СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Олимпиадные задания русский язык 2-4 классы

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

олимпиадные задания русский язык 2-4 классы

Просмотр содержимого документа
«Олимпиадные задания русский язык 2-4 классы»

2 класс

Вариант I

Задания, оцениваемые в 1 балл.

1. Подчеркните буквы, обозначающие звук [т], [т'].

Директор предприятия подписал документ и отдал его представителю подшефной фабрики.

2. Вместо пропуска вставьте слово, которое служило бы концом первого и началом второго слова.

часто.. .. ..ос обо .. .. .. .. .. озей воз .. .. .. арь

3. Запиши, раскрыв скобки.

Хорошее слово (до) сердца (до) йдет.

Какая (до) сада, не (до) шел (до) сада.

4. Эти слова состоят из трёх одинаковых, но занимающих разные места в словах букв. Чтобы вы угадали слова, будут названы номера букв в алфавите. Это – двенадцатая, шестнадцатая и двадцатая буквы. Запишите три слова.

5. Выдели корень в подчеркнутых словах.

Слепить глаза, слепить игрушку.

6. Подчеркните в предложениях подлежащее и сказуемое.

Порывы ледяного ветра обжигают лицо. Зеркало отражало луч солнца.

7. Если к Ниф-Нифу, Нуф-Нуфу и Наф-Нафу приедет в гости Хрюша, то у волка появится возможность съесть сразу четверых:

поросенков, поросят, поросенок, поросятков.

Подчеркни правильный вариант слова.

Задания, оцениваемые в 2 балла.

1. Подчеркните букву, которая обозначает звук [й].

Лайка, объявление, добрая, пень, яблоко, килька, енот.

2. Определи части речи выделенных слов.

Посадила мама в печь пироги с капустой печь.

3. Запиши слова, такие же по составу.

Зимний_________________, прибрежный________________, столом_________________.

4. Найди и подчеркни «лишнюю» пару слов.

Робкий – смелый; широкий – узкий; громкий – сильный; темный – светлый.

5. Вспомни и запиши, как называется в народе такой человек.

Ел да устал, спал да намаялся.

Язык без костей: что хочет, то и лопочет.

6. В каждом ниженаписанном слове спрятался какой-нибудь зверь, найди зверя и подчеркни буквы, которые его называют.

Палисадник, заслонка, поселок, укротитель.

Задания, оцениваемые в 3 балла.

1. В каждой строке подчеркните «лишнее» слово.

1) Молоко, молочник, молоком.

2) Учить, изучать, зубрить.

3) Сожаление, жалить, жалость.

2. Подчеркни слова, в которых количество звуков и букв совпадает.

Праздник, листик, пень, польет, юла, яма, костер.

3. Подберите как можно больше родственных (однокоренных) слов к слову конь.

4. Запишите 4 слова с орфограммой «безударная гласная в корне слова», которые подходили бы к данным схемам состава слова «корень + окончание», «приставка + корень + окончание», «корень + суффикс + окончание», «приставка + корень + суффикс + окончание».

5. Продолжи текст-описание.

На день рождения мне подарили котенка. Он был………

























3 класс

олимпиадные задания

1. В этих строчках спрятаны слова. Найди и подчеркни их.

а) КРУНЕНАСТНЫЙОЛТРОСТНИКАПУСТНЫЙ

Б) СПРЯПОЗДНОКРЕСТНОСТЬШРАДОСТНЫЙ

Сосчитай, сколько здесь слов.

Подчеркни слова, которые будут проверочными:

а) для слов первой строчки: ненастье, трость, ненастные, тростник, уста, капуста, капустные, устное;

б) для слов второй строчки: поздние, окрестная, радость, опоздать, крест, опоздание.

Ответ: а) слова: ненастный, наст, тростник, капустный, устный;

б) слова: поздно, окрестность, радостный, крест, нос.

2. Соедини линиями слова, подходящие по смыслу.

табун охотничьих собак

стая рыбок

косяк оленей

свора лошадей

волков

уток

Ответ: табун лошадей, табун оленей; стая уток, стая волков; косяк уток, косяк рыбок; свора охотничьих собак.

3. Прочитай. Подчеркни те слова, которые употребляют в переносном значении.

В одной стране, в чудной стране,

Где не бывать тебе и мне,

Ботинок черным язычком

С утра лакает молочко,

И целый день в окошко

Глазком глядит картошка.

Бутылка горлышком поет,

Концерты вечером дает,

А стул на гнутых ножках

Танцует под гармошку.

В одной стране,

В чудной стране…

Ты почему не веришь мне?

И. Токмакова

4. Из первых букв названий нарисованных предметов сложи пословицу.

Ответ: Где хотение да терпение, там и умение.

5. Прочитай стихотворение А. Усачева.

Есть н..сы у журавлей,

Есть н..сы у кораблей,

Носик есть у ч..йника,

Только носик очень маленький.

Необычный зверь Носуха,

У Носухи нос до уха.

А огромный н..сорог

Вместо носа носит рог.

Подчеркни слово «нос», где оно употреблено в переносном значении. Выпиши родственные слова. Выдели общую часть.

Ответ: Носы у кораблей, носик у чайника.

Носы, носик, носорог.

6. Прочитай. Зачеркни слова, не подходящие по смыслу.

Маленький Саша весело заплакал.

Ребята пили чай с удовольствием и бубликами.

По дороге полз колючий гладенький ёжик.

Шёл снег и две девочки.

Зайчик перепрыгивал через пеньки, куст черники, сосны.

Ответ:

Маленький Саша заплакал.

Ребята пили чай с бубликами.

По дороге полз колючий ёжик.

Шёл снег.

Зайчик перепрыгивал через пеньки.

7. Что знаешь о предложении? Подчеркни правильные ответы.

а) Выражает признак предмета, количество звуков и букв в слове, законченную мысль.

б) Произносят с целью сообщить, разбудить, запомнить, о чём-то спросить, к чему-то побудить, насмешить.

в) Произносят с интонацией восклицательной, кричательной, вопросительной, шептательной, повествовательной, удивительной.

г) Состоит из точек, букв, слова или группы слов, звуков.

д) Оформляют:

слова пишут слитно, по слогам, раздельно;

первое слово пишут с печатной буквы, с заглавной буквы;

в конце ставят ( , . ? ! – …).

8. Составь из рыбок-слогов, плавающих в аквариуме:

1) Название города.

2) Кличку собаки.

3) Имя девочки.

4) Название дня недели.

5) Антоним слову «утро».

6) Глагол.

7) Синоним слова «зной».

8) Название фрукта.

9) Имя прилагательное.

10) Имя литературного героя.

Ответы: 1. Москва. 2. Барбос. 3. Дина. 4. Вторник. 5. Вечер. 6. Бежать. 7. Жара. 8. Груша. 9. Синий. 10. Герда.

9. К каждому слову из левого столбика подбери слово из правого так, чтобы получилось новое слово.

Ответы: буйвол, перстень, кипарис, карамель, парус, жаргон, призрак, следопыт, толокно, газель, тепловоз, бархан, сеновал, моряк, патока, банкрот, ломбард, садовод, балбес.

10. В строчках сочетаний букв найди слова и запиши их.

ПРАЛЛЕЯГОТСУББОТАРККЛАСС

СТРАКРОССЛОКТЕЛЕГРАММАИН

Отметь известные орфограммы. Составь и запиши предложения, используя эти слова.

Ответ: аллея, суббота, бот, класс; рак, кросс, телеграмма, грамм.

11. Прочитай строки из стихотворений А. Шибаева. Вставь пропу-щенные буквы. Запиши правильно последние слова в каждой строчке:

Вот село ..ысокое.

Место здесь ..ысокое.

Это кот ..ушок.

Он и вправду, как ..ушок.

Вот моя подружка ..оза.

А в руках подружки ..оза.

Это – речка .. ьма.

В речке рыбы ..ьма.

Подчеркни одной чертой слова, обозначающие имена собственные, а двумя чертами – имена нарицательные.

Ответ: Вот село Высокое.

Место здесь высокое.

Это кот Пушок.

Он и вправду, как пушок.

Вот моя подружка Роза.

А в руках подружки роза.

Это – речка Тьма.

В речке рыбы тьма.

12. Прочитай. Вставь пропущенные буквы.

Кто что н..сёт

..емён портфель несёт в руке,

..авлуша – двойку в дневнике.

..ерёжа сел на пароход –

Морскую вахту он несёт.

..ндрюша ходит в силачах –

Рюкзак несёт он на плечах.

Задиру ..ишу ..ётр побил –

Несёт потери ..ихаил.

..тепан не закрывает рот:

Он чепуху весь день несёт!

М. Яснов

Подчеркни слова, которые употреблены в переносном значении.

13. Назови одним словом.

1) Человек, который ловит рыбу.

2) Суп из рыбы.

3) Жена рыбака.

4) Ловить рыбу.


РЫБ





















– Расшифруй и запиши правильно:

БЕЗТРУДАНЕВЫНЕШЬИРЫБКУИЗПРУДА.

Ответ:


РЫБ

А

К




Н

Ы

Й



А

Ч

К

А


А

Ч

И

Т

Ь

Без труда не вынешь и рыбку из пруда.

14. Представь себе.

Пригласил Водитель родственников на день рождения. Водяной с дочкой Водицей подарил ему морские водоросли. Подводник принёс

водолазный костюм. Веселятся гости, поздравляют Водителя. Он им

свои водительские права показывал, а ещё рассказывал, как любит

водить машину. И я там был, хоровод водил, гостей всех проводил, но кто родственники, так и не уяснил. А ты?

Подчеркни слова, родственные слову водитель. Выдели их общую часть. Выпиши «чужаков», выдели корень.

Ответ: Водицей, водоросли, подводник, водолазный, водяной.

15. Подчеркни пары родственных слов. Выдели корень.

носик – переносить цветник – цветочек

пахнуть – запах сладкий – вкусный

молоко – молочник писк – пищать

Ответ: пахнуть – запах, молоко – молочник, цветник –


цветочек, писк – пищать.

16. Соотнеси слова и их схемы.

Лимон

лимончики

колокол

колокольчики

17. Прочитай слова, допиши новые приставки.

Ответ: поход, переход, вход, приход, выход, подход, уход, исход, сход, заход; подошёл, вышел, отошел, обошел, вошёл, пошёл, нашёл, зашел.

18. Прочитай.

Полка, посмотреть, налим, написать, загрустить, накрыть, стакан, выходить, изба.

а) Выпиши слова с приставками, выдели приставки.

б) Выпиши слова без приставок, выдели корень.

Ответ:

а) посмотреть, написать, загрустить, накрыть, выходить.

б) полка, налим, стакан, изба.

19. Запиши, открывая скобки. Подчеркни предлоги.

Решили лисы кролика (за)печь.

А кролик из духовки – прыг (за)печь.

Потом на лавку и в окошко (с) лавки:

Умчался в лес, где распевали (с)лавки.

Укажи, какой частью речи выражены похожие по звучанию слова.

Ответ:

Решили лисы кролика запечь(гл).

А кролик из духовки – прыг за печь(предл. сущ.).

Потом на лавку и в окошко с лавки(предл. сущ.):

Умчатся в лес, где распевали славки(сущ.).

20. Разгадай изографы и впиши их в нужные схемы.

а)

б)

в)

г)

д)

Ответы: а) Картина, картинный, картиночка. б) Корова, коровка, коровушка. в) Комар, комарик, комаришко. г) Заяц, зайка, зайчонок. д) Собака, собачка, собачонка.

21. Прочитай. Определи, где приставка, а где предлог.

Бабушка …бросила …плечи платок.

Повар …мешал сливки …мукой.

Дождик …шёл …садовой дорожке.

Самолёт …нялся высоко …облака.

Ответ:

22. Прочитай. Какая путаница может произойти здесь?

Вместо рубахи не носите брюк вы.

Вместо арбуза не просите брюквы,

Цифру всегда отличите от буквы,

И различите ли ясень и бук вы.

Я. Козловский

Выпиши слова, которые звучат одинаково, укажи части речи.

Ответ:

23. Зачеркни «четвёртое лишнее».

а) Подлежащее, сказуемое, предлог, второстепенные члены.

б) Слово, сказка, предложение, текст.

в) Существительное, прилагательное, приставка, глагол.

г) Очки, каникулы, ножницы, санки.

д) Стульчик, диванчик, огурчик.

е) Мозоль, тюль, шампунь.

ж) Четырехугольник, четыре, четверка.

Ответ:

а) предлог – это часть речи, а не член предложения;

б) сказка – жанр литературного произведения, а не понятие синтаксиса;

в) приставка – часть слова, а не часть речи;

г) очки – многозначное слово (прибор из двух стекол на дужках для улучшения зрения и защиты глаз; единица счета для обозначения количества выигрышей в спорте);

д) огурчик – это овощ, а не мебель;

е) мозоль – имя существительное женского рода, остальные – мужского;

ж) четыре – имя числительное, остальные – имена существительные.

24. Распространи предложение. Запиши его.

Сне [к] ж [ы] вет.

Ответ: Весной снег живет очень мало.

25. Вставь предлоги и прочитай получившееся четверостишие.

… утра … дома – на лужок,

… тропке … озеру, … лесок…

… такой дороги

… нас устали ноги!

А. Шибаев

Напиши формы слова «лужок», используя подходящие предлоги. Выдели окончания.

Ответ:

С утра из дома – на лужок,

По тропке к озеру, в лесок…

От такой дороги

У нас устали ноги!



4 класс



ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ОЛИМПИАДЕ

1. Дан текст в транскрипции: [у м’ ин’ а п’ ич’ ал’ ный’ в’ ит // галава май’а бал’ит // йа ч’ ихай’ у / йа ахр’ ип // што такой’ э // эта гр’ ип // н’ и рум’ аный’ гр’ ип в л’ису / а паганый’ гр’ ип в насу //]. запиши его по правилам русской орфографии и пунктуации.

Ответ: У меня печальный вид. Голова моя болит. Я чихаю, я охрип. Что такое? Это грипп! Не румяный гриб в лесу, а поганый грипп в носу.

2. Какие слова переданы фонетической транскрипцией?

[прут], [сй’эст], [й’эст], [бай’укат’], [рот], [душка], [грус’т’], [л’эс’т’].

Ответ: Пруд, прут. Съест, съезд. Ест. Баюкать. Рот, род. Дужка, душка. Грусть, груздь. Лесть, лезть.

3. Составьте предложение, используя все слова (форму слов изменять нельзя): день, над, густой, серый, клубился, озером, сырой, круглым, в, молочный, ненастный, непроглядный, этот, туман.

Ответ: В этот ненастный серый сырой день над круглым озером клубился молочный густой непроглядный туман.

4. Вставь подходящие корни слов так, чтобы получился связный текст:

…… очка …… ушка по…… ила …… ышко.

Вы……ло на …… ке ……ое ……ышко.

Ответ: Девочка Золушка посадила зернышко.

Выросло на грядке золотое солнышко.

5. Даны первые и последние буквы слов: т… е, л… ь. Какими частями речи могут быть данные слова, и в состав какой части слова могут входить указанные буквы? (Укажи все возможные варианты.) Приведи примеры.

Ответ:

Теплое – прилагательное, Лить – глагол,

тверже – наречие, лесть – сущ.,

табачище – сущ., лань – сущ.,

творение – сущ., лапоть – сущ.,

телевидение – сущ., лишь – наречие.

тридцатое – числительное,

тебе – местоимение.

6. Посмотри на картинки и закончи пословицы:


Какова пряха, …



Не сиди сложа руки, …


Ответ: Какова пряха, такова и рубаха. Не сиди сложа руки, не будет скуки.

7. Переставь буквы так, чтобы получились пословицы. Запиши их.

ВВКЛОО БОСТЬЯЯ – В ЕСЛ ЕН ДИОТХЬ.

ТЕН АДМЫ ЗБЕ ГНЯО.

Ответ: Волков бояться – в лес не ходить. Нет дыма без огня.

8. Прочитай текст, в котором заблудились устойчивые словосочетания. Подчеркни их и запиши верно все предложения.

Дождь лил как снег на голову. Скоро дело наладилось и пошло как сивый мерин. Я знал городские переулки как рыба в воде. Гости свалились как из ведра. Он всегда врет как по маслу. У себя во дворе Мишка был как свои пять пальцев.

Ответ: Дождь лил как из ведра. Скоро дело наладилось и пошло как по маслу. Я знал городские переулки как свои пять пальцев. Гости свалились снег на голову. Он всегда врет как сивый мерин. У себя во дворе Мишка был как рыба в воде.

9. Составь пословицы из слов: дружба, шило, смелый, свет, дрова, безделье, собака, дело, коса, потеха, ученье, лес, час, трусливый, время, служба, большой, кусать, маленький, мешок, лаять, утаить, камень, тьма, больше, неученье.

Ответ: Шило в мешке не утаишь. Ученье – свет, а неученье – тьма.

10. Составь предложение из четырех слов, в котором каждое слово начинается с указанной буквы: В, С, Н, Т. Последовательность букв менять нельзя.

Ответ: Вера, Света, Настя танцуют.

11. Запиши слова, обозначающие «комнаты» в разных учреждениях: в гостинице, в зоопарке, в поликлинике, в поезде, в школе, в музее, в монастыре, в самолете, на корабле, в театре, на заводе, в больнице.

Ответ: Номер, клетка, кабинет, купе, класс, зал, келья, каюта, ложа, цех, палата.

12. Из букв слова ВТОРОКЛАССНИК составь 10 существительных.

Ответ: Рот, класс, кино, кот, ток, кол, сок, коса, оса, рок, вор, ров, лак и т. д.

13. Распредели слова на две группы: добрый, доброта, белила, беленький, солнышко, солнечный.

Ответ: Существительные: доброта, белила, солнышко. Прилагательные: добрый, беленький, солнечный.

14. Распредели слова на две группы: водитель, громоотвод, водокачка, водопой, приводить, водоворот.

Ответ: Водитель, громоотвод, приводить – от «водить»; водокачка, водопой, водоворот – от «вода».

15. Распредели слова на две группы: вода, водитель, водит, водичка, жидкость, шофёр, таксист, кипяток.

Ответ: Возможны любые из вариантов.

а) По смыслу: 1-я группа – вода, водичка, жидкость, кипяток; 2-я груп-
па – водитель, водит, шофёр, таксист.

б) По частям речи: существительные: вода, водитель, водичка, жидкость, шофёр, таксист, кипяток.

Глагол: водит.

в) Однокоренные слова: вода – водичка, водитель – водит. Слова, не являющиеся однокоренными: жидкость, шофёр, таксист, кипяток.

16. Подбери и запиши слово такого же состава, как слово ПОВОЗКА.

Ответ: Запеканка, посадка, побелка и т. д.

17. Подбери и запиши по два слова с таким же составом, как слова ПОЛЁТ, УГОЛОК.

Ответ: Полет – поезд, поход, восход; уголок – ездок, вершок.

18. Прочитай зашифрованную фразу и запиши её правильно.

К

Й

Г

А

И

Й

И

О

Н

Б

З

Ч

М

Е

Ю

Я

У

Ш

Т

Л

Ответ: Любите наш могучий язык.

19. К данным словам подбери слова, близкие по значению. Выдели окончания, обозначь падеж и склонение: по шоссе – ..., об Отчизне – …

Ответ: По шоссе – по дороге (Д. п., 1-е скл.). Об Отчизне – о Родине (П. п., 1-е скл.).

20. Подбери и запиши такие три слова, в которых звуков меньше, чем букв.

Ответ: Мышь, дочь, пень, пеньки и т. д.




















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!