СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ОП.09 Ритмика и основы хореографии

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«ОП.09 Ритмика и основы хореографии»


Министерство образования и науки Республики Бурятия

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Бурятский республиканский педагогический колледж»

Кафедра музыкального образования
















РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.09 Ритмика и основы хореографии

по специальности 53.02.01 Музыкальное образование




























Улан-Удэ

2020



РАССМОТРЕНА

ОДОБРЕНА

УТВЕРЖДАЮ

на заседании кафедры музыкального образования

на заседании НМС БРПК

Зам. директора по УПР

Протокол №_____________

Протокол №_____________

____________ /Д.Н.Раднаев

от «___» _________20___г

от «___» _________20___г

от «___» _________20___г

Заведующий кафедрой



__________ /А.М.Панчукова





Рабочая программа учебной дисциплины "ОП. 09 Ритмика и основы хореографии", относящейся к общепрофессиональному циклу подготовки, составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 53.02.01 Музыкальное образование



Организация – разработчик: ГБПОУ «Бурятский республиканский педагогический колледж»


Разработчик: Карнакова Е.А. преподаватель ритмики и хореографии


Рецензент: Юмжитов Ц.Ц., педагог дополнительного образования, Засл. работник культуры РБ____________________________________________________________________


Эксперты: Думнова Г.В., преподаватель кафедры музыкального образования_______

Черниговская Э.С., заведущий кафедрой ДПП, преподаватель_________________



























СОДЕРЖАНИЕ

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ 4

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 5

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ .12

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 13

5. ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОГРАММЫ В ДРУГИХ ОПОП ……..14








































1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


Ритмика и основы хореографии.


1.1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины ритмика и основы хореографии является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 53.02.01 Музыкальное образование (базовой подготовки), входящей в укрупненную группу профессий 53.00.00 Музыкальное искусство.

Программа учебной дисциплины может быть использована в профессиональной подготовке по специальности «Музыкальное образование», в дополнительной подготовке на курсах повышения квалификации работников в области музыкального образования и воспитания без предъявления требований к педагогическому стажу.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.


1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

- создавать условия для развития музыкально-ритмических умений у детей;

- создавать несложные танцевальные композиции;

- инсценировать песни, составлять варианты музыкально-ритмических игр и упражнений;

знать:

- роль ритмики в эстетическом развитии детей;

- задачи, содержание, формы и методы организации деятельности детей на занятиях ритмикой и танцами;

- детский репертуар танцев, музыкальных игр, хороводов, упражнений для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины: максимальной учебной нагрузки обучающегося 58 час, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 32 часа;

самостоятельной работы обучающегося 20 часов.


1.5. Результаты освоения профессионального модуля

Результатом освоения программы профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности Организация досуговых мероприятий, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями.

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач профессионального и личностного развития;

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации;

ПК 1.1. Определять цели и задачи музыкальных занятий и музыкальный досуг в дошкольных образовательных учреждениях, планировать их;

ПК 1.2. Организовывать и проводить музыкальные занятия и музыкальный досуг в дошкольных образовательных учреждениях;

ПК 1.3. Определять и оценивать результаты обучения музыке и музыкального образования детей;

ПК 1.4. Анализировать музыкальные занятия и досуговые мероприятия;

ПК 2.1. Определять цели, задачи уроков музыки и внеурочные музыкальные мероприятия и планировать их;

ПК 2.2. Организовывать и проводить уроки музыки;

ПК 2.3. Организовывать и проводить внеурочные музыкальные мероприятия в общеобразовательном учреждении;

ПК 2.5. Определять и оценивать результаты обучения музыке и музыкального образования обучающихся.




2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего).

58

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего).

32

в том числе:


Практические лабораторные занятия.

32

Консультации

6

Самостоятельная работа обучающегося (всего).

20

Итоговая аттестация проводится в форме дифференцированного зачёта.


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Ритмика и основы хореографии»».

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект)

(если предусмотрены)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1.

Общие вопросы теории и методики музыкально-ритмического воспитания.

Тема 1.1.

Роль ритмики в эстетическом развитии детей.




Содержание учебного материала

1. Основные понятия – предмет, содержание, форма (структура, процесс). Двигательные навыки как основа передачи характера музыкального произведения.

2. Понятие и жанры ритмики. Передача эстетического образа и нравственного смысла средствами музыки и танцевальных движений.

1

Практические занятия:

1. Элементы ритмики и хореографии.

2. Музыкально-танцевальное воображение.

1


Самостоятельная работа:

1. Задачи, содержание, формы и методы организации деятельности обучающихся на занятиях ритмикой и хореографией.

1

Тема 1.2.

Роль, взаимосвязь всех специальных дисциплин в процессе обучения.


Содержание учебного материала

1

1.

Музыка и танец - взаимосвязь двух искусств. Значение музыки в танце.



2.

Межпредметные связи с методикой музыкального воспитания и другими музыкальными дисциплинами: хоровым пениям, игрой на музыкальных инструментах, элементарной теорией музыки.


Практические занятия

Прослушивание музыкального произведения и показ движении импровизируя на тему: «Танцы первобытных людей». Музыка эмоциональная, программная, ритмическая основа танца. Музыкальные размеры: 2/4, 3/4, 4/4.

3


Самостоятельная работа

Подбор, компоновка музыкального и не сложного танцевального материала, используя свистульки и деревянные ложки.

1

Тема 1.3.

Музыкальный слух, ритм, танцевальные данные.

Содержание учебного материала

1


1.

Изучение движений, сочетающих хлопки, прыжки, притопы в разном ритмическом рисунке и комбинациях. Движения на координацию: «зеркало», «нос-ухо», «гармошка», «звёздочка».



2.

Составление ритмических рисунков используя хлопки, щелчки пальцами, притопы, свист, прыжки. Импровизация на тему: «Профессия».


Практические занятия

Сюжетно-ролевые и музыкально-танцевальные игры как форма усвоения танцевально-ритмического материала Игры, снимающие эмоциональное и психофизическое напряжения, развивающие устойчивость и концентрацию внимания, артистичность, творческие способности, ритмический слух: «Цапля», «Зеркало», «Горошинки», «Найди свое место», «Дирижер», «Море волнуется раз».

3


Самостоятельная работа обучающихся

Подбор музыкального материала, разбив его на периоды, согласовывая с движениями.

Сочинение ритмического комплекса для детей дошкольного возраста.

2

Раздел 2.

Тема 2.1.

Содержание, формы и методы организации деятельности детей на занятиях ритмикой и хореографией;



Содержание учебного материала

1


1.

Основные движения в передаче характера музыки и средств музыкальной выразительности (темп, динамика, регистровая окраска).



2.

Разбор музыкальных произведений. Анализ детского танцевального репертуара. Передача движения в характере музыки.



3.


Формы и методы ритмических занятий.


Практические занятия

Проучивание основных движения русского, украинского, белорусского, бурятского танцев.

Составление порядка движений на темп «скоро» из репертуара народных танцев.

Определение динамики и подбора лексики, соответствующим танцам: «Вместе весело шагать», «Улыбка», «Дружба», «Ёлочка», «Весёлые путешественники», «Маляры», «Цирк».

Передача движениями характера, настроения, темпа музыки, уделяя внимание на: «весело», «грустно», «игриво», «задорно», «бойко», «мягко», «плавно», «задумчиво», «приветливо».

Составление вариантов ритмических упражнений разученных на занятии, как пластических, так и образных. Разработка новых музыкально-ритмических упражнений для детей дошкольного возраста, предложенное преподавателем или подобранное самостоятельно. Инсценирование русских народных сказок. Импровизация под данное музыкальное сопровождение.

5


Самостоятельная работа обучающихся

Составить порядок движений на темп «быстро» из репертуара народных танцев.

Подбор музыкального материала, разбив его на периоды, согласовывая с движениями.

Анализ «Вальса Цветов» из балета «Щелкунчик» П. Чайковского и составить рисунок танца.

Исполнить импровизацию «Шутка» И.С. Баха и «Ноктюрн» П. Чайковского.

2

Тема 2.2.

Гимнастический комплекс.

Содержание учебного материала

1


1.

Построения и перестроения.

Утренняя гимнастика.

Пластические упражнения в передаче форм музыкального произведения.


2.

Упражнения с предметами. Оздоровительная гимнастика.


Практические занятия

Понятие «рисунок танца».

Понятие утренняя гимнастика. Выполнение физических упражнений с предметами и без них под музыку.

Комплексы утренней гимнастики дошкольного учреждения с учетом возрастных категорий (младшая, средняя, старшая группы).

Определение формы музыкального произведения и через пластику движений, показать ее характер.

Разучивание этюдов с учетом форм лирических произведений.

Составление комплекса упражнений с обручем.

4


Контрольная работа

По теме: «Рисунок танца».

1

Консультации

1

Самостоятельная работа обучающихся

Подобрать музыкальный материал и составить комплекс утренней гимнастики для дошкольного возраста 5-6 лет.

Разобрать «Вальс-шутку» Д. Шостаковича, определить её форму.

Составить комплекс упражнений с флажками.

Составить комплекс на дыхание «Вальс» А. Гречанинова.

2

Тема 2.3.

Метроритм, его выразительное значение и отражение в разнообразных

движениях.

Содержание учебного материала




4


1.


Понятие метр, ритм, такт, затакт, музыкальные размеры



2.

Ритмические рисунки. Ритмические упражнения.


Практические занятия

Показ движениями сильных и слабых долей, хлопанье в такт, топанье на затакт.

Хлопанье, топанье и показ любой лексики, соответствующей музыкальным ритмам;

Прохождение танцевальными шагами с носка, с каблука, с высоким подниманием колена, учитывая музыкальный темп и размер по одному и в парах.

Определение ритма, составление и показ ритмических рисунков.


Самостоятельная работа обучающихся

Подобрать музыкальный материал с разными музыкальными размерами.

Составить комплекс ритмических рисунков, музыкальный размер 4\4 .

Сочинить и логически построить части комплекса ритмических упражнений, разучить детский материал раздела и провести занятия на педагогической практике в дошкольном учреждении.

3

Раздел 3.

Тема 3.1.

Детский репертуар танцев, музыкальных игр, хороводов, упражнений для детей дошкольного возраста

Содержание учебного материала

1


1.

Позиции рук, ног, положение корпуса и головы. Элементы народного, бального и историко-бытового танца.



2.

Методика разучивания танцевальных элементов и танцев.

Сюжетно-образная драматизация. Музыкальные игры.


Практические занятия

Показ шести позиций ног, трех позиций рук. Проучивние основных движений русского, бурятского, украинского и бального танцев. Знакомство с историко-бытовой хореографией. а

Определение характера, образа, обращая внимание на динамические оттенки, темповые изменения, особенности форм, показ повадок животных и явления природы в пластики и движении, работа над этюдом «Времена года».

Игра как самовыражение ребенка, развития его артистичности, снятие психофизического напряжения.

Игры для усвоения рисунка в танце. «Воротца», «Коридор», «Ручеек», «Хоровод», «Капуста».

Определение сказочных героев, детских забав, спортивных развлечений, отдельных трудовых процессов (стирка, вышивание, строительство, приготовление пищи). Показ в движениях, пластике, мимике, характерных жестах, проявляя фантазию, выдумку инициативу.

4


Консультации

1

Контрольная работа

По теме: «Закон драматургии как основа сочинения детского танцевального произведения».

1

Самостоятельная работа обучающихся

Сочинение рисунка танца на примере «Хоровода».

На предложенном педагогом музыкальном материале составить композицию бального танца: «Русский лирический», «Туяна», «Фигурный вальс» (по выбору).

Сочинить комбинацию менуэта на 64 такта и показать манеру исполнения.

Составить танцевальную игру и разучить с группой.

3


Тема 3.2.

Сюжетно-образная драматизация.


Содержание учебного материала

1



1.


Образные движения. Инсценирование песен.


2.


Пластические миниатюры и этюды. Понятие пластическая миниатюра.


Практические занятия

Определение сказочных героев, детских забав, спортивных развлечений, отдельных трудовых процессов (стирка, вышивание, строительство, приготовление пищи). Показ в движениях, пластике, мимике, характерных жестах, проявляя фантазию, выдумку инициативу.

Анализ и определение характера, выразительных средств, эмоционального настроя, образности, разбивание по нескольким группам и показ любых танцевальных образов, т.е. наложить движения на слова и оформить в виде мини-концерта.

Проучивание движений детского танцевального репертуара в соответствии с характером данного музыкального материала.

4


Консультации

2


Самостоятельная работа обучающихся

Сочинить пластический этюд животных: кошка, обезьянка и показать в группе.

Сочинить пластический этюд животных: кошка, обезьянка и показать в группе.

Подобрать музыкальную сказку - этюд, скомпоновать музыку, частично костюмировать и развести на группу, показав актерское мастерство.

3


Тема 3.3.

Самостоятельное музыкально-ритмическое творчество.

Содержание учебного материала

1



1.

Составление композиции и этюдов на рисунок танца с использованием разных жанров музыки.



2.

Составление комбинации и этюдов на танцевальную лексику. Составление музыкальных игр.


Практические занятия

Анализ и определение жанров музыки и хореографии. Логическое распределение рисунка танца по сценической площадке, отразить национальную особенность. Составление композиции танцевальных этюдов и развода на группу.

Выбор музыкального варианта, анализ, разбор по закону драматургии, подбор лексики, последовательное. Проучивание её, компоновка рисунка танца, а затем развод на группу. Разучивание движений, намечая рисунок передвижения, используя методику А.И. Бурениной. Следить, чтобы движения сочетались с музыкой и не шли в разрез с тем или иным образом. Показ актерского мастерства, грамотного исполнения движений, включая мимику, жесты и свою манеру исполнения. Коммуникативные игры.

4



Консультации

2



Контрольная работа

По теме: «Составлении детского танцевального репертуара дошкольного возраста».

1


Самостоятельная работа обучающихся

Нарисовать на альбомном листе свои варианты рисунков танца и предложить группе.

Показать танцевальную лексику в соответствии с предложенным педагогом музыкальным материалом.

Из сборника русские народные песни подобрать частушки и придумать игру

3



ВСЕГО:

58



  1. 3. условия реализации программы учебной дисциплины.


3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению.

Реализация программы дисциплины требует наличия хореографического класса, который должен соответствовать действующим санитарным и противопожарным нормам.

Оборудование учебного кабинета:

- станки, зеркала;

  • рабочее место преподавателя;

  • аудиотека музыкальных произведений;

  • музыкальный инструмент (баян).

Технические средства обучения:

- компьютер с лицензионным программным обеспечением,

мультимедиапроектор;

- средства звуковоспроизведения (музыкальный центр).


3.2. Информационное обеспечение обучения;

Перечень рекомендуемых учебных изданий, дополнительной литературы,

Основные источники:

1. Барышникова Т.А. «Азбука хореографии», М. ,2000

2. Буренина А.И. «Коммуникативные танцы-игры для детей», Санкт-Петербург «Музыкальная палитра» 2004 г.

3. Буренина А.И. «Ритмическая мозаика» Санкт-Петербург 2004 г.

4. Лифиц И.В. «Ритмика» учебное пособие Москва издательство «Академия» 1999г

5. Пуртова Т.В. и др. «Учите детей танцевать».Учебное пособие. Владос, 2004.

6. Пустовойтова М.Б. Ритмика для детей 3-7 лет: учебно- методическое пособие.- М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008.- 182с.

7. Руднева С, Э.Фиш. Музыкальное движение.- М.: «Провещение», 2000.

8. Халивер Дж. «Тело танцора. Медицинский взгляд на танцы и тренировки».М. «Новое слово»,2009


Дополнительные источники:

1. Васильева- Рождественская М. «Историко- бытовой танец».- М: «Искусство», 1987

2. Раевская Е.П., Соболева Г.П., Руднева С.Д. «Музыкально-двигательные упражнения в детском саду» Москва издательство «Просвещение» 1991 г.

3. Суворова Т.И. «Танцевальная ритмика для детей» учебное пособие Санкт-Петербург 2004 г.

4. Бекина С.И., Ломова Т.П., Соковнина Е.А. «Музыка и движение» Москва издательство «Просвещение» 2008 г.

5.Зарецкая Н.В., З.Я. Рот «Танцы в детском саду» Москва Айрис-пресс 2003г.

Интернет-ресурсы:

1. www.horeograf.com.

2. online.horeograf.com.






4. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины.


Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.



Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Уметь:

сохранять устойчивость в темпе с прекращением звучания музыки;

Дифференцированный зачёт, защита практической работы по анализу танцевальных жанров.


переключаться из одного темпа в другой;


Оценка результатов на выявление средств музыкальной выразительности, используемых для создания художественного образа.

изменять темп исполнения движений с изменением темпа музыки;

Оценка решения практической задачи по определению жанровой принадлежности и стилевых особенностей незнакомого танцевального материала.

исполнять движения со сменой динамики музыкального произведения (от лёгких к тяжёлым, от плавных к отрывистым).

Решение ситуативных задач, связанных с анализом детского танцевального репертуара. в контексте урока ритмики в школе, танцевального занятия в ДОУ, внеклассного мероприятия.

знать:

основы принципов ритмики;

Экспертная оценка применения анализа к ритмическим занятиям различных форм и жанров хореографии.

взаимосвязь движений с музыкой (ее характер, темп, динамику, регистровые окраски).

Предоставление и защита сочинений небольших построений и перестроений, связанных с изучением простых танцевальных форм.

особенности комплексов ритмической гимнастики, их отличия от утренней гимнастики;


Решение ситуативных практических задач по выбору метода анализа музыкального произведения в соответствии с темой, этапом урока, танцевального занятия, возрастными характеристиками воспитанников, обучающихся.

приёмы работы над ритмическими упражнениями;

Дифференцированный зачёт, защита практической работы по анализу танцевальных форм историко-бытовой хореографии.

определения метра и ритма, их единство в понятии «метроритм».

Защита практической работы по анализу «метроритма», импровизационной формы.






5. ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОГРАММЫ В ДРУГИХ ОПОП

Специальность 44.02.01 «Дошкольное образование».

8



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!