Приложение 24
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП 05. Основы технической механики и гидравлика
-2021-
СОДЕРЖАНИЕ
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ | 5 |
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 6 |
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 10 |
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 12 |
Программа учебной дисциплины разработана основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по профессии среднего профессионального образования (далее СПО) 23.01.06 Машинист дорожных и строительных машин и примерной основной образовательной программы (ПООП), рекомендованной федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования (ФГАУ «ФИРО»), разработанной Федеральным государственным бюджетным учреждением дополнительного профессионального образования «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте» (ФГБУ ДПО «УМЦЖДТ»).
Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Саха (Якутия) «Сангарский многопрофильный лицей», РС(Я), Кобяйский улус, п. Сангар, ул. Горбунова, 22, тел/факс (41163)21401
Разработчик:
А.Н.Гордиенко, преподаватель Сангарского лицея
Ф.И.О., должность
Рассмотрено и одобрено на заседании цикловой методической комиссии «Технического профиля»
Протокол № __ от «__» июня 2021 года.
Председатель: _________________ А.Ю.Вдовин
подпись
1. 1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ ТЕХНИЧЕСКОЙ МЕХАНИКИ И ГИДРАВЛИКА»
Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью программы подготовки квалифицированных рабочих (служащих) (ППКРС) в соответствии с ФГОС по профессии СПО 23.01.06 Машинист дорожных и строительных машин.
Программа может быть использована в образовательном процессе как рабочая программа по дисциплине "основы технической механики и гидравлика" для профессий технического профиля, реализуемых на базе основного общего образования.
Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
общепрофессиональный цикл
1.3. Требования к результатам обучения:
Освоение содержания учебной дисциплины «Основы технической механики и гидравлика» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
уметь:
- читать кинематические схемы;
знать:
-основные понятия и термины кинематики механизмов, сопротивления материалов;
- требования к деталям и сборочным единицам общего и специального назначения;
- основные понятия гидростатики и гидродинамики.
Обучающийся, освоивший учебную дисциплину, должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
Обучающийся, освоивший учебную дисциплину, должен обладать профессиональными компетенциями:
ПК 1.1. Проверять техническое состояние дорожных и строительных машин.
ПК 1.2. Осуществлять монтаж и демонтаж рабочего оборудования.
ПК 2.1. Осуществлять управление дорожными и строительными машинами.
ПК 2.2. Выполнять земляные и дорожные работы, соблюдая технические требования и безопасность производства.
1.4.Количество часов на освоение учебной дисциплины:
Объем максимальной учебной нагрузки обучающегося 96 часов, в том числе:
Обязательной аудиторной учебной нагрузки - 64 часа;
Самостоятельной работы обучающегося - 32 часа.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем в часах |
Объем максимальной учебной нагрузки | 96 |
Самостоятельная работа, в том числе: | 32 |
выполнение домашних заданий, зучение дополнительной и справочной литературы подготовка отчетов по практическим работам, подготовка к выполнению контрольных работ. | 28 |
| 4 |
Теоретическое обучение | 34 |
практические занятия | 10 |
лабораторные работы | 20 |
Промежуточная аттестация в форме экзамена | |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся | Объем в часах | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Тема 1. Общие сведения о механизмах и машинах | Содержание учебного материала | | |
1 | Основные понятия. Кинематические пары. Работоспособность деталей машин. | 2 | 2 |
Лабораторная работа | 2 | |
2 | Расчеты кинематических пар. |
Тема 2. Теоретическая механика | Содержание учебного материала | 4 | 2 |
1 | Основные термины, определения и аксиомы. Плоская система сходящих сил. Момент силы относительно точки. Пара сил и момент пары. Произвольная плоская система сил. Пространственная система сил. Трение. |
Лабораторная работа | 4 | |
2 | Расчет плоской системы сходящих сил. |
Тема 3. Сопротивление материалов | Содержание учебного материала | 4 | 2 |
1 | Основные положения. Растяжение и сжатие. Сдвиг. Кручение. Изгиб. |
Лабораторная работа | 2 | |
2 | Решение задач на растяжение и сжатие. |
Тема 4. Сведения о деталях машин | Содержание учебного материала | 6 | 2 |
1 | Классификация деталей и сборочных единиц общего назначения. Оси и валы. Опоры осей и валов. Муфты. Пружины. Разъемные соединения. Неразъемные соединения. |
Лабораторная работа | 2 | |
2 | Расчет изгибающего и крутящего момента валов. |
Практическая работа | 2 | |
3 | Разборка механизмов с подшипниками качения. |
4 | Разборка механизмов с разнообразными резьбовыми соединениями. | 2 |
5 | Разборка механизмов с шлицевыми и шпоночными соединениями. | 2 |
Тема 5. Механические передачи | Содержание учебного материала | 6 | 2 |
1 | Общие сведения. Фракционные передачи. Зубчатые передачи. Червячные передачи. Передачи винт-гайка. Ременные передачи. Цепные передачи. |
Лабораторная работа | 2 | |
2 | Разбор видов зубчатых передач. |
| Самостоятельная работа обучающихся Подготовить реферат по выбору «Детали машин и механизмов - основные положения. Классификация узлов и деталей по назначению. Работоспособность и надежность деталей, механизмов и машин». «Резьбовые соединения. Штифтовые соединения. Шпоночные соединения. Шлицевые соединения. Профильные соединения. Клеммовые соединения» В том числе, работа над индивидуальным проектом 2 часа | 20 | |
Тема 6. Жидкость и силы действующие на нее | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
1 | Сжатие жидкостей и газов. Поверхностные силы. Механические характеристики и основные свойства жидкостей. Способы оценки вязкости жидкости. |
Тема 7. Основы гидростатики | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
1 | Гидростатическое давление. Основное уравнение гидростатики. Закон Архимеда и его приложение. Поверхности равного давления. |
Тема 8. Основы гидродинамики | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
1 | Основные понятия о движении жидкости. Уравнение Бернулли для идеальной жидкости. Уравнение Бернулли для реальной жидкости. Измерение скорости потока и расхода жидкости. |
Лабораторная работа | 2 | |
2 | Решение задач по основам технической механики и гидравлики |
Тема 9. Гидравлическое сопротивление | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
1 | Режимы движения жидкости. Кавитация. Потери напора при ламинарном течении жидкости. Потери напора при турбулентном течении жидкости. Местные гидравлические сопротивления. |
Лабораторная работа | 2 | |
2 | Решение задач по основам технической механики и гидравлики |
Тема 10. Гидравлический расчет простых трубопроводов | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
1 | Простой трубопровод постоянного сечения. Соединения простых трубопроводов. Сложные трубопроводы. Трубопроводы с насосной подачей жидкостей. Гидравлический удар. Изменение пропускной способности трубопроводов в процессе их эксплуатации. |
Лабораторная работа | 2 | |
2 | Решение задач по основам технической механики и гидравлики |
Тема 11. Гидравлические машины | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
1 | Лопастные насосы. Поршневые насосы. Баланс энергии в насосах. Обозначение элементов гидро- и пневмосистем. |
Лабораторная работа | 2 | |
2 | Решение задач по основам технической механики и гидравлики |
Практическая работа | 4 | |
3 | Изучение устройства гидравлических насосов |
4 | Изучение устройства гидроцилиндров |
| Самостоятельная работа обучающихся Подготовить реферат: «Основные понятия и свойства гидростатического давления» выучить классификацию, основные параметры насосов, гидромоторов и гидроцилиндров. В том числе индивидуальный проект 2 часа | 12 | |
Промежуточная аттестация в форме экзамена |
Всего | | 96 (64 +СРО 32) | |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены следующие специальные помещения:
Кабинет «технической механики и гидравлики», оснащенный оборудованием:
- посадочные места по количеству обучающихся,
- рабочее место преподавателя,
- комплект плакатов,
- модели гидравлических насосов,
- персональные компьютеры,
- проектор.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендуемые для использования в образовательном процессе.
3.2.1. Печатные издания
Андреев, В.И. Техническая механика. / В.И. Андреев. - М.: АСВ, 2017. - 251 c.
Аркуша, А.И. Техническая механика. Теоретическая механика и сопротивление материалов / А.И. Аркуша. - М.: Высшая школа, 2018. - 352 c.
Михайлов, А.М. Техническая механика: Учебник / А.М. Михайлов. - М.: Инфра-М, 2018. - 160 c.
Эрдеди, А.А. Техническая механика: Учебник / А.А. Эрдеди. - М.: Academia, 2018. - 112 c.
Ванин В.А., Мищенко С.В., Трифонов О.И. Кинематические связи в металлорежущих станках на основе гидравлического шагового привода. М.: Машиностроение-1, 2015.
Домогаров А.Ю., Степанов А.И., Леладзе И.С. Рабочие жидкости и смазки. М.: МАДИ (ГТУ), 2019.
Башта Т.М. Гидропривод и гидропневмоавтоматика. М.: Машиностроение, 2018
3.2.2. Электронные издания (электронные ресурсы)
httpswww.techgidravlika.ru
https://isopromat.ru/
http://www.chirkov.site/develope/mechanics
http://www.teoretmeh.ru/
http://gidravl.narod.ru/
3.2.3. Дополнительные источники
Байков, Ю.А. Квантовая механика: Учебное пособие / Ю.А. Байков. - М.: БИНОМ. ЛЗ, 2016. - 291 c.
Бать, М.И и др. Теоретическая механика в примерах и задачах. Учеб.пособ. для вузов. В 2-х т./М.И.Бать, Г.Ю.Джанелидзе, А.С. Кельзон.-9-е изд., перераб.-М.:Наука, 2016. - 670 с.
Бутенин, Н.В. и др. Курс теоретической механики: Учеб.пособие для студентов вузов по техн.спец.:В 2-х т. / Н.В. Бутенин, Я.Л. Лунц, Д.Р. Меркин. СПб.: Лань.-5-е изд., испр.-2017. -729 с.
Джамай, В.В. Прикладная механика: Учебник для бакалавров / В.В. Джамай, Е.А. Самойлов, А.И. Станкевич. - М.: Юрайт, 2016. - 360 c.
Иосилевич, Г.Б. Прикладная механика: Для студентов втузов / Г.Б. Иосилевич, П.А. Лебедев. - М.: Машиностроение, 2016. - 576 c.
Акимов, В.А. Теоретическая механика. Кинематика. Практикум: Учебное пособие / В.А. Акимов, О.Н. Скляр, А.А. Федута; Под общ. ред. проф. А.В. Чигарев. - М.: ИНФРА-М, Нов. знание, 2017. - 635 c.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ГБПОУ РС (Я) «Сангарский многопрофильный лицей», реализующее подготовку по электротехнике, обеспечивает организацию и проведение промежуточной аттестации и текущего контроля индивидуальных образовательных достижений – демонстрируемых обучающимися знаний, умений, навыков.
Текущий контроль проводится преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Обучение по данной учебной дисциплине завершается промежуточной аттестацией, в форме дифференцированного зачета
Формы и методы промежуточной аттестации и текущего контроля по учебной дисциплине самостоятельно разрабатываются образовательным учреждением и доводятся до сведения обучающихся не позднее начала двух месяцев от начала обучения.
Для промежуточной аттестации и текущего контроля ГБПОУ РС (Я) «Сангарский многопрофильный лицей» создаются фонды оценочных средств (ФОС).
ФОС включают в себя педагогические контрольно-измерительные материалы, предназначенные для определения соответствия (или несоответствия) индивидуальных образовательных достижений основным показателям результатов подготовки.
Результаты обучения | Критерии оценки | Формы и методы оценки |
знать: -основные понятия и термины кинематики механизмов, сопротивления материалов; - требования к деталям и сборочным единицам общего и специального назначения; - основные понятия гидростатики и гидродинамики. | Демонстрировать знания основных методов расчета и измерения параметров электрических, магнитных и электронных цепей; - номенклатуру компонентов автомобильных электронных устройств; - методов электрических измерений; - устройства и принципов действия электрических машин | Устный опрос, тестирование |
уметь: - читать кинематические схемы; | Производить измерения с целью проверки состояния электронных и электрических элементов автомобиля с применением электроизмерительных приборов; Осуществлять подбор элементов электрических и электронных схем в соответствии с заданными параметрами. | Выполнение практических работ. |
Разработчик:
Преподаватель ГПБОУ РС(Я)
«Сангарский многопрофильный лицей»__________________ А.Н.Гордиенко
8