ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ
ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ. МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП. 11 КЛАСС.
Максимальный балл — 100
2 час. 30 мин. для 11 классов (два тура).
Распределение времени для выполнения заданий первого и второго тура участник олимпиады определяет самостоятельно.
Задания I тура (максимальный балл 80)
1. «Да» или «нет»? Если вы согласны с утверждением, напишите «Да», если не согласны — «Нет». Внесите свои ответы в таблицу.
Максимально 10 баллов
1.Отношения общества и природы характеризуются неизменностью степени влияния общества на природу в процессе истории
2. Под личностью человека понимаются качества, которые складываются в процессе взаимодействия с обществом
3.Социальный престиж – это оценка обществом социальной значимости того или иного статуса
4.Рациональное познание – это свойство отдельного индивидуума
5. В обществе с рыночной экономикой государство воздействует на экономическую жизнь через снабжение населения товарами
6. Тотемизм представляет собой веру в существование духов и души
7.Эмпирическому знанию соответствует понятие факт
8. . Каждому социальному статусу обычно соответствует определенный набор социальных ролей
9. При дефиците товаров продавцов больше, чем покупателей
10. Спрос – это количество товаров определенного вида, которое покупатель готов купить
Ответы:
2. Восстановите текст, предложив правильный(е) ответ(ы)
По 1 баллу за каждый правильный ответ. Максимально - 12 баллов
1.«Философия», в переводе с греческого, означает любовь к мудрости. И суть её, с точки зрения русского философа ________________________________, заключается в своеобразном положительном всеединстве, в «софии».
2. Умозаключение, используемое для перехода в познания от общего к частному и единичному, обозначают понятием ________________________________. Ему противостоит понятие «__________________________________________».
3. Систему методов осуществления государственной власти, степень реализации демократических прав и свобод личности, отношение власти к правовым основам собственной деятельности, соотношение конституционных и правовых форм с реальной политической жизнью обозначают понятием __________________ _______________.
4. Концепция «жизненного пространства», предполагающая, что благодаря расширению жизненного пространства, в процессе поглощения более мелких государств, государство обретает экономическую независимость от соседей и превращается в великую державу, была сформулирована __________________________________.
5. Совокупность правовых норм, регулирующих отношения между суверенными государствами, называют ____________________________ _______________________ ________________________.
6. Концепция юридического равенства как равенства возможностей разных личностей была впервые сформулирована философами: _______________ и ____________.
7. Центральными категориями морального сознания являются _____________ и __________________.
8. Концепция социальной солидарности как основы создания и воссоздания, сохранения и развития общества в контексте реализации принципа общественного разделения труда была сформулирована ______________________________.
9. Совокупность отраслей народного хозяйства, создающих условия жизнедеятельности общества, – это ________________________________.
10. Согласно закону спроса при прочих равных условиях величина спроса на товар находится в обратной зависимости от цены этого товара. Однако бывают исключения, когда повышение цены ведет к повышению величины спроса. Эта ситуация называется эффектом ____________________________.
11. Инобытие человеческого духа, представленное в символах, - это ______________.
12. Красота – это совершенство чувственного, а искусство – воплощение красоты, говорил А.Г. Баумгартен, основатель ___________________________.
3. Назовите понятие, общее для приведенных ниже слов, объединяющее их:
2 балла за каждый правильный ответ. Максимально – 12 баллов
3.1. Ф. де Соссюр, К. Леви-Строс, Ж. Лакан.
__________________________________________________________________
3.2. Страх, убеждение, сила, интерес, информация, собственность.
___________________________________________________________________
3.3. Обычай, прецедент, закон.
___________________________________________________________________
3.4. Аккредитив, коносамент, акция, облигация, вексель, депозит, чек.
___________________________________________________________________
3.5. Целерациональное, ценностно-рациональное, аффективное, традиционное.
___________________________________________________________________
3.6. П.Верлен, А. Белый, Д. Мережковский, К. Бальмонт, М. Метерлинк, А. Скрябин.
___________________________________________________________________
4. Кому принадлежит мысль? (Кто является автором высказываний?) Ответ занесите в таблицу. Максимально 9 баллов
4.1 «Знание – сила»
И.В.Гете;
Ф. Бэкон;
И. Ньютон;
Р. Декарт.
4.2. «Слово «истина» в собственном своем смысле означает соответствие мысли предмету»
Ф. Бэкон;
Р. Декарт;
И. Коперник;
Г. Галилей.
4.3. «Свобода есть познанная необходимость»
К. Маркс;
Ф. Энгельс;
Г. Гегель;
В.О. Ключевский.
4.4. «Как ни странно, но опыт показывает, что народам легче выносить насильственное бремя рабства, чем дар излишней свободы».
Н.А. Бердяев;
А.И. Герцен;
Н.М. Карамзин;
В.О. Ключевский.
4.5 «Великий человек велик тем, что у него есть особенности, делающие его наиболее способным для служения великим общественным нуждам своего времени... Великий человек является именно начинателем, потому что он видит дальше других и хочет сильнее других».
К. Маркс;
В.И.Ленин;
Г.В. Плеханов;
Г. Гегель.
4.6 «Отсюда очевидно, что, пока люди живут без общей власти, держащей всех их в страхе, они находятся в том состоянии, которое называется войной, и именно в состоянии войны всех против всех».
Ж.-Ж. Руссо;
Дж. Локк;
Ш. Монтескье;
Т. Гоббс.
4. 7 «О действиях всех людей, а особенно государей, с которых в суде не спросишь, заключают по результатам, поэтому пусть государи стараются сохранить власть и одержать победу. Какие бы средства для этого не употребить, их всегда сочтут достойными и одобрят, ибо чернь прельщается видимостью и успехом».
Цезарь Борджиа;
Никколо Макиавелли;
Лоренцо Медичи;
Леон Баттиста Альберти.
4. 8 «Каждое индустриальное общество, независимо от того, является оно капиталистическим или социалистическим, восточным или западным, руководствуется определенными принципами. Стандартизация, централизация, максимализация, гигантомания, дезинформация, специализация, синхронизация – пришельцы с Марса обнаружили бы повсюду одно и то же».
А. Печчеи;
К. Лоренц;
О. Тоффлер;
Г.Г. Дилигенский.
4. 9 «Если рассматривать развитие с точки зрения результатов относительно массы индивидов, сосуществующих одновременно на данном пространстве, и если проследить его из поколения в поколение, то тогда оно нам представится как картина прогресса человеческого разума».
Анн Робер Тюрго;
Жан Антуан Кондорсе;
Георг Вильгельм Гегель;
Фридрих Вильгельм Шеллинг.
Ответ:
4.1 | 4.2 | 4.3 | 4.4 | 4.5 | 4.6 | 4.7 | 4.8 | 4.9 |
| | | | | | | | |
5. Найдите лишнее понятие (слово, имя) в перечне. Подчеркните его, обоснуйте свой выбор
По 1 баллу за каждый верный ответ. Максимально 6 баллов
5.1. М. Хайдеггер, К. Ясперс, Ж.П. Сартр, Э. Мах, С. де Бовуар, А. Камю, Н. Бердяев.
Обоснование: ______________________________________________________________
__________________________________________________________________
5.2. Рынок земли, рынок ценных бумаг, рынок труда, рынок средств производства.
Обоснование: ____________________________________________________________________________________________________________________________________
5.3Мудрость, рассудительность, полезность, мужество, справедливость.
Обоснование: ____________________________________________________________________________________________________________________________________
5.4. Верховенство власти народа, выборность основных органов власти, всеобщее избирательное право, равенство прав граждан, свобода предпринимательства, подотчетность выборных органов своим избирателям.
Обоснование: ____________________________________________________________________________________________________________________________________
5.5. Л. Витгенштейн, Г. Маркузе, М. Вебер, О. Конт, Э. Дюркгейм, Г. Спенсер.
Обоснование: ____________________________________________________________________________________________________________________________________
5.6. Опера, элегия, симфония, романс, сюита, кантата.
Обоснование: __________________________________________________________________
______________________________________________________________________
6. Используя все приведенные слова и словосочетания, составьте определения обществоведческих понятий. Назовите эти понятия
Слова и словосочетания не могут использоваться дважды. Вы можете добавлять предлоги, изменять слова по падежам и т.п.
по 4 балла за каждый верный ответ, максимально – 24 баллов
6. 1. Политический, недемократический, разновидность, режим, основанный, принцип, на, централизация, власть.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. 2. Философский, природа, учение, ценности, о, реальность, место, их.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6.3. Жизнедеятельность, нужда, чём-либо, в, необходимое, поддержание, организм, человеческая личность, социальная группа, общество.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6.4. Развитие, общественное, уровень, ступень, и, культура, материальная, духовная.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6.5 Конституция, избирательный закон, или, получение, осуществление, или, право, избирательное, условия, устанавливаемый.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6.6. Общественное богатство, воспроизводство, необходимое, время, труд, для.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Работа с графиком. Проанализируйте графические изображения экономических процессов и ответьте на вопросы, данные ниже. Максимально 5 баллов
Проанализируйте следующие рисунки, где ось Q – количество товара, ось P – его цена, D – спрос на товар, S – его предложения.
рисунок 1
рисунок 2
Сделайте выводы (по рис. 1, рис. 2)
Рисунок 1. 3 балла
Рисунок 2. 2 балла
о:
предложении ____________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
спросе_______________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
равновесной цене ______________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________ _____________________________________________________________________
равновесном количестве ________________________________________________
_____________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Работа с текстом
Прочтите текст и самостоятельно сформулируйте в нескольких (3-4) словах не менее 3-х определений понятия «наука» соответствующие смыслу «многословных определений» из приводимых в тексте. Максимально 2 балла.
Наукой принято называть теоретическое систематизированное представление о мире, воспроизводящее его существенные стороны в абстрактно-логической форме и основанное на данных научных исследований Наука, являясь частью культуры, представляет собой систему знаний и вид духовного производства.
Как вид духовного производства наука включает в себя специфическую деятельность человека по приращению существующего и получению нового знания. Результатом данной деятельности становится система научных знаний, образующих в совокупности научную картину мира.
Научная картина мира формируется под влиянием двух моделей развития научного знания. Согласно первой модели – эволюционной – наука представляет собой особый вид «социальной памяти человечества». Согласно второй модели – революционной – наука периодически переживает коренную смену господствующих в ней представлений
Термин «наука» употребляется также для обозначения отдельных отраслей научного знания. Первоначально отрасли науки формировались в соответствии с теми сторонами действительности, которые были вовлечены в процесс познания. В современной науке новые области знания возникают в связи с выдвижением определенных теоретических или практических проблем. Проблемный характер развития современной науки привел к появлению междисциплинарных и комплексных исследований, проводимых средствами нескольких различных дисциплин специальным научным сообществом В современном обществе наука является важнейшим социальным институтом, глубоко проникающим во все сферы общественной жизни. Наука превращается в непосредственную производительную силу общества, становится массовым видом деятельности
Ответ:
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Задания II тура ( максимальный балл - 20 )
Темы эссе:
Критерии:
1. Понимание темы и соответствие ей содержания работы:
а) умение выделять проблему;
б) умение обосновать ее значимость для общественных наук и социальной практики;
в) выделение аспектов проблемы и понимание связи между ними;
г) соответствие содержания работы заявленной теме.
2. Умение сформулировать и обосновать вашу собственную точку зрения
при раскрытии темы.
3. Владение теоретическим и фактическим материалом по теме:
а) внутреннее смысловое единство, согласованность ключевых тезисов и
утверждений, непротиворечивость суждений, отсутствие пробелов в
аргументации;
б) опора на научные теории, владение понятиями курса;
в) опора на факты общественной жизни, личный социальный опыт;
г) использование примеров из всемирной и отечественной истории;
д) использование примеров из произведений мировой культуры (литература, театр, кино, живопись, музыка и т.д.)
е) уместность приводимых аргументов.
4. Умение сформулировать основные выводы по итогам рассмотрения
темы.
Оценка за работу
(Заполняется жюри)
Задание | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | эссе | Итог |
Оценка | | | | | | | | | | |
Члены жюри: