Тема: День Онегина в Петербурге. Онегин в деревне
Цель: показать особенности личностного развития и жизненных исканий Евгения Онегина, развивать умение анализировать текст, оказать влияние на формирование внутреннего мира учащихся, их собственного духовного опыта.
Ход урока
1 Орг. момент
2 Анализ первичного впечатления
3 Слово учителя
В середине февраля 1825 года в лавке петербургского издателя и книгопродавца Ивана Васильевича Оленина поступила в продажу новая книжка, небольшая, но в стихах. Герой ее был дворянином – молодой, состоятельный, полный сил человек, которого неожиданно поразил странный и тяжёлый недуг – апатия, угрюмое равнодушие ко всему на свете.
Он более или менее образован, умен, разбирается в литературе, великолепно танцует, имеет громадный успех у женщин и великий мастер кружить им головы. Бывает во всех модных домах столицы, встает, когда хочет, обедает в знаменитом французском ресторане, на столе все, что душе угодно. Потом театр где молодой человек проводит половину времени за кулисами, в обществе очаровательных аристократок. Поздним вечером, скорее даже ночью, - в гости, на бал, где веселье до утра. Чем не жизнь?
А ему все тошно: жизнь потеряла для него всякий смысл. На этом рассказ обрывается. Это была только первая глава. Все ждали продолжения.
Но никто не догадывался об событии, происшедшего в отечественной литературе. Вряд ли сам автор – ему на тот момент было 26 лет – догадывался об этом.
4 Объяснение нового материала
-Какое впечатление у вас от 1 главы? Интересно ли было читать первую главу. Чего ждете от романа после такого начала)
- Чем необычно такое начало? (в то время, когда П. начал писать роман, полагалось начинать большое поэтическое произведение торжественным вступлением, обращенного к богу. А П. начинает свой роман иначе. Он берет строчку из басни Крылова «Осел и мужик»: «Осел был самых честных правил…» и переделывает. Сразу он смело бросается в бой против того, что устарело, что мешает развитию литературы, что он ненавидит (свобода мысли и творчества. Он никого не боится. Итак роман начинается без всякого вступления – мыслями героя, едущего к больному дяде, которого не видел и не любит…)
Познакомимся с героем. Расскажите о воспитании, образовании Онегина. Приведите цитаты.
-На что вы обратили внимание? (ему чужда связь с национальным, народным. Читает иностранных авторов)
-Для чего П. рассказывает о воспитании, занятиях, образе жизни героя? (рассказ помогает понять социальные причины появления разочарованных в жизни молодых людей)
-В чем беда Онегина? (его несчастливо воспитали? Чувствовать, страдать, радоваться он не умеет)
-Онегин и его окружение: как запечатлел поэт их?
-Подвижен ли образ Онегина в первой главе или же герой романа меняется? (подвижен, с ним происходит что-то странное. Он изменился, и свет изменился к нему)
-Можно ли последовательно проследить жизнь Онегина? Видите ли вы её? Ваше читательское отношение к первой главе? ( Да. Для П. на данном этапе важно, как живет человек. Жень Онегина описывается в первой главе как непрерывное пиршество за праздничным столом)
-Как начинается и как заканчивается день Онегина? (начинается со слов: « Бывало, он ещё в постели…», а кончается «Спокойно спит в тени блаженной/забыв и роскоши дитя». Его день состоит из обеда, бала, театр, а также ужин в гостях)
-Вас не удивляет, что это образ жизни Е. О.? (Нет, так как это его образ жизни, а не описание человека. Все действия героя, вся жизнь его определяется хотением, простейшими потребностями в наслаждениях разного рода. Он ест, спит, обольщает, развлекается – и это всё. В жизни Онегина воплощается философия потребления мира человеком. Человек, воспитанный в таком миропонимании, озабочен только тем, чтобы взять от жизни как можно больше для себя, прежде чем исчезнуть. Такой уж человек).
-Кого почувствовали, услышали, открыли в первой главе? (Мы увидели 2 героя: Пушкина и Онегина)
-Прочитайте строки, в которых –пушкинское «Я», живой голос поэта. Что особенно подкупает вас на первых же страницах романа? Как написал их поэт?
-Почему автор подружился с героем, ведущим бессмысленную жизнь, и чем отличается от него? (Подружился , когда О. опротивела жизнь, которую он вел, подружился, потому что увидел, что такая жизнь О. не по нутру)
-В чем сходство О. и П? (Они во многом похожи. Это люди одного поколения, типа воспитания, французы-гувернёры, оба провели молодость в петербургском свете, у них общие знакомые, друзья. Даже родители их имеют сходства: Сергей Львович, как и отец Онегина, «долгами жил…. и промотался наконец». Разное: Пушкину в годы учёбы было многое доступно, а О. нет. О. – в нем живы ум, совесть, мечтания, но нет способности действовать, быть активным, трудиться – как у П.В 1 главе мы чувствуем противостояние героя и автора. Театр для О. - место, где скучают или разглядывают незнакомых дам, П. – «волшебный край!» Отношение к дамам: П – «Мои богини», О 0 непостоянный обожатель очаровательных актрис. Природа: П. расцветает в деревенском уединении, О – природа нема. Любовь: О. неведома, П. – пишет самозабвенно о любви. И когда герой и автор романа стали дружны, несходство стало заметным)
Слово учителя
1 глава - свободный разговор поэта и читателя. Пушкин все врем стоит рядом с героем, иногда заслоняя его, иногда ненадолго скрываясь.
2 глава – совсем другая. Здесь говорится о об огромных человеческих проблемах, об помещичьей деревенской жизни пушкинской поры, но сам автор редко обращается к читателю, почти не показывается.
Беседа по 2 главе
-Как вы можете объяснить эпиграф ко 2 главе? ( восклицание горькое, даже трагическое, что русская деревня совсем не вызывает у поэта сладкого умиления)
-Что это за деревня. Прочитайте её описание?
-Что напоминает это описание? (имение Михайловское. Работая над 2 главой в Одессе, П. не знал, что он будет вынужден поселиться в этом уголке под надзором. Но он уже знал, что деревня русская уже не так прекрасна, как кажется. Чем дальше он описывает деревню, тем слышнее ирония. Дом дяди назван «замком». Это слово вызывает мысль о феодале, которому подчиненны вассалы безропотные)
-Что рассказывает автор о жизни дяди Онегина? (в 2 строчках – целая жизнь. Какой скукой повеяло от этой жизни: сорок лет без дела в глухой деревне)
-Мог ли Е. О. повторить судьбу дяди? (нет, он на такое не способен)
-А как отреагировали на нововведения соседи? (О. трудно в деревне, так как он умен, честнее людей, которые окружают его. И ему эти люди постыли, и он им враждебен)
-На сцене появляется Ленский. Мы знакомимся еще с одним типом русского молодого человека пушкинской поры. Приведите цитаты.
-Кто из героев: Онегин или Ленский – вам близок? Почему?
-Как отразилась в Онегине деревенская жизнь? (жизнь в деревне не разрушила превосходство Онегина над людьми, разговоры сельских помещиков его не интересуют. Он старается уединиться. Его раздражают встречи с провинциалами. Деревенская жизнь приближает Онегина к природе. Она его не переменила, но природа приоткрыла ему новые ценности жизни)
Что принесла дружба Онегина с Ленским? Почему Онегин свел знакомство с Ленским и как Пушкин относится к их дружбе? Что более отличает Ленского от Онегина? Почему пылкие чувства Ленского вызывают у Онегина сожаленье? (Пушкин подчеркивает непрочность этой дружбы. Дело в том, что Онегину дружба несвойственна. Ленский лишь временное «исключение»)
-О чем беседуют Онегин и Ленский? Приведите примеры. (круг их разговоров серьезен, это не пустая болтовня. Это темы разговоров здравомыслящих людей. Те же проблемы обсуждались будущими декабристами)
-Можем ли мы назвать их умными и образованными людьми? (да)
-Каждому недостает важных качеств. Каких? (О – умение думать о других, сопереживать, Л. – любви)
-Верите ли вы любви Ленского? Может, Ленский любит не столько Ольгу, сколько ее окружение: «и ночь, и звезды, и луну»?
-А какова Ольга?
-Как выглядит Онегин? Какие у него глаза, волосы, какого он роста? (Пушкин не нарисовал портрета, да и Ленского тоже. Для Пушкина важно не описание их внешности, а их духовный облик, мечты, страдания, мысли. Но более подробно дано описание Ольги)
-Что бросается в глаза при описании Татьяны? (настойчивое повторение частиц НЕ и НИ)
-С какой целью использует Пушкин это повторение? (Пушкин рассказывает о том, какой она не была: обычной. В ней все необычно, не похожа она ни на девиц из романов, на Ольгу и ее подруг)
-А с каким чувством пишет Пушкин о родителях Татьяны? (с усмешкой)
5 Рефлексия
-Кто из героев вам понятнее и о ком из них интереснее читать
6 Д.З.
Главы 3, 4 прочитать