План урока
Урок №_25-26
Предмед: ОП 04 Основы экологического право
Дата проведения 07.04.2020 Преподаватель: Абакарова С.Д.
Группа № 2-13
Тема урока : Экологические права и обязанности граждан
Наглядные пособия: Конституция РФ, «Закон о земле», видеоролики, газета «Эколог»,
Основные понятия: экология, окружающая среда, экологическое право.
План урока.
Экологическое право
Экологическое право на пороге ХХI века.
3. Пути решения экологических проблем
4. Характеристика экологической обстановки РК
1. Постановка проблемы.
-Что означают понятия «мой дом-земля», «мои вещи», «моя машина»?
- Как вы понимаете выражения «частная собственность», «государственная собственность»?
-В чьей собственности может быть земля?
- Несём ли мы ответственность за состояние земли?
1 Понятие об экологическом праве .
Сегодня тема нашего урока – «Экологическое право». Экология - слово сложное, образовано двумя греческими словами. Одно из них ecos или oikos означает жилище, место -пребывания; другое - logos - наука. Таким образом, ”экология”- это наука о местопребывании; жилище, доме.
Первым жилищем - домом человека, судя по всему, была пещера. Далее наш далекий предок принялся, видимо, сооружать нечто вроде дома-шалаша... Черты этого нашего прадома видятся нам и в жилище - вигваме индейцев Америки, и в тростниковых хижинах африканцев, и в ярангах, юртах, аилах, доживших до сегодняшних дней и на территории нашей страны.
Наш предок, выбравший для своей жизни лес, мудро извлек из этого главное преимущество - наличие прекрасного строительного материала. Рубленая изба стала шедевром бытового строительства. Вместе с избой живой огонь - костер был первой заявкой на определенную независимость человека от окружающих условий. Пусть эпиграфом к нашей встрече станут слова Ф.Тютчева:
Складывающиеся рыночные отношения вызывают необходимость в правовом регулировании права природопользования в контексте с концепцией экологической безопасности в целях сохранения окружающей среды во благо настоящего и будущего поколения граждан нашей Республики, так как только путем рационального природопользования возложено сохранение окружающей природной среды.
Источники экологического права
Экологическое право- сравнительно новое и молодое право. Оно быстро развивается, всесторонне совершенствуется и углубляется.
Появляются все новые и новые нормативно-правовые акты и документы, содержащие общие и конкретные, прямые и непосредственные нормы и требования чисто экологического, природоохранного направления и характера. Созданы специально уполномоченные органы, службы-механизмы обеспечения экологического оздоровления, рационального использования и надлежащей охраны природных ресурсов.
Экологическое право РФ, как и любое другое право в нашей республике, имеет свои собственные источники, благодаря, которым обеспечивается правовое регулирование общественных экологических природоохранных отношений.
Устанавливая меры должного поведения людей в окружающей природной среде, они призваны содействовать экологическому оздоровлению и обеспечению экологического равновесия и гармонии в мире растений и животных.
Источниками экологического права могут быть лишь такие нормативно-правовые акты, которые содержат эколого-правовые нормы и требования или носят чисто экологическую природоохранную направленность и характер. Но это не исключает, а напротив, предполагает возможность и даже целесообразность использования и международно-правовых средств механизмов.
Одним из источников экологического права в первую очередь является
Конституция РФ от 30 августа 1995 года . Эколого-правовой характер имеют ст.ст.6, 31 и 38, они впервые утвердили и ввели в действие новую экологическую, природоохранную концепцию, суть которой состоит в том, что " государство ставит целью охрану окружающей среды, благоприятной для жизни и здоровья человека", что " сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, угрожающих жизни и здоровью людей, влечет ответственность в соответствии с законом ( ст. 31). В ней есть и такая основополагающая норма: "Граждане Республики Казахстан обязаны сохранять природу и бережно относится в природным богатствам" ( ст. 38).
30 апреля 1996 года по указанию Президента Республики Казахстан была разработана "Концепция экологической безопасности Республики Казахстан", которая дала новые импульсы в развитии законотворческого процессе в сфере экологического права , на базе которой произошла коренная перестройка решения проблем касающихся рационального и охранительного природопользования.
Эколого-правовые нормы в области взаимодействия общества и природы призваны обеспечивать исполнения законов и других нормативных актов и должны занимать в структуре экологического права ведущее место. Эколого-правовые нормы содержат:
экологический императив,
запреты,
обязанности,
разрешения и
поощрения
2 Основные глобальные проблемы.
Основными факторами, влияющими на содержание экологического права в современных условиях являются:
1)экологическая ситуация (глобальная, государственная и местная);
2)законотворческая деятельность соответствующих законодательных органов государства, направленная на повышение эффективности и качества нормативных актов об охране окружающей природы;
3)необходимость совершенствования способов охраны окружающей среды, в том числе организационно-управленческое, культурно-воспитательное и правовое.
А) Разрушение природной среды
На всех стадиях своего развития человек был тесно связан с окружающим миром. Но с тех пор как появилось высокоиндустриальное общество, опасное вмешательство человека в природу резко усилилось, расширился объём этого вмешательства, оно стало многообразнее и сейчас грозит стать глобальной опас-ностью для человечества. Расход невозобновимых видов сырья повышается, все больше пахотных земель выбывает из экономики, так как на них строятся города и заводы. Человеку приходится все больше вмешиваться в биосферу - ту часть нашей планеты, в которой существует жизнь. Биосфера Земли в настоящее время подвергается нарастающему антропогенному воздействию.
Б) Загрязнение атмосферы
Известно, что загрязнение атмосферы происходит в основном в результате работы промышленности, транспорта и т. п., которые в совокупности ежегодно выбрасывают «на ветер» более миллиарда твердых и газообразных частиц.
Основными загрязнителями атмосферы на сегодняшний день являются окись углерода и сернистый газ. Сейчас общепризнанно, что наиболее сильно загрязняет воздух промышленное производство. Источники загрязнений - теплоэлектростанции, которые вместе с дымом выбрасывают в воздух сернистый и углекислый газ; металлургические предприятия, особенно цветной металлургии, которые выбрасывают в воздух оксиды азота, сероводород, хлор, фтор, аммиак, соединения фосфора, частицы и соединения ртути и мышьяка; химические и цементные заводы. Вредные газы попадают в воздух в результате сжигания топлива для нужд промышленности, отопления жилищ, работы транспорта, сжигания и переработки бытовых и промышленных отходо
В) Загрязнение почвы
Почвенный покров Земли представляет собой важнейший компонент биосферы Земли. Именно почвенная оболочка определяет многие процессы, происходящие в биосфере.
Загрязнения почвы трудно классифицируются, в разных источниках их деление дается по-разному. Если обобщить и выделить главное, то наблюдается следующая картина загрязнения почвы: мусором, выбросами, отвалами, отстойными породами; тяжелыми металлами; пестицидами; микотоксинами; радиоактивными веществами.
Важнейшее значение почв состоит в аккумулировании органического вещества, различных химических элементов, а также энергии.
4 Закрепление пройденного материала
Решение тестовых заданий
1. Какая деятельность человека является наемным трудом: 1. деятельность человека в составе члена общественной организации; 2. труд человека с механизмом, машиной; 3. предпринимательская деятельность; 4. деятельность на определённой должности, по специальности, квалификации 5. религиозная деятельность |
2. Право граждан на свободу труда непосредственно закреплено: 1. в Конституции РК; 2. в Трудовом кодексе; 3. в Законе РК "О занятости населения"; 4. в Законе РК "О профессиональных союзах"; 5. правильные ответы 1,2 |
3. Что не относится к роли трудового права: 1. укрепление социального партнерства; 2. повышение уровня адресной социальной помощи; 3. снятие противоречий между работниками и работодателями; 4. улучшение условий труда. 5.улучшение быта работников |
4.Какая отрасль права регулирует порядок рассмотрения споров, возникающих из трудовых правоотношений? 1. уголовное право; 2. гражданско-процессуальное право; 3. конституционное право; 4. административное право; 5. нет правильного ответа. |
5. Труд –это:… 1.деятельность человека, направленная на создание материальных ценностей; 2. деятельность человека, направленная на создание духовных ценностей; 3. деятельность человека, направленная на создание интеллектуальных ценностей; 4. все ответы верны; 5. правильные ответы 1,2. |
6. Источниками трудового законодательства является: 1. Конституция РК 2. Постановления Правтельства 3. Трудовой Кодекс; 4. все перечислен |
7. Укажите принцип трудового права: 1. недопустимость ограничения прав человека и гражданина в сфере труда 2. свобода труда; 3. обеспечение права на отдых; 4. социальное парнерство; 5. все ответы верны |
8. Допускается ли трудовым законодательством принудительный труд: 1.да, если это требуется в силу законов РК об обязательной воинской службе; 2.допускается вследствие приговора суда; 3. допускается в условиях чрезвычайных ситуации; 4. не допускается 5. правильные ответы 1,2,3. |
9. Какое из перечисленных полномочии не относится к обязанностям работника: 1. повышение профессиональной квалификации. 2. соблюдение трудовой дисциплины; 3. выполнение требований правил по охране труда; 4. выполнение требований правил пожарной безопасности 5. выполнение требований правил. производственной санитарии |
10. С какого возраста по общему правилу возникает трудовая правосубъектность граждан? 1. с 13 лет; 2. с 14 лет; 3. с 15 лет; 4. с 16 лет; 5. с 18 лет. |
11.Какой вид юридической ответственности не может быть возложен на работников за совершение трудовых правонарушений? 1. дисциплинарная ответственность; 2. материальная ответственность; 3. административная ответственность; 4. уголовная ответственность; 5. нет правильного ответа |
12.Что из нижеуказанного является обязанностью работодателя ? 1.требовать при приеме на работу документы необходимые для заключения трудового договора; 2.выполнять предписания государственных инспекторов труда 3.заключать трудовые договора с работниками 4.соблюдать требования трудового законодательства 5. все перечисленное |
13.Способность иметь трудовые права и нести обязанности – это 1. трудовая дееспособность; 2. трудовая правоспособность; 3. трудовые гарантии; 4. нет правильного ответа. |
14.Субъектом трудовых правоотношений является: 1.рабочий; 2. работодатель; 3. работник; 4. все вышеназванные; 5. правильные ответы варианты 2,3. |
15.Основанием возникновения трудовых отношений является: 1. заключение трудового договора; 2. избрание на должность; 3. назначение на должность; 4. все перечисленное; 5. правильные ответы 1,2 |
16. Указать возраст, с которого допускается заключение трудового договора: 1. 13 лет; 2. 14 лет; 3. 15 лет; 4. 16 лет; 5. 18 лет. |
17.С какого возраста допускается заключение трудового договора с письменного согласия одного из родителей, опекуна, попечителя или усыновителя на условиях предусмотренных трудовым законодательством : 1. 15 лет; 2. 14 лет; 3. до 14 лет 4. все ответы правильные 5. правильные ответы 1,2 |
ВСЕ ВАШИ ОТВЕТЫ НА ТЕСТОВЫЕ РАБОТЫ ЖДУ НА СТР saidka18.87@mail.ru