Министерство образования и науки Республики Бурятия
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Бурятский республиканский педагогический колледж»
Кафедра музыкального образования
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.09 Ритмика и основы хореографии
по специальности 53.02.01 Музыкальное образование
Улан-Удэ
2020
РАССМОТРЕНА | ОДОБРЕНА | УТВЕРЖДАЮ |
на заседании кафедры музыкального образования | на заседании НМС БРПК | Зам. директора по УПР |
Протокол №_____________ | Протокол №_____________ | ____________ /Д.Н.Раднаев |
от «___» _________20___г | от «___» _________20___г | от «___» _________20___г |
Заведующий кафедрой | | |
__________ /А.М.Панчукова | | |
Рабочая программа учебной дисциплины "ОП. 09 Ритмика и основы хореографии", относящейся к общепрофессиональному циклу подготовки, составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 53.02.01 Музыкальное образование
Организация – разработчик: ГБПОУ «Бурятский республиканский педагогический колледж»
Разработчик: Карнакова Е.А. преподаватель ритмики и хореографии
Рецензент: Юмжитов Ц.Ц., педагог дополнительного образования, Засл. работник культуры РБ____________________________________________________________________
Эксперты: Думнова Г.В., преподаватель кафедры музыкального образования_______
Черниговская Э.С., заведущий кафедрой ДПП, преподаватель_________________
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ 4
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 5
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ .12
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 13
5. ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОГРАММЫ В ДРУГИХ ОПОП ……..14
1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Ритмика и основы хореографии.
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины ритмика и основы хореографии является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 53.02.01 Музыкальное образование (базовой подготовки), входящей в укрупненную группу профессий 53.00.00 Музыкальное искусство.
Программа учебной дисциплины может быть использована в профессиональной подготовке по специальности «Музыкальное образование», в дополнительной подготовке на курсах повышения квалификации работников в области музыкального образования и воспитания без предъявления требований к педагогическому стажу.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- создавать условия для развития музыкально-ритмических умений у детей;
- создавать несложные танцевальные композиции;
- инсценировать песни, составлять варианты музыкально-ритмических игр и упражнений;
знать:
- роль ритмики в эстетическом развитии детей;
- задачи, содержание, формы и методы организации деятельности детей на занятиях ритмикой и танцами;
- детский репертуар танцев, музыкальных игр, хороводов, упражнений для детей дошкольного и младшего школьного возраста.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины: максимальной учебной нагрузки обучающегося 58 час, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 32 часа;
самостоятельной работы обучающегося 20 часов.
1.5. Результаты освоения профессионального модуля
Результатом освоения программы профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности Организация досуговых мероприятий, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями.
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач профессионального и личностного развития;
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации;
ПК 1.1. Определять цели и задачи музыкальных занятий и музыкальный досуг в дошкольных образовательных учреждениях, планировать их;
ПК 1.2. Организовывать и проводить музыкальные занятия и музыкальный досуг в дошкольных образовательных учреждениях;
ПК 1.3. Определять и оценивать результаты обучения музыке и музыкального образования детей;
ПК 1.4. Анализировать музыкальные занятия и досуговые мероприятия;
ПК 2.1. Определять цели, задачи уроков музыки и внеурочные музыкальные мероприятия и планировать их;
ПК 2.2. Организовывать и проводить уроки музыки;
ПК 2.3. Организовывать и проводить внеурочные музыкальные мероприятия в общеобразовательном учреждении;
ПК 2.5. Определять и оценивать результаты обучения музыке и музыкального образования обучающихся.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего). | 58 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего). | 32 |
в том числе: | |
Практические лабораторные занятия. | 32 |
Консультации | 6 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего). | 20 |
Итоговая аттестация проводится в форме дифференцированного зачёта. | |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Ритмика и основы хореографии»».
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены) | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1. Общие вопросы теории и методики музыкально-ритмического воспитания. Тема 1.1. Роль ритмики в эстетическом развитии детей. | | |
Содержание учебного материала 1. Основные понятия – предмет, содержание, форма (структура, процесс). Двигательные навыки как основа передачи характера музыкального произведения. 2. Понятие и жанры ритмики. Передача эстетического образа и нравственного смысла средствами музыки и танцевальных движений. | 1 |
Практические занятия: 1. Элементы ритмики и хореографии. 2. Музыкально-танцевальное воображение. | 1 | |
Самостоятельная работа: 1. Задачи, содержание, формы и методы организации деятельности обучающихся на занятиях ритмикой и хореографией. | 1 |
Тема 1.2. Роль, взаимосвязь всех специальных дисциплин в процессе обучения. | Содержание учебного материала | 1 |
1. | Музыка и танец - взаимосвязь двух искусств. Значение музыки в танце. | |
2. | Межпредметные связи с методикой музыкального воспитания и другими музыкальными дисциплинами: хоровым пениям, игрой на музыкальных инструментах, элементарной теорией музыки. | |
Практические занятия Прослушивание музыкального произведения и показ движении импровизируя на тему: «Танцы первобытных людей». Музыка эмоциональная, программная, ритмическая основа танца. Музыкальные размеры: 2/4, 3/4, 4/4. | 3 | |
Самостоятельная работа Подбор, компоновка музыкального и не сложного танцевального материала, используя свистульки и деревянные ложки. | 1 |
Тема 1.3. Музыкальный слух, ритм, танцевальные данные. | Содержание учебного материала | 1 |
1. | Изучение движений, сочетающих хлопки, прыжки, притопы в разном ритмическом рисунке и комбинациях. Движения на координацию: «зеркало», «нос-ухо», «гармошка», «звёздочка». | |
2. | Составление ритмических рисунков используя хлопки, щелчки пальцами, притопы, свист, прыжки. Импровизация на тему: «Профессия». | |
Практические занятия Сюжетно-ролевые и музыкально-танцевальные игры как форма усвоения танцевально-ритмического материала Игры, снимающие эмоциональное и психофизическое напряжения, развивающие устойчивость и концентрацию внимания, артистичность, творческие способности, ритмический слух: «Цапля», «Зеркало», «Горошинки», «Найди свое место», «Дирижер», «Море волнуется раз». | 3 | |
Самостоятельная работа обучающихся Подбор музыкального материала, разбив его на периоды, согласовывая с движениями. Сочинение ритмического комплекса для детей дошкольного возраста. | 2 |
Раздел 2. Тема 2.1. Содержание, формы и методы организации деятельности детей на занятиях ритмикой и хореографией; | Содержание учебного материала | 1 |
1. | Основные движения в передаче характера музыки и средств музыкальной выразительности (темп, динамика, регистровая окраска). | |
2. | Разбор музыкальных произведений. Анализ детского танцевального репертуара. Передача движения в характере музыки. | |
3. | Формы и методы ритмических занятий. | |
Практические занятия Проучивание основных движения русского, украинского, белорусского, бурятского танцев. Составление порядка движений на темп «скоро» из репертуара народных танцев. Определение динамики и подбора лексики, соответствующим танцам: «Вместе весело шагать», «Улыбка», «Дружба», «Ёлочка», «Весёлые путешественники», «Маляры», «Цирк». Передача движениями характера, настроения, темпа музыки, уделяя внимание на: «весело», «грустно», «игриво», «задорно», «бойко», «мягко», «плавно», «задумчиво», «приветливо». Составление вариантов ритмических упражнений разученных на занятии, как пластических, так и образных. Разработка новых музыкально-ритмических упражнений для детей дошкольного возраста, предложенное преподавателем или подобранное самостоятельно. Инсценирование русских народных сказок. Импровизация под данное музыкальное сопровождение. | 5 | |
Самостоятельная работа обучающихся Составить порядок движений на темп «быстро» из репертуара народных танцев. Подбор музыкального материала, разбив его на периоды, согласовывая с движениями. Анализ «Вальса Цветов» из балета «Щелкунчик» П. Чайковского и составить рисунок танца. Исполнить импровизацию «Шутка» И.С. Баха и «Ноктюрн» П. Чайковского. | 2 |
Тема 2.2. Гимнастический комплекс. | Содержание учебного материала | 1 |
1. | Построения и перестроения. Утренняя гимнастика. Пластические упражнения в передаче форм музыкального произведения. | |
2. | Упражнения с предметами. Оздоровительная гимнастика. | |
Практические занятия Понятие «рисунок танца». Понятие утренняя гимнастика. Выполнение физических упражнений с предметами и без них под музыку. Комплексы утренней гимнастики дошкольного учреждения с учетом возрастных категорий (младшая, средняя, старшая группы). Определение формы музыкального произведения и через пластику движений, показать ее характер. Разучивание этюдов с учетом форм лирических произведений. Составление комплекса упражнений с обручем. | 4 | |
Контрольная работа По теме: «Рисунок танца». | 1 |
Консультации | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся Подобрать музыкальный материал и составить комплекс утренней гимнастики для дошкольного возраста 5-6 лет. Разобрать «Вальс-шутку» Д. Шостаковича, определить её форму. Составить комплекс упражнений с флажками. Составить комплекс на дыхание «Вальс» А. Гречанинова. | 2 |
Тема 2.3. Метроритм, его выразительное значение и отражение в разнообразных движениях. | Содержание учебного материала | 4 |
1. | Понятие метр, ритм, такт, затакт, музыкальные размеры | |
2. | Ритмические рисунки. Ритмические упражнения. | |
Практические занятия Показ движениями сильных и слабых долей, хлопанье в такт, топанье на затакт. Хлопанье, топанье и показ любой лексики, соответствующей музыкальным ритмам; Прохождение танцевальными шагами с носка, с каблука, с высоким подниманием колена, учитывая музыкальный темп и размер по одному и в парах. Определение ритма, составление и показ ритмических рисунков. | |
Самостоятельная работа обучающихся Подобрать музыкальный материал с разными музыкальными размерами. Составить комплекс ритмических рисунков, музыкальный размер 4\4 . Сочинить и логически построить части комплекса ритмических упражнений, разучить детский материал раздела и провести занятия на педагогической практике в дошкольном учреждении. | 3 |
Раздел 3. Тема 3.1. Детский репертуар танцев, музыкальных игр, хороводов, упражнений для детей дошкольного возраста | Содержание учебного материала | 1 |
1. | Позиции рук, ног, положение корпуса и головы. Элементы народного, бального и историко-бытового танца. | |
2. | Методика разучивания танцевальных элементов и танцев. Сюжетно-образная драматизация. Музыкальные игры. | |
Практические занятия Показ шести позиций ног, трех позиций рук. Проучивние основных движений русского, бурятского, украинского и бального танцев. Знакомство с историко-бытовой хореографией. а Определение характера, образа, обращая внимание на динамические оттенки, темповые изменения, особенности форм, показ повадок животных и явления природы в пластики и движении, работа над этюдом «Времена года». Игра как самовыражение ребенка, развития его артистичности, снятие психофизического напряжения. Игры для усвоения рисунка в танце. «Воротца», «Коридор», «Ручеек», «Хоровод», «Капуста». Определение сказочных героев, детских забав, спортивных развлечений, отдельных трудовых процессов (стирка, вышивание, строительство, приготовление пищи). Показ в движениях, пластике, мимике, характерных жестах, проявляя фантазию, выдумку инициативу. | 4 | |
Консультации | 1 |
Контрольная работа По теме: «Закон драматургии как основа сочинения детского танцевального произведения». | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся Сочинение рисунка танца на примере «Хоровода». На предложенном педагогом музыкальном материале составить композицию бального танца: «Русский лирический», «Туяна», «Фигурный вальс» (по выбору). Сочинить комбинацию менуэта на 64 такта и показать манеру исполнения. Составить танцевальную игру и разучить с группой. | 3 |
Тема 3.2. Сюжетно-образная драматизация. | Содержание учебного материала | 1 |
1. | Образные движения. Инсценирование песен. |
2. | Пластические миниатюры и этюды. Понятие пластическая миниатюра. | |
Практические занятия Определение сказочных героев, детских забав, спортивных развлечений, отдельных трудовых процессов (стирка, вышивание, строительство, приготовление пищи). Показ в движениях, пластике, мимике, характерных жестах, проявляя фантазию, выдумку инициативу. Анализ и определение характера, выразительных средств, эмоционального настроя, образности, разбивание по нескольким группам и показ любых танцевальных образов, т.е. наложить движения на слова и оформить в виде мини-концерта. Проучивание движений детского танцевального репертуара в соответствии с характером данного музыкального материала. | 4 | |
Консультации | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся Сочинить пластический этюд животных: кошка, обезьянка и показать в группе. Сочинить пластический этюд животных: кошка, обезьянка и показать в группе. Подобрать музыкальную сказку - этюд, скомпоновать музыку, частично костюмировать и развести на группу, показав актерское мастерство. | 3 | |
Тема 3.3. Самостоятельное музыкально-ритмическое творчество. | Содержание учебного материала | 1 | |
1. | Составление композиции и этюдов на рисунок танца с использованием разных жанров музыки. | |
2. | Составление комбинации и этюдов на танцевальную лексику. Составление музыкальных игр. | |
Практические занятия Анализ и определение жанров музыки и хореографии. Логическое распределение рисунка танца по сценической площадке, отразить национальную особенность. Составление композиции танцевальных этюдов и развода на группу. Выбор музыкального варианта, анализ, разбор по закону драматургии, подбор лексики, последовательное. Проучивание её, компоновка рисунка танца, а затем развод на группу. Разучивание движений, намечая рисунок передвижения, используя методику А.И. Бурениной. Следить, чтобы движения сочетались с музыкой и не шли в разрез с тем или иным образом. Показ актерского мастерства, грамотного исполнения движений, включая мимику, жесты и свою манеру исполнения. Коммуникативные игры. | 4 | |
| Консультации | 2 | |
| Контрольная работа По теме: «Составлении детского танцевального репертуара дошкольного возраста». | 1 | |
Самостоятельная работа обучающихся Нарисовать на альбомном листе свои варианты рисунков танца и предложить группе. Показать танцевальную лексику в соответствии с предложенным педагогом музыкальным материалом. Из сборника русские народные песни подобрать частушки и придумать игру | 3 | |
| ВСЕГО: | 58 | |
3. условия реализации программы учебной дисциплины.
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению.
Реализация программы дисциплины требует наличия хореографического класса, который должен соответствовать действующим санитарным и противопожарным нормам.
Оборудование учебного кабинета:
- станки, зеркала;
рабочее место преподавателя;
аудиотека музыкальных произведений;
музыкальный инструмент (баян).
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением,
мультимедиапроектор;
- средства звуковоспроизведения (музыкальный центр).
3.2. Информационное обеспечение обучения;
Перечень рекомендуемых учебных изданий, дополнительной литературы,
Основные источники:
1. Барышникова Т.А. «Азбука хореографии», М. ,2000
2. Буренина А.И. «Коммуникативные танцы-игры для детей», Санкт-Петербург «Музыкальная палитра» 2004 г.
3. Буренина А.И. «Ритмическая мозаика» Санкт-Петербург 2004 г.
4. Лифиц И.В. «Ритмика» учебное пособие Москва издательство «Академия» 1999г
5. Пуртова Т.В. и др. «Учите детей танцевать».Учебное пособие. Владос, 2004.
6. Пустовойтова М.Б. Ритмика для детей 3-7 лет: учебно- методическое пособие.- М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008.- 182с.
7. Руднева С, Э.Фиш. Музыкальное движение.- М.: «Провещение», 2000.
8. Халивер Дж. «Тело танцора. Медицинский взгляд на танцы и тренировки».М. «Новое слово»,2009
Дополнительные источники:
1. Васильева- Рождественская М. «Историко- бытовой танец».- М: «Искусство», 1987
2. Раевская Е.П., Соболева Г.П., Руднева С.Д. «Музыкально-двигательные упражнения в детском саду» Москва издательство «Просвещение» 1991 г.
3. Суворова Т.И. «Танцевальная ритмика для детей» учебное пособие Санкт-Петербург 2004 г.
4. Бекина С.И., Ломова Т.П., Соковнина Е.А. «Музыка и движение» Москва издательство «Просвещение» 2008 г.
5.Зарецкая Н.В., З.Я. Рот «Танцы в детском саду» Москва Айрис-пресс 2003г.
Интернет-ресурсы:
1. www.horeograf.com.
2. online.horeograf.com.
4. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины.
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Уметь: сохранять устойчивость в темпе с прекращением звучания музыки; | Дифференцированный зачёт, защита практической работы по анализу танцевальных жанров. |
переключаться из одного темпа в другой; | Оценка результатов на выявление средств музыкальной выразительности, используемых для создания художественного образа. |
изменять темп исполнения движений с изменением темпа музыки; | Оценка решения практической задачи по определению жанровой принадлежности и стилевых особенностей незнакомого танцевального материала. |
исполнять движения со сменой динамики музыкального произведения (от лёгких к тяжёлым, от плавных к отрывистым). | Решение ситуативных задач, связанных с анализом детского танцевального репертуара. в контексте урока ритмики в школе, танцевального занятия в ДОУ, внеклассного мероприятия. |
знать: основы принципов ритмики; | Экспертная оценка применения анализа к ритмическим занятиям различных форм и жанров хореографии. |
взаимосвязь движений с музыкой (ее характер, темп, динамику, регистровые окраски). | Предоставление и защита сочинений небольших построений и перестроений, связанных с изучением простых танцевальных форм. |
особенности комплексов ритмической гимнастики, их отличия от утренней гимнастики; | Решение ситуативных практических задач по выбору метода анализа музыкального произведения в соответствии с темой, этапом урока, танцевального занятия, возрастными характеристиками воспитанников, обучающихся. |
приёмы работы над ритмическими упражнениями; | Дифференцированный зачёт, защита практической работы по анализу танцевальных форм историко-бытовой хореографии. |
определения метра и ритма, их единство в понятии «метроритм». | Защита практической работы по анализу «метроритма», импровизационной формы. |
5. ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОГРАММЫ В ДРУГИХ ОПОП
Специальность 44.02.01 «Дошкольное образование».
8