Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №9 «Чайка»
городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан
КОНСПЕКТ
организованной образовательной деятельности
по обучению грамоте
на тему:
«Письмо от тетушки Совы»
в подготовительной группе
Подготовила: воспитатель высшей квалификационной категории Платонова Светлана Васильевна; Согласовано: Старший воспитатель ___________ Н.В.Борисова |
г. Октябрьский, 2024
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Цель: закрепить знания, умения и навыки детей, сформированные на занятиях по обучению грамоте.
Задачи:
Обучающие:
Учить детей проводить звуковой анализ слов, дифференцируя звуки по их качественной характеристике (согласные и гласные, согласные твёрдые и мягкие, звонкие и глухие).
Совершенствовать фонематический слух: учить выделять звук в слове, определять его место в слове.
Формировать умение делить двусложные и трехсложные слова на слоги.
Развивающие:
Развивать и укреплять мелкие мышцы рук.
Развивать самостоятельность, инициативу.
Воспитывающие:
Воспитывать умение внимательно слушать и выполнять указания педагога.
Продолжать формировать умение отстаивать свою точку зрения.
Формировать чувство товарищества.
Активизация словаря: слово, слог, звук, буква.
Наглядный материал: письмо, конверты с заданиями, звуковые деревья (с красными и синими листьями), картинки фруктов и ягод, (яблоко, мандарин, ананас, апельсин, виноград, гранат, груша, киви, персик, абрикос, хурма, инжир, ежевика), ноутбук, картинки животных для слогового разбора (1,2,3 слоговые: еж, крот, волк, лось, лиса, олень, кабан, горилла, дикобраз, заяц, бегемот, крокодил), 2 обруча, картинки со звуками «С» и «Т».
Методические приемы: Игровая мотивация. Вопросы к детям. Объяснение. Физминутка – игра.
Ход организованной образовательной деятельности
Воспитатель. Ребята, скажите какое у вас настроение?
Дети. Хорошее, радостное, веселое.
Релаксационное упражнение «Давайте порадуемся»
Давайте порадуемся солнцу и птицам,
(дети поднимают руки вверх)
А также порадуемся улыбчивым лицам,
(улыбаются друг другу)
Всем тем, кто живет на нашей планете,
(разводят руками в стороны)
«Доброе утро!» - скажем гостям и детям.
Доброе утро!
Ребята, за окошком кто-то промелькнул.
Кто-то бросил к нам в оконце посмотрите письмецо.
Может это лучик солнца, что щекочет нам лицо
Может это воробей, пролетая, уронил
Может кот письмо как мышку на окошко заманил.
ПИСЬМО
На нем написано «Детям подготовительной группы».
«Дорогие дети, вы скоро пойдете в школу, поэтому должны много знать и уметь. Если вы справитесь с моими заданиями, я буду уверена, что вы готовы к школе!»
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, кто мог написать нам такое письмо?
А вот узнать, кто написал нам письмо, поможет загадка.
Ночью ей всегда не спится —
За добычей она мчится...
Где колышется трава —
Мышь поймает там ... Сова
Воспитатель: ребята, в этих конвертах Сова приготовила для нас задания.
Конверт 1
В словах живут (буквы, а в буквах (звуки)
- Какие бывают звуки? (Гласные, согласные, а согласные твердые и мягкие).
- Какие звуки называются гласными и почему? (Гласные звуки мы поём, воздух проходит свободно, не встречая преград).
- Какие звуки называются согласными и почему? (Согласные звукам не поются, мешают зубы, губы и язык. А согласные звуки бывают - твердые и мягкие, звонкие и глухие).
Сова предлагает первое задание:
Игра «Звуковое дерево». (Сова предлагает поиграть в игру).
У нее в лесу растут необычные деревья, на них растут листья, не только зеленого, красного, но и синих цветов. Эти деревья звуковые (детям раздаются картинки с изображением фруктов).
Ребенок должен определить первый звук и сообщить где растет этот фрукт.
Воспитатель: Молодцы.
Открываю 2 конверт
Совушка предлагает детям отгадать загадки и назвать в отгадках первый звук.
Что за дом такой,
Прозвенит звонок-
Тишина и покой.
А другой прозвенит-
И начнется снова крик
Школа
Что за птички-невелички
Его мы слышим каждый раз -
Ребят он созывает в класс.
- Как только кончиться урок –
Так снова зазвучит….
Звонок
Разместились на страничке?
Все рядом от «А» до «Я»
Эта дружная семья
Все расскажет, объяснит,
А зовется….
Алфавит
То я в клетку, то в линейку.
Написать по ним сумей-ка!
Тетрадь
Новый дом несу в руке,
Дверца дома на замке.
Тут жильцы бумажные,
Все ужасно важные.
Портфель
Я готов к учебным стартам,
Скоро сяду я за…
Парту
Воспитатель: Молодцы
Открываю 3 конверт
Игра: «Помогите расселить жителей леса по домам».
Мы с вами должны помочь Совушке расселить этих лесных жителей в домике по этажам. В одноэтажном доме живут животные, в названии которых один слог, на втором этаже – два слога, а на третьем – три слога.
Физминутка «Буквы»
В старом дереве дупло.
Это домик буквы О.
(Дети делают круговые движения руками.)
Рядом с нею на суку
Примостилась буква У.
(Садятся на корточки.)
В гости к ним издалека
Прибежала буква А.
(Бегут на месте.)
Прилетела буква Я
На спине у воробья.
(Машут руками, как крыльями.)
Буквы стали веселиться:
И смеяться, и кружиться.
То попрыгают немножко,
То похлопают в ладошки,
То присядут отдохнуть,
(Дети сопровождают текст стихотворения соответствующими движениями.)
Воспитатель: Ну что, ребята вы блестяще справились и с этим заданием, и мы переходим к следующему конверту 4.
Игра: «Где прячется звук [р]?»
Воспитатель. Мы с вами должны отгадать загадки и определить, где живет в этих отгадках звук [р]: в начале, в середине или в конце слова. Готовы? Приступаем.
В нем лежат пенал, тетрадки
И на завтрак бутерброд.
Все учебники в порядке
В школу ученик несет.
Он блестит, как будто глянец, —
За спиной красивый... (ранец)
Воспитатель. Где в этом слове живет звук [р]?
Дети. В начале слова.
Первая книга, что знанья дает,
Ее первоклассник в портфеле несет.
Всегда и повсюду, сегодня и встарь
Школьнику очень нужен... (букварь)
Воспитатель. Где в этом слове живет звук [р]?
Дети. В конце слова.
Будем весь урок писать,
Пригодится нам... (тетрадь).
Воспитатель. Где в этом слове живет звук [р]?
Дети. В середине слова.
Воспитатель. Молодцы, и с эти заданием вы все прекрасно справились.
Открываем следующий конверт 5
Игра «ПОЙМАЙ ЗВУК»
Правила игры:
- Я буду называть вам слово, если в этом слове есть звук Л – мы хлопаем в ладоши.
- Будьте внимательны! Звук может стоять в начале, середине или в конце слова.
- Если в слове нет этого звука, никаких действий мы не выполняем.
(ЛАМПА, НОСКИ, ВИЛКА, ЛУНА, МИР, ЛЕЙКА, ПОЛКА, НИТКА, БУЛКА, МИСКА, КОШКА, ЛАНДЫШ, СЛИВА, САМОСВАЛ, МАЛЬЧИК, ДЕВОЧКА, ДЯТЕЛ, ЦЫПЛЕНОК, ПЕНАЛ, МАРТ)
Воспитатель. Молодцы, и с эти заданием вы все прекрасно справились.
Открываем следующий конверт 6
Совушка предлагает Вам поиграть в игру «Кто быстрее?».
Нужно разделиться на две команды. Я положу перед каждой командой обруч, в которых будут лежать разные картинки. Задача первой команды –найти картинки, в названии которых есть звук «С». Задача второй команды – найти картинки, в названии которых есть звук «Т», не зависимо от того, в начале, середине или в конце этот звук.
Воспитатель: Ребята, я за вас очень рада, горжусь вами! Вы выполнили все задания, которые Сова вам приготовила.
Ребята, какое задание понравилось вам больше всего?
Какое задание показалось трудным?
Вы показали свои умения, знания, проявили смекалку. Молодцы!