СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Олимпийские игры в древности»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Олимпийские игры в древности»»

Разработка урока по истории Древнего мира в 5 классе

«Олимпийские игры в древности»



Цели урока:
1. Познакомить учащихся с историей Олимпийских игр в древности и показать их значение в жизни Древней Греции.
2. Продолжить формирование умений работать с текстом учебника, выделяя главное.

3. Расширить кругозор учащихся, подчеркнуть миротворческую роль Олимпийских игр.

Задачи:
1. Усвоение фактов и основных идей, с помощью иллюстративного материала.
2. Изучение новых понятий по данной теме.
3. Организация деятельности учащихся по применению универсальных учебных действий.

Ожидаемые результаты: 

В ходе проведения урока учащиеся смогут:
- рассказать, как проходили Олимпийские игры в Древней Греции, кому они были посвящены;
- объяснить значение Олимпийских игр в жизни эллинов;
- назвать виды спорта в Древней Греции.

Формирование следующих универсальных учебных действий:

Регулятивные

1. Определять цель, проблему в учебной деятельности.

2. Выдвигать версии.

3. Планировать деятельность в учебной ситуации.

4. Оценивать степень и способы достижения цели в учебной ситуации.

Познавательные

1. Владеть смысловым чтением.

2. Выявлять причинно-следственные связи.

3. Делать выводы.

4. Самостоятельно работать с информацией, находить её, осмысливать и использовать.

5. Доказывать.

6. Сравнивать.

7. Анализировать – выделять главное.

Личностные

1.Оценивать свои и чужие поступки.

2.Оценить значение спорта для формирования здорового образа жизни.

Коммуникативные

1. Излагать своё мнение, аргументируя его.

Учебное оборудование: 

мультимедийный проектор, экран,  учебник, тетрадь.



ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте. Рада приветствовать вас на уроке. Давайте познакомимся – меня зовут Наталья Николаевна, сегодня я проведу для вас урок истории. Сегодня у вас на уроке присутствуют гости. Я прошу вас, не смущаться, и  работать в вашем обычном режиме. Давайте создадим, друг другу хорошее настроение - улыбнемся. Я желаю нам, вместе плодотворно потрудиться.

2. Актуализация опорных знаний обучающихся и подготовка к восприятию нового материала.

Ребята на прошлых уроках вы проходили поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Сегодня я хочу провести с вами небольшую игру, чтобы закрепить полученные вами знания. У вас на столе лежат два листа А4, один подписан «Илиада», другой соответственно «Одиссея». Также перед вами конверт с карточками, на которых написаны основные герои и события двух поэм. Ваша задача правильно распределить карточки по листам. Начинаем!

Проверка задания.

Молодцы, ребята, вы хорошо усвоили пройденный материал. Теперь давайте перейдем к изучению нового.


Сегодня мы с вами продолжим совершать путешествие по удивительному, загадочному миру, миру Древней истории.  Мы отправляемся в Древнюю Элладу.

Тема нашего сегодняшнего урока… А впрочем, попытайтесь сформулировать тему урока сами. Взгляните на слайд презентации, что на нем изображено? Слайд 1

Да, это древнегреческая амфора, на ней изображены бегуны.

А это что за цветные колечки?

Конечно,  это символ Олимпийских игр.

(Древнегреческая амфора с изображением бегунов, и картинка «олимпийские кольца»).

И вы, конечно же, готовы назвать тему нашего сегодняшнего урока? («Олимпийские игры в древности») Слайд 2

Откройте свои тетради и запишите число и тему урока

Ребята, а вам интересно узнать, как проходили Олимпийские игры в Древней Греции.


Есть у меня шестеро помощников.

Зовут их: Где? Когда? Кто? Что? Сколько? Почему?

(на доску выводятся вопросы, слайд 3)

Это вопросы, на которые нам предстоит ответить в ходе изучения темы. Я предлагаю вам сформулировать их самостоятельно.

Ставят вопросы дети:

Где? Где проходили

Когда? Когда первый раз проходили

Кто? Участвовал

Сколько? Сколько длились?

Что? Что получал победитель / что в программе состязаний

Слайд 4. Почему?  Это будет наш главный проблемный вопрос: почему олимпийские игры были и остаются любимым общегреческим и мировым спортивным праздником? Слайд 4

Сегодня мы найдем ответы на эти вопросы. У вас на столе лежит «Дневник путешественника». По изучения нового материала, мы будем записывать ответы на эти вопросы. Итак, в путь, в Древнюю Грецию.

План нашего урока: под запись слайд 5

  1. Происхождение Олимпийских игр.

  2. Пять незабываемых дней.

  3. Символы Олимпийских игр.

3. Открытие новых знаний.

Олимпийские игры получили свое название благодаря  древнегреческому городу Олимпия, в котором проводились 1 раз в 4 года. Записываем в «Дневник путешественника».

Взгляните на карту, этот город располагался в Южной Греции на территории области – Эллады. Слайд 6

Почему же центром Олимпийских игр стала Олимпия?

(Местом их проведения была избрана Олимпия, т.к. до нее было легко добираться из всех греческих городов, удобное местоположение).


Впервые Олимпийские игры были проведены в Древней Греции приблизительно

в 776 году до н.э. (слайды 7,). Записываем в «Дневник путешественника».


По одной из версий, царь Элиды Ифит, видя, что его народ устал от бесконечных войн, отправился в Дельфы, где жрица Аполлона передала ему повеление богов: устроить общегреческие атлетические празднества. После чего Ифит и спартанский царь Ликург установили порядок проведения таких игр и заключили священный союз. Олимпию, где надлежало проводить это празднество, объявили священным местом, а любого, кто войдет в ее пределы вооруженным, – преступником.


Игры были посвящены богу Зевсу. Слайд 8



В год Олимпийских игр глашатаи разносили по городам Эллады радостную весть: «Все в Олимпию! Священный мир объявлен! Дороги безопасны! Да победят сильнейшие!» слайд 9

- Что нового об Олимпиаде мы можем узнать из этого призыва?

1. В Олимпиаде участвовали все греческие полисы.

2. На время проведения Олимпиады, прекращались войны. Под страхом проклятия и немилости богов никто не мог появиться в Олимпии с оружием. Даже разбойники и пираты не нападали на путников. Каждые Олимпийские игры были настоящим праздником для греческого народа.

3. Игры были честными.



Итак, глашатай нас позвал, и мы отправляемся в Олимпию на самые первые Олимпийский игры.

В состязаниях могли участвовать все свободные греки: богатые и бедные. К играм готовились почти за год до соревнований, а за месяц до открытия игр атлетам нужно было прибыть в Олимпию и тренироваться там.

И для нас с вами Олимпийские игры сегодня – это важнейший спортивный праздник. Как они проводятся, и кто участвует, мы знаем. В Древней Греции было одно большое отличие от современности. Давайте обратимся к учебнику и определим его.

Работа с учебником: стр.155 пункт 2.

Так, что это за отличие? (Женщины не имели права участвовать в играх). Записать в «Дневник путешественника».

Пять незабываемых дней.

Олимпийские игры проходили летом и продолжались всего пять дней. Записать в «Дневник путешественника».

Первый день.  Атлеты приносили жертвы богам, давали клятву бороться честно. Судьи клялись выносить справедливые решения. Слайд 10

Физкультминутка

В Древней Греции, перед тем как начать состязания, атлеты проводили разминку, давайте встанем и разомнемся.


Чтобы сильным стать и ловким,

Приступаем к тренировке (шагаем на месте)

Круг почета пробежать (бег на месте),

Или тяжести поднять (сгибание и разгибание рук)

Головою покрути – лево-право,

Не спеши, лево-право, лево-право.

А теперь поприседаем,

До пяти все посчитаем.

Сделать вдох и сделать выдох (вдох-выдох)

Сделать выдох, сделать вдох (выдох-вдох)

Будь атлет всегда готов! (аплодисменты)



2-4-й день – прохождение состязаний. Слайды 11-14

Главное состязание — это пятиборье. Пятиборье – соревнование одного человека в пяти видах спорта. Что это за пять видов, я предлагаю вам ответить самим. Взгляните на презентацию, на ней вы видите амфоры с изображением тех видов спорта, которые проводились в пятиборье.

Ответы учеников:

1 – Бег.

Пятиборье начиналось с бега. Дистанция равнялась одному стадию - 192 м (от этого названия произошло наше слово - стадион). 

2 – Прыжки в длину.

3 – 4 – метание диска и копья.

5 - Борьба - панкратион. Древнегреческое каратэ.

Все эти соревнования проходили на стадионе, но один вид состязаний, самый захватывающий,  проходил на ипподроме (место для проведения конных соревнований) – это гонки колесниц. Они проходили в четвертый день соревнований. Слайд 15

На огромной скорости колесницы, запряженные четверками лошадей, неслись по арене ипподрома. Двенадцать раз надо было промчаться по кругу, обогнав соперников.

5-й день Олимпиады. Слайд 16

В этот  день  перед храмом Зевса, ставили стол из золота и слоновой кости. На нем лежали награды – венки из ветвей оливы. Победители один за другим подходили к главному судье, который возлагал на их головы наградные венки. Глашатай объявлял имя атлета и называл его родной город. А зрители восторженно кричали: «Слава победителю!»  Олимпионик, победивший в состязаниях трижды, получал право поставить в Олимпии свою собственную статую. Жители города, который представлял победитель, одаривали его дорогими подарками, освобождали от налогов, назначали пожизненную пенсию, предоставляли бесплатное место в театре. Возвращение победителя к себе на родину превращалось в подлинно триумфальное шествие. Греки вели  учет достижений прославленных атлетов. На их примере воспитывалась молодежь. Некоторые из них почитались наравне с богами.

Связь с современностью

Олимпийские игры стали не только своеобразной традицией, они по-прежнему представляют собой яркое, захватывающее зрелище, к которому пристально приковано внимание мировой общественности. Дважды они проходили в России: в 1980 году - в Москве, в 2014 году – в Сочи (слайд 17, 18).



4. Актуализация знаний. Рефлексия

Учитель: Вспомним главный проблемный вопрос

Почему олимпийские игры были и остаются любимым общегреческим и мировым праздником?

Отвечают дети.

Учитель: Чтобы выяснить, как вы усвоили материал, были ли внимательными, предлагаю вам выполнить еще одно интересное задание найти ошибки в предложенном тексте.

Оценка работы учащихся.

(слайд 20)



4. Подведение итогов.

Учитель: Вот и подошло к концу наше путешествие.

Ваше домашнее задание: я вам раздаю картинки с символами Олимпийских игр. 1) Ваша задача: раскрасить олимпийские кольца и узнать, что обозначает каждое кольцо. 2) Перед вами картинка с изображением голубя, узнать, как этот символ связан с Олимпийскими играми. 3) А также 3 слова на неизвестном языке, вам нужно их перевести.

И в заключении я хочу вас призвать к тому, чтобы вы стремились к здоровому образу жизни, любили спорт, так как он развивает точность, быстроту реакции, силу, выносливость и массу других необходимых человеку качеств. Я благодарю вас за работу! Слайд 19























































Приложение 1

Проверка домашнего задания

Илиада Одиссея

  1. Ахиллес 1) Циклоп

  2. Гектор 2) Остров сирен

  3. Троя 3) Сцилла и Харибда

  4. Троянский конь 4) Остров Итака

  5. Война 5) Пенелопа



Приложение 2

«Дневник путешественника»

Впишите пропущенные слова в текст



  1. ГДЕ проходили__________________________________________



  1. КОГДА прошли в первый раз_____________________________



  1. КТО принимал участие___________________________________



  1. ЧТО были за состязания___________________________________________________



______________________________________________________________________________



______________________________________________________________________________

  1. СКОЛЬКО длились_______________________________________



Почему олимпийские игры были и остаются любимым общегреческим и мировым спортивным праздником?







Приложение 3

Текст с ошибками


Прошло четыре года, и у меня появилась возможность увидеть Олимпийские игры. Как всегда, они проходили на высокой горе Олимп. В течение недели я наслаждался захватывающими состязаниями шестиборцев.

В метании камня и диска отличился атлет из Египта, а в прыжках в длину – венок из ветвей винограда достался юной участнице из Спарты. Наибольший интерес у зрителей вызвали гонки на верблюдах. В заключительный день проходило награждение победителей. «Слава победителям!» - кричали все. Очень интересно было наблюдать мирные состязания между атлетами многих стран мира.


Текст без ошибок



Прошло четыре года, и у меня появилась возможность увидеть Олимпийские игры. Как всегда, они проходили в городе Олимпия. В течение 4 дней я наслаждался захватывающими состязаниями пятиборцев.

В метании копья и диска отличился атлет из Греции, а в прыжках в длину – венок из лавровых листьев достался юному участнику из Спарты. Наибольший интерес у зрителей вызвали гонки на колесницах. В заключительный день проходило награждение победителей. «Слава победителям!» - кричали все. Очень интересно было наблюдать мирные состязания между атлетами Греции.












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!