СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ОП 01. Материаловедение

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

ОП 01. Материаловедение. Программа учебной дисциплины является частью программы подготовки квалифицированных рабочих (служащих) (ППКРС) в соответствии с ФГОС по профессии СПО 23.01.06 Машинист дорожных и строительных машин.

Просмотр содержимого документа
«ОП 01. Материаловедение»

Приложение 20


















ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


ОП.01 МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ

Наименование дисциплины






































-2021-









СОДЕРЖАНИЕ


  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

3

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

7

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

8





1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

по материаловедению


    1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины является частью программы подготовки квалифицированных рабочих (служащих) (ППКРС) в соответствии с ФГОС по профессии СПО 23.01.06 Машинист дорожных и строительных машин.

Программа может быть использована в образовательном процессе как рабочая программа по дисциплине материаловедение для профессий технического профиля, реализуемых на базе основного общего образования.

.


    1. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

общепрофессиональный цикл.


1.3. Требования к результатам обучения:

Освоение содержания учебной дисциплины «Материаловедение» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:

Уметь:

- определять свойства материалов;

- применять методы обработки материалов;

Знать:

- основные свойства, классификацию, характеристики обрабатываемых материалов;


Обучающийся, освоивший учебную дисциплину, должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:


ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

Обучающийся, освоивший учебную дисциплину, должен обладать профессиональными компетенциями:

ПК 1.1. Проверять техническое состояние дорожных и строительных машин.

ПК 1.2. Осуществлять монтаж и демонтаж рабочего оборудования.

ПК 2.1. Осуществлять управление дорожными и строительными машинами.

ПК 2.2. Выполнять земляные и дорожные работы, соблюдая технические требования и безопасность производства.


1.4 Количество часов на освоение программы дисциплины:

Объем максимальной учебной нагрузки обучающегося 62 часа, в том числе:

Обязательная нагрузка - 40 часов;

Самостоятельная работа обучающегося 21 часов;

Консультация- 1 час.




2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем в часах

Объем учебной дисциплины

62

Самостоятельная работа

21

в том числе:


выполнение домашних заданий

изучение дополнительной и справочной литературы подготовка отчетов по практическим работам, подготовка к выполнению контрольных работ.

21

теоретическое обучение

25

лабораторные занятия

0

практические занятия

15

Консультация

1

Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета



2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Материаловедение»


Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень

освоения

1

2

3

4

Раздел 1. Металлы

28 (17+11СРС)


Введение

Тема 1.1. Общие сведения о металлах и сплавах.

Содержание учебного материала



1


Материаловедение. Задачи материаловедения. Роль материалов в современной технике. Основные материалы для автомобильной техники.

Основные свойства и классификация металлов и сплавов. Свойства сплавов: механические, технологические и эксплуатационные свойства, коррозионная стойкость. Основные материалы для автомобильной техники.

2

2

Тема 1.2. Классификация железоуглеродистых сплавов.


Содержание учебного материала



1

Углеродистые стали и их свойства. Влияние посторонних примесей на свойство углеродистых сталей. Классификация, маркировка и применение углеродистых сталей. Легированные стали. Чугун. Влияние примесей на структуру и свойства. Виды чугунов, их маркировка и применение. Специальные чугуны.

2

2

2

Практическая работа. "Определение свойств стали и чугуна"

2


Определение свойств чугунов и сталей по марке.

Тема 1.3. Общие свойства металлов.

Содержание учебного материала



1

Физические, химические, механические свойства, проверка на твердость.

2

2

Тема 1.4. Сплавы цветных металлов





Содержание учебного материала



1

Цветные металлы и сплавы. Сплавы меди, алюминия, магния, титана - их свойства, маркировка и применение. Требования, предъявляемые к подшипниковым сплавам. Коррозия. Виды коррозии. Факторы, влияющие на процесс коррозии. Коррозия автомобилей в процессе эксплуатации. Методы защиты. Профилактический уход за деталями автомобиля. Защитные материалы.

2


2

2

Практическая работа. "Исследование свойств цветных металлов и сплавов"

2


Исследование структуры и свойств цветных металлов и сплавов. Исследование действий электрохимической коррозией.

3

Практическая работа. " Чтение маркировок металлов"

2


Определение свойств по маркировки.

Тема 1.5. Термическая обработка металлов.

Содержание учебного материала



1

Сущность и назначение процесса термической обработки, отжиг и нормализация. Закалка металлов, отпуск сталей и обработка металлов и сплавов холодом. Цементация сталей.

2

2

Контрольная работа



1



Самостоятельная работа обучающихся.

Изучение основных видов разрушения и повреждения деталей машин в процессе эксплуатации.

Способы предупреждения разрушения деталей

Выполнение индивидуального проектного задания по теме «Изготовление изделий из металла»

10


Раздел 2. Горюче-смазочные материалы

6


Тема 2.1. Общие сведения о горюче-смазочных материалов

Содержание учебного материала

2

2

1

Общие сведения о ГСМ. Бензины. Марки бензинов и их применение. Дизельное топливо Основные характеристики топлива. Физические свойства. Марки дизельного топлива и их применение. Топливо для автомобилей с газобаллонными установками. Эффективность газового топлива.

Тема 2.2. Свойства горючесмазочных материалов


Содержание учебного материала



1

Свойства горючесмазочных материалов. Моторные и трансмиссионные масла: виды, классификация, назначение. Пластичные смазки: назначение и требования к пластичным смазкам, их производство, физико-­химические и механические свойства. Марки смазок и их применение, определение качества, нормы расхода. Эксплуатационные жидкости. Организация рационального использования ГСМ

2

2


Содержание учебного материала



Тема 2.3. Виды и маркировка ГСМ.

1

Практическая работа. "Определение видов и марок ГСМ "

2


Определение видов и маркировок ГСМ.

Раздел 3. Неметаллические материалы

17


Тема 3.1. Неметаллические материалы

Содержание учебного материала

2


1

Общие сведения о неметаллических веществах применяемых в автомобилях.



2

Практическая работа. "Определение материалов"

2


Определение и разбор материалов применяемых в автомобилях.

Тема 3.2.

Резины и связующие материалы.

Содержание учебного материала

2


1

Свойства и разновидности резин и связующих материалов.

2

Практическая работа. "Связующие материалы "

2


Подбор вяжущих материалов для разных видов материалов.

Тема 3.3.

Стекла и полимерные вещества.

Содержание учебного материала

2


1

Свойства и разновидности стекол и пластиков.

2

Свойства стекол. Виды. Применение.

2


3

Практическая работа. " Стекла и полимерные вещества "

3


Заполнение таблиц и диаграмм видов стекол и полимерных материалов применяемых в автомобилях.


Самостоятельная работа обучающихся

выполнение домашних заданий по теме;

подготовка отчетов по лабораторным и практическим работам;

подбор и изучение литературных источников, работа с периодической печатью, подготовка тематических обзоров по периодике по темам: Почему сплавы получили большее распространение, чем чистые металлы? Расшифровка маркировки сталей по назначению, химическому составу и качеству.

11


Дифференцированный зачет

2


ВСЕГО

62 (40+21СРС+1К)



3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины осуществляется в лаборатории «Материаловедения»


Оборудование лаборатории:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- комплект учебно-наглядных пособий «Материаловедение»;

- объемные модели металлической кристаллической решетки;

- образцы металлов (стали, чугуна, цветных металлов и сплавов);

- образцы неметаллических материалов.

- образцы горюче-смазочных материалов.

- металлографические микроскопы.

- комплект химической посуды и оборудования.

- химические реактивы.



Технические средства обучения:

- компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиа проектор, экран.


3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.

Основные источники:

  1. Адаскин А.М., Зуев В.М. Материаловедение (металлообработка): Учеб. пособие. – М: ОИЦ «Академия», 2018. – 288 с. – Серия: Начальное профессиональное образование.

  2. Стуканов В.А., Материаловедение: Учеб. пособие – М.: ИД «Форум» Инфра-М, 2019. 368 с.: ил. – (профессиональное образование)

Дополнительные источники:

  1. Рогов В.А., Позняк Г.Г. Современные машиностроительные материалы и заготовки: Учеб. пособие. – ОИЦ «Академия», 2018. – 336 с.

  2. Заплатин В.Н., Сапожников Ю.И., Дубов А.В. Основы материаловеде­ния (металлообработка). – М.: Издательский центр «Академия», 2016.

  3. Заплатин В.Н., Сапожников Ю.И., Дубов А.В., Новоселов В.С. Лабора­торный практикум по материаловедению в машиностроении и металло­обработке. – М.: Издательский центр «Академия», 2018.

  4. Моряков О.С. Материаловедение – М.: Издательский центр «Академия», 2017.

  5. Соколова Е.Н.Материаловедение: Методика преподавания. – М.: Изда­тельский центр «Академия», 2018.

  6. Соколова Е.Н. Материаловедение: Контрольные материалы. – М.: Изда­тельский центр «Академия», 2017.

Интернет-ресурсы:

  1. http://materia11.ru/. Все о материалах и материаловедении

  2. www.materialscience.ru. Материаловедение

  3. http://materialu-adam.blogspot.com/ Литература по Материалам и материаловедению

  4. http://www.twirpx.com/files/machinery/material. Сайт для студентов и преподавателей

















4.Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины


ГБПОУ РС (Я) «Сангарский многопрофильный лицей», реализующей подготовку по материаловедению, обеспечивает организацию и проведение промежуточной аттестации и текущего контроля индивидуальных образовательных достижений – демонстрируемых обучающимися знаний, умений, навыков.

Текущий контроль проводится преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Обучение по данной учебной дисциплине завершается промежуточной аттестацией, в форме дифференцированного зачета.

Формы и методы промежуточной аттестации и текущего контроля по учебной дисциплине самостоятельно разрабатываются образовательным учреждением и доводятся до сведения обучающихся не позднее начала двух месяцев от начала обучения.

Для промежуточной аттестации и текущего контроля ГБПОУ РС (Я) «Сангарский многопрофильный лицей» создаются фонды оценочных средств (ФОС).

ФОС включают в себя педагогические контрольно-измерительные материалы, предназначенные для определения соответствия (или несоответствия) индивидуальных образовательных достижений основным показателям результатов подготовки.


Результаты обучения

Критерии оценки

Формы и методы оценки

знать:

- основные свойства, классификацию, характеристики обрабатываемых материалов


Устный опрос, тестирование

уметь:

- определять свойства материалов;

применять методы обработки материалов;


Использование эксплуатационных материалов в соответствии с поставленной задачей, и основными свойствами.


Выполнение практических работ





Разработчик:


Преподаватель ГБПОУ РС(Я)

«Сангарский многопрофильный лицей» _________________ А.Н.Гордиенко



4