Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 77»
Конспект
Организованной образовательной деятельности
по ознакомлению с окружающим миром
на тему: «Земля – наш общий дом»
для детей старшей группы
Воспитатель: Мезенцева О.Н.
Воронеж, 2018
Цель – Углубление представления детей о планете Земля, развитие связной речи.
Задачи:
1. Познакомить детей с научной версией образования материков на планете Земля, с названиями и расположением материков на карте;
подвести к пониманию уникальности нашей планеты, так как только на Земле есть жизнь.
2. Развивать воображение, ассоциативное и творческое мышление;
совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи.
3. Воспитывать стремление беречь нашу Землю.
Предварительная работа: чтение научных статей для детей из энциклопедии, рассматривание иллюстраций к ним, просмотр видеофильмов о природе на нашей планете, беседы на нравственные темы, заучивание стихов.
Материал к занятию: Глобус, физическая карта мира, изображения «Солнечная система», дидактическая игра «материки», изображения древней земли, различных народов населяющие планету Земля, книги с изображениями животных разных стран.
Ход деятельности:
На магнитной доске висит физическая карта мира. Около стены на столах разложены книги о планете Земля, о Космосе, «Народы мира».
Звучат звуки природы: пение птиц, шум ветра и воды.
Входят дети, становятся в круг.
Педагог: Ребята, у нас сегодня с вами необычное занятие. К нам в гости пришли ваши родители. Они хотели бы посмотреть, чему вы научились и что нового узнали в детском саду. Но для этого мы должны с вами вспомнить наше правило:
Говорим всегда красиво.
Правильно, неторопливо,
Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать,
Все правильно и внятно
Чтоб всем было понятно.
Звучит мелодия песни «Как прекрасен этот мир…» и видео презентация.
Дети садятся на стульчики (полукруг).
Педагог. Ребята, мы живем на самой красивой планете Земля. Это огромный–преогромный шар. Такой большой, что нужно много-много дней, даже месяцев, чтобы объехать его вокруг. Она круглая, как яблоко. Земля вертится вокруг Солнца, словно, самолетик вокруг башенки. Да ещё и сама вращается вокруг своей оси, крутится, как волчок, только медленно.
Педагог. А что вы знаете о нашей планете?(Варианты ответов детей: Земля – спутник Солнца. Она намного меньше Солнца. Вместе с нашей планетой вокруг Солнца кружатся ещё восемь планет, но только на нашей Земле есть жизнь).
Педагог. Наша планета голубого цвета. Как вы думаете, почему она голубая?(Варианты ответов детей: на Земле много воды, больше чем суши)
Педагог. Молодцы, ребята! А как вы думаете, почему на Земле есть жизнь?
(Варианты ответов детей: на Земле есть вода для питья и воздух для дыхания. Вода и воздух необходимы всем живым организмам.
Педагог. Верно.
Много миллионов лет назад Земля представляла собой огромный материк, который омывался одним мировым океаном. В результате стихийных катаклизмов этот материк стал разрушаться, от него стали отделяться большие и малые куски.
Детям предлагается, глядя на физическую карту мира, самостоятельно найти их на карте. Дети рассматривают материки, называют их вместе с педагогом. (Африка, Америка, Австралия, Европа, Азия, Антарктида)
Педагог. А что такое глобус?
(Варианты ответов детей: Глобус – это крохотная модель земного шара. На нем нарисовано то, что есть на настоящей Земле: океаны и суша).
Педагог. Вы видите, что глобус вращается вокруг своей оси. (Вращает глобус.) Так же вращается Земля. Земля подставляет Солнцу то одну, то другую свою сторону. Вот и говорят: «День и ночь – сутки прочь!».
Как вы думаете на каком транспорте можно отправиться в путешествие вокруг света?
(Варианты ответов детей: сигнальные карточки….)
Материки заселены животными, на них растут различные растения, живут разные народы.
Каких вы знаете животных? Где они живут? А растения? Где они растут?
(Варианты ответов детей: пингвины, тюлени, моржи, белые медведи – на севере, в северных странах; кенгуру, крокодилы, бегемоты, жирафы – в теплых странах; в России - ……
Растения – пальмы в теплых, жарких странах; хвойные растения – в холодом климате; в России - ….)
Показ иллюстрации.
На планете чудеса:
Океаны и леса,
Кислород есть в атмосфере,
Дышат люди им и звери.
Ни начала, ни конца,
Ни затылка, ни лица.
Знают все, и млад и стар,
Что наш дом – большущий шар.
Физкультминутка. Педагог читает загадку, дети выполняют движения:
Ты весь мир обогреваешь, (разводят руки в стороны, изображая шар.)
Ты усталости не знаешь, (ходьба на месте.)
Улыбаешься в оконце, (руки сложены, повороты головы в сторону.)
А зовут тебя все ..(присели и выпрямились руки вверх.)
Дети (хором). Солнце.
Педагог. Земля – это не только суша, но и океаны и моря. Ребята, чего больше на земном шаре – воды или суши
(Варианты ответов детей: Я думаю больше воды. Я думаю больше суши).
Педагог показывает на карте. Вот суша, а всё остальное – это реки, озера, моря, океаны. Таким образом, вы видите, что суша занимает небольшую часть Земли.
Педагог. Красива и удивительна наша планета Земля. Сколько живет человек, он всегда, всю жизнь любуется её красотами и постигает её секреты и тайны. Земля – наш общий дом для всех, кто на ней живет. Она всем нужна, и все, кто на ней живет, тоже нужны Земле. У нас над головой общая крыша – голубое небо. Под ногами общий пол – земная поверхность, у нас один на всех светильник и печка – Солнце. У нас общий водопровод и вентилятор – ветер.
Видео «Животные»……(1 мин)
Педагог. К сожалению можно только поражаться тому, как быстро человек научился наносить вред природе! Мы живем и не подозреваем, что мир так изменился, что Земля уже далеко не цветущий сад! Мы собираем лесные цветы, грибы, ягоды и не задумываемся: а хватит ли будущим поколениям чистой воды и чистого воздуха?
Трудно представить себе Землю без лесов, без животных и птиц. Лес – чудесное творение природы. Леса украшают землю.
Она нам не жалеет ничего,
Даря свои бессмертные дары,
И требует взамен лишь одного:
Чтоб люди были к ней добры.
Будь благодарен каждому клочку земли,
Куда ступал ты на веку.
Земля тебе дарует благодать,
Дает тебе все то, что может дать.
Видео «Бабочки»….(2 мин)
Педагог:
Ребята! Мы должны сберечь природу нашей Родины для нас и наших потомков. Охрана природы – святой долг и обязанность каждого. Свято относитесь ко всему живому. Берегите каждое деревце, веточку, каждый цветочек.
Как вы думаете мы можем с вами помочь нашей природе и земле? Как?
(Варианты ответов детей: не рубите деревья, не ломайте их. Убирайте за собой мусор на лесных пасеках. Не допускайте пожара в лесу. …..)
Не загрязняйте реки, озёра и не разрешайте это делать своим знакомым, не травите и не губите рыбу.
Не разоряйте птичьих гнёзд, не убивайте зверей, а наоборот, боритесь с браконьерами.
Я не хочу, чтоб речка высохла,
Где плещет стайка рыбок золотых,
Где пляшет резво лодка у причала,
Где теплый вечер так порою тих!
Пусть на земле не умирают реки,
Пусть стороной обходит их беда,
Пусть чистой остается в них навеки
Студеная и чистая вода.
III. Педагог: А сейчас, ребята, я предлагаю вам сыграть в квест-игру «Мир вокруг нас».
Дети капитаны команд собирают пазл «Земля»
1.
Дерево, трава, цветы и птицы
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
2.
Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных.
3.
Лишь на ней одной цветут
Ландыши в траве зелёной,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивлённо…
Береги свою планету —
Ведь другой, похожей, нету!