СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Она была поэтом… ( литературная гостиная по творчеству А. Ахматовой)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Литературная гостиная по творчеству А.А. Ахматовой для 8-11 классов.

Просмотр содержимого документа
«Она была поэтом… ( литературная гостиная по творчеству А. Ахматовой)»

МКОУ «Свердликовская средняя общеобразовательная школа»

Суджанского района Курской области








Она была поэтом…

( литературная гостиная по творчеству

А. Ахматовой)










Подготовила:

учитель русского языка и литературы

Шуличенко Ольга Ивановна










2019 г.


Она была поэтом…

( литературная гостиная по творчеству А.Ахматовой)

1. ( входят окололитературные сплетники, их беседа идет в быстром темпе на фоне музыки)


- Вы слышали? Ахматова и Зощенко исключены из Союза писателей?

- Правильно, они давно исписались.

- Эти декадентские стишки Ахматовой никому не нужны.

- Да, вы правы, реализмом там и не пахнет. И ни одного стихотворения о наших воинах не написала.

-Вся страна на грани великих событий, восстановление хозяйства, работы невпроворот, а она про любовь…

- Правильно, правильно. Ахматова, что-то фамилия знакомая…

- Какая-то странная фамилия.

- Почему же странная? Впрочем, это всевдоним Анны Горенко. Ахматова - фамилия прабабки Анны Андреевны, татарки.


2.(Ахматова)

Я родилась 11 июня 1889 года под Одессой. Мой отец был в то время отставной инженер- механик флота. Годовалым ребенком я была перевезена на север – в Царское Село. Там прожила до 16 лет. Каждое лето проводила под Севастополем, на берегу Стрелецкой бухты, и там подружилась с морем. Самые сильные впечатления этих лет- древний Херсонес, около которого мы жили. Читать училась по азбуке Льва Толстого. Первое стихотворение написала, когда мне было 11 лет.

Стихи начались для меня не с Пушкина и Лермонтова, а с Державина ( 2 На рождение порфирородного отрока») и Некрасова ( « Мороз, Красный нос»). Эти вещи знала наизусть моя мама.

Училась в Царскосельской женской гимназии. Сначала плохо, потом гораздо лучше, но всегда неохотно.

В 1905 году мои родители расстались, и мама с детьми уехала на юг. Мы целый год прожили в Евпатории, где я дома проходила курс предпоследнего класса гимназии, тосковала по Царскому Селу. Отзвуки революции пятого года глухо доходили до отрезанной от мира Евпатории. Последний класс проходила в Киеве, в Фундуклеевской гимназии, которую я окончила в 1907 году. Я поступила на юридический факультет Высших женских курсов в Киеве. Пока приходилось изучать историю права и особенно латынь, я была довольна; когда же пошли чисто юридические предметы, я к курсам охладела.


3.(сплетники)


- Позвольте, говорят, Ахматова не приняла революцию.

- Конечно, декадентские настроения сказались. -1-

4. ( на фоне музыки Шуберта « Ave Maria»)

Не с теми я , кто бросил землю

На растерзание врагам.

Их грубой лести я не внемлю,

Им песен я своих не дам.

Но вечно жалок мне изгнанник,

Как заключенный, как больной.

Темна твоя дорога, странник,

Полынью пахнет хлеб чужой.

А здесь , в глухом чаду пожара

Остаток юности губя,

Мы не единого удара

Не отклонили от себя.

И знаем, что в оценке поздней

Оправдан будет каждый час…

Но в мире нет людей бесслезней,

Надменнее и проще нас.


5.(сплетники)

- К вашему сведению, у нас возникла поэтическая Академия символизма. Ее возглавил Иванов. Блок, Мандельштам, Гумилев, Ахматова вначале были с ними , а затем создали свой «Цех поэтов», свое поэтическое течение- акмеизм.

- Анна Ахматова вчера выступала в академии. Успех полный.

- Да что она вообще собой представляет?!!! Видела как-то: вся в черном, туфли столетней давности, но держится, я вам скажу…

- Простите, а что она читала?

- «Русалку». Ну, помните, « У пруда русалку кликаю »…


6.( Ахматова)


Я пришла сюда, бездельница,

Все равно мне, где скучать!

На пригорке дремлет мельница

Годы можно здесь молчать.

Над засохшей повиликою

Мягко плавает пчела;

У пруда русалку кликаю,

А русалка умерла.

Затянулся ржавой тиною

Пруд широкий, обмелел,

Над трепещущей осиною

Легкий месяц заблестел.

Замечаю все как новое.

Влажно пахнут тополя.

Я молчу. Молчу, готовая

Снова стать тобой , земля.


7. (сплетники)


- Я давно наблюдаю за ней: очень стройная, очень юная, патрицианский профиль…

- Да что вы все Ахматова, Ахматова. Кто она вообще?

-2-



8.( Ахматова)


Я- голос ваш, жар вашего дыханья,

Я – отраженье вашего лица.

Напрасных крыл напрасны трепетанья,-

Ведь все равно я с вами до конца.

Вот отчего вы любите так жадно

Меня в грехе и в немощи моей,

Вот отчего вы даже не спросили

Меня ни слова никогда о нем

И чадными хвалами задымили

Мой навсегда опустошенный дом.

И говорят – нельзя теснее слиться,

Нельзя непоправимее любить…

Как хочет тень от тела отделиться,

Как хочет плоть с душою разлучиться,

Так я хочу теперь – забытой быть.


9.

(Человек в военной форме)

- Забытой? Никогда… Я военный журналист. В начале 1943 года по пути к фронту я и один писатель –моряк застряли на 3 дня в Ташкенте. Спеша на вокзал, мы проходили тенистой малолюдной улочкой. Из-за угла появились две женщины. В одной я узнал Анну Ахматову. Вытянуться в струнку, отдать честь по всем правилам было делом одной секунды.

Два года спустя в библиотеке ленинградского Дома писателя Ахматова зорко вгляделась в меня и припомнила эту встречу: « Я шла с Фаиной Раневской, мы поравнялись с двумя флотскими офицерами, один из них громко сказал:» Это Ахматова». Раневская, кажется, была уязвлена: « В первый раз узнают не меня, а тебя».


10. (сплетники)


-Большая радость: узнали! Уехала из блокадного Ленинграда, и ни одного патриотического стихотворения.


11. (человек в военной форме)


- Неправда.


12.( Из-за столов встают друг за другом чтецы)

Звучат стихи из цикла «Ветер войны» на фоне « Лунной» сонаты Бетховена

1 «Щели в саду вырыты…»

Щели в саду вырыты,
Не горят огни.
Питерские сироты,
Детоньки мои.
Под землей не дышится,
Боль сверлит висок,
Сквозь бомбежку слышится
Детский голосок.
-3-


2 «Победителям»
Сзади Нарвские были ворота,
Впереди была только смерть...
Так советская шла пехота
Прямо в желтые жерла «Берт».
Вот о вас и напишут книжки:
«Жизнь свою за други своя»,
Незатейливые парнишки —
Ваньки, Васьки, Алешки, Гришки, —
Внуки, братики, сыновья!



3 «Птицы смерти в зените стоят…»


Птицы смерти в зените стоят.
Кто идет выручать Ленинград?

Не шумите вокруг — он дышит,
Он живой еще, он все слышит:

Как на влажном балтийском дне
Сыновья его стонут во сне,

Как из недр его вопли: «Хлеба!»
До седьмого доходят неба...

Но безжалостна эта твердь.
И глядит из всех окон — смерть.

И стоит везде на часах
И уйти не пускает страх.

4 « Клятва»


И та, что сегодня прощается с милым, -

Пусть боль свою в силу она переплавит.

Мы детям клянемся, клянемся могилам,

Что нас покориться никто не заставит!


5 « Мужество»
Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.

Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова,
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем
Навеки! -4-

13. (Ахматова)


Отечественная война 1941 года застала меня в Ленинграде. В конце сентября, уже во время блокады, я вылетела на самолете в Москву.

До мая 1944 года я жила в Ташкенте, жадно ловила вести о Ленинграде, о фронте. Как и другие поэты, часто выступала в госпиталях, читала стихи раненым бойцам. В Ташкенте я впервые узнала, что такое в палящий жар древесная тень и звук воды. А еще я узнала, что такое человеческая доброта : в Ташкенте я много и тяжело болела.

В мае 1944 года я прилетела в весеннюю Москву, уже полную радостных надежд и ожидания близкой победы. В июне вернулась в Ленинград.

Страшный призрак, притворяющийся моим городом, так поразил меня, что я описала эту мою с ним встречу в прозе.


14. Звучит песня( клип) А. Розенбаума « На дороге жизни»


15. (сплетники)


- Простите. Все спорят-спорят, а я так и не пойму, какой же была Ахматова?

-А что вас интересует6 внешность или стихи?

- Все. Впрочем, Ахматова, говорят, была очень эффектной женщиной.

- Она была поэтом.


16. Девушка ( читая стихи М. Цветаевой, медленно подходит к портрету Ахматовой, кладет к нему розу)


О муза плача, прекраснейшая из муз!

О ты, шальное исчадие ночи белой!

Ты черную насылаешь метель на Русь.

И вопли твои вонзаются в нас, как стрелы.

И мы шарахаемся, и глухое: ох!-

Стотысячное- тебе присягает , - Анна

Ахматова! -Это имя – огромный вздох,

И в глубь он падает, которая безымянна.

Мы коронованы тем, что одну с тобой

Мы землю топчем, что небо над нами - то же!

И то, кто ранен смертельной твоей судьбой,

Уже бессмертным на смертное сходит ложе.

В певучем граде моем купола горят,

И спаса светлого славит слепец бродячий…

- И я дарю тебе свой колокольный град.

Ахматова! – и сердце свое в придачу.


17.(человек в военной форме)


- Итак, вы хотите знать, какой была Ахматова?






-5-


Чтецы:

« Характерный рот с резко выраженной верхней губой. Тонкая и гибкая, как ивовый прутик, с очень белой кожей. В царскосельской купальне она плавала и ныряла. Она казалась русалкой, случайно заплывшей в темные и недвижные воды царскосельских прудов». В.Срезневская.


В пол-оборота, о печаль!

На равнодушных поглядела.

О. Мандельштам

Но рассеянно внимая всем словам

Кругом звучащим,

Вы задумываетесь грустно.

А.Блок

« У Ахматовой наметилась одна главная черта ее личности: величавость. Не спесивость, не надменность, не заносчивость, а именно величавость» К. Чуковский


« Общение с Ахматовой всегда было нелегким. Трудность эта даже переходила в какую-то тяжесть. В ее беседах полностью отсутствовала болтовня и чувствовалась какая-то невольная ответственность за свои слова. В свои миры впускала с большой осторожностью, только на мгновение. Кода Ахматова приходила в гости, она спрашивала: « А музыка будет?» Больше всего любила Стравинского, Прокофьева, Моцарта, Бетховена. Часто под музыку сочиняла стихи» - писатель Виленкин


18. Звучит песня Вероники Долиной «Формула».


19. ( человек в военной форме)


- Главной чертой Ахматовой была любовь к жизни, к людям, к близким.

- Она умела не только сама глубоко любить, но и выразить это чувство в стихах.


Чтецы: на фоне музыки Свиридова в повести А. Пушкина «Метель»


1. « Сжала руки под темной вуалью»…
Сжала руки под тёмной вуалью...
"Отчего ты сегодня бледна?"
- Оттого, что я терпкой печалью
Напоила его допьяна.

Как забуду? Он вышел, шатаясь,
Искривился мучительно рот...
Я сбежала, перил не касаясь,
Я бежала за ним до ворот.

Задыхаясь, я крикнула: "Шутка
Всё, что было. Уйдешь, я умру."
Улыбнулся спокойно и жутко
И сказал мне: "Не стой на ветру".


2.« Я и плакала, и клялась»…
Я и плакала и каялась,
Хоть бы с неба грянул гром!
Сердце темное измаялось -6-
В нежилом дому твоем.
Боль я знаю нестерпимую,
Стыд обратного пути...
Страшно, страшно к нелюбимому,
Страшно к тихому войти,
А склонюсь к нему нарядная,
Ожерельями звеня;
Только спросит: "Ненаглядная!
Где молилась за меня?"


3.« Ты поверь, не змеиное, острое жало»…



Ты поверь, не змеиное острое жало
А тоска мою выпила кровь.
В белом поле я тихою девушкой стала,
Птичьим голосом кличу любовь.

И давно мне закрыта дорога иная,
Мой царевич в высоком кремле,
Обману ли его, обману ли? - Не знаю!
Только ложью живу на земле.

Не забыть, как пришел он со мною проститься
Я не плакала; это судьба.
Ворожу, чтоб царевичу ночью присниться,
Но бессильна моя ворожба.

Оттого ль его сон безмятежен и мирен,
Что я здесь у закрытых ворот,
Иль уже светлоокая, нежная Сирин
Над царевичем песню поет?


4.«Настоящую нежность не спутаешь…»



Настоящую нежность не спутаешь
Ни с чем, и она тиха.
Ты напрасно бережно кутаешь
Мне плечи и грудь в меха.
И напрасно слова покорные
Говоришь о первой любви,
Как я знаю эти упорные
Несытые взгляды твои!


5.«Проводила друга до передней…»


Проводила друга до передней,
Постояла в золотой пыли,
С колоколенки соседней
Звуки важные текли. -7-
Брошена! Придуманное слово -
Разве я цветок или письмо?
А глаза глядят уже сурово
В потемневшее трюмо.


- Ахматова написала самую короткую в мире балладу «Сероглазый король». Сама она эту балладу не любила. Неизвестно почему. Первым эти стихи положил на музыку А.Вертинский. Современные исполнители тоже обращаются к этой балладе..


20. Звучит запись «Сероглазого короля» в исполнении Насти Абрамовой.


Слава тебе, безысходная боль!

Умер вчера сероглазый король.

Вечер осенний был душен и ал,

Муж мой, вернувшись, спокойно сказал:

« Знаешь, с охоты его принесли,

Тело у старого дуба нашли.

Жаль королеву. Такой молодой!..

За ночь одну она стала седой.»

Трубку свою на камине нашел

И на работу ночную ушел.

Дочку мою я сейчас разбужу,

В серые глазки ее погляжу.

А за окном шелестят тополя:

«Нет на земле твоего короля…»


21. Чтецы:


- Судьба была безжалостна к этой женщине. Сначала она потеряла мужа, поэта Гумилева.. Это был удивительный человек. Он мечтал исследовать Африку и объединить все африканские племена, создать для них общий язык. Три путешествия в Африку Гумилев предпринял на собственные средства. Поэт был обвинен в причастности к контрреволюционному заговору и расстрелян. Остались его стихи. Многие из них посвящены Ахматовой.


22.

- Застонал я от сна дурного

И проснулся, тяжко скорбя;

Снилось мне – ты любишь другого

И что он обидел тебя.

Я бежал от моей постели,

Как убийца от плахи своей,

И смотрел , как тускло блестели

Фонари глазами зверей.

Ах, наверно таким бездомным

Не блуждал ни один человек

В эту ночь по улицам темным,

Как по руслам высоких рек.

Вот стою перед дверью твоею,

Не дано мне иного пути, -8-

Хоть и знаю, что не посмею

Никогда в эту дверь войти

Он обидел тебя, я знаю,

Хоть и было это лишь сном,

Но я все-таки умираю

Перед твоим закрытым окном.


- У Анны Андреевны остался сын Лев. Его могла постичь участь отца, но он, пройдя ад сталинских лагерей, все-таки выжил.


23. (Ахматова)


Семнадцать месяцев кричу,

Зову тебя домой,

Кидалась в ноги к палачу,

Ты сын и ужас мой.

Все перепуталось навек,

И мне не разобрать

Теперь, кто зверь, кто человек

И долго ль казни ждать.


24. ( Девушка, возлагавшая к портрету розу)


«Реквием». Долгие годы Ахматова хранила эту поэму в памяти. Чтобы в стихах, полных страдания, прозвучал измученный, но требовательный материнский голос, необходимо было все мужество поэтессы.

Трагическая исповедь, лирическое заклинание, горестный вопль обретают эпический характер. «Посвящение», написанное в марте 1940 года, рассказывает о судьбе матери, у которой отняли сына: «Звезды смерти стояли над нами, и безвинная корчилась Русь под кровавыми сапогами и под шинами черных Марусь».

Горе матери беспредельно. И гнев матери беспределен. Но трагедия развертывается в Истории, и оттого остается Надежда, ибо преступления влекут за собою неминуемое Возмездие.


25. (Окололитературные сплетники поднимаются из-за столов)


- Да что вы все, Ахматова, Ахматова

- Ничего особенного. Стих неплохой, но мысли маловато.

- Это все для слезливых.

- Да кем она вообще была-то, Ахматова?


26.


- Она была поэтом.


-9-

(Ахматова) ( На фоне музыки « Ave Maria»)


А если когда-нибудь в этой стране

Воздвигнуть задумают памятник мне,

Согласье на это даю торжество.

Но только с условьем – не ставить его

Ни около моря, где я родилась:

Последняя с морем разорвана связь,

Ни в царском саду у заветного пня,

Где тень безутешная ищет меня,

А здесь, где стояла я триста часов

И где для меня не открыли засов.

Затем, что и в смерти блаженной боюсь

Забыть громыхание черных Марусь.

Забыть, как постылая хлопала дверь

И выла старуха, как раненый зверь,

И пусть с неподвижных и бронзовых век,

Как слезы, струится подтаявший снег,

И голубь тюремный пусть гулит вдали,

И тихо идут по Неве корабли.



-10-