ООД по познавательно – исследовательской деятельности
«Маленькие исследователи».
Цель: расширение представлений детей об окружающем мире.
Образовательные:
Формировать познавательный интерес через исследовательскую деятельность.
Познакомить детей с разными способами приготовления соков.
Формировать представления детей о пользе витаминов для здоровья человека.
Развивающие:
Расширять словарный запас.
Закреплять правила безопасности при проведении эксперимента.
Воспитательные:
Воспитывать самостоятельность, аккуратность, чуткость, желание помогать товарищу.
Словарь:
соковыжималка, правила безопасности, тереть, толочь, отжимать.
Продукты:
овощи (морковь, свекла,), фрукты (яблоко, апельсин), ягоды (черника, клюква)
Оборудование:
-Мультимедийный проектор, экран, презентация.
-Электрическая соковыжималка (2 шт.), терка (2 шт.), 2 ситечка, 2 ложечки, марля, прозрачные стаканчики, стаканы пластмассовые с трубочками, фартуки, косынки, перчатки.
Введение в ситуацию
Дети заходят в группу, здороваются с гостями.
Придумано кем-то просто и мудро.
При встрече здороваться «Доброе утро»
«Доброе утро» солнцу и птицам,
«Доброе утро» улыбчивым лицам.
И сразу утро становиться добрым, доверчивым.
И длиться до самого вечера.
Поздороваемся, подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу и нашим гостям.
- А сейчас, внимание на экран.(на экране дети видят рекламу «Фруктовый сад»)
- Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня?
- Дети (о соках).
- Вы любите соки?
- Да!
2. Актуализация
- А какой сок твой любимый? А твой? А ты, какой любишь?
(ответы детей)
- Из чего же изготавливают сок?
- Из фруктов, овощей и ягод.
- Ребята, а где вы берёте соки?
- В магазине.
- Да, в магазине очень много разнообразных соков. Подойдите, посмотрите какие соки продаются в магазине.(дети рассматривают соки в коробках)
3. Затруднение в ситуации
- Как вы думаете, где делают соки.
- На заводе, фабрике.
- А как их делают?
( ответы детей)
- Может кто-нибудь из вас видел как, мама дома делает сок?
( ответы детей)
- Хотите попробовать сами приготовить сок?
- Да.
4. «Открытие» нового знания (способа действия)
- Тогда выбирайте фрукты, овощи или ягоды из которых вы будете делать сок.
( дети подходят к столу и выбирают продукты)
- Что ты выбрал?
- Апельсин.
- А ты?
- Свёклу.
(спросить всех детей)
- Ребята, а как мы будем делать сок?
(Ответы детей)
- Молодцы! Я предлагаю вам пройти на наш мини завод по производству соков. Здесь есть разные приборы для изготовления соков. Выберите тот на котором удобнее делать сок из фруктов, овощей и ягод которые вы взяли.
(Дети выбирают)
- Почему ты взяла ситечко?
- Потому что ягоды мягкие и их легко протереть через сито.
- А что выбрал ты?
- Я взял тёрку, для того чтобы натереть морковь.
- Как ты думаешь, если натереть морковь сразу получится сок?
- Нет, натёртую морковь нужно отжать через марлю.
- А что это за странный прибор?
- Это соковыжималка, на ней удобно сделать сок из апельсина.
- Даша, а почему ты выбрала этот прибор?
- Потому что яблоко очень твёрдое и изнего сделать сок легче на соковыжималке.
- Ну что ж надеваем униформу, а так как у нас с вами завод по производству пищевых продуктов нужно позаботиться о гигиене, а для этого мы наденем перчатки.
Прежде чем приступить к работе, поговорим о том, какие правила безопасности нужно соблюдать.
(Дети называют, воспитатель уточняет)
- На тёрке – крепко держать овощи, что - бы не сорвались и не поранилась рука.
- На соковыжималке – не открывать крышку при включенном приборе, загружать в отключенном состоянии.
Дети приступают к работе.
5.Включение нового знания в систему знаний и умений ребёнка
В ходе работы уточняем, из чего делаем сок и как он будет называться: ( из моркови – морковный, из черники – черничный …)
- Что ты делаешь? (тру, толку, выжимаю, отжимаю).
Дети заканчивают работу, переливают сок в стаканчики.
- Ну, вот мы и приготовили с вами соки.
Воспитатель спрашивает из чего каждый ребёнок делал сок и какого цвета он получился.
( Я делал сок из апельсина, у меня получился апельсиновый сок , апельсин оранжевый и сок тоже оранжевый и т.д. ).
Ребёнок, который делал яблочный сок.Отвечает, что он делал сок из красного яблока, он яблочный, желтого цвета.
- Ребята, почему из красного яблока получился жёлтый сок?
(ответы детей)
Сделаем вывод из нашего опыта: (дети) из красного яблока получился жёлтый сок, потому что само яблоко жёлтое, а только кожура красная.
- Молодцы, ребята вы славно потрудились, приготовили своими руками соки из разнообразных овощей, фруктов, ягод и доказали что яблочный сок всегда получается жёлтого цвета независимо из какого яблока он будет сделан красного или зелёного, потому что яблоко внутри жёлтое.
- А сейчас снимайте фартуки, косынки, перчатки и давайте поиграем.
Физкультминутка
ФРУКТЫ
У бабушки в деревне
(Руки на столе ладонями вниз. Разводить пальцы
правой руки в стороны.)
Растет фруктовый сад.
(Руки на столе ладонями вниз. Разводить
пальцы левой руки в стороны.)
Там на деревьях сливы
(Руки, согнутые в локтях, поднять вверх,
пальцы широко развести в стороны.)
И яблоки висят,
(Опустить кисти вниз, свободно свесив пальцы.)
И груши прямо с дерева
(Повернуть ладони вверх, пальцы расслаблены.)
Могу я собирать.
(Имитировать руками сбор урожая.)
Как хорошо у бабушки
(Хлопнуть в ладоши.)
Мне летом отдыхать!
(Развести руки в стороны.)
- Ребята, а как вы думаете соки, которые мы с вами сегодня делали, они полезные или нет?
- Полезные.
- А почему?
- Потому что в них много витаминов.
- А кто из вас может сказать, какой витамин спрятался в яблоке?
(дети отвечают, если затрудняются, воспитатель подсказывает
- В яблоке спрятался витамин, с которого начинается наш алфавит.
(слайд с изображением витамина А и яблока)
-А живёт он в оранжевых и красных овощах и фруктах. Подумайте и назовите оранжевые и красные овощи и фрукты, в которых живёт витамин А.
(ответы детей)
- Да. Это морковь, тыква, яблоко, болгарский перец.
- А ещё есть очень полезный витамин С, он нужен для того чтобы наш организм был как крепость, не пропускал злых микробов и не позволял им заразить вас болезнями.
- А живёт витамин С во всём кислом. Как вы думаете, в каких овощах, фруктах и ягодах мы можем найти витамин С.
(Ответы детей)
- Это лимон, апельсин, шиповник, мандарин, смородина, клубника.
(слайд)
6. Осмысление.
- Молодцы. Ребята, сегодня вы побывали настоящими исследователями и узнали несколько секретов здоровья, какие овощи, фрукты и ягоды нужно есть, чтобы быть здоровыми. Что нового вы сегодня узнали? Почему из красного яблока получается жёлтый сок? Какие витамины нужны, чтобы быть здоровыми?
- Кому из вас,было, интересно возьмите красные яблочки и поместите их в банку с соком.
- А кто испытывал затруднения – зелёные.
- Какой сок у нас получился?
- Яблочный.
- Молодцы, и сегодня я хочу угостить вас яблочным соком.
(слайд)
Желаю вам цвести, расти,
Копить, крепить здоровье,
Оно для дальнего пути –
Главнейшее условие.
Комментарии к сценарию (использованная литература, место данной темы в образовательной программе и др.): в соответствии с комплексным – тематическим планированием детского сада по неделе «Овощи, Фрукты» была проведена образовательная деятельность по технологии «Ситуация».
Использовала учебное пособие:
А.И Иванова «Естественно – научные наблюдения и эксперименты в детском саду».
Л.Н. Менщикова «Экспериментальная деятельность детей»