СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Опасные природные явления.

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Опасные явления ву природе.

Просмотр содержимого документа
«Опасные природные явления.»

8б КЛАСС УРОК ГЕОГРАФИИ






Тема: Стихийные природные явления на территории России.













Разработала: Котницкая Светлана Ивановна

учитель географии

ЧОУ «Медико-биологический лицей»












Тема: Стихийные природные явления на территории России.


Цель: сформировать представление о стихийных природных явлениях и стихийных природных бедствиях.

Задачи:

Образовательные:

систематизировать знания о стихийных природных явлениях и бедствиях, выявить различия между этими понятиями;

рассмотреть особенности некоторых стихийных природных явлений, причины их вызывающие, географию и распространение по территории России.

Развивающие:

развивать навыки работы с дополнительной литературой;

развивать образное мышление.

Воспитательные:

формировать навык групповой работы в классе;

продолжить формирование у учащихся чувства ответственности за будущее своей страны.

ХОД УРОКА

1,Организационный момент.

1. Класс разбивается на 6 групп. (Представляют презентации)

Группа № 1- Представляют -Землетрясение и цунами. 1.Показывают тектоническую карту Росси. Сейсмичные зоны. Огромная морская волна, возникающая в результате прибрежных или морских землетрясений. Они распространяются с огромной скоростью на несколько тысяч километров. В открытом океане они не опасны и представляют собой пологие волны высотой не более 1 метра, однако у берега их высота достигает 30–35 метров. Огромные валы воды обрушиваются на берег и затапливают большие территории, разрушая здания, линии электропередач, мосты, дороги, приводя к гибели людей и животных.


Группа №2- Представляют -Вулканизм. 1. Более 200 млн землян живут в опасной близости с этим стихийным явлением. Огромные бедствия принес он людям. Долгое время он может не проявлять себя, стоять покрытый со всех сторон ледниками и снегом. Но неожиданно земля начинает колебаться, так может повторяться несколько раз, причем слышится все время нарастающий гул. Потом все стихает. Через некоторое время слышится гулкий взрыв и над горой вверх на огромную высоту вылетает столб дыма и пепла, который покрывает все на большом расстоянии. Как правило, при близком его действии людям грозит несколько бед – лавовые потоки, пепел и газы.


Группа №3- Представляют -Оползни, сели, снежные обвалы. Недаром ее называют «Белой смертью». Спокойный, безмолвный, снежный склон может внезапно превратиться в кипящий, ревущий котел. Гигантский вал снега, пыли, обломков скал и деревьев сметает все на своем пути, я укрыться от него часто невозможно. Набирая скорость и массу, она с каждым мгновением становится все более мощной, неся смерть и разрушение.


Группа №4 – Представляют – Бури, ураганы. Это явление бывает летом, когда его совсем не ожидают. И страдает, в первую очередь, от него сельское хозяйство, первые посевы, ростки, появившиеся из почвы. Обычно они приходят с севера, где формируются холодные воздушные массы и переносятся в более теплые широты. Резкое

Группа №5.-Огромная морская волна, возникающая в результате прибрежных или морских землетрясений. Они распространяются с огромной скоростью на несколько тысяч километров. В открытом океане они не опасны и представляют собой пологие волны высотой не более 1 метра, однако у берега их высота достигает 30–35 метров. Огромные валы воды обрушиваются на берег и затапливают большие территории, разрушая здания, линии электропередач, мосты, дороги, приводя к гибели людей и животных.
Группа №6-Природные пожары возникают при высоких температурах летом. Сухие грозы.


2. Фронтальный опрос

1. Как вы думаете, почему первые древние цивилизации на Земле возникли не на Севере?
2. Что такое природные ресурсы. Приведите примеры.
3. Может ли человек полностью освободиться от влияния природной среды на его жизнь и деятельность.
4. Что такое рекреационная география? Где размещены крупные курорты России и почему?
5. Чем привлекает вас наш край? Благоприятен ли он для проживания?

III. Новая тема

Окружающая нас природа – источник жизни. В ней постоянно протекают разнообразные природные процессы. Очень часто природный процесс превращается в стихийное природное явление.
И сегодня на уроке мы познакомимся со стихийными природными явлениями и стихийными бедствиями, выявим различие между этими понятиями. Рассмотрим особенности некоторых природных стихийных явлений и бедствий, причины их вызывающие, а так же распространение по территории России.
Посмотрите сколько стихийных природных явлений, которые встречаются на территории России.


Вывод: Итак, каждое стихийное природное явление имеет свои причины возникновения, место распространения и последствия для растений, животных, человека.

Вопрос: Скажите мне, а чем же стихийной природное явление отличается от стихийного бедствия? Когда мы говорим – стихийное природное явление, а когда – стихийное бедствие?

IV. Закрепление

1. По определениям необходимо определить, о каком стихийном явлении идет речь:

Грязекаменный поток в русле горной реки – (сель)

Атмосферный вихрь в виде столба – (смерч)

Океанические волны большой длины и скорости – (цунами)

Колебания земной поверхности – (землетрясения)

Скольжение масс горных пород по склону – (оползень)

Затопление местности при подъеме воды – (наводнение)

Низвержение массы снега с горного склона – (лавина)

Ветер разрушительной силы – (ураган)

Долгий период с малым количеством осадков – (засуха)

Падение больших масс горных пород – (обвал)

2. А теперь мы проверим полученные знания с помощью теста-взаимопроверки.

1. К стихийным природным явлениям литосферы относятся:

а) обвалы;
б) оползни;
в) ливни;
г) цунами.

2. К стихийным природным явлениям атмосферы относятся:

а) лавины;  
б) смерчи;
в) сели;
г) засухи.

3. Грязекаменный поток в русле горной реки, вызывающий большие разрушения, это:

а) цунами;  
б) оползень;
в) обвал;
г) сель.

4. На Дальнем Востоке России часто проявляются такие стихийные явления, как:

а) цунами;  
б) засухи;
в) сели;
г) землетрясения.

5. Стихийные природные явления горных районов:

а) ураганы; 
б) обвалы;
в) смерчи;
г) лавины.





Проверка теста – обмениваются тетрадями.

1. а), б)
2. б), г)
3. г)
4. а), г)
5. б), г)

Результаты:

8–9 – оценка «5»;
6–7 – оценка «4»;
4–5 – оценка «3».


V. Домашнее задание

П. 47, стр. 270–277.

Приготовить сообщение по любому природному стихийному явлению.



Учитель географии Т.И. Лосева


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!