рассказ
. 4. «Злой тоской удручена
К Муравью ползёт она:
- Не оставь меня, кум милый!
Дай ты мне собраться с силой.
И до вешних только дней
Прокорми и обогрей».
басня
5. «И тогда к костру вышел Апрель:
-Пробирается медведь сквозь лесной валежник,
Стали птицы песни петь и зацвёл подснежник». _пьеса_
6. «Постучались в окно калики перехожие, попросили воды напиться.
-Ой, вы, калики перехожие, не могу встать, болят ноженьки».__былина
7. Расшифруйте пословицы ( по 1 баллу за каждый правильный ответ )
1.идно аз хевс и вес за огодно. ____________Один за всех и все за одного.
2.мольбшоу барлюко – шоелобь еваналип. __Большому кораблю – большое плавание
3.яакадж укриац сойв анесст хлатив.----- Каждая курица свой насест хвалит.
4. тосьг ан опрог – сачтсье в омд. ---Гость на порог – счастье в дом
5. молб тынес не проишбшёь. ----Лбом стены не прошибёшь_
8.Соедините авторов и героев литературных произведений. (3 балла)
Дениска И.А. Крылов
Каштанка А.П.Чехов
Моська Л.Н. Толстой
Баба Бабариха А.С. Пушкин
Тортила В. Драгунский
Тараканище К.И. Чуковский
9. Прочитай зашифованные фамилии…..( по 1 баллу за каждый правильный ответ)
1) Некрасов, Пушкин, Блок, Фет.
2) Гаршин, Толстой.
3) Пришвин, так как писал рассказы о природе.
10.Соедини линиями в правильном порядке. (по 1 баллу, всего 4 балла)
1 )Пояснение непонятного слова, встретившегося в тексте, находящееся в самом низу страницы. | абзац |
2 ) Минимальная смысловая часть текста | подзаголовок |
3 ) Небольшой текст, рассказывающий, о чем книга. | сноска |
| |
4 ) Слово или выражение, уточняющее название текста. | аннотация |
11. Запиши под какими буквами написаны сравнения, а затем – эпитеты. Примеры какого литературного приема остались ? Напиши (по 0, 5 балла).
а) глядел из печки огонек ________Олицетворение
б) лес точно терем расписной _____Сравненияе ___
в) буре плач его подобен __________Сравнение______
г) белоснежная лебедушка ________Эпитет___
д) уж небо осенью дышало ________Олицетворение
е) седые моря ____________________Эпитет_____
12. Устойчивые словосочетания заблудились. Соедини их стрелками (по 0, 5 балла)
Дождь лил как снег на голову.
С коро дело наладилось и пошло как сивый мерин.
Я знал городские переулки как рыба в воде.
Гости свалились как из ведра.
Он врёт как по маслу.
У себя во дворе Мишка был как свои пять пальцев.
13. Стихотворение В.Левина ( 2 балла)
Ветер, ветер, ветер
Мокрый листопад
Взрослые и дети
Грустные сидят.
Льется дождь колючий
В почерневший сад
Тучи, тучи, тучи
По небу летят.
(Вадим Левин «Листопад»)