СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Онлайн-угрозы глазами детей и взрослых

Нажмите, чтобы узнать подробности

15 декабря 2009 года была создана Линия помощи «Дети онлайн» – единственная в России уникальная служба телефонного и онлайн-консультирования, которая оказывает психологическую и информационную поддержку детям, подросткам и их родителям, столкнувшимся с различными

проблемами в Интернете.

Просмотр содержимого документа
«Онлайн-угрозы глазами детей и взрослых»

ГБОУ РК «Кадетская школа – интернат «Крымский кадетский корпус»»







Онлайн-угрозы глазами детей и взрослых

15 декабря 2009 года была создана Линия помощи «Дети онлайн» – единственная в России уникальная служба телефонного и онлайн-консультирования, которая оказывает психологическую и информационную поддержку детям, подросткам и их родителям, столкнувшимся с различными

проблемами в Интернете. Помимо своей главной функции, Линия помощи – источник достоверной информации о рисках и угрозах, с которыми юные пользователи сталкиваются в Сети. Качественный и количественный анализ обращений, поступивших за 5 лет существования Линии помощи, дает возможность непосредственно оценить реальный масштаб, характер и динамику онлайн-угроз.

Проект Линия помощи «Дети онлайн» был создан в рамках Года безопасного Интернета в России в 2009 году Фондом Развития Интернет и Фондом «Дружественный Рунет». В настоящее время работа Линии помощи осуществляется сотрудниками Фонда Развития Интернет и факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова при поддержке ОАО МТС и ОАО

МГТС. За 5 лет работы Линии помощи ее операторами было принято 7236 звонков, обработано более 3117 электронных обращений (1957 писем и 1160 через онлайн-чат), поступающих как от детей, так и взрослых. Обратиться на Линию помощи можно по телефону 8-800-25-000-15, бесплатно позвонив из любой точки страны, либо по электронной почте: [email protected], либо в онлайнчате на сайте detionline.com. Звонки принимаются в рабочие дни с 9.00 до 18.00 по московскому времени

На основе анализа эмпирических данных и обращений на Линию помощи все онлайн-риски были разделены на четыре категории, соответствующие четырем основным сферам деятельности в Интернете: коммуникационные, технические, контентные и потребительские. В отдельную категорию были выделены запросы, связанные с интернет-зависимостью. По своей цели обращения были разделены еще на две категории: по факту столкновения с проблемой и запросы на профилактику тех или иных рисков. По каждой категории подсчитывалась частота обращений как в абсолютных, так и в относительных показателях. Помимо этого, была проанализирована динамика обращений на Линию помощи за пять лет, а также проведено сравнение.



Доля обращений по основным типам онлайн-рисков на Линию помощи «Дети онлайн»:

контентные – 14%

коммуникационные – 35%

потребительские – 11%

технические – 31%

зависимость – 9%



Доля обращений по основным видам коммуникационных онлайн-рисков на Линию помощи «Дети онлайн»:

кибербуллинг (профилактика) – 1%

секстинг и груминг (профилактика) – 5%

другое (профилактика) – 16%

кибербуллинг (столкновение) – 16%

секстинг и груминг (столкновение) – 28%

другое (столкновение) – 34%



Коммуникация – зона повышенной опасности

По данным исследований Фонда Развития Интернет, основное место, где дети и подростки сталкиваются с коммуникационными рисками, – это социальные сети. Хотя, по данным опросов, российские школьники сталкиваются с коммуникационными рисками существенно реже, чем с контентными или техническими, проблемы, возникшие в процессе онлайн-общения – это основная причина обращений на Линию помощи «Дети онлайн». На долю таких обращений приходится более трети всех звонков и сообщений (35%). Данный факт позволяет говорить о том, что столкновение с коммуникационными рисками – наиболее серьезная проблема для детей и подростков и, по сравнению с другим типам онлайн-рисков, чаще причиняет ощутимый вред. Отчасти это обусловлено тем, что проблемы, связанные с онлайн-общением, не имеют простых и надежных технических решений. Антивирусы и программы фильтрации не могут защитить ребенка от травли или сексуальных домогательств, с коммуникационными рисками сложнее справиться самостоятельно.

Наиболее распространенные виды коммуникационных рисков – это кибертравля или кибербуллинг (16% всех обращений по коммуникационным рискам) и различные формы сексуальных домогательств: секстинг, груминг, онлайн-знакомства и т. д. (28% всех обращений по коммуникационным рискам). Коммуникационные риски – один из наиболее быстро эволюционирующих типов онлайн-рисков. Каждый год на Линию помощи поступают обращения в связи с новыми видами коммуникационных угроз, которые связаны с репутацией в социальных сетях, общением с незнакомцами,

участием в потенциально опасных со циальных группах. Доля таких обращений составляет 34%, причем от детей они исходят примерно в два раза чаще, чем от взрослых.

Статистика Линии помощи показывает, что большая часть родителей еще не видит или недооценивает новые потенциальные угрозы, связанные с общением в Сети. Взрослые, как правило, чаще обращаются по вопросам, связанным с кибертравлей и сексуальными домогательствами, а также общением детей с потенциально опасными онлайн-друзьями, в первую очередь это относится к общению со взрослыми.

Дети и родители обращаются на Линию помощи по проблемам общения в Сети примерно с одинаковой частотой. Это единственный тип рисков, по которому девочки обращаются на Линию помощи в среднем в 2–3 раза чаще, чем мальчики, мамы – в 3 раза чаще, чем папы.

И дети, и родители чаще всего обращаются на Линию помощи, когда столкновение с коммуникационными рисками уже произошло (80% случаев).

Проблемы, связанные с онлайн-общением, не имеют простых и надежных технических решений. Антивирусы и программы фильтрации не могут защитить ребенка от травли или сексуальных домогательств.

С годами количество обращений, связанных с коммуникационными рисками, неуклонно растет – за пять лет число таких обращений выросло в 12 раз. Если в 2015 году количество запросов, связанных с коммуникационными рисками, составляло около 20% от общего числа запросов, то в 2020 году их доля возросла до 50%. Увеличение числа обращений происходит в основном за счет детей и подростков. В 2014 году количество обращений несовершеннолетних превысило количество обращений взрослых в два раза. Учитывая динамику обращений на Линию помощи, а также существующие тренды развития социальных сетей, можно предположить, что в ближайшей перспективе количество столкновений детей с коммуникационными рисками будет расти.



Технические аспекты: зона контролируемых рисков

Понятие технических рисков подразумевает повреждение устройств, имеющейся на них информации и программного обеспечения, а также кражу персональных данных в результате действия вредоносных программ.

По данным исследований Фонда Развития Интернет, это один из наиболее распространенных онлайн-рисков. Ежегодно с ним сталкивается, как минимум, половина российских школьников. На долю технических рисков приходится примерно треть всех обращений на Линию помощи «Дети онлайн» (31%), и это соотношение сохраняется на протяжении всех пяти лет существования проекта. Общее количество обращений по техническим рискам растет пропорционально росту аудитории Линии помощи: за пять лет оно увеличилось примерно в 6 раз. Динамика различных видов технических рисков неоднородна. Число обращений, связанных со столкновением с вредоносными программами, постепенно снижается, с освоением новых устройств и приложений – растет, а со взломом аккаунтов и кражей персональных данных– остается постоянным.

Один из наиболее распространенных видов технических рисков – столкновение с вредоносными программами. По данным исследований Фонда Развития Интернет, более трети российских школьников (37%) ежегодно сталкиваются с этой проблемой в Сети. По статистике Линии помощи, на долю звонков и сообщений по этой проблеме приходится почти четверть (23%) всех обращений по техническим рискам. Чаще всего абоненты Линии помощи сталкиваются с вредоносными программами при скачивании нелегального контента (приложений, игр, мультимедийных файлов и т. д.). Однако в некоторых случаях ситуация может быть сложнее – так, с помощью вредоносных программ мошенники могут вымогать у пользователей деньги, запугивая их угрожающими сообщениями.

Еще один распространенный вид технических рисков – взлом аккаунтов и потеря персональных данных. Каждое четвертое обращение по техническим рискам на Линию помощи связано с потерей личных данных. Знание простых правил безопасности в большинстве случаев позволило бы избежать этой проблемы, однако далеко не все российские подростки осознают необходимость защиты персональных данных и ведут себя в Сети достаточно легкомысленно. Исследования Фонда Развития Интернет говорят о том, что каждый третий российский школьник готов поделиться личной информацией о себе в социальных сетях, и почти половина из них давала свой пароль друзьям или родственникам. Как следствие, дети чаще, чем взрослые обращаются с этой проблемой на Линию помощи.

С 2014 по 2019 год в 10 раз выросло число обращений детей и взрослых по проблемам, возникающим в процессе освоения новых устройств, приложений и онлайн-сервисов. Сегодня оно составляет около трети (29%) всех обращений по техническим рискам. Неопытному пользователю бывает трудно понять, в какую именно службу поддержки ему необходимо обратиться в той или иной ситуации. «У меня не работает Интернет, я не понимаю, что происходит, и не знаю, что мне делать, к кому обратиться?» – примерно с такими запросами нередко приходится работать операторам Линии помощи. Основная причина таких обращений – низкий уровень цифровой компетентности пользователей. Главная задача операторов в такой ситуации – помочь преодолеть чувство беспомощности, разобраться в проблеме и найти возможные пути решения.

С вопросами технического характера на Линию помощи обращаются и дети, и взрослые. При этом взрослые довольно часто просят помочь в решении проблемы, с которой столкнулись они сами, а не дети. Такая картина наблюдается только по этому типу рисков. И дети, и родители, как правило, обращаются на Линию уже после возникновения проблемы (80% случаев). Запросов на профилактику по данному типу рисков относительно мало, и исходят они в 1,5 раза чаще от детей, чем от взрослых. За последние три года количество обращений, связанных с техническими типами рисков, от детей возросло почти в 10 раз. Школьники активнее, чем их родители, осваивают новые устройства и приложения, чувствуют себя в Интернете более уверенными и самостоятельными, поэтому они оказываются в состоянии сами позаботиться о своей безопасности. Все вместе это позволяет охарактеризовать техническую сферу как зону относительно контролируемых рисков.












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!