ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ
ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ. МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП. 9 КЛАСС.
Максимальный балл — 100
Регламент муниципального этапа Олимпиады -2 час. 30 мин. (два тура).
Распределение времени для выполнения заданий первого и второго тура участник олимпиады определяет самостоятельно.
Задания I тура (максимальный балл 80)
1. «Да» или «нет»? Если вы согласны с утверждением, напишите «Да», если не согласны — «Нет». Внесите свои ответы в таблицу.
Максимально 9 баллов.
1. Отношения общества и природы характеризуются неизменностью степени влияния общества на природу в процессе истории
2. Под личностью человека понимаются качества, которые складываются в процессе взаимодействия с обществом
3. Социальными потребностями являются потребности в познании окружающего мира, поиске смысла и предназначения своего существования
4. Только для человека является характерным взаимодействие, опосредованное знаками
5. Индивидуальный опыт человека всегда становится элементом культуры
6. В обществе с рыночной экономикой государство воздействует на экономическую жизнь через снабжение населения товарами
7. Акционеры, не отвечая по обязательствам акционерного общества, не несут никаких убытков, связанных с деятельностью этого общества
8. Рыночное регулирование экономики направлено на устранение неравенства в доходах
9. Каждому социальному статусу обычно соответствует определенный набор социальных ролей
Ответы:
2. Восстановите текст, предложив правильный(е) ответ(ы)
По 1 баллу за каждый правильный ответ. Максимально - 12 баллов
1.«Философия», в переводе с греческого, означает любовь к мудрости. И суть её, с точки зрения русского философа ________________________________, заключается в своеобразном положительном всеединстве, в «софии».
2. Умозаключение, используемое для перехода в познания от общего к частному и единичному, обозначают понятием ________________________________. Ему противостоит понятие «__________________________________________».
3. Систему методов осуществления государственной власти, степень реализации демократических прав и свобод личности, отношение власти к правовым основам собственной деятельности, соотношение конституционных и правовых форм с реальной политической жизнью обозначают понятием __________________ _______________.
4. Концепция «жизненного пространства», предполагающая, что благодаря расширению жизненного пространства, в процессе поглощения более мелких государств, государство обретает экономическую независимость от соседей и превращается в великую державу, была сформулирована __________________________________.
5. Совокупность правовых норм, регулирующих отношения между суверенными государствами, называют ____________________________ _______________________ ________________________.
6. Концепция юридического равенства как равенства возможностей разных личностей была впервые сформулирована философами: _______________ и ____________.
7. Центральными категориями морального сознания являются _____________ и __________________.
8. Концепция социальной солидарности как основы создания и воссоздания, сохранения и развития общества в контексте реализации принципа общественного разделения труда была сформулирована ______________________________.
9. Совокупность отраслей народного хозяйства, создающих условия жизнедеятельности общества, – это ________________________________.
10. Согласно закону спроса при прочих равных условиях величина спроса на товар находится в обратной зависимости от цены этого товара. Однако бывают исключения, когда повышение цены ведет к повышению величины спроса. Эта ситуация называется эффектом ____________________________.
11. Инобытие человеческого духа, представленное в символах, - это ______________.
12. Красота – это совершенство чувственного, а искусство – воплощение красоты, говорил А.Г. Баумгартен, основатель ___________________________.
3. Назовите понятие, общее для приведенных ниже слов, объединяющее их. 2 балла за каждый правильный ответ. Максимально – 12 баллов
3.1. Ф. де Соссюр, К. Леви-Строс, Ж. Лакан.
__________________________________________________________________
3.2. Страх, убеждение, сила, интерес, информация, собственность.
___________________________________________________________________
3.3. Обычай, прецедент, закон.
___________________________________________________________________
3.4. Аккредитив, коносамент, акция, облигация, вексель, депозит, чек.
___________________________________________________________________
3.5. Целерациональное, ценностно-рациональное, аффективное, традиционное.
___________________________________________________________________
3.6. П.Верлен, А. Белый, Д. Мережковский, К. Бальмонт, М. Метерлинк, А. Скрябин.
___________________________________________________________________
4. Замените всего одно слово, чтобы утверждение стало верным. Максимально 3 балла.
1) людей, находящихся вне основных социальных групп, называют люмпенами
_____________________________________________________
2) судьи Конституционного Суда избираются Советом Федерации по представлению Президента РФ ___________________________________________
3) общие черты, присущие людям, позволяют применять ко всем им понятие «индивидуальность». ___________________________________________________
5. Решите задачу:
1 балл за ответ, до 2-х баллов за дополнение к ответу. Итого возможно до 3-х баллов в зависимости от полноты ответа
Несовершеннолетний Николай был принят на работу на предприятие «Астра». В ходе его трудовой деятельности выяснилось, что из-за низкой квалификации он не справляется с порученной работой.
Администрация приняла единоличное решение о его увольнении, сославшись на п. 3, ч. 1, ст. 81 ТК РФ. Правомерно ли решение администрации?
Ответ:
_____________________________________________________________________________
Обоснуйте свой ответ: ________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
6. Установите соответствие между элементами двух столбиков.
Максимально 3 балла
Название направления | Духовное содержание |
1) Импрессионизм (последняя треть XIX в.) | А) Художественное творчество – свободные ассоциации, отказ от изображения реальных предметов, стихийность бессознательного творчества. |
2) Футуризм (первая четверть XX в.) | Б) Стремление естественно и ненавязчиво запечатлеть окружающий мир в его недвижимости и изменчивости, передача мимолетных впечатлений, тонких настроений. |
3) Абстракционизм (первая половина XX в.) | В) Отрицание традиционной культуры, эстетика машинной индустрии и большого города, переплетение документальности и фантастики |
Ответ:
7. Кому принадлежит мысль? (Кто является автором высказываний?) Ответ занесите в таблицу. Максимально 8 баллов
7.1 «Знание – сила»
И.В.Гете;
Ф. Бэкон;
И. Ньютон;
Р. Декарт.
7.2. «Слово «истина» в собственном своем смысле означает соответствие мысли предмету»
Ф. Бэкон;
Р. Декарт;
И. Коперник;
Г. Галилей.
7.3. «Свобода есть познанная необходимость»
К. Маркс;
Ф. Энгельс;
Г. Гегель;
В.О. Ключевский.
7.4. «Как ни странно, но опыт показывает, что народам легче выносить насильственное бремя рабства, чем дар излишней свободы».
Н.А. Бердяев;
А.И. Герцен;
Н.М. Карамзин;
В.О. Ключевский.
Ответ:
8.Впишите правильную букву (правильные буквы) вместо пропусков) и дайте определение.
1 балл за правильное написание.
По 2 балла за полное объяснение каждого термина.
Максимально 30 баллов
Гн…с…ология – ________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
С…нс…ализм – _________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
…мп…рическое знание – ________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
…мбарго – _____________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
Д…п…пуляция – ________________________________________________
________________________________________________________________
_______________________________________________________________
Судебный пр…ц…дент – _________________________________________
_______________________________________________________________
________________________________________________________________
К…нф…ссия – __________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
К…нф…рмизм – ________________________________________________
________________________________________________________________
_______________________________________________________________
…мп…ратив – __________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________
Вал…в…й национальный продукт – ______________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________
Задания II тура ( максимальный балл - 20 )
Темы эссе (одно по выбору):
1. И конкуренция, и планирование теряют свою силу, если их использовать в урезанном виде. (Ф.А. фон Хайек)
2.Равнодушие к политике – тоже одна из форм политической деятельности. (А. Моруа)
3. Плохую власть выбирают хорошие люди, которые не ходят на выборы. (У. Черчилль)
4. Образование делает хорошего человека лучше, а плохого – хуже. (Т. Фуллер)
5. Науку часто смешивают со знанием. Это грубое недоразумение. Наука есть не только знание, но и сознание, то есть умение пользоваться знанием как следует. (В.О.Ключевский)
9. Благосостояние государства обеспечивают не те деньги, которые оно ежегодно отпускает чиновникам, а те, что оно ежегодно оставляет в карманах граждан. (И. Этвеш)
10. Мы трудимся лишь над тем, чтобы заполнить свою память, оставляя разум и совесть праздными. (М. Монтень)
Критерии:
1. Понимание темы и соответствие ей содержания работы:
а) умение выделять проблему, которую сформулировал автор;
б) умение обосновать ее значимость для общественных наук и социальной практики;
в) выделение аспектов проблемы и понимание связи между ними;
г) соответствие содержания работы заявленной теме.
2. Умение сформулировать и обосновать вашу собственную точку зрения
при раскрытии темы.
3. Владение теоретическим и фактическим материалом по теме:
а) внутреннее смысловое единство, согласованность ключевых тезисов и
утверждений, непротиворечивость суждений, отсутствие пробелов в аргументации;
б) опора на научные теории, владение понятиями курса;
в) опора на факты общественной жизни, личный социальный опыт;
г) использование примеров из всемирной и отечественной истории;
д) использование примеров из произведений мировой культуры (литература, театр, кино, живопись, музыка и т.д.)
е) уместность приводимых аргументов.
4. Умение сформулировать основные выводы по итогам рассмотрения
темы.
Оценка за работу
(Заполняется жюри)
Задание | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | эссе | Итог |
Оценка | | | | | | | | | | |
Члены жюри: