Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по физике.
2019/2020 учебный год.
11 класс
Общее время выполнения работы – 3часа 50минут;
Максимальное количество баллов – 45 баллов.
1. Какова длина горизонтального проводника с электрическим сопротивлением 2,6 Ом, подвешенного на двух тонких вертикально изолирующих нитях в горизонтальном однородном магнитном поле индукцией 0,02 Тл перпендикулярно линиям магнитной индукции, если при подключении проводника к напряжению 5,2 В общее натяжение нитей уменьшилось на 20 мН?
2.С какой скоростью v должен ехать автомобиль, чтобы сорвавшийся с его колеса в точкеАкамешек (см. рисунок) попал в ту же точку колеса, от которой оторвался? Радиус колеса R = 20 см.
3. Некоторое тело находится в воздухе при нормальных условиях. При повышении температуры на ΔT=10 К вес тела увеличился на ΔР1 =1,96· 10-2 Н. Как изменится вес тела при увеличении температуры воздуха до T1 = 323 К и увеличении давления до р1=106 кПа? Расширением тела пренебречь.
4. Предохранитель изготовлен из свинцовой проволоки сечением S1 = 0,2 мм2. При коротком замыкании сила тока достигла величины I = 20 А. Через какое время τ после короткого замыкания начнет плавиться предохранитель? На сколько за это время нагреются подводящие медные провода, если их сечение S2 = 2,0 мм2? Начальная температура предохранителя t0= 27°С. Зависимость сопротивления проволоки от температуры не учитывайте. (Температура плавления свинца 327°С, удельная теплоёмкость свинца 140 , удельная теплоёмкость меди 400 ,удельное сопротивление свинца 0,21 удельное сопротивление меди . Плотность свинца меди –
5. При поочередном подключении к источнику ЭДС двух электрических нагревателей с сопротивлениями R1 и R2, в них выделяется одинаковая мощность Р. Определите внутреннее сопротивление источника тока и силу тока при коротком замыкании.
Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по физике.
2019/2020 учебный год.
11 класс
1. Решение.
Второй закон Ньютона: для проводника без тока ;для проводника с током
, где
, откуда
, или
Ответ: 0,5 м
2.Решение. Рассмотрим движение камня в системе отсчета, связанной с автомобилем, где точки обода колеса движутся по окружности со скоростью v. В этой системе камешек начнет двигаться вертикально вверхс такой же скоростью v. За полное время его полета
колесо должно совершить целое число оборотов k. Таким образом , где Т– период обращения колеса. Т.о. , отсюда . Подходящих значений скорости довольно много. Даже при k= 100 получаем вполне реальное значение скорости (около 90 км/ч).
3.Решение. Рассмотрим равновесие тела в воздухе при нормальных условиях. На тело действуют следующие силы: 1) сила натяжения нити , если тело подвешено или сила реакции опоры, если оно находится на поверхности; 2) выталкивающая сила (сила Архимеда) ; 3) сила тяжести
Тело находиться в равновесии, если . Модули силы натяжения нити (силы реакции опоры) равен весу тела в первом случае: . Архимедова сила
, где масса воздуха в объёме тела.Из уравнения Менделеева-Клапейрона , где p0, T0 – давление и температура при нормальных условиях, V– объём тела. Отсюда , сила Архимеда , вес тела .
Аналогично запишем выражение для веса тела во втором случае при повышении температуры на ΔT: . .
Отсюда объём тела .
При изменении температуры и давления измениться масса воздуха в объёме тела, следовательно, измениться сила Архимеда: , тогда вес тела в этом случае
, а изменение веса составит
4.Решение. Количество теплоты, необходимое для плавления предохранителя равно количеству теплоты, выделившемуся в проводнике за время τ:
, , , где d – плотность свинца, ρ– удельное сопротивление. Отсюда . Аналогично рассчитывается изменение температуры проводов
5.Решение.
Критерии оценки выполнения заданий | Баллы |
Приведено полное правильное решение, включающее следующие элементы: — верно записаны формулы, выражающие физические законы, применение которых необходимо для решения задачи выбранным способом; — проведены необходимые математические преобразования и расчеты, приводящие к правильному числовому ответу, и представлен ответ. При этом допускается решение "по частям" (с промежуточными вычислениями). | 9 |
— Представлено правильное решение только в общем виде, без каких-либо числовых расчетов. ИЛИ — Правильно записаны необходимые формулы, записан правильный ответ, но не представлены преобразования, приводящие к ответу. ИЛИ — В математических преобразованиях или вычислениях допущена ошибка, которая привела к неверному ответу. | 6 |
– В решении содержится ошибка в необходимых математических преобразованиях и отсутствуют какие-либо числовые расчеты. ИЛИ – Записаны все исходные формулы, необходимые для решения задачи, но в ОДНОЙ из них допущена ошибка. ИЛИ – Отсутствует одна из формул, необходимых для решения задачи. | 3 |
Все случаи решения, которые не соответствуют вышеуказанным критериям выставления оценок (использование неприменимого закона, отсутствие более одного исходного уравнения, разрозненные записи, ответ без решения, и т.п.). | 0 |
Лариса
Фёдоровна