Приложение 20
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.01 МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ
Наименование дисциплины
-2021-
СОДЕРЖАНИЕ
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ | 3 |
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 4 |
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 7 |
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 8 |
1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
по материаловедению
Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью программы подготовки квалифицированных рабочих (служащих) (ППКРС) в соответствии с ФГОС по профессии СПО 23.01.06 Машинист дорожных и строительных машин.
Программа может быть использована в образовательном процессе как рабочая программа по дисциплине материаловедение для профессий технического профиля, реализуемых на базе основного общего образования.
.
Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
общепрофессиональный цикл.
1.3. Требования к результатам обучения:
Освоение содержания учебной дисциплины «Материаловедение» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
Уметь:
- определять свойства материалов;
- применять методы обработки материалов;
Знать:
- основные свойства, классификацию, характеристики обрабатываемых материалов;
Обучающийся, освоивший учебную дисциплину, должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
Обучающийся, освоивший учебную дисциплину, должен обладать профессиональными компетенциями:
ПК 1.1. Проверять техническое состояние дорожных и строительных машин.
ПК 1.2. Осуществлять монтаж и демонтаж рабочего оборудования.
ПК 2.1. Осуществлять управление дорожными и строительными машинами.
ПК 2.2. Выполнять земляные и дорожные работы, соблюдая технические требования и безопасность производства.
1.4 Количество часов на освоение программы дисциплины:
Объем максимальной учебной нагрузки обучающегося 62 часа, в том числе:
Обязательная нагрузка - 40 часов;
Самостоятельная работа обучающегося 21 часов;
Консультация- 1 час.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем в часах |
Объем учебной дисциплины | 62 |
Самостоятельная работа | 21 |
в том числе: | |
выполнение домашних заданий изучение дополнительной и справочной литературы подготовка отчетов по практическим работам, подготовка к выполнению контрольных работ. | 21 |
теоретическое обучение | 25 |
лабораторные занятия | 0 |
практические занятия | 15 |
Консультация | 1 |
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета | |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Материаловедение»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1. Металлы | 28 (17+11СРС) | |
Введение Тема 1.1. Общие сведения о металлах и сплавах. | Содержание учебного материала | | |
1 | Материаловедение. Задачи материаловедения. Роль материалов в современной технике. Основные материалы для автомобильной техники. Основные свойства и классификация металлов и сплавов. Свойства сплавов: механические, технологические и эксплуатационные свойства, коррозионная стойкость. Основные материалы для автомобильной техники. | 2 | 2 |
Тема 1.2. Классификация железоуглеродистых сплавов. | Содержание учебного материала | | |
1 | Углеродистые стали и их свойства. Влияние посторонних примесей на свойство углеродистых сталей. Классификация, маркировка и применение углеродистых сталей. Легированные стали. Чугун. Влияние примесей на структуру и свойства. Виды чугунов, их маркировка и применение. Специальные чугуны. | 2 | 2 |
2 | Практическая работа. "Определение свойств стали и чугуна" | 2 | |
Определение свойств чугунов и сталей по марке. |
Тема 1.3. Общие свойства металлов. | Содержание учебного материала | | |
1 | Физические, химические, механические свойства, проверка на твердость. | 2 | 2 |
Тема 1.4. Сплавы цветных металлов | Содержание учебного материала | | |
1 | Цветные металлы и сплавы. Сплавы меди, алюминия, магния, титана - их свойства, маркировка и применение. Требования, предъявляемые к подшипниковым сплавам. Коррозия. Виды коррозии. Факторы, влияющие на процесс коррозии. Коррозия автомобилей в процессе эксплуатации. Методы защиты. Профилактический уход за деталями автомобиля. Защитные материалы. | 2 | 2 |
2 | Практическая работа. "Исследование свойств цветных металлов и сплавов" | 2 | |
Исследование структуры и свойств цветных металлов и сплавов. Исследование действий электрохимической коррозией. |
3 | Практическая работа. " Чтение маркировок металлов" | 2 | |
Определение свойств по маркировки. |
Тема 1.5. Термическая обработка металлов. | Содержание учебного материала | | |
1 | Сущность и назначение процесса термической обработки, отжиг и нормализация. Закалка металлов, отпуск сталей и обработка металлов и сплавов холодом. Цементация сталей. | 2 | 2 |
Контрольная работа | | | 1 | |
| Самостоятельная работа обучающихся. Изучение основных видов разрушения и повреждения деталей машин в процессе эксплуатации. Способы предупреждения разрушения деталей Выполнение индивидуального проектного задания по теме «Изготовление изделий из металла» | 10 | |
Раздел 2. Горюче-смазочные материалы | 6 | |
Тема 2.1. Общие сведения о горюче-смазочных материалов | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
1 | Общие сведения о ГСМ. Бензины. Марки бензинов и их применение. Дизельное топливо Основные характеристики топлива. Физические свойства. Марки дизельного топлива и их применение. Топливо для автомобилей с газобаллонными установками. Эффективность газового топлива. |
Тема 2.2. Свойства горючесмазочных материалов | Содержание учебного материала | | |
1 | Свойства горючесмазочных материалов. Моторные и трансмиссионные масла: виды, классификация, назначение. Пластичные смазки: назначение и требования к пластичным смазкам, их производство, физико-химические и механические свойства. Марки смазок и их применение, определение качества, нормы расхода. Эксплуатационные жидкости. Организация рационального использования ГСМ | 2 | 2 |
| Содержание учебного материала | | |
Тема 2.3. Виды и маркировка ГСМ. | 1 | Практическая работа. "Определение видов и марок ГСМ " | 2 | |
Определение видов и маркировок ГСМ. |
Раздел 3. Неметаллические материалы | 17 | |
Тема 3.1. Неметаллические материалы | Содержание учебного материала | 2 | |
1 | Общие сведения о неметаллических веществах применяемых в автомобилях. | | |
2 | Практическая работа. "Определение материалов" | 2 | |
Определение и разбор материалов применяемых в автомобилях. |
Тема 3.2. Резины и связующие материалы. | Содержание учебного материала | 2 | |
1 | Свойства и разновидности резин и связующих материалов. |
2 | Практическая работа. "Связующие материалы " | 2 | |
Подбор вяжущих материалов для разных видов материалов. |
Тема 3.3. Стекла и полимерные вещества. | Содержание учебного материала | 2 | |
1 | Свойства и разновидности стекол и пластиков. |
2 | Свойства стекол. Виды. Применение. | 2 | |
3 | Практическая работа. " Стекла и полимерные вещества " | 3 | |
Заполнение таблиц и диаграмм видов стекол и полимерных материалов применяемых в автомобилях. |
| Самостоятельная работа обучающихся выполнение домашних заданий по теме; подготовка отчетов по лабораторным и практическим работам; подбор и изучение литературных источников, работа с периодической печатью, подготовка тематических обзоров по периодике по темам: Почему сплавы получили большее распространение, чем чистые металлы? Расшифровка маркировки сталей по назначению, химическому составу и качеству. | 11 | |
Дифференцированный зачет | 2 | |
ВСЕГО | 62 (40+21СРС+1К) | |
3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины 3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины осуществляется в лаборатории «Материаловедения»
Оборудование лаборатории:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий «Материаловедение»;
- объемные модели металлической кристаллической решетки;
- образцы металлов (стали, чугуна, цветных металлов и сплавов);
- образцы неметаллических материалов.
- образцы горюче-смазочных материалов.
- металлографические микроскопы.
- комплект химической посуды и оборудования.
- химические реактивы.
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиа проектор, экран.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.
Основные источники:
Адаскин А.М., Зуев В.М. Материаловедение (металлообработка): Учеб. пособие. – М: ОИЦ «Академия», 2018. – 288 с. – Серия: Начальное профессиональное образование.
Стуканов В.А., Материаловедение: Учеб. пособие – М.: ИД «Форум» Инфра-М, 2019. 368 с.: ил. – (профессиональное образование)
Дополнительные источники:
Рогов В.А., Позняк Г.Г. Современные машиностроительные материалы и заготовки: Учеб. пособие. – ОИЦ «Академия», 2018. – 336 с.
Заплатин В.Н., Сапожников Ю.И., Дубов А.В. Основы материаловедения (металлообработка). – М.: Издательский центр «Академия», 2016.
Заплатин В.Н., Сапожников Ю.И., Дубов А.В., Новоселов В.С. Лабораторный практикум по материаловедению в машиностроении и металлообработке. – М.: Издательский центр «Академия», 2018.
Моряков О.С. Материаловедение – М.: Издательский центр «Академия», 2017.
Соколова Е.Н.Материаловедение: Методика преподавания. – М.: Издательский центр «Академия», 2018.
Соколова Е.Н. Материаловедение: Контрольные материалы. – М.: Издательский центр «Академия», 2017.
Интернет-ресурсы:
http://materia11.ru/. Все о материалах и материаловедении
www.materialscience.ru. Материаловедение
http://materialu-adam.blogspot.com/ Литература по Материалам и материаловедению
http://www.twirpx.com/files/machinery/material. Сайт для студентов и преподавателей
4.Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
ГБПОУ РС (Я) «Сангарский многопрофильный лицей», реализующей подготовку по материаловедению, обеспечивает организацию и проведение промежуточной аттестации и текущего контроля индивидуальных образовательных достижений – демонстрируемых обучающимися знаний, умений, навыков.
Текущий контроль проводится преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Обучение по данной учебной дисциплине завершается промежуточной аттестацией, в форме дифференцированного зачета.
Формы и методы промежуточной аттестации и текущего контроля по учебной дисциплине самостоятельно разрабатываются образовательным учреждением и доводятся до сведения обучающихся не позднее начала двух месяцев от начала обучения.
Для промежуточной аттестации и текущего контроля ГБПОУ РС (Я) «Сангарский многопрофильный лицей» создаются фонды оценочных средств (ФОС).
ФОС включают в себя педагогические контрольно-измерительные материалы, предназначенные для определения соответствия (или несоответствия) индивидуальных образовательных достижений основным показателям результатов подготовки.
Результаты обучения | Критерии оценки | Формы и методы оценки |
знать: - основные свойства, классификацию, характеристики обрабатываемых материалов | | Устный опрос, тестирование |
уметь: - определять свойства материалов; применять методы обработки материалов; | Использование эксплуатационных материалов в соответствии с поставленной задачей, и основными свойствами. | Выполнение практических работ |
Разработчик:
Преподаватель ГБПОУ РС(Я)
«Сангарский многопрофильный лицей» _________________ А.Н.Гордиенко
4