СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Олимпиадные задания по обществознанию для 9 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Здесь представлены олимпиадные задания по обществознанию для 9 класса

Просмотр содержимого документа
«Олимпиадные задания по обществознанию для 9 класса»


ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ

ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ. МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП. 9 КЛАСС.

Максимальный балл — 100


Регламент муниципального этапа Олимпиады -2 час. 30 мин. (два тура).

Распределение времени для выполнения заданий первого и второго тура участник олимпиады определяет самостоятельно.


Задания I тура (максимальный балл 80)


1. «Да» или «нет»? Если вы согласны с утверждением, напишите «Да», если не согласны — «Нет». Внесите свои ответы в таблицу.

Максимально 9 баллов.


1. Отношения общества и природы характеризуются неизменностью степени влияния общества на природу в процессе истории

2. Под личностью человека понимаются качества, которые складываются в процессе взаимодействия с обществом

3. Социальными потребностями являются потребности в познании окружающего мира, поиске смысла и предназначения своего существования

4. Только для человека является характерным взаимодействие, опосредованное знаками

5. Индивидуальный опыт человека всегда становится элементом культуры

6. В обществе с рыночной экономикой государство воздействует на экономическую жизнь через снабжение населения товарами

7. Акционеры, не отвечая по обязательствам акционерного общества, не несут никаких убытков, связанных с деятельностью этого общества

8. Рыночное регулирование экономики направлено на устранение неравенства в доходах

9. Каждому социальному статусу обычно соответствует определенный набор социальных ролей


Ответы:

1

2

3

4

5

6

7

8

9











2. Восстановите текст, предложив правильный(е) ответ(ы)

По 1 баллу за каждый правильный ответ. Максимально - 12 баллов


1.«Философия», в переводе с греческого, означает любовь к мудрости. И суть её, с точки зрения русского философа ________________________________, заключается в своеобразном положительном всеединстве, в «софии».


2. Умозаключение, используемое для перехода в познания от общего к частному и единичному, обозначают понятием ________________________________. Ему противостоит понятие «__________________________________________».


3. Систему методов осуществления государственной власти, степень реализации демократических прав и свобод личности, отношение власти к правовым основам собственной деятельности, соотношение конституционных и правовых форм с реальной политической жизнью обозначают понятием __________________ _______________.


4. Концепция «жизненного пространства», предполагающая, что благодаря расширению жизненного пространства, в процессе поглощения более мелких государств, государство обретает экономическую независимость от соседей и превращается в великую державу, была сформулирована __________________________________.


5. Совокупность правовых норм, регулирующих отношения между суверенными государствами, называют ____________________________ _______________________ ________________________.


6. Концепция юридического равенства как равенства возможностей разных личностей была впервые сформулирована философами: _______________ и ____________.


7. Центральными категориями морального сознания являются _____________ и __________________.


8. Концепция социальной солидарности как основы создания и воссоздания, сохранения и развития общества в контексте реализации принципа общественного разделения труда была сформулирована ______________________________.


9. Совокупность отраслей народного хозяйства, создающих условия жизнедеятельности общества, – это ________________________________.


10. Согласно закону спроса при прочих равных условиях величина спроса на товар находится в обратной зависимости от цены этого товара. Однако бывают исключения, когда повышение цены ведет к повышению величины спроса. Эта ситуация называется эффектом ____________________________.


11. Инобытие человеческого духа, представленное в символах, - это ______________.


12. Красота – это совершенство чувственного, а искусство – воплощение красоты, говорил А.Г. Баумгартен, основатель ___________________________.


3. Назовите понятие, общее для приведенных ниже слов, объединяющее их. 2 балла за каждый правильный ответ. Максимально – 12 баллов


3.1. Ф. де Соссюр, К. Леви-Строс, Ж. Лакан.

__________________________________________________________________


3.2. Страх, убеждение, сила, интерес, информация, собственность.

___________________________________________________________________


3.3. Обычай, прецедент, закон.

___________________________________________________________________


3.4. Аккредитив, коносамент, акция, облигация, вексель, депозит, чек.

___________________________________________________________________


3.5. Целерациональное, ценностно-рациональное, аффективное, традиционное.

___________________________________________________________________


3.6. П.Верлен, А. Белый, Д. Мережковский, К. Бальмонт, М. Метерлинк, А. Скрябин.

___________________________________________________________________


4. Замените всего одно слово, чтобы утверждение стало верным. Максимально 3 балла.

1) людей, находящихся вне основных социальных групп, называют люмпенами

_____________________________________________________

2) судьи Конституционного Суда избираются Советом Федерации по представлению Президента РФ ___________________________________________

3) общие черты, присущие людям, позволяют применять ко всем им понятие «индивидуальность». ___________________________________________________


5. Решите задачу:

1 балл за ответ, до 2-х баллов за дополнение к ответу. Итого возможно до 3-х баллов в зависимости от полноты ответа

Несовершеннолетний Николай был принят на работу на предприятие «Астра». В ходе его трудовой деятельности выяснилось, что из-за низкой квалификации он не справляется с порученной работой.

Администрация приняла единоличное решение о его увольнении, сославшись на п. 3, ч. 1, ст. 81 ТК РФ. Правомерно ли решение администрации?


Ответ:

_____________________________________________________________________________

Обоснуйте свой ответ: ________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________





6. Установите соответствие между элементами двух столбиков.

Максимально 3 балла


Название направления

Духовное содержание

1) Импрессионизм (последняя треть XIX в.)

А) Художественное творчество – свободные ассоциации, отказ от изображения реальных предметов, стихийность бессознательного творчества.

2) Футуризм (первая четверть XX в.)

Б) Стремление естественно и ненавязчиво запечатлеть окружающий мир в его недвижимости и изменчивости, передача мимолетных впечатлений, тонких настроений.

3) Абстракционизм (первая половина XX в.)

В) Отрицание традиционной культуры, эстетика машинной индустрии и большого города, переплетение документальности и фантастики


Ответ:

1

2

3





7. Кому принадлежит мысль? (Кто является автором высказываний?) Ответ занесите в таблицу. Максимально 8 баллов


7.1 «Знание – сила»

  1. И.В.Гете;

  2. Ф. Бэкон;

  3. И. Ньютон;

  4. Р. Декарт.

7.2. «Слово «истина» в собственном своем смысле означает соответствие мысли предмету»

  1. Ф. Бэкон;

  2. Р. Декарт;

  3. И. Коперник;

  4. Г. Галилей.

7.3. «Свобода есть познанная необходимость»

  1. К. Маркс;

  2. Ф. Энгельс;

  3. Г. Гегель;

  4. В.О. Ключевский.

7.4. «Как ни странно, но опыт показывает, что народам легче выносить насильственное бремя рабства, чем дар излишней свободы».

  1. Н.А. Бердяев;

  2. А.И. Герцен;

  3. Н.М. Карамзин;

  4. В.О. Ключевский.


Ответ:


7.1

7.2

7.3

7.4






8.Впишите правильную букву (правильные буквы) вместо пропусков) и дайте определение.

1 балл за правильное написание.

По 2 балла за полное объяснение каждого термина.

Максимально 30 баллов


  1. Гн…с…ология – ________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

  1. С…нс…ализм – _________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

  1. …мп…рическое знание – ________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

  1. …мбарго – _____________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

  1. Д…п…пуляция – ________________________________________________

________________________________________________________________

_______________________________________________________________

  1. Судебный пр…ц…дент – _________________________________________

_______________________________________________________________

________________________________________________________________

  1. К…нф…ссия – __________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

  1. К…нф…рмизм – ________________________________________________

________________________________________________________________

_______________________________________________________________

  1. …мп…ратив – __________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Вал…в…й национальный продукт – ______________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________


Задания II тура ( максимальный балл - 20 )


Темы эссе (одно по выбору):


1. И конкуренция, и планирование теряют свою силу, если их использовать в урезанном виде. (Ф.А. фон Хайек)

2.Равнодушие к политике – тоже одна из форм политической деятельности. (А. Моруа)

3. Плохую власть выбирают хорошие люди, которые не ходят на выборы. (У. Черчилль)

4. Образование делает хорошего человека лучше, а плохого – хуже. (Т. Фуллер)

5. Науку часто смешивают со знанием. Это грубое недоразумение. Наука есть не только знание, но и сознание, то есть умение пользоваться знанием как следует. (В.О.Ключевский)

9. Благосостояние государства обеспечивают не те деньги, которые оно ежегодно отпускает чиновникам, а те, что оно ежегодно оставляет в карманах граждан. (И. Этвеш)

10. Мы трудимся лишь над тем, чтобы заполнить свою память, оставляя разум и совесть праздными. (М. Монтень)


Критерии:


1. Понимание темы и соответствие ей содержания работы:

а) умение выделять проблему, которую сформулировал автор;

б) умение обосновать ее значимость для общественных наук и социальной практики;

в) выделение аспектов проблемы и понимание связи между ними;

г) соответствие содержания работы заявленной теме.


2. Умение сформулировать и обосновать вашу собственную точку зрения

при раскрытии темы.


3. Владение теоретическим и фактическим материалом по теме:

а) внутреннее смысловое единство, согласованность ключевых тезисов и

утверждений, непротиворечивость суждений, отсутствие пробелов в аргументации;

б) опора на научные теории, владение понятиями курса;

в) опора на факты общественной жизни, личный социальный опыт;

г) использование примеров из всемирной и отечественной истории;

д) использование примеров из произведений мировой культуры (литература, театр, кино, живопись, музыка и т.д.)

е) уместность приводимых аргументов.


4. Умение сформулировать основные выводы по итогам рассмотрения

темы.








Оценка за работу

(Заполняется жюри)


Задание

1

2

3

4

5

6

7

8

эссе

Итог

Оценка












Члены жюри:






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!