СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Олимпиадные задания по математике 5 класс

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Олимпиадные задания по математике 5 класс»

Всероссийская олимпиада школьников по математике 2021-2022 уч. год.

Школьный этап

5 класс

Максимальный балл-25. Время выполнения – 60 минут.

Задание № 1. (4 балла)

Денис расставил числа от 1 до 9 в клетки квадрата 3 × 3 так, что сумма чисел
во всех строках и во всех столбцах равна 15. А Лёша стёр числа от 1 до 5 и вместо них
написал буквы

Где какие числа стояли первоначально?

Задание №2 ( 5 баллов)

Алёна, Боря, Вера и Полина собирали яблоки в саду. Кто-то из них собрал 11 яблок, другой — 17, третий — 19, четвёртый — 24. Известно, что

  • одна из девочек собрала 11 яблок;

  • Алёна собрала яблок больше, чем Боря;

  • суммарное количество яблок, собранное Алёной и Верой, делится на 3.

Кто сколько яблок собрал?

Задание №3 (6 баллов)

Расшифруйте запись. Одинаковыми буквами обозначены одинаковые цифры, разными буквами – разные цифры. 

 

                                                                C И Н И Ц А

                                                                       +

                                                                           С И Н И Ц А

                                                                           ____________

 

                                                                            П Т И Ч К И


Задание №4. ( 5 баллов)

На некоторых деревьях в волшебном лесу растут монеты. Деревьев, на которых вообще не растут монеты, в два раза больше, чем деревьев, на которых растут по три монеты. На трёх деревьях растут по 2 монеты, на четырёх деревьях — по 4 монеты, а больше, чем по 4 монеты, ни на каком дереве не растёт. На сколько общее число монет в волшебном лесу больше, чем число деревьев?

Задание №5. ( 5 баллов)

В зоопарке есть красные, жёлтые и зелёные попугаи (есть хотя бы по одному попугаю каждого из перечисленных цветов; попугаев других цветов в зоопарке нет).

Известно, что среди любых 10 попугаев обязательно есть красный, а среди любых 12 попугаев обязательно есть жёлтый. Какое наибольшее количество попугаев может быть в зоопарке?




Всероссийская олимпиада школьников

по математике 2021-2022 уч. год.

Школьный этап.

5 класс.

Максимальный балл 25 баллов.

Задание № 1.( 4 балла)

Денис расставил числа от 1 до 9 в клетки квадрата 3 × 3 так, что сумма чисел
во всех строках и во всех столбцах равна 15. А Лёша стёр числа от 1 до 5 и вместо них
написал буквы

Где какие числа стояли первоначально?

Решение:

Ответ: a1 b5 c2 d4 e3.
РешениеПосмотрим на вторую строку. Сумма чисел в ней равна С + 6 + 7 = 15, откуда

C = 2. Аналогично во втором столбце имеем сумму чисел A + 6 + 8 = 15, откуда A = 1.

Теперь можно выписать суммы чисел в первой строке и в первом столбце — это 9 +1+ B = 15 и 9 + 2 + D = 15. Из них получаем, что D = 4 и B = 5. Осталось только из суммы чисел в последнем столбце 5 + 7 + E = 15 найти, что E = 3.

Баллы

Критерии оценивания задания №1

4

Полное верное решение.

2

Найдена идея решения, но оно не доведено до конца или выполнена лишь часть задания.

0

Решение неверное, продвижение отсутствует.



Задание №2. ( 5 баллов)

Алёна, Боря, Вера и Полина собирали яблоки в саду. Кто-то из них собрал 11 яблок, другой — 17, третий — 19, четвёртый — 24. Известно, что

  • одна из девочек собрала 11 яблок;

  • Алёна собрала яблок больше, чем Боря;

  • суммарное количество яблок, собранное Алёной и Верой, делится на 3.

Кто сколько яблок собрал?

Решение. Суммарное количество яблок, собранное Алёной и Верой, делится на 3. Таким образом, если Алёна собрала 24 яблока, то количество яблок, собранных Верой, тоже должно делиться на 3; но среди наших чисел нет других, кратных 3, так что это невозможно.

Так как Алёна собрала яблок больше, чем Боря, то она собрала либо 17, либо 19 яблок. Но если она собрала 17 яблок, то Боря должен был собрать 11 яблок, а по условию задачи 11 яблок собрала одна из девочек.

Таким образом, Алёна собрала 19 яблок, а Боря — 17. Из оставшихся двух чисел только 11 в сумме с 19 даёт число, кратное 3. Получается, Вера собрала 11 яблок, а Полина — 24 яблока.

Баллы

Критерии оценивания задания №2

5

Любое верное решение.

4

Решение, состоящее из строчки Алена 19, Боря 17, Вера 11, Полина 24.

3

Верный ход решения , но допущена неточность, поэтому верно указаны только два ответа.

1

Только один верный ответ

0

Решение неверное, продвижение отсутствует.



Задание №3. ( 6 баллов)

Расшифруйте запись. Одинаковыми буквами обозначены одинаковые цифры, разными буквами – разные цифры. 

 

                                                                C И Н И Ц А

                                                                       +

                                                                           С И Н И Ц А

                                                                           ____________

 

                                                                            П Т И Ч К И

Решение:  342 457 + 342 457 = 684 914.





Решение:  342 457 + 342 457 = 684 914.

Баллы

Критерии оценивания задания №2

 

6

Верное решение.

3

Найдена идея решения, но не доведено до конца.

0

Решение неверное или отсутствует.



Задание №4. ( 5 баллов)

На некоторых деревьях в волшебном лесу растут монеты. Деревьев, на которых вообще не растут монеты, в два раза больше, чем деревьев, на которых растут по три монеты. На трёх деревьях растут по 2 монеты, на четырёх деревьях — по 4 монеты, а больше, чем по 4 монеты, ни на каком дереве не растёт. На сколько общее число монет в волшебном лесу больше, чем число деревьев?

Решение. Пусть в лесу растёт x деревьев, на которых растут по три монеты, и y деревьев, на которых растёт по одной монете. Тогда в лесу 2x деревьев, на которых не растут монеты вовсе.

Получается, что общее количество монет равно

2x ⋅ 0 + y ⋅ 1 + 3 ⋅ 2 + x ⋅ 3 + 4 ⋅ 4 = 3x + y + 22 ,

а общее число деревьев равно

2x + y + 3 + x + 4 = 3x + y + 7 .

Первое число больше второго на 15.

Баллы

Критерии оценивания задания №3

5

Ход решения верный, все шаги его выполнены , получен верный ответ.

4

Дан алгоритм, как считать деревья, но нет решения.

2

Есть идея, что в лесу растет х деревьев, но нет дальнейшего решения

0

Решение неверное.



Задание №5. ( 5 баллов)

В зоопарке есть красные, жёлтые и зелёные попугаи (есть хотя бы по одному попугаю каждого из перечисленных цветов; попугаев других цветов в зоопарке нет).

Известно, что среди любых 10 попугаев обязательно есть красный, а среди любых 12 попугаев обязательно есть жёлтый. Какое наибольшее количество попугаев может быть в зоопарке?

Решение. Пусть в зоопарке x красных, y жёлтых и z зелёных попугаев.

Раз среди любых 10 попугаев есть красный, то не красных попугаев не более 9, то есть

y+ z ⩽ 9. По аналогичным соображением мы получаем, что не жёлтых попугаев не более 11, то есть x +z  ⩽ 11.

Таким образом,

x + y + 2z = (y +z) + (x +z) ⩽ 9 + 11 = 20 ;

x + y +z ⩽ 20 − z ⩽ 19 .

Это означает, что общее число попугаев не превосходит 19. При этом в зоопарке могли быть 10 красных, 8 жёлтых и 1 зелёный попугай, то есть ровно 19 попугаев.

Баллы

Критерии оценивания задания №3

5

Ход решения верный, все шаги его выполнены , получен верный ответ.

4

Дан алгоритм, как считать попугаев, но нет решения.

2

Есть идея, что нужно вводить три переменные, но нет решения

0

Решение неверное.









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!