Разработка урока по истории Древнего мира в 5 классе
«Олимпийские игры в древности»
Цели урока:
1. Познакомить учащихся с историей Олимпийских игр в древности и показать их значение в жизни Древней Греции.
2. Продолжить формирование умений работать с текстом учебника, выделяя главное.
3. Расширить кругозор учащихся, подчеркнуть миротворческую роль Олимпийских игр.
Задачи:
1. Усвоение фактов и основных идей, с помощью иллюстративного материала.
2. Изучение новых понятий по данной теме.
3. Организация деятельности учащихся по применению универсальных учебных действий.
Ожидаемые результаты:
В ходе проведения урока учащиеся смогут:
- рассказать, как проходили Олимпийские игры в Древней Греции, кому они были посвящены;
- объяснить значение Олимпийских игр в жизни эллинов;
- назвать виды спорта в Древней Греции.
Формирование следующих универсальных учебных действий:
Регулятивные
1. Определять цель, проблему в учебной деятельности.
2. Выдвигать версии.
3. Планировать деятельность в учебной ситуации.
4. Оценивать степень и способы достижения цели в учебной ситуации.
Познавательные
1. Владеть смысловым чтением.
2. Выявлять причинно-следственные связи.
3. Делать выводы.
4. Самостоятельно работать с информацией, находить её, осмысливать и использовать.
5. Доказывать.
6. Сравнивать.
7. Анализировать – выделять главное.
Личностные
1.Оценивать свои и чужие поступки.
2.Оценить значение спорта для формирования здорового образа жизни.
Коммуникативные
1. Излагать своё мнение, аргументируя его.
Учебное оборудование:
мультимедийный проектор, экран, учебник, тетрадь.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
Учитель: Здравствуйте. Рада приветствовать вас на уроке. Давайте познакомимся – меня зовут Наталья Николаевна, сегодня я проведу для вас урок истории. Сегодня у вас на уроке присутствуют гости. Я прошу вас, не смущаться, и работать в вашем обычном режиме. Давайте создадим, друг другу хорошее настроение - улыбнемся. Я желаю нам, вместе плодотворно потрудиться.
2. Актуализация опорных знаний обучающихся и подготовка к восприятию нового материала.
Ребята на прошлых уроках вы проходили поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Сегодня я хочу провести с вами небольшую игру, чтобы закрепить полученные вами знания. У вас на столе лежат два листа А4, один подписан «Илиада», другой соответственно «Одиссея». Также перед вами конверт с карточками, на которых написаны основные герои и события двух поэм. Ваша задача правильно распределить карточки по листам. Начинаем!
Проверка задания.
Молодцы, ребята, вы хорошо усвоили пройденный материал. Теперь давайте перейдем к изучению нового.
Сегодня мы с вами продолжим совершать путешествие по удивительному, загадочному миру, миру Древней истории. Мы отправляемся в Древнюю Элладу.
Тема нашего сегодняшнего урока… А впрочем, попытайтесь сформулировать тему урока сами. Взгляните на слайд презентации, что на нем изображено? Слайд 1
Да, это древнегреческая амфора, на ней изображены бегуны.
А это что за цветные колечки?
Конечно, это символ Олимпийских игр.
(Древнегреческая амфора с изображением бегунов, и картинка «олимпийские кольца»).
И вы, конечно же, готовы назвать тему нашего сегодняшнего урока? («Олимпийские игры в древности») Слайд 2
Откройте свои тетради и запишите число и тему урока
Ребята, а вам интересно узнать, как проходили Олимпийские игры в Древней Греции.
Есть у меня шестеро помощников.
Зовут их: Где? Когда? Кто? Что? Сколько? Почему?
(на доску выводятся вопросы, слайд 3)
Это вопросы, на которые нам предстоит ответить в ходе изучения темы. Я предлагаю вам сформулировать их самостоятельно.
Ставят вопросы дети:
Где? Где проходили
Когда? Когда первый раз проходили
Кто? Участвовал
Сколько? Сколько длились?
Что? Что получал победитель / что в программе состязаний
Слайд 4. Почему? Это будет наш главный проблемный вопрос: почему олимпийские игры были и остаются любимым общегреческим и мировым спортивным праздником? Слайд 4
Сегодня мы найдем ответы на эти вопросы. У вас на столе лежит «Дневник путешественника». По изучения нового материала, мы будем записывать ответы на эти вопросы. Итак, в путь, в Древнюю Грецию.
План нашего урока: под запись слайд 5
Происхождение Олимпийских игр.
Пять незабываемых дней.
Символы Олимпийских игр.
3. Открытие новых знаний.
Олимпийские игры получили свое название благодаря древнегреческому городу Олимпия, в котором проводились 1 раз в 4 года. Записываем в «Дневник путешественника».
Взгляните на карту, этот город располагался в Южной Греции на территории области – Эллады. Слайд 6
Почему же центром Олимпийских игр стала Олимпия?
(Местом их проведения была избрана Олимпия, т.к. до нее было легко добираться из всех греческих городов, удобное местоположение).
Впервые Олимпийские игры были проведены в Древней Греции приблизительно
в 776 году до н.э. (слайды 7,). Записываем в «Дневник путешественника».
По одной из версий, царь Элиды Ифит, видя, что его народ устал от бесконечных войн, отправился в Дельфы, где жрица Аполлона передала ему повеление богов: устроить общегреческие атлетические празднества. После чего Ифит и спартанский царь Ликург установили порядок проведения таких игр и заключили священный союз. Олимпию, где надлежало проводить это празднество, объявили священным местом, а любого, кто войдет в ее пределы вооруженным, – преступником.
Игры были посвящены богу Зевсу. Слайд 8
В год Олимпийских игр глашатаи разносили по городам Эллады радостную весть: «Все в Олимпию! Священный мир объявлен! Дороги безопасны! Да победят сильнейшие!» слайд 9
- Что нового об Олимпиаде мы можем узнать из этого призыва?
1. В Олимпиаде участвовали все греческие полисы.
2. На время проведения Олимпиады, прекращались войны. Под страхом проклятия и немилости богов никто не мог появиться в Олимпии с оружием. Даже разбойники и пираты не нападали на путников. Каждые Олимпийские игры были настоящим праздником для греческого народа.
3. Игры были честными.
Итак, глашатай нас позвал, и мы отправляемся в Олимпию на самые первые Олимпийский игры.
В состязаниях могли участвовать все свободные греки: богатые и бедные. К играм готовились почти за год до соревнований, а за месяц до открытия игр атлетам нужно было прибыть в Олимпию и тренироваться там.
И для нас с вами Олимпийские игры сегодня – это важнейший спортивный праздник. Как они проводятся, и кто участвует, мы знаем. В Древней Греции было одно большое отличие от современности. Давайте обратимся к учебнику и определим его.
Работа с учебником: стр.155 пункт 2.
Так, что это за отличие? (Женщины не имели права участвовать в играх). Записать в «Дневник путешественника».
Пять незабываемых дней.
Олимпийские игры проходили летом и продолжались всего пять дней. Записать в «Дневник путешественника».
Первый день. Атлеты приносили жертвы богам, давали клятву бороться честно. Судьи клялись выносить справедливые решения. Слайд 10
Физкультминутка
В Древней Греции, перед тем как начать состязания, атлеты проводили разминку, давайте встанем и разомнемся.
Чтобы сильным стать и ловким,
Приступаем к тренировке (шагаем на месте)
Круг почета пробежать (бег на месте),
Или тяжести поднять (сгибание и разгибание рук)
Головою покрути – лево-право,
Не спеши, лево-право, лево-право.
А теперь поприседаем,
До пяти все посчитаем.
Сделать вдох и сделать выдох (вдох-выдох)
Сделать выдох, сделать вдох (выдох-вдох)
Будь атлет всегда готов! (аплодисменты)
2-4-й день – прохождение состязаний. Слайды 11-14
Главное состязание — это пятиборье. Пятиборье – соревнование одного человека в пяти видах спорта. Что это за пять видов, я предлагаю вам ответить самим. Взгляните на презентацию, на ней вы видите амфоры с изображением тех видов спорта, которые проводились в пятиборье.
Ответы учеников:
1 – Бег.
Пятиборье начиналось с бега. Дистанция равнялась одному стадию - 192 м (от этого названия произошло наше слово - стадион).
2 – Прыжки в длину.
3 – 4 – метание диска и копья.
5 - Борьба - панкратион. Древнегреческое каратэ.
Все эти соревнования проходили на стадионе, но один вид состязаний, самый захватывающий, проходил на ипподроме (место для проведения конных соревнований) – это гонки колесниц. Они проходили в четвертый день соревнований. Слайд 15
На огромной скорости колесницы, запряженные четверками лошадей, неслись по арене ипподрома. Двенадцать раз надо было промчаться по кругу, обогнав соперников.
5-й день Олимпиады. Слайд 16
В этот день перед храмом Зевса, ставили стол из золота и слоновой кости. На нем лежали награды – венки из ветвей оливы. Победители один за другим подходили к главному судье, который возлагал на их головы наградные венки. Глашатай объявлял имя атлета и называл его родной город. А зрители восторженно кричали: «Слава победителю!» Олимпионик, победивший в состязаниях трижды, получал право поставить в Олимпии свою собственную статую. Жители города, который представлял победитель, одаривали его дорогими подарками, освобождали от налогов, назначали пожизненную пенсию, предоставляли бесплатное место в театре. Возвращение победителя к себе на родину превращалось в подлинно триумфальное шествие. Греки вели учет достижений прославленных атлетов. На их примере воспитывалась молодежь. Некоторые из них почитались наравне с богами.
Связь с современностью
Олимпийские игры стали не только своеобразной традицией, они по-прежнему представляют собой яркое, захватывающее зрелище, к которому пристально приковано внимание мировой общественности. Дважды они проходили в России: в 1980 году - в Москве, в 2014 году – в Сочи (слайд 17, 18).
4. Актуализация знаний. Рефлексия
Учитель: Вспомним главный проблемный вопрос
Почему олимпийские игры были и остаются любимым общегреческим и мировым праздником?
Отвечают дети.
Учитель: Чтобы выяснить, как вы усвоили материал, были ли внимательными, предлагаю вам выполнить еще одно интересное задание найти ошибки в предложенном тексте.
Оценка работы учащихся.
(слайд 20)
4. Подведение итогов.
Учитель: Вот и подошло к концу наше путешествие.
Ваше домашнее задание: я вам раздаю картинки с символами Олимпийских игр. 1) Ваша задача: раскрасить олимпийские кольца и узнать, что обозначает каждое кольцо. 2) Перед вами картинка с изображением голубя, узнать, как этот символ связан с Олимпийскими играми. 3) А также 3 слова на неизвестном языке, вам нужно их перевести.
И в заключении я хочу вас призвать к тому, чтобы вы стремились к здоровому образу жизни, любили спорт, так как он развивает точность, быстроту реакции, силу, выносливость и массу других необходимых человеку качеств. Я благодарю вас за работу! Слайд 19
Приложение 1
Проверка домашнего задания
Илиада Одиссея
Ахиллес 1) Циклоп
Гектор 2) Остров сирен
Троя 3) Сцилла и Харибда
Троянский конь 4) Остров Итака
Война 5) Пенелопа
Приложение 2
«Дневник путешественника»
Впишите пропущенные слова в текст
ГДЕ проходили__________________________________________
КОГДА прошли в первый раз_____________________________
КТО принимал участие___________________________________
ЧТО были за состязания___________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
СКОЛЬКО длились_______________________________________
Почему олимпийские игры были и остаются любимым общегреческим и мировым спортивным праздником?
Приложение 3
Текст с ошибками
Прошло четыре года, и у меня появилась возможность увидеть Олимпийские игры. Как всегда, они проходили на высокой горе Олимп. В течение недели я наслаждался захватывающими состязаниями шестиборцев.
В метании камня и диска отличился атлет из Египта, а в прыжках в длину – венок из ветвей винограда достался юной участнице из Спарты. Наибольший интерес у зрителей вызвали гонки на верблюдах. В заключительный день проходило награждение победителей. «Слава победителям!» - кричали все. Очень интересно было наблюдать мирные состязания между атлетами многих стран мира.
Текст без ошибок
Прошло четыре года, и у меня появилась возможность увидеть Олимпийские игры. Как всегда, они проходили в городе Олимпия. В течение 4 дней я наслаждался захватывающими состязаниями пятиборцев.
В метании копья и диска отличился атлет из Греции, а в прыжках в длину – венок из лавровых листьев достался юному участнику из Спарты. Наибольший интерес у зрителей вызвали гонки на колесницах. В заключительный день проходило награждение победителей. «Слава победителям!» - кричали все. Очень интересно было наблюдать мирные состязания между атлетами Греции.