СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Олимпиадные задания по экологии 10-11 кл.

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Олимпиадные задания по экологии 10-11 кл. с ответами. 

Просмотр содержимого документа
«Олимпиадные задания по экологии 10-11 кл.»

Олимпиадные задания по экологии

10 - 11 класс.

Максимальное количество баллов - 25 б. Время выполнения – 90 минут.

Часть I. Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора одного ответа из четырех возможных. Максимальное количество баллов – 5 (по 1 баллу за каждое тестовое задание). Индекс ответа укажите в матрице ответов.

  1. Какое из ниже перечисленных физиологических функций живых организмов не затронуто суточной периодичностью:

  а) сон и бодрствование; б) открывание и закрывание цветков;

в) листопад; г) дневные животные спят ночью.

  1. Какое изобретение ХIХ века, связанное с переработкой нефти, спасло некоторые виды китов от полного уничтожения?

  а) создание паровых турбин; б) появление керосиновой лампы;

в) получение Вольтовой дуги; г) совершенствование телеграфа.

3. В Ю. Либих обнаружил, что урожай растений может ограничиваться любым из основных элементов питания, если только этот элемент находится в недостатке. После чего сформулировал:


а) закон минимума; б) закон ограниченности естественных ресурсов;
в) закон корреляции; г) закон константности.


4. Важнейшим абиотическим фактором, минерализующим органические

остатки в биогеоценозе леса, являются:

  а) заморозки; б) ветры;

в) пожары; г) дожди.

5. В некоторых леспромхозах рубку деревьев стараются проводить зимой по глубокому снегу. Почему такой способ рубки является самым безболезненным для леса?

а) в почве остаётся больше воды;

б) ограничивается передвижение техники;

в) уменьшается площадь вырубки;

г) не повреждается подрост и подлесочные растения.


Часть 2. При выполнении заданий 6 – 7 выберите по три верных ответа из шести и запишите буквы, под которыми они указаны. Максимальное количество баллов – 3 (по 0,5 балла за каждую правильно указанную букву). Индексы ответов укажите в матрице ответов.

6. На суше наименее продуктивные экосистемы расположены:

а) в тропических лесах; б) в умеренных лесах;

в) в жарких пустынях; г) в арктических пустынях;

д) в субтропических лесах; е) в горах, выше 3000 м.

ж) в степях и саваннах;

7. Паразитизм проявляется при взаимодействии пары организмов:

а) тля – рыжий муравей;

б) широкий лентец – судак;

в) рыба прилипала – акула;

г) туберкулёзная палочка – человек;

д) наездник Apanteles glomeratus – гусеница бабочки белянки;

е) лось – волк.

Часть 3. При выполнении задания 8 установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов. Максимальное количество баллов – 5 (по 0,5 балла за каждую правильно указанную цифру). Индексы ответов укажите в матрице ответов.

8. Соотнесите виды и примеры антропогенных загрязнений:

Виды антропогенных загрязнений


Примеры

А) Механические


Б) Биологические


В) Химические


Г) Физические


1)Свалка строительного мусора на земельном участке

2) Сернистый газ

3) Тепловая энергия

4) Ионизирующее излучение

5) Металлическая стружка

6) Фенол

7) Электромагнитные поля

8) Болезнетворные микроорганизмы

9) Нефть

10) Плесень




Часть 4. При выполнении заданий 9, 10, 11, 12, 13, 14 дайте развёрнутый ответ. Максимальное количество баллов – 12 (по 1 баллу за каждый правильный ответ в каждом задании). Ответы запишите в матрицу ответов.

9. Инфузория-туфелька размножается делением. Она питается бактериями, которые хорошо размножаются в растворах, используемых обычно для выращивания культуры инфузории (например, в сенном настое). Если в этот раствор добавить некоторые соли (безвредные для инфузорий), то размножение инфузорий прекратится. С чем это связано? (1 балл).

10. На первый взгляд гидроэлектростанции не наносят вред природе. Вода - возобновляемый источник энергии. На великих реках нашей страны построили много крупнейших ГЭС. Основным преимуществом является отсутствие стоимости топлива. Но этим строительством нанесен большой урон и природе, и людям. Почему, ответ обоснуйте? (4 балла).

11. Как следует понимать процесс урбанизации? (1 балл).


12. Биологические инвазии – это внедрение новых видов в экосистемы (которых здесь раньше не было). Проблема биологических инвазий - одна из актуальных и все более значимых проблем современности. В чем причина инвазий? В чем их опасность? (2 балла).


13. Почему растения болот (клюква, багульник) имеют ряд признаков, характерных для растений засушливых мест ксероморфного типа (восковой налет, мелкие кожистые листья)? (2 балла).


14. Каков наиболее эффективный путь стабилизации гомеостаза и поддержания экологической чистоты внутренней среды организма человека? (2 балла).


















































Ф.И.О. ученика_____________________________________________
Класс ________

Матрица ответов
на олимпиадные задания по экологии

10 - 11 кл. [mах 25 баллов]

Часть 1. (1 балл за каждый правильный ответ) Всего [5 баллов]

1

2

3

4

5






Часть 2. (по 0,5 балла за каждую правильно указанную букву) Всего [3 балла]

6

7




Часть 3.(по 0,5 балла за каждую правильно указанную цифру) Всего [5 баллов]


А. Механические

Б. Биологические

В. Химические

Г. Физические

8





Часть 4. Развёрнутые ответы на вопросы 9, 10, 11, 12, 13, 14 (по необходимости ответы продолжить на обратной стороне листа) (по 1 баллу за каждый правильный ответ в каждом задании) Всего [12 баллов]












































Ответы и критерии оценивания олимпиадных заданий по экологии 10 - 11 кл. [mах 25 баллов]


Часть 1. (1 балл за каждый правильный ответ) Всего [5 баллов]

1

2

3

4

5

В

Б

А

В

Г


Часть 2. (по 0,5 балла за каждую правильно указанную букву) Всего [3 балла]

6

7

В, Г, Е

Б, Г, Д

Часть 3.(по 0,5 балла за каждую правильно указанную цифру) Всего [5 баллов]

А. Механические

Б. Биологические

В. Химические

Г. Физические

8

1, 5

8, 10

2, 6, 9

3, 4, 7


Часть 4. Развёрнутые ответы на вопросы 9 – 14. Всего [12 баллов]

(по 1 баллу за каждый правильный ответ, если ответ не полный0,5 балла, если ответ неверный – 0 баллов).

Задание 9. Инфузория-туфелька размножается делением. Она питается бактериями, которые хорошо размножаются в растворах, используемых обычно для выращивания культуры инфузории (например, в сенном настое). Если в этот раствор добавить некоторые соли (безвредные для инфузорий), то размножение инфузорий прекратится. С чем это связано?

Примерный вариант ответа (элементы ответа могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках):

Размножение инфузорий происходит благодаря питанию бактериями, если добавить соли, то размножение бактерий прекратится, и размножение инфузории тоже, т.к. нечем будет питаться. За ответ от 0 до 1 балла. Всего за задание 1 балл.

Задание 10. На первый взгляд гидроэлектростанции не наносят вред природе. Вода - возобновляемый источник энергии. На великих реках нашей страны построили много крупнейших ГЭС. Основным преимуществом является отсутствие стоимости топлива. Но этим строительством нанесен большой урон и природе, и людям. Почему, ответ обоснуйте?

Примерный вариант ответа (элементы ответа могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках):

1. Строительство плотин приводит к затоплению огромных территорий под водохранилища, идет переселение людей и потеря пастбищных угодий. За ответ от 0 до 1 балла.

2. Плотина создает непреодолимые препятствия на путях миграций проходных и полупроходных рыб, поднимающихся на нерест в верховья рек. За ответ от 0 до 1 балла.

3. Вода в хранилищах застаивается, ее проточность замедляется, что сказывается на жизни всех живых существ обитающих в реке. За ответ от 0 до 1 балла.

4. Местное повышение воды влияет на грунтовые воды, приводит к подтоплению, заболачиванию, к эрозии берегов и оползням. За ответ от 0 до 1 балла.

Всего за задание 4 балла.

Задание 11. Как следует понимать процесс урбанизации?

Примерный вариант ответа (элементы ответа могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках):

Под процессом урбанизации понимается процесс повышения роли городов в развитии общества, увеличение численности городского населения и, соответственно, рост площади городской застройки, концентрация в городах промышленного производства.

За ответ от 0 до 1 балла. Всего за задание 1 балл.

Задание 12. Биологические инвазии – это внедрение новых видов в экосистемы (которых здесь раньше не было). Проблема биологических инвазий - одна из актуальных и все более значимых проблем современности. В чем причина инвазий? В чем их опасность?

Примерный вариант ответа (элементы ответа могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках):

1. Основные причины - деятельность человека и изменение условий, в частности климата, в результате чего в среду попадают новые виды, которых здесь не было. За ответ от 0 до 1 балла.

2. В результате инвазий происходит распространение новых, чужеродных видов. Опасность в том, что аборигенные виды часто не имеют приспособительных реакций для того, чтобы противостоять вселенцам. Это может приводить к катастрофическим последствиям для экосистем. За ответ от 0 до 1 балла. Всего за задание 2 балла.

Задание 13. Почему растения болот (клюква, багульник) имеют ряд признаков, характерных для растений засушливых мест ксероморфного типа (восковой налет, мелкие кожистые листья)?

Примерный вариант ответа (элементы ответа могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках):


1. Всасывание воды корнями зависит от температуры воды, окружающей корни. Растения, находясь в холодной воде, испытывают острый ее недостаток. Возникает необходимость уменьшения испарения воды. За ответ от 0 до 1 балла.

 

2. Из-за переувлажнённости болотной почвы корень растений испытывает недостаток в корневом дыхании и плохо растет, оттого не может поглощать достаточное кол-во воды из почвы. В болоте специфические экологические условия - очень мало элементов минерального питания. За ответ от 0 до 1 балла. Всего за задание 2 балла.


Задание 14. Каков наиболее эффективный путь стабилизации гомеостаза и поддержания экологической чистоты внутренней среды организма человека?

Примерный вариант ответа (элементы ответа могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках):

1. Эффективными путями сохранения экологической чистоты внутренней среды организма являются не столько попытки исключить действия на него неблагоприятных физических, химических или психических факторов природной или социальной среды, сколь обеспечение по возможности широкого спектра действующих на организм раздражителей без резкого преобладания какого-либо одного из них, будь то продукты питания, физические поля и воздействия химических веществ, включая токсические вещества, в дозах, обеспечивающих тренировку систем дезинтоксикации. За ответ от 0 до 2 баллов. Всего за задание 2 балла.


7



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!