Этап образовательной деятельности | Организация рабочего пространства | Деятельность взрослого | Деятельность детей | Психолого-педагогические условия/ Условия социальной ситуации развития |
Вводная часть (организационный и мотивационный момент) | Дети стоя в кругу повторяют за взрослым слова приветствия. В это время раскрывается с хлопком дверь и в комнату влетают гелиевые шары со свертком | Взрослый не обращает на гелиевые шары внимание. | Дети самостоятельно обнаруживают новый предмет, собираются вокруг него, обращаются ко взрослому с вопросами. | Условия для проявления поисковой активности Условия для развития самостоятельности и инициативы Условия для принятия детьми решения |
| В.: Откуда здесь могла появиться коробка? | Предположения детей. | Условия для выражения детьми своих мыслей. Условия для поддержки (развития, стимулирования) речевой активности. |
| Взрослый предлагает исследовать коробку: какая она по цвету, размеру; какая она на ощупь (гладкая-шершавая, теплая-холодная); проверить, какая она по весу (легкая-тяжелая); проверить, какой звук издает, на что он похож, что может издавать такой звук. | Ответы и обследовательские действия детей. | Условия для развития исследовательских действий |
| В.: Как можно открыть коробку? | Предположения детей. | Условия для выражения детьми своих мыслей. Условия для поддержки (развития, стимулирования) речевой активности (устной речи). |
Предварительно придумать волшебные слова (волшебное заклинание) | В.: На коробке написано, что открыть ее смогут волшебные слова, которые произнесут друзья. У Вас есть друзья? Найдите себе друга. Почему вы друзья? (обращаясь к каждой паре). | Дети определяются с выбором друга. Каждая пара друзей подходит и шепотом (согласовано) говорит волшебные слова. | Условия для взаимодействия детей друг с другом. Условия для выражения детьми своих мыслей. Условия для поддержки (развития, стимулирования) речевой активности. |
После того, как все проговорили, коробка открывается. В коробке завязанные мешочки (по количеству пар), в каждой по 2 маленьких фигурки (из киндер-сюрприза или другие маленькие фигурки: гномики, смурфики и т.д.). | Взрослый предлагает каждой пара друзей взять по 1 мешочку и определить, что в нем. | Дети в парах на ощупь угадывают содержимое мешочков. Потом достают фигурки, рассматривают их, называют, обсуждают. | Условия для развития исследовательских действий. Условия для поддержки (развития, стимулирования) речевой активности. Условия для взаимодействия детей друг с другом. Условия для самостоятельного выбора партнера по деятельности. |
| В.: Это волшебные человечки, которые любят играть, поэтому они и в коробку спрятались. Они всегда, везде и со всеми играют в прятки. Они играли в прятки с камнями и прятались за ними; они играли в прятки с деревьями и прятались за их стволами. А вот с водой они в прятки не играли, но очень хотят попробовать. Можно спрятаться за водой? | Предположения детей. | Условия для выражения детьми своих мыслей. Условия для поддержки (развития, стимулирования) речевой активности. |
Основная часть | По количеству пар организованы рабочие места, на которых стоят прозрачные емкости с водой (4-6) | Взрослый предлагает подойти каждой паре к любому из столов и помочь человечкам спрятаться за водой. | Дети пытаются спрятать фигурки за водой, в воде. | Условия для взаимодействия детей друг с другом. Условия для проявления поисковой активности |
| В.: Получается спрятаться человечкам? Почему? | Ответы детей | Условия для проявления поисковой активности Условия для развития самостоятельности и инициативы Условия для выражения детьми своих мыслей. Условия для поддержки (развития, стимулирования) речевой активности. |
Вместе со взрослым дети приходят к выводу, что за емкостями с водой нельзя спрятаться, потому что вода прозрачная, бесцветная, сквозь нее все видно. |
| В.: Что нужно сделать, чтобы человечки смогли спрятаться? Если дети не могут прийти самостоятельно к выводу о том, что воду надо закрасить, взрослый предлагает подсказку. | Дети обсуждают. | Условия для проявления поисковой активности Условия для выражения детьми своих мыслей. Условия для поддержки (развития, стимулирования) речевой активности. |
Организован «стол с подсказками», на котором размещены разные предметы, среди которых краски. | Взрослый предлагает выбрать то, что может сделать воду непрозрачной. Взрослый спрашивает, почему этот предмет не подходит, почему лучше подойдут для этого краски. | Дети выбирают из предложенного то, что может сделать воду непрозрачной. Объясняют, почему. | Условия для проявления поисковой активности Условия для развития самостоятельности и инициативы Условия для выражения детьми своих мыслей. Условия для поддержки (развития, стимулирования) речевой активности. |
| Взрослый подключается поочередно к работе каждой пары, уточняет, что они делают, какой результат хотят получить. | Пары берут краски, кисточки возвращаются к своим столам и пробуют закрасить разными цветами воду. Проверяют, видно ли человечков за водой разного цвета. | Условия для проявления поисковой активности Условия для развития самостоятельности и инициативы в исследовательской деятельности Условия для взаимодействия детей друг с другом. Условия для поддержки (развития, стимулирования) речевой активности. |
Совместно приходят к выводу, что чем больше краски, тем больше вода становится непрозрачной; что непрозрачной она может стать от краски любого цвета. |
| В.: Получается у человечков сейчас спрятаться? Почему? Как можно назвать такие прятки с водой? (водяные, водные, цветные и др. возможные варианты детей) | Ответы детей. | Условия для поддержки (развития, стимулирования) речевой активности. Условия для выражения детьми своих мыслей. |
Завершение занятия | | Взрослый предлагает поиграть в (режиссерскую) игру «Водяные прятки» (по договору с детьми может быть и другое название). Взрослый оказывает помощь в том, как человечки могут договориться (что сказать друг другу, использовать считалочку и т.д.) По ходу игр детей взрослый побуждает к тому, чтобы дети вели диалог от лица человечков. | Дети проигрывают диалог от лица человечков, кто будет первым прятаться. Потом один прячется, другой считает до 5 и угадывает за водой, какого цвета спрятался человечек «Я думаю, что ты спрятался за синей водой», потом проверяет. Если угадал, начинает сам прятаться. | Условия для поддержки (развития, стимулирования) речевой активности. Условия для взаимодействия детей друг с другом. Условия для развития самостоятельности и инициативы в игровой деятельности Условия для поддержки развития режиссерской игры Условия для закрепления цветов |
| | В.: Почему у нас получилось поиграть в прятки с водой? Если человечки захотят поиграть в прятки с водой, что они должны будут сделать? | Ответы детей. | Условия для поддержки (развития, стимулирования) речевой активности. |