МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
гАПОУ СО «КАМЕНСК-УРАЛЬСКИЙ РАДИОТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»
УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора
по учебно-производственной работе
__________ Т. А. Исакова
30 августа 2022 г.
рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ООД.01. РУССКИЙ ЯЗЫК
основной образовательной программы
среднего профессионального образования –
программы подготовки специалистов среднего звена
по специальности
11.02.17 РАЗРАБОТКА ЭЛЕКТРОННЫХ УСТРОЙСТВ И СИСТЕМ
Каменск-Уральский, 2022
Рабочая программа учебной дисциплины составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (зарегистрировано в Минюсте России 07.06.2012 N 24480) (Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 N 413), методических рекомендаций по реализации среднего общего образования в пределах освоения образовательной программы среднего профессионального образования на базе основного общего образования, с учетом изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (Приказ Министерства просвещения Российской Федерации №732 от 12.08.2022) и учебного плана основной образовательной программы среднего профессионального образования – программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 11.02.17 Разработка электронных устройств и систем в ГАПОУ СО «Каменск-Уральский радиотехнический техникум».
Проведена внутренняя техническая и содержательная экспертиза рабочей программы учебной дисциплины ООД.01. Русский язык.
Эксперт: М.М. Зарипова, зам. директора ГАПОУ СО «Каменск-Уральский радиотехнический техникум»
Рассмотрена и одобрена цикловой комиссией общеобразовательных дисциплин
Протокол заседания ЦК № 1 от «_30_»___августа____2022 г.
Председатель ЦК ______________/ А.Н. Аркушина
Рекомендована к утверждению на заседании методсовета
Протокол заседания методсовета №1 от 30.08.2022 г.
Председатель методсовета ______________/М.М.Зарипова
Автор:
Т. И. Балдина, преподаватель первой квалификационной категории ГАПОУ СО «Каменск-Уральский радиотехнический техникум».
Рецензент:
М.В.Рахмангулова, преподаватель ГАПОУ СО «Каменск-Уральский радиотехнический техникум».
СОДЕРЖАНИЕ
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 4 |
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 8 14 |
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 16 |
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной образовательной программы среднего профессионального образования – программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 11.02.17 Разработка электронных устройств и систем.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном образовании.
1.2. Место дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена: учебная дисциплина ООД.01 Русский язык относится к базовым общеобразовательным дисциплинам.
1.3. Цели и планируемые результаты освоения дисциплины:
освоение содержания учебной дисциплины ООД.01. Русский язык обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
• личностных:
-осознание обучающимися российской гражданской идентичности;
-готовность к саморазвитию, самостоятельности и самоопределению;
-наличие мотивации к обучению и личностному развитию;
-целенаправленное развитие внутренней позиции личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций, формирование системы значимых ценностно-смысловых установок, антикоррупционного мировоззрения, правосознания, экологической культуры, способности ставить цели и строить жизненные планы;
• метапредметных:
-освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные);
-способность их использования в познавательной и социальной практике, готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности, организации учебного сотрудничества с педагогическими работниками и сверстниками, к участию в построении индивидуальной образовательной траектории;
-овладение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности;
• предметных:
-сформированность представлений о функциях русского языка в современном мире (государственный язык Российской Федерации, язык межнационального общения, один из мировых языков); о русском языке как духовно-нравственной и культурной ценности многонационального народа России; о взаимосвязи языка и культуры, языка и истории, языка и личности; об отражении в русском языке традиционных российских духовно-нравственных ценностей;
-сформированность ценностного отношения к русскому языку;
-совершенствование умений создавать устные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров; употреблять языковые средства в соответствии с речевой ситуацией (объем устных монологических высказываний - не менее 100 слов; объем диалогического высказывания - не менее 7 - 8 реплик);
- совершенствование умений выступать публично; представлять результаты учебно-исследовательской и проектной деятельности; использовать образовательные информационно-коммуникационные инструменты и ресурсы для решения учебных задач;
- сформированность знаний о признаках текста, его структуре, видах информации в тексте;
- совершенствование умений понимать, анализировать и комментировать основную и дополнительную, явную и скрытую (подтекстовую) информацию текстов, воспринимаемых зрительно и (или) на слух; выявлять логико-смысловые отношения между предложениями в тексте; создавать тексты разных функционально-смысловых типов; тексты научного, публицистического, официально-делового стилей разных жанров (объем сочинения - не менее 150 слов);
-совершенствование умений использовать разные виды чтения и аудирования, приемы информационно-смысловой переработки прочитанных и прослушанных текстов, включая гипертекст, графику, инфографику и другое (объем текста для чтения - 450 - 500 слов; объем прослушанного или прочитанного текста для пересказа от 250 до 300 слов);
- совершенствование умений создавать вторичные тексты (тезисы, аннотация, отзыв, рецензия и другое);
- обобщение знаний о языке как системе, его основных единицах и уровнях; обогащение словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических языковых средств;
- совершенствование умений анализировать языковые единицы разных уровней, тексты разных функционально-смысловых типов, функциональных разновидностей языка (разговорная речь, функциональные стили, язык художественной литературы), различной жанровой принадлежности; - сформированность представлений о формах существования национального русского языка; знаний о признаках литературного языка и его роли в обществе;
- сформированность представлений об аспектах культуры речи: нормативном, коммуникативном и этическом; формирование системы знаний о нормах
- совершенствование умений применять знание норм современного русского литературного языка в речевой практике, корректировать устные и письменные высказывания;
- обобщение знаний об основных правилах орфографии и пунктуации, совершенствование умений применять правила орфографии и пунктуации в практике письма;
- сформированность умений работать со словарями и справочниками, в том числе академическими словарями и справочниками в электронном формате;
- обобщение знаний о функциональных разновидностях языка: разговорной речи, функциональных стилях (научный, публицистический, официально-деловой), языке художественной литературы;
- совершенствование умений распознавать, анализировать и комментировать тексты различных функциональных разновидностей языка (разговорная речь, функциональные стили, язык художественной литературы);
- обобщение знаний об изобразительно-выразительных средствах русского языка; совершенствование умений определять изобразительно-выразительные средства языка в тексте;
- совершенствование умений использовать правила русского речевого этикета в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения, в повседневном общении, интернет-коммуникации.
Профильная составляющая (направленность) общеобразовательной учебной дисциплины:
В рабочей программе представлено профессионально направленное содержание, необходимое для усвоения профессиональной образовательной программы, формирования у обучающихся профессиональных компетенций по квалификации «Техник» специальности 11.02.17 Разработка электронных устройств и систем. На уроках русского языка профессиональная направленность отражена также в предлагаемых текстах. Для специальности 11.02.17 Разработка электронных устройств и систем подбирается текст профильной направленности, к которому задаются вопросы по теме урока. На занятиях обучающиеся публично анализируют тексты, используя кодифицированные нормы русского языка. В процессе работы обучающиеся дополнительно узнают что-то новое о выбранной ими профессиональной деятельности.
Развивается лексика студента, связанная с производством и их специальностью. С этой целью составляются мини-словари по специальности. В них записываются наименования видов работ, специальные термины. Студенты получают задания на составление текстов со специальными терминами, кроссвордов для закрепления их правописания, пишут диктанты с производственной тематикой, а также сочинения – миниатюры на темы: «Моя специальность», «Мое рабочее место», «Мастер-наставник».
Освоение дисциплины направлено на формирование общих компетенций:
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;
ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности;
ОК 04. Эффективно взаимодействовать в коллективе;
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста.
В результате освоения дисциплины обучающийся осваивает элементы компетенций:
Общие и профессиональные компетенции | Дескрипторы сформированности (действия) | Уметь | Знать |
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам | Распознаёт сложные проблемы в знакомых ситуациях. Выделяет сложные составные части проблемы и описывает её причины и ресурсы, необходимые для её решения в целом. Определяет потребность в информации и предпринимает усилия для её поиска. | Распознавать задачу и/или проблему в профессиональном и/или социальном контексте; правильно определять и находить информацию, необходимую для решения задачи и/или проблемы; составлять план действия. | Знать основные источники информации и ресурсов для решения задач и проблем в профессиональном и/или социальном контексте; | |
ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности. | Формулирует информационный запрос. Извлекает необходимую информацию из выявленных информационных массивов. Проводит обзор, сортировку информации по определённым основаниям, классифицирует, группирует информацию | Формулировать информационный запрос; пользоваться различными информационно-справочными системами для поиска информации | Знать принципы и виды поиска информации в различных поисковых системах; знать правила обработки информации; Знать формы представления информации |
ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде. | Выполняет различные функциональные роли в процессе учебно-производственной деятельности Достигает необходимых результатов при выполнении учебно-производственных задач. | Применять этические нормы к практике деловых отношений с руководством, клиентами. | Знать профессионально - этические принципы и нормы в профессиональной деятельности |
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста. | Грамотно устно и письменно излагает свои мысли по профессиональной тематике на государственном и изучаемом языках. | Излагать свои мысли на государственном и изучаемом языках Оформлять документы | Особенности социального и культурного контекста Правила оформления документов |
1.5. Количество часов на освоение программы дисциплины: 39 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы | Объем часов |
Обязательная учебная нагрузка | 39 |
в том числе: | |
лекции | 19 |
практические занятия | 20 |
Промежуточная аттестация проводится в форме экзамена |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Осваиваемые элементы компетенций |
Раздел 1. Функции русского языка в современном мире. | 6 | |
Тема 1.1. Русский язык как государственный язык РФ и как язык межнационального общения. | Содержание учебного материала Русский язык как государственный язык РФ и как язык межнационального общения, один из мировых языков. | 2 | ОК 1 ОК 2 ОК 4 ОК 5 |
Тема 1.2. Русский язык как духовно-нравственная и культурная ценность многонационального народа России. | Содержание учебного материала Отражение в русском языке духовно-нравственной и культурной ценности многонационального народа России. Взаимосвязь языка и культуры, языка и истории, языка и личности. Отражение в русском языке традиционных российских духовно-нравственных ценностей. | 2 |
Практическая работа № 1 Выполнение заданий по обобщению знаний о русском языке как о государственном. Выполнение заданий по обобщению знаний о функциях русского языка. Работа с текстами. Выполнение упражнений на орфографию и пунктуацию. Работа со словарями. | 2 |
Раздел 2. Язык и речь. Функциональные стили речи. | 28 | |
Тема 2.1. Язык и культура речи | Содержание учебного материала Язык как система, основные единицы и уровни. Язык и речь. Виды речевой деятельности. Речевая ситуация и ее компоненты. Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств. | 2 | ОК 1 ОК 2 ОК 4 ОК 5 |
Практическая работа № 2 Работа с текстами. Определение основных единиц и уровней языка. Определение видов речевой деятельности. Употребление языковых средств. Выполнение упражнений на орфографию и пунктуацию. | 2 |
Содержание учебного материала. Аспекты культуры речи: нормативный, коммуникативный и этический. Нормы современного русского литературного языка и их основные виды (орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические) (орфографические, синтаксические, пунктуационные). Правила русского речевого этикета в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения, в повседневном общении, интернет-коммуникации. | 2 |
Практическая работа № 3 Составление конспекта по теме «Культура речи. Нормы русского языка». Выполнение упражнений по теме. Выполнение упражнений на орфографию и пунктуацию. | 2 |
Тема 2.2. Функциональные разновидности языка | Содержание учебного материала Разговорная речь: основные признаки, сфера использования. | 1 | ОК 1 ОК 2 ОК 4 ОК 5 |
Практическая работа № 4 Определение типа, стиля, жанра текста. Выполнение упражнений на орфографию и пунктуацию. | 1 |
Содержание учебного материала Функциональные стили (научный, публицистический, официально-деловой). Научный стиль речи. Основные жанры научного стиля: доклад, статья, сообщение. | 1 |
Практическая работа № 5 Лингвостилистический (стилистический, речеведческий) анализ текста. Создание научного текста. Выполнение упражнений на орфографию и пунктуацию. | 1 |
Содержание учебного материала Официально-деловой стиль речи, его признаки, назначение. Жанры официально-делового стиля: заявление, доверенность, расписка, резюме. | 1 |
Практическая работа № 6 Работа с жанрами официально-делового стиля. Выполнение упражнений. Чтение и пересказ текстов. Создание текста с жанрами официально-делового стиля. Применение правил орфографии и пунктуации в практике письма. | 1 |
Содержание учебного материала Публицистический стиль речи, его назначение. Основные жанры публицистического стиля. Основы ораторского искусства. Особенности построения публичного выступления. | 2 |
Практическая работа № 7 Чтение и пересказ текстов. Работа с жанрами публицистического стиля. Создание публицистического текста. Подготовка публичной речи. Выступление с публичной речью. | 2 |
Содержание учебного материала Язык художественной литературы. Основные признаки: образность, использование изобразительно-выразительных средств. | 2 |
Практическая работа № 8 Чтение и пересказ художественных текстов. Выполнение упражнений на поиск изобразительно-выразительных средств. Работа по написанию художественного текста. Создание диалогического высказывания. | 2 |
Тема 2.3. Текст, его структура, виды информации в тексте | Содержание учебного материала Сложное синтаксическое целое. Тема, основная мысль текста. Средства и виды связи предложений в тексте. | 2 | ОК 1 ОК 2 ОК 4 ОК 5 |
Содержание учебного материала Абзац как средство смыслового членения текста. Функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение). Соединение в тексте различных типов речи. | 2 |
Практическая работа № 9 Анализ и комментирование текста. Информационная переработка текста (план, тезисы, конспект, реферат, аннотация). Определение типов речи. Упражнения на выявление логико-смысловых отношений между предложениями в тексте. Создание устных высказываний различных стилей и жанров. | 2 |
Раздел 3. Пунктуация | 5 | |
Тема 3.1. Пунктуация. Основные правила употребления знаков препинания. | Практическая работа № 10 Изучение синтаксической основы русской пунктуации. Изучение основных правил употребления знаков препинания. | 2 | ОК 1 ОК 2 ОК 4 ОК 5 |
Практическая работа № 11 Применение синтаксического и пунктуационного разбора простого и сложного предложения. | 2 | ОК 1 ОК 2 ОК 4 ОК 5 |
Практическая работа № 12 Применение правил орфографии и пунктуации в практике письма | 1 |
Итого | | 39 | |
Экзамен | | | |
3. условия реализации рабочей программы УЧЕБНОЙ дисциплины
3.1. Материально-техническое обеспечение
Реализация программы учебной дисциплины осуществляется в учебном кабинете русского языка и литературы (№ 405).
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета:
Ноутбук ASUS K73E – 1 шт.
Доска аудиторная – 1 шт.
Технические средства обучения:
Проектор View Sonic PJD5234 – 1 шт.
Экран ScreenMedia Economy – R – 1 шт.
Программное обеспечение:
Microsoft Windows 7, Microsoft office 2010, 7-zip, Foxit reader Google Chrome
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень используемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.
Основные источники
Печатные издания
Антонова Е.С. Русский язык и литература. Русский язык : учебник - 2-е изд., стер. – М. : ИЦ «Академия», - 2017. - 416 с.
Дополнительные источники
Печатные издания :
Антонова, Е. С. Русский язык и культура речи : учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / Е. С. Антонова, Т. М. Воителева. – М. : Издательский центр «Академия», 2005. – 320 с.
Греков, В. Ф. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах / В. Ф. Греков, С. Е. Крючков, Л. А. Чешко. – 43-е изд. - М. : Просвещение, 2003. – 286 с.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий.
Результаты обучения | Критерии оценки | Формы и методы оценки |
Знает: - о функциях русского языка в современном мире (государственный язык Российской Федерации, язык межнационального общения, один из мировых языков); - о русском языке как духовно-нравственной и культурной ценности многонационального народа России; - об отражении в русском языке традиционных российских духовно-нравственных ценностей; - о признаках текста, его структуре, видах информации в тексте; - о языке как системе, его основных единицах и уровнях - о функциональных разновидностях языка; - о формах существования национального русского языка; знаний о признаках литературного языка и его роли в обществе; - об аспектах культуры речи: нормативном, коммуникативном и этическом; формирование системы знаний о нормах современного русского литературного языка и их основных видах (орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические); - об основных правилах орфографии и пунктуации, совершенствование умений применять правила орфографии и пунктуации в практике письма; - о функциональных разновидностях языка: разговорной речи, функциональных стилях (научный, публицистический, официально-деловой), языке художественной литературы; - об аспектах культуры речи: нормативном, коммуникативном и этическом; - об изобразительно-выразительных средствах русского языка; совершенствование умений определять изобразительно-выразительные средства языка в тексте; | 91-100% правильных ответов оценка 5 (отлично) 71-90% правильных ответов оценка 4 (хорошо) 61-70% правильных ответов оценка 3 (удовлетворительно) менее 60% правильных ответов оценка 2 (неудовлетворительно) | Текущий контроль: Текущий контроль педагога в форме оценки устного ответа в текущем контроле. Промежуточная аттестация: в форме экзамена по дисциплине. |
Умеет: - создавать устные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров; - употреблять языковые средства в соответствии с речевой ситуацией; - использовать разные виды чтения и аудирования; - выступать публично; - представлять результаты учебно-исследовательской и проектной деятельности; - использовать образовательные информационно-коммуникационные инструменты и ресурсы для решения учебных задач; - понимать, анализировать и комментировать основную и дополнительную, явную и скрытую (подтекстовую) информацию текстов, воспринимаемых зрительно и (или) на слух; - создавать тексты разных функционально-смысловых типов; тексты научного, публицистического, официально-делового стилей разных жанров; - использовать разные виды чтения и аудирования, приемы информационно-смысловой переработки прочитанных и прослушанных текстов, включая гипертекст, графику, инфографику; - создавать вторичные тексты; - анализировать языковые единицы разных уровней, тексты разных функционально-смысловых типов, функциональных разновидностей языка (разговорная речь, функциональные стили, язык художественной литературы), различной жанровой принадлежности; - применять знание норм современного русского литературного языка в речевой практике, корректировать устные и письменные высказывания; - выявлять логико-смысловые отношения между предложениями в тексте; - проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка; - создавать вторичные тексты (тезисы, аннотация, отзыв, рецензия и другое); - работать со словарями и справочниками, в том числе академическими словарями и справочниками в электронном формате; - распознавать, анализировать и комментировать тексты различных функциональных разновидностей языка (разговорная речь, функциональные стили, язык художественной литературы); - использовать правила русского речевого этикета в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения, в повседневном общении, интернет-коммуникации; | 91-100% правильных действий - оценка 5 (отлично) 71-90% правильных действий - оценка 4 (хорошо) 61-70% правильных действий - оценка 3 (удовлетворительно) менее 60% правильных действий - оценка 2 (неудовлетворительно) | Текущий контроль: Текущий контроль педагога в форме оценки выполнения практических работ. Промежуточная аттестация: в форме экзамена по дисциплине. |
8