Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 3 г. Сычевки
Конспект
организованной деятельности
в старшей группе
на тему:
«Огонь-друг, огонь — враг»
Составила воспитатель:
Гусева О.С.
г. Сычевка
Цель:
1. Познакомить детей с историей возникновения огня.
2. Дать понятие детям, что огонь бывает другом, а бывает и врагом.
3.Закрепить знания о роли огня в жизни человека, учить детей видеть, когда огонь друг, а когда враг.
4. Закреплять знания о том, к чему может привести неосторожное обращение с огнем.
5. Знать и соблюдать правила поведения при пожаре.
Ход ООД
Воспитатель: (читает загадки)
Красный язык дремать не привык (Огонь)
Что, дотронувшись едва,
Превращает в дым дрова? (Огонь)
Воспитатель: Да, это- огонь. (Показывает символ огня)
А сейчас я вам расскажу сказку про огонь: «Огонь.»
Давным-давно это было, когда люди жили в пещерах. Летом людям хорошо: солнышко грело землю, светло, тепло и сытно. Лес радовал своими дарами (грибами, ягодами, кореньями), а поля своими (медом, травами лечебными и кормом для животных). А когда становилось совсем жарко, люди укрывались в своих жилищах-пещерах, там было прохладно и свежо. Но, к сожалению, лето проходило быстро и наступал холод. Некоторые люди, как и птицы уходили в теплые края, а самые стойкие и мужественные оставались охранять свои земли от других племен.
Зима пришла очень суровая; ветер выл как голодный хищный зверь, снег кружил и пытался ворваться в пещеру к людям, а мороз потихоньку делал свое дело, мостил реки, и потихоньку пробирался в пещеру к людям. Люди, которые оставались охранять земли, все больше и больше кутались в шкуры животных, но и это их не спасало от холода. Оставалось одно - погибнуть от лютого холода.
Тогда люди взмолились и стали просить у Бога тепла. Все знают, что Бог всемилостив и не оставит в беде просящих о помощи. И дал в подарок маленький язычок Огня. И дал наказ, что он будет согревать от холода, будет вам светом и помощником во многих делах. Но он должен быть всегда под присмотром, так как из маленького язычка Огня, может превратиться в страшное чудище. Вот и дружит человек с огнем до сих пор. Огонь обогревает человека, кормит и охраняет.
Воспитатель: Очень давно люди научились добывать огонь. Огонь верно служит человеку. Огонь издавна был другом человека. Наши древние предки знали немало секретов и хитростей добывания огня. Они считали его живым существом, «приручали» его, поселяя его в своих пещерах.
Он помогал людям бороться за существование. Он помогал людям готовить пищу. Огонь спасал от холода, помогал в борьбе со страшными хищниками, отпугивая их от пещер и стоянок древнего человека.
Проходили годы. Люди узнавали огонь лучше и лучше. Огонь в глазах людей утратил силу божества. Но другом, помощником быть не перестал. Как и в древности, он согревает нас, помогает готовить пищу.
Но когда забывают об осторожности обращения с ним, огонь становится смертельно опасным. Огонь, выходя из повиновения, превращается в страшное чудище не щадит никого и ничего. Возникает пожар. Пожар не случайность, а результат неправильного поведения. Пожары могут возникать по нашей вине, или по халатности соседа, или по причине природной стихии (молния, землетрясение, неисправности электросети, и тогда врывается в наши судьбы, в судьбы целого народа огненная беда. Есть на это Чудище управа, может его усмирить….
Здесь спряталась картинка, если мы ответим на все вопросы, то мы назовём, что там изображено
А сейчас я вам предлагаю поиграть в одну игру «Кросс-вопрос».– Итак, первый вопрос (всего 8 вопросов):
Как называются люди, которые тушат огонь, спасают людей, дома от пожара? (Пожарные.)
Почему работа пожарных нужна людям? (Они тушат пожар в домах, лесах, спасают людей, их вещи, дома.)
Какая у них работа? (Трудная, но интересная, тяжёлая, но нужная людям.)
Какими должны быть пожарные? (Сильными, смелыми, закалёнными, ловкими, мужественными, находчивыми, решительными.)
Почему они должны быть сильными, смелыми? (Они выносят людей из огня, работают в огне, дыму.)
Зачем пожарные надевают противогаз? (Легко дышать при задымлении.)
По какому номеру вызывают пожарных? (01)
Что ты должен сообщить, вызывая пожарных? (Что случилось и точный домашний адрес: номер дома и квартиры.)
– Молодцы, ответили на все вопросы, и у нас открылась картинка. Это пожарная машина. И она помогает справиться со страшным чудищем. На ней можно быстро примчаться на пожар.
Сегодня к нам в гости пришел один очень умный, маленький, и добрый сказочный персонаж – это домовой. Ребята, а вы знаете кто такой домовой?
Дети: Ответы детей
Воспитатель: Давным-давно, когда наши предки уходили из дома, они ни когда не закрывали свои дома, существовало, поверье что дом охраняет от воров, от пожаров, и других неприятностей домовой. Никто никогда не видел его, ну так как от делал только добрые дела позже его сделали сказочным персонажем.
Дымовёнок: Здравствуйте ребята, меня зовут Дымовенок. Как вы думаете почему у меня такое имя?
Дети: Ответы детей.
Дымовенок: Ребятки, назвали меня так, потому что я живу в ваших домах и охраняю их от пожаров. Всем известно с древности дыма без огня не бывает.
(Идет показ слайдов)
– Без огня люди никогда бы не смогли ездить по земле, путешествовать по морям. В моторе автомобиля тоже работает огонь – сгорает бензин и приводит машину в движение. Полыхает огонь и в печах на заводах, плавит металл, в других печах огонь варит стекло, из которого делают-выдувают красивые стеклянные изделия. Космическая ракета взлетает ввысь, оставляет яркий хвост пламени – это сгорает ракетное топливо.
– Но когда огонь попадает в руки маленьких детей, он показывает свой характер, стремится убежать от них и гулять по дому, по лесу, по полю. Из доброго слуги может превратиться в опасное чудище. Тогда может произойти беда.
– Ребята, а скажите от чего, может возникнуть пожар? (От спички, непотушенного окурка, газовой плиты, не выключенных электроприборов и т.д.)
– Назовите мне, что может загореться дома, в лесу? (Ответы детей.)
– Чем кроме огня, ещё опасен пожар? (Дымом, им можно задохнуться).
– А сейчас, я вам предлагаю поиграть. Игра называется «Не ошибись». Я буду называть предметы, а вы, если этот предмет горит, показывать руками вверху «языки пламени», а если не горит – руки опускаем.
Проводится игра:
Слова: Бумага, шторы, тетрадь, одежда, ложка металлическая, камень, дерево, листья, пух, гвоздь, бензин.
| Воспитатель: Ребятки, мы с вами узнали, что огонь бывает добрый и злой, Дымовенок хочет напомнить вам правила обращения с огнем: Дымовенок: 1. Что запомнить мы должны? Спички детям не нужны…. 2. Помните, дети пожары бывают, Когда про включенный утюг забывают. 3. Сам к плите не прикасайся, Лучше взрослых дожидайся. 4. Обожгли носы и щеки. С фейерверком шутки плохи. 5. А ведь всех предупреждали Чтоб свечей не зажигали. 6. Надо помнить, надо знать: Пух опасно поджигать. 7. Гибнет лес, пропали звери – Всех несчастий не измерить! Воспитатель: – Огонь оставляет за собой страшный след: вместо леса, дома – пепел, зола, обгорелые головёшки. Проводится игра «Огонь-Друг, Огонь- враг». Детям предоставляются картинки, а дети должны сказать (Друг или враг) Картинки: горящая свеча, печь, машина, ракета, горящий дом, лесной пожар, заводская труба, не потушенная спичка) – Ребята, вы должны запомнить, что пожар – это не случайность, а результат неправильного поведения. Сегодня вы узнали, что огонь может быть для нас и другом, и врагом, но всё-таки пользы от огня больше, чем вреда. Огонь делает нашу жизнь интереснее, теплее, уютнее. Я очень хочу, чтобы вы были очень осторожны с огнём, внимательны, помнили об опасности, всегда соблюдали правила и беда обойдёт вас стороной. Воспитатель: Ребята, правил пожарных несложен урок, Знай, выполняй их и помни, дружок! Чтобы не было в доме беды, Мы запомнить с тобою должны: Чтоб пожаров и бед избежать,- С огнем не пристало играть! Воспитатель: Скажем спасибо Дымовенку, и попрощаемся с ним. Дымовенок: До свидания ребята, до встречи на следующем занятии. | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |