Открытое занятие по ФЦКМ на тему «В аул в гости к ослику» в средней группе
Программное содержание: продолжать знакомить детей с милыми формами дагестанского фольклора : потешки, заклички, загадки, считалки. Знакомить с культурой народов Дагестана. Учить слушать запоминать доступные по содержанию считалки, загадки, потешки, песни. Продолжать формировать активный словарь детей: родник, аул, отара. Прививать любовь к родному краю.
ЗАДАЧИ:
Образовательные: знакомить детей с ближайшим окружением, с животными и растительным миром края, ознакомление с малым фольклором Дагестана
Воспитательные: воспитывать патриотические чувства, любовь к родному аулу, природе, окружающему миру.
Развивающие: закрепить Дагестанские игры, песни, мыслительную активность, умение наблюдать. Развать любознательность и интерес к познанию родного края.
Материал: Панно с изображением аула на фоне гор. Изображение гор с пастухом, который пасет барашек. Рядом горный родник. На фоне горного пейзажа большое дерево с листвой, У подножия дерева гуляет курица с цыплятами.
Предшествующая работа: чтение и разучивание малых форм фольклора, колыбельных песен, потешек, прибауток, пестушек, заклички, загадок, чтение сказок народов Дагестана; беседа о домашних животных.
Ход занятия.
Дети входят в зал, здороваются.
Воспит: Ребята, сегодня мы с вами поговорим о нашем горном крае. Дагестане. Посмотрите, этот ауд знаком нам. Он расположен у подножия снежных горных вершин. В этом ауле живет и трудится один из давних наших друзей. А кто он, вы узнаете из моей загадки.
Воспит: Работать он любит очень, готов трудиться и дни и ночи. Без устали поклажу
возит. Зерно себе на ужин просит.
Воспит: Ребята кто это?
Дети: Ослик!
Воспит: Правильно, это ослик! Хотите встретиться с осликом?
Дети: Да
Воспит: Давайте позовем его!
(Дети и воспитатель вместе зовут ослика. Раздаются звуки «И-а, и-а», - появляется
ослик)
Воспит: Здравствуй Осликі Ребята, давайте поздороваемся с осликом. (Дети
здороваются с осликом)
-Какой ты красиный, хороший Погладьте его по шерстке ребята!
Oслик: Здравствуйте ребята! Я очень рад нашей встрече е нами! Хочу пригласить нас всех в гости, мой родной аул.
Воспит: Спасибо тебе ослик за приглашение! Мы с ребятами с удовольствием отправимся к тебе в гости, в горный аул. (Дети исполняют песню «По горным дорогами.)
Воспит: Посмотрите ребята в ауле на деревьях уже зеленые листья и белые цветы в какое время года бывают такие деревья?
Дети: Время года- весна! Воспи. правильно дети, это время года весна, Дети посмотрите я под деревом нашла конверт с заданием, задание такое, чтобы мы поиграли дагестанскую игру « Ой- райда» (лезгин.) после игры дети садятся на
стульчики.
Воспит: Ослик тебе понравились, как наши дети игрались?
Ослик: Очень понравилась!
Воспитатель: Ребята сейчас в ауле весна, еще прохладно, идут дожди, ветрено, люди еще тепло одеты. Солнце редко выглядывается, а без солнца не уютно. Давайте обратимся к ветру, чтобы он нам вернул наше солнышко,
Дети: Ветер, ветер, тучи и туманы разгони, дай увидит солнечные дни
Воспит: Не выходит солнышко, что же нам делать, ослик?
Ослик: Давайте попросим солнышке выйти из-за тучки. Солнышко-солнышко Выйди скорей Высуши лужи. Землю согрей!
Воспит.: Услышало солнышко детишек, выглянуло, обогрело землю. В ауле сразу стало тепло. Взрослые и дети выходят на улицу, дети чтобы поиграть, а взрослые торопятся на свои поля и огороды. Рады солнышку люди. И не только. А кто же еще рад, вы узнаете, отгадав загадку. Слушайте внимательно: Квохчет, квохчет, Детей, созывает. Всех под крыло собирает.- Кто это? Дети - Воспитатель: А кто это рядом с курочкой? Явился в шубке. Прощай две скорлупки! Цыплята! Песня; «Цыплята»: Музыка М, Якубова. сл. Л. Станчева.
(Звучит фонограмма шума дождя и грома.)
Вопит : Спряталось солнышко за тучку, и закапал дождь.
Воспит. раскрывает большой зонт,
дети читают потешки
1 дождин, дождик, нагрянь, По земле барабань. Чтобы не было пыли. Чтобы овцы попыли. Чтобы капля ползла. По бороде колла! ( аварск.)
2 Дождик дождик! Полно лить. Малых детишек мочить
З.Дондик „дождик. подожди. Надоели нам дожди! Прошел сильный дождь, стало сыро, образовались луки. Вы знаете, кто живёт в лужах?
Ослик : А я не знаю.
Воспит. Ребята тебе подскажут, я уверена, что они отгадают загадки: Скачет завитушка. Не рот, а ловушка. Попадут в ловушку и комар и мушиа.
(ответ детей «лягушка»).
Воспит. : Теперь ты знаешь, Ослик кто живёт в лужах?
Ослик: Спасибо ребята! Игра: «Лягушка»
Воспит.: Ой, посмотрите! Что это за птица?: Загадка: Верешүнья, белобока. А зовут её «сорока» Кто летает, кто стрекочет. Рассказать нам новость хочет? «сорока»,
Воспит. Не сиди сорока. Полети далеко, Где в горах, отара старого Омара? А кого пасёт старый Омар, вы узнаете из моей загадки: Кто таков — под шубой плов? (даргинск.)
Воспит. Да дети, это барашек! Барашкам не страшен холод, у них очень тёплые шубки. Старый Омар пасёт их любую погоду, ведь они хотят есть. Есть они травкой, пьют водичкой. Поэтому старый Омар пасёт свое стадо рядом с родником. Вода из родника используется для приготовления пищи, полива огородов цветов, деревьев. Родник
для жителей аула - это жизнь.
Вос-ль: Сегодня мы побывали в горном ауле.
Ослик: Дети, вам понравилась у меня в гостях? (ответы детей).
Вос-ль: Большое спасибо тебе ослик в памятью нашей встрече дети хотят подарить тебе венок из цветов прочитать стихи на родных языках.
(Дети дарят подарок ослику и читают стихи на даргинском и аварских языках.1. Сакинат. 2. Бурлият. 3 Динара, 4 Камила. 5 Амина.
Ослик: Жаль мне с вами прощаться.
Вос-ль: Да нам пора возвращаться в детский сад. Нас уже там ждут. До свиданья Ослик! До новых встреч! Вос-ль: Спасибо за внимание.
Литература: Стихи: из хрестом. Народов Дагестана, состав. Р.Х. Гасанова, Ш.А .Мирзоев. Учебно-методич. Пособие: А.В.Гришина. Песни и музыка с компьютера.