Олимпиадные задания по теме «Фразеология»
Задание 1. Замените предложенные фразеологические обороты словами- синонимами:
Рукой падать-
кривить душой-
повесить нос-
Задание 2.Подберите к каждому из данных фразеологизмов антонимичный.
заварить кашу-
жить душа в душу-
на ночь глядя-
водой не разольешь-
Задание 3. Укажите предложение, в котором нет фразеологизма:
1) Я от нечего делать зашёл к Шалимовым.
2) Всё равно не дам, пока не дочитаю! – отчаянно сказал я, потому что расстаться с повестью о Севастополе было, казалось, выше моих сил.
3) Впрочем, Лёшкины дразнилки были беззлобные, а по-настоящему злился он, если к нему лезли под руку во время важной работы.
4) Я непослушными пальцами расстегнул на животе оловянные пуговки, запихал книгу и боком скользнул на кухню.
Задание 4. В каком варианте ответа средством выразительности речи является фразеологизм?
1)Телефон затих, зелёный экранчик погас, будто он взял руками чьё-то тёплое сердце и, сдавив его, заставил остановиться.
2)Ему казалось, что телефон дрожит в конвульсиях, словно по мёртвому телу пробегает последняя судорога.
3)Эту растяпу в розовом теперь днём с огнём не сыщешь.
4)Он вздохнул, вновь отключил телефон, положил его в карман и, чтобы отвлечься от дурных мыслей, стал методично складывать цифры в номерах проезжавших мимо машин.
Задание 5: Прочтите следующие фразеологизмы, включающие устаревшие элементы: Врата адова, глас вопиющего в пустыне, древо от плода своего познает себя, из млад ногтии, преломити хлеб, камо грядеши, притча во языцех, аки тать в нощи, адамова нагость, ждать, как манны небесной.
Какие старославянизмы использованы в данных устойчивых выражениях?
Задание 6:
Чем отличается значение фразеологизмов, включающих устаревшие элементы от устойчивых выражений русского языка
Задание 7:
Существуют обороты, принятые во многих языках и полностью сохраняющие смысл: ахиллесова пята; волк в овечьей шкуре. Есть так называемые аналоги -выражения, близкие по смыслу, но различающиеся образами. Подберите к данным иностранным устойчивым выражениям русские аналоги.
1) Везти сов в Афины (греч.);
2) рыба еще в воде, а он сковороду на огонь ставит (армянск.);
3) дождь льет алебардами (франц.); дождь льет кошками и собаками (англ.).
Задание 8: Найдите антонимичные фразеологизмы.
Черная кровь Выдерживать характер
Гонять лодыря Без царя в голове
Грош цена За тридевять земель
Повернуть оглобли назад Голубая кровь
Два шага Цены нет
Голова на плечах Гнуть спину
Задание 9
По лексическому значению назовите фразеологизм и запишите его в соответствующую строку кроссворда.
1) Чудодейственное вещество, которое, по представлениям средневековых алхимиков, может возвращать молодость, излечивать все болезни, превращать металлы в золото.
2) Мужественный, великодушный, высоконравственный человек.
3) Слабая, уязвимая сторона кого-либо.
4) Оторвавшийся от семьи, сбившийся с правильного жизненного пути человек.
5) Сделать что-то быстро, не вникая в суть дела, простой подписью под каким-либо распоряжением, приказом.
6) Выражать в той или иной конкретной материальной форме что-либо.
7) Дело сдвинулось с мертвой точки.
8) От начала до конца.
9) Крайний предел, крайность в чем-либо.
10) Очень громкий, звучный голос.
11) Причина ссоры.
Задание 10
В данном тексте отметьте все фразеологизмы. Найдите в тексте фразеологизмы, которые имеют одинаковое значение.
Мой самый близкий друг Шурик любил, оказывается, считать ворон, бить баклуши и гонять лодыря. Дома он, как о том были наслышаны все в квартале, палец о палец не ударял, чтобы помочь бабушке. Как его только ни корили вернувшиеся с работы родители, что ему ни выговаривали, а ему все нипочем. В один из вечеров мы, приятели Шурика, услышали, что на его месте мы давно бы сквозь землю провалились и что мучили бы нас угрызения совести. А этому, что ни толкуй – в одно ухо влетает, в другое вылетает. И таким он, оказывается, был и когда от горшка два вершка только составлял, и теперь, вымахавши с коломенскую версту. Все с него как с гуся вода, все ему что об стенку горох. – Нет, мать, – заключил однажды отец, – я больше не намерен бросать слова на ветер и сидеть сложа руки. И он потянулся за ремнем на стене, чтобы Шурику всыпать по первое число, задать баню, снять с него стружку и, в конце концов, показать где раки зимуют...
(По Э.А. Вартаньяну)
Ответы:
Задание 1:
Рукой подать –близко, неподалеку, рядом, поблизости, под носом, недалеко, вблизи
Кривить душой - лгать
3) . Повесить нос - опустить голову, упасть духом, пригорюниться, запечалиться, поникнуть, повесить голову, сникнуть, взгрустнуть, приуныть, загрустить, взгрустнуться, опечалиться, скиснуть, затужить, пасть духом
Задание 2:
расхлёбывать кашу
как кошка с собакой
ни свет ни заря
как кошка с собакой
Задание 3-4
Задание 4-3
Задание5-Фонетические: врата – ворота, глас – голос, древо – дерево, млад – молод, преломити – переломить, нощи – ночи; словообразовательные: вопиющего, преломити; лексические: адов, грядешь, притча, аки, тать, адамов, манна
Задание 6 Фразеологизмы, включающие устаревшую лексику, встречаются в высокой, торжественной речи, употребляются в художественных текстах и духовной литературе. Выражения современного русского языка зачастую используются в быту, в речи разговорной
Задание 7
1) Везти сов в Афины (греч.) - ехать в Тулу со своим самоваром;
2) рыба еще в воде, а он сковороду на огонь ставит (армянск.) - делить шкуру неубитого медведя;
3) дождь льет алебардами (франц.); дождь льет кошками и собаками (англ.) - дождь льет как из ведра.
Задание 8
1.Черная кровь 4.Выдерживать характер
2.Гонять лодыря 6. Без царя в голове
3.Грош цена 5.За тридевять земель
4.Повернуть оглобли назад 1. Голубая кровь
5.Два шага 3. Цены нет
6.Голова на плечах 2. Гнуть спину
Задание 9:
Решите кроссворд: по лексическому значению определите фразеологизм и запишите в соответствующую строку кроссворда. Если вы правильно выполните задание, выделенная строка кроссворда укажет особенность данных устойчивых оборотов.
Философский камень;
рыцарь без страха и упрека;
ахиллесова пята;
заблудшая овечка;
единым росчерком пера;
облекаться в плоть и кровь;
лед тронулся;
от аза до ижицы;
геркулесовы столпы;
иерихонская труба;
яблоко раздора.
Задание 10
Мой самый близкий друг Шурик любил, оказывается, считать ворон, бить баклуши и гонять лодыря. Дома он, как о том были наслышаны все в квартале, палец о палец не ударял, чтобы помочь бабушке. Как его только ни корили вернувшиеся с работы родители, что ему ни выговаривали, а ему все нипочем. В один из вечеров мы, приятели Шурика, услышали, что на его месте мы давно бы сквозь землю провалились и что мучили бы нас угрызения совести. А этому, что ни толкуй – в одно ухо влетает, в другое вылетает. И таким он, оказывается, был и когда от горшка два вершка только составлял, и теперь, вымахавши с коломенскую версту. Все с него как с гуся вода, все ему что об стенку горох. – Нет, мать, – заключил однажды отец, – я больше не намерен бросать слова на ветер и сидеть сложа руки. И он потянулся за ремнем на стене, чтобы Шурику всыпать по первое число, задать баню, снять с него стружку и, в конце концов, показать где раки зимуют...
(По Э.А. Вартаньяну)