СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Олимпиадные задания по обществознанию для 11 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Здесь представлены олимпиадные задания по обществознанию для 11 класса

Просмотр содержимого документа
«Олимпиадные задания по обществознанию для 11 класса»


ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ

ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ. МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП. 11 КЛАСС.

Максимальный балл — 100

2 час. 30 мин. для 11 классов (два тура).

Распределение времени для выполнения заданий первого и второго тура участник олимпиады определяет самостоятельно.


Задания I тура (максимальный балл 80)


1. «Да» или «нет»? Если вы согласны с утверждением, напишите «Да», если не согласны — «Нет». Внесите свои ответы в таблицу.

Максимально 10 баллов


1.Отношения общества и природы характеризуются неизменностью степени влияния общества на природу в процессе истории

2. Под личностью человека понимаются качества, которые складываются в процессе взаимодействия с обществом

3.Социальный престиж – это оценка обществом социальной значимости того или иного статуса

4.Рациональное познание – это свойство отдельного индивидуума

5. В обществе с рыночной экономикой государство воздействует на экономическую жизнь через снабжение населения товарами

6. Тотемизм представляет собой веру в существование духов и души

7.Эмпирическому знанию соответствует понятие факт

8. . Каждому социальному статусу обычно соответствует определенный набор социальных ролей

9. При дефиците товаров продавцов больше, чем покупателей

10. Спрос – это количество товаров определенного вида, которое покупатель готов купить

Ответы:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10












2. Восстановите текст, предложив правильный(е) ответ(ы)

По 1 баллу за каждый правильный ответ. Максимально - 12 баллов


1.«Философия», в переводе с греческого, означает любовь к мудрости. И суть её, с точки зрения русского философа ________________________________, заключается в своеобразном положительном всеединстве, в «софии».


2. Умозаключение, используемое для перехода в познания от общего к частному и единичному, обозначают понятием ________________________________. Ему противостоит понятие «__________________________________________».


3. Систему методов осуществления государственной власти, степень реализации демократических прав и свобод личности, отношение власти к правовым основам собственной деятельности, соотношение конституционных и правовых форм с реальной политической жизнью обозначают понятием __________________ _______________.


4. Концепция «жизненного пространства», предполагающая, что благодаря расширению жизненного пространства, в процессе поглощения более мелких государств, государство обретает экономическую независимость от соседей и превращается в великую державу, была сформулирована __________________________________.


5. Совокупность правовых норм, регулирующих отношения между суверенными государствами, называют ____________________________ _______________________ ________________________.


6. Концепция юридического равенства как равенства возможностей разных личностей была впервые сформулирована философами: _______________ и ____________.


7. Центральными категориями морального сознания являются _____________ и __________________.


8. Концепция социальной солидарности как основы создания и воссоздания, сохранения и развития общества в контексте реализации принципа общественного разделения труда была сформулирована ______________________________.


9. Совокупность отраслей народного хозяйства, создающих условия жизнедеятельности общества, – это ________________________________.


10. Согласно закону спроса при прочих равных условиях величина спроса на товар находится в обратной зависимости от цены этого товара. Однако бывают исключения, когда повышение цены ведет к повышению величины спроса. Эта ситуация называется эффектом ____________________________.


11. Инобытие человеческого духа, представленное в символах, - это ______________.


12. Красота – это совершенство чувственного, а искусство – воплощение красоты, говорил А.Г. Баумгартен, основатель ___________________________.


3. Назовите понятие, общее для приведенных ниже слов, объединяющее их:

2 балла за каждый правильный ответ. Максимально – 12 баллов


3.1. Ф. де Соссюр, К. Леви-Строс, Ж. Лакан.

__________________________________________________________________


3.2. Страх, убеждение, сила, интерес, информация, собственность.

___________________________________________________________________


3.3. Обычай, прецедент, закон.


___________________________________________________________________


3.4. Аккредитив, коносамент, акция, облигация, вексель, депозит, чек.


___________________________________________________________________


3.5. Целерациональное, ценностно-рациональное, аффективное, традиционное.


___________________________________________________________________


3.6. П.Верлен, А. Белый, Д. Мережковский, К. Бальмонт, М. Метерлинк, А. Скрябин.


___________________________________________________________________


4. Кому принадлежит мысль? (Кто является автором высказываний?) Ответ занесите в таблицу. Максимально 9 баллов


4.1 «Знание – сила»

  1. И.В.Гете;

  2. Ф. Бэкон;

  3. И. Ньютон;

  4. Р. Декарт.

4.2. «Слово «истина» в собственном своем смысле означает соответствие мысли предмету»

  1. Ф. Бэкон;

  2. Р. Декарт;

  3. И. Коперник;

  4. Г. Галилей.

4.3. «Свобода есть познанная необходимость»

  1. К. Маркс;

  2. Ф. Энгельс;

  3. Г. Гегель;

  4. В.О. Ключевский.

4.4. «Как ни странно, но опыт показывает, что народам легче выносить насильственное бремя рабства, чем дар излишней свободы».

  1. Н.А. Бердяев;

  2. А.И. Герцен;

  3. Н.М. Карамзин;

  4. В.О. Ключевский.


4.5 «Великий человек велик тем, что у него есть особенности, делающие его наиболее способным для служения великим общественным нуждам своего времени... Великий человек является именно начинателем, потому что он видит дальше других и хочет сильнее других».

  1. К. Маркс;

  2. В.И.Ленин;

  3. Г.В. Плеханов;

  4. Г. Гегель.

4.6 «Отсюда очевидно, что, пока люди живут без общей власти, держащей всех их в страхе, они находятся в том состоянии, которое называется войной, и именно в состоянии войны всех против всех».

  1. Ж.-Ж. Руссо;

  2. Дж. Локк;

  3. Ш. Монтескье;

  4. Т. Гоббс.

4. 7 «О действиях всех людей, а особенно государей, с которых в суде не спросишь, заключают по результатам, поэтому пусть государи стараются сохранить власть и одержать победу. Какие бы средства для этого не употребить, их всегда сочтут достойными и одобрят, ибо чернь прельщается видимостью и успехом».

  1. Цезарь Борджиа;

  2. Никколо Макиавелли;

  3. Лоренцо Медичи;

  4. Леон Баттиста Альберти.

4. 8 «Каждое индустриальное общество, независимо от того, является оно капиталистическим или социалистическим, восточным или западным, руководствуется определенными принципами. Стандартизация, централизация, максимализация, гигантомания, дезинформация, специализация, синхронизация – пришельцы с Марса обнаружили бы повсюду одно и то же».

  1. А. Печчеи;

  2. К. Лоренц;

  3. О. Тоффлер;

  4. Г.Г. Дилигенский.

4. 9 «Если рассматривать развитие с точки зрения результатов относительно массы индивидов, сосуществующих одновременно на данном пространстве, и если проследить его из поколения в поколение, то тогда оно нам представится как картина прогресса человеческого разума».

  1. Анн Робер Тюрго;

  2. Жан Антуан Кондорсе;

  3. Георг Вильгельм Гегель;

  4. Фридрих Вильгельм Шеллинг.


Ответ:

4.1

4.2

4.3

4.4

4.5

4.6

4.7

4.8

4.9












5. Найдите лишнее понятие (слово, имя) в перечне. Подчеркните его, обоснуйте свой выбор

По 1 баллу за каждый верный ответ. Максимально 6 баллов


5.1. М. Хайдеггер, К. Ясперс, Ж.П. Сартр, Э. Мах, С. де Бовуар, А. Камю, Н. Бердяев.

Обоснование: ______________________________________________________________

__________________________________________________________________

5.2. Рынок земли, рынок ценных бумаг, рынок труда, рынок средств производства.

Обоснование: ____________________________________________________________________________________________________________________________________

5.3Мудрость, рассудительность, полезность, мужество, справедливость.

Обоснование: ____________________________________________________________________________________________________________________________________


5.4. Верховенство власти народа, выборность основных органов власти, всеобщее избирательное право, равенство прав граждан, свобода предпринимательства, подотчетность выборных органов своим избирателям.

Обоснование: ____________________________________________________________________________________________________________________________________

5.5. Л. Витгенштейн, Г. Маркузе, М. Вебер, О. Конт, Э. Дюркгейм, Г. Спенсер.

Обоснование: ____________________________________________________________________________________________________________________________________

5.6. Опера, элегия, симфония, романс, сюита, кантата.


Обоснование: __________________________________________________________________


______________________________________________________________________


6. Используя все приведенные слова и словосочетания, составьте определения обществоведческих понятий. Назовите эти понятия

Слова и словосочетания не могут использоваться дважды. Вы можете добавлять предлоги, изменять слова по падежам и т.п.

по 4 балла за каждый верный ответ, максимально – 24 баллов


6. 1. Политический, недемократический, разновидность, режим, основанный, принцип, на, централизация, власть.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


6. 2. Философский, природа, учение, ценности, о, реальность, место, их.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________




6.3. Жизнедеятельность, нужда, чём-либо, в, необходимое, поддержание, организм, человеческая личность, социальная группа, общество.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


6.4. Развитие, общественное, уровень, ступень, и, культура, материальная, духовная.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


6.5 Конституция, избирательный закон, или, получение, осуществление, или, право, избирательное, условия, устанавливаемый.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


6.6. Общественное богатство, воспроизводство, необходимое, время, труд, для.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


7. Работа с графиком. Проанализируйте графические изображения экономических процессов и ответьте на вопросы, данные ниже. Максимально 5 баллов

Проанализируйте следующие рисунки, где ось Q – количество товара, ось P – его цена, D – спрос на товар, S – его предложения.

рисунок 1



рисунок 2



Сделайте выводы (по рис. 1, рис. 2)

Рисунок 1. 3 балла

Рисунок 2. 2 балла

о:

предложении ____________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________


спросе_______________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________


равновесной цене ______________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________ _____________________________________________________________________


равновесном количестве ________________________________________________

_____________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Работа с текстом

Прочтите текст и самостоятельно сформулируйте в нескольких (3-4) словах не менее 3-х определений понятия «наука» соответствующие смыслу «многословных определений» из приводимых в тексте. Максимально 2 балла.

Наукой принято называть теоретическое систематизированное представление о мире, воспроизводящее его существенные стороны в абстрактно-логической форме и основанное на данных научных исследований Наука, являясь частью культуры, представляет собой систему знаний и вид духовного производства.

Как вид духовного производства наука включает в себя специфическую деятельность человека по приращению существующего и получению нового знания. Результатом данной деятельности становится система научных знаний, образующих в совокупности научную картину мира.

Научная картина мира формируется под влиянием двух моделей развития научного знания. Согласно первой модели – эволюционной – наука представляет собой особый вид «социальной памяти человечества». Согласно второй модели – революционной – наука периодически переживает коренную смену господствующих в ней представлений

Термин «наука» употребляется также для обозначения отдельных отраслей научного знания. Первоначально отрасли науки формировались в соответствии с теми сторонами действительности, которые были вовлечены в процесс познания. В современной науке новые области знания возникают в связи с выдвижением определенных теоретических или практических проблем. Проблемный характер развития современной науки привел к появлению междисциплинарных и комплексных исследований, проводимых средствами нескольких различных дисциплин специальным научным сообществом В современном обществе наука является важнейшим социальным институтом, глубоко проникающим во все сферы общественной жизни. Наука превращается в непосредственную производительную силу общества, становится массовым видом деятельности


Ответ:

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________



Задания II тура ( максимальный балл - 20 )


Темы эссе:

Критерии:

1. Понимание темы и соответствие ей содержания работы:

а) умение выделять проблему;

б) умение обосновать ее значимость для общественных наук и социальной практики;

в) выделение аспектов проблемы и понимание связи между ними;

г) соответствие содержания работы заявленной теме.

2. Умение сформулировать и обосновать вашу собственную точку зрения

при раскрытии темы.

3. Владение теоретическим и фактическим материалом по теме:

а) внутреннее смысловое единство, согласованность ключевых тезисов и

утверждений, непротиворечивость суждений, отсутствие пробелов в

аргументации;

б) опора на научные теории, владение понятиями курса;

в) опора на факты общественной жизни, личный социальный опыт;

г) использование примеров из всемирной и отечественной истории;

д) использование примеров из произведений мировой культуры (литература, театр, кино, живопись, музыка и т.д.)

е) уместность приводимых аргументов.

4. Умение сформулировать основные выводы по итогам рассмотрения

темы.







Оценка за работу

(Заполняется жюри)


Задание

1

2

3

4

5

6

7

8

эссе

Итог

Оценка












Члены жюри:




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!