СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Олимпиадные задания по теме «Фразеология»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Олимпиадные задания по теме «Фразеология»

Просмотр содержимого документа
«Олимпиадные задания по теме «Фразеология»»

Олимпиадные задания по теме «Фразеология»


Задание 1. Замените предложенные фразеологические обороты словами- синонимами:

Рукой падать-

кривить душой-

повесить нос-


Задание 2.Подберите к каждому из данных фразеологизмов антонимичный.

заварить кашу-

жить душа в душу-

на ночь глядя-

водой не разольешь-


Задание 3. Укажите предложение, в котором нет фразеологизма:

1) Я от нечего делать зашёл к Шалимовым.
2) Всё равно не дам, пока не дочитаю! – отчаянно сказал я, потому что расстаться с повестью о Севастополе было, казалось, выше моих сил.
3) Впрочем, Лёшкины дразнилки были беззлобные, а по-настоящему злился он, если к нему лезли под руку во время важной работы.   
4) Я непослушными пальцами расстегнул на животе оловянные пуговки, запихал книгу и боком скользнул на кухню.

Задание 4. В каком варианте ответа средством выразительности речи является фразеологизм?

1)Телефон затих, зелёный экранчик погас, будто он взял руками чьё-то тёплое сердце и, сдавив его, заставил остановиться.
2)Ему казалось, что телефон дрожит в конвульсиях, словно по мёртвому телу пробегает последняя судорога.
3)Эту растяпу в розовом теперь днём с огнём не сыщешь.
4)Он вздохнул, вновь отключил телефон, положил его в карман и, чтобы отвлечься от дурных мыслей, стал методично складывать цифры в номерах проезжавших мимо машин.

Задание 5: Прочтите следующие фразеологизмы, включающие устаревшие элементы: Врата адова, глас вопиющего в пустыне, древо от плода своего познает себя, из млад ногтии, преломити хлеб, камо грядеши, притча во языцех, аки тать в нощи, адамова нагость, ждать, как манны небесной.

Какие старославянизмы использованы в данных устойчивых выражениях?

Задание 6:

Чем отличается значение фразеологизмов, включающих устаревшие элементы от устойчивых выражений русского языка

Задание 7:

Существуют обороты, принятые во многих языках и полностью сохраняющие смысл: ахиллесова пята; волк в овечьей шкуре. Есть так называемые аналоги -выражения, близкие по смыслу, но различающиеся образами. Подберите к данным иностранным устойчивым вы­ражениям русские аналоги.

 1) Везти сов в Афи­ны (греч.);

2) рыба еще в воде, а он сковороду на огонь ставит (армянск.);

3) дождь льет алебардами (франц.); дождь льет кошками и собаками (англ.).


Задание 8: Найдите антонимичные фразеологизмы.  

 

Черная кровь                                    Выдерживать характер

Гонять лодыря                                 Без царя в голове

Грош цена                                          За тридевять земель

Повернуть оглобли назад            Голубая кровь

Два шага                                           Цены нет

Голова на плечах                           Гнуть спину


Задание 9

По лексическому значению назовите фразеологизм и запишите его в соответствующую строку кроссворда.

Ф

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Р

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

А

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

З

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Е

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

О

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Л

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

О

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Г

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

И

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Я

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1) Чудодейст­венное вещество, которое, по пред­ставлениям средневе­ковых алхимиков, мо­жет возвращать молодость, излечивать все болезни, превращать металлы в зо­лото.

2) Мужественный, великодушный, высоко­нравственный человек.

3) Слабая, уязвимая сто­рона кого-либо.

4) Оторвавшийся от семьи, сбив­шийся с правильного жизненного пути человек.

5) Сделать что-то быстро, не вникая в суть дела, простой подписью под каким-либо распоряжени­ем, приказом.

6) Выражать в той или иной кон­кретной материальной форме что-либо.

7) Дело сдвинулось с мертвой точки.

8) От начала до кон­ца.

9) Крайний предел, крайность в чем-либо.

10) Очень громкий, звучный голос.

11) Причина ссоры.



Задание 10

В данном тексте отметьте все фразеологизмы. Найдите в тексте фразеологизмы, которые имеют одинаковое значение.

 

Мой самый близкий друг Шурик любил, оказывается, считать ворон, бить баклуши и гонять лодыря. Дома он, как о том были наслышаны все в квартале, палец о палец не ударял, чтобы помочь бабушке. Как его только ни корили вернувшиеся с работы родители, что ему ни выговаривали, а ему все нипочем. В один из вечеров мы, приятели Шурика, услышали, что на его месте мы давно бы сквозь землю провалились и что мучили бы нас угрызения совести. А этому, что ни толкуй – в одно ухо влетает, в другое вылетает. И таким он, оказывается, был и когда от горшка два вершка только составлял, и теперь, вымахавши с коломенскую версту. Все с него как с гуся вода, все ему что об стенку горох. – Нет, мать, – заключил однажды отец, – я больше не намерен бросать слова на ветер и сидеть сложа руки. И он потянулся за ремнем на стене, чтобы Шурику всыпать по первое число, задать баню, снять с него стружку и, в конце концов, показать где раки зимуют...

(По Э.А. Вартаньяну)



Ответы:

Задание 1:


  1. Рукой подать –близко, неподалеку, рядом, поблизости, под носом, недалеко, вблизи

  2. Кривить душой - лгать
    3) . Повесить нос - опустить голову, упасть духом, пригорюниться, запечалиться, поникнуть, повесить голову, сникнуть, взгрустнуть, приуныть, загрустить, взгрустнуться, опечалиться, скиснуть, затужить, пасть духом

Задание 2:

  1. расхлёбывать кашу

  2. как кошка с собакой

  3. ни свет ни заря

  4. как кошка с собакой

Задание 3-4

Задание 4-3

Задание5-Фонетические: врата – ворота, глас – голос, древо – дерево, млад – молод, преломити – переломить, нощи – ночи; словообразовательные: вопиющего, преломити; лексические: адов, грядешь, притча, аки, тать, адамов, манна

Задание 6 Фразеологизмы, включающие устаревшую лексику, встречаются в высокой, торжественной речи, употребляются в художественных текстах и духовной литературе. Выражения современного русского языка зачастую используются в быту, в речи разговорной

Задание 7

1) Везти сов в Афи­ны (греч.) - ехать в Тулу со своим само­варом;

2) рыба еще в воде, а он сковороду на огонь ставит (армянск.) - делить шкуру неубитого мед­ведя;

3) дождь льет алебардами (франц.); дождь льет кошками и собаками (англ.) - дождь льет как из ведра.


Задание 8

1.Черная кровь                                    4.Выдерживать характер

2.Гонять лодыря                                 6. Без царя в голове

3.Грош цена                                          5.За тридевять земель

4.Повернуть оглобли назад            1. Голубая кровь

5.Два шага                                          3.  Цены нет

6.Голова на плечах                          2. Гнуть спину


Задание 9:

 Решите кроссворд: по лексическому значе­нию определите фразеологизм и запишите в соответствую­щую строку кроссворда. Если вы правильно выполните задание, выделенная строка крос­сворда ука­жет особен­ность данных устойчивых обо­ротов.

Философский камень;

рыцарь без страха и упрека;

ахиллесова пята;

заблудшая овечка;

единым росчерком пера;

облекаться в плоть и кровь;

лед тронулся;

от аза до ижицы;

геркулесовы столпы;

иерихонская труба;

яблоко раздора.

Задание 10

Мой самый близкий друг Шурик любил, оказывается, считать воронбить баклуши и гонять лодыря. Дома он, как о том были наслышаны все в квартале, палец о палец не ударял, чтобы помочь бабушке. Как его только ни корили вернувшиеся с работы родители, что ему ни выговаривали, а ему все нипочем. В один из вечеров мы, приятели Шурика, услышали, что на его месте мы давно бы сквозь землю провалились и что мучили бы нас угрызения совести. А этому, что ни толкуй – в одно ухо влетает, в другое вылетает. И таким он, оказывается, был и когда от горшка два вершка только составлял, и теперь, вымахавши с коломенскую версту. Все с него как с гуся вода, все ему что об стенку горох. – Нет, мать, – заключил однажды отец, – я больше не намерен бросать слова на ветер и сидеть сложа руки. И он потянулся за ремнем на стене, чтобы Шурику всыпать по первое числозадать банюснять с него стружку и, в конце концов, показать где раки зимуют...

(По Э.А. Вартаньяну)



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!