IV. Решение проблемы. 1.Знакомство с мифом об Орфее и Эвридике. 2.Знакомство с либретто оперы. 3.Слушание и анализ Мелодии из оперы Глюка «Орфей и Эвридика». 4. Музыкально-динамическая минутка. 5.Разучивание мелодии фрагмента оперы «Мелодия». 6.Слушание и анализ музыки «Хора фурий» из оперы Глюка «Орфей и Эвридика». 7.Сравнительный анализ. | Кристоф Виллибальд Глюк – немецкий композитор. (Слайд 2) Свою оперу «Орфей и Эвридика» написал по содержанию древнегреческого мифа об Орфее и Эвридике. (Слайд 3) Хотите его послушать? Чтение мифа. -Ребята, вам понравилась эта история? О чём она? -Скажите, миф – это реальность? -Вымысел вплетается в канву мифа и украшает его. Но в мифе есть и реальность. В Древней Греции действительно жил певец Орфей. И его талант был так велик, а голос так прекрасен, что люди сложили о нём замечательный, хотя и очень грустный миф. -Эта история любви пленила композитора Глюка. И сначала появилось либретто оперы, музыка, а потом был поставлен и сам спектакль. -Либретто – это литературная основа оперы. (Слайд 4) -В основе либретто – литературное произведение: роман, повесть, легенда, миф. Но либретто не повторяет точно это произведение и даже может сильно отличаться от него. Я познакомлю вас с либретто оперы Кристофа Глюка. Чтение либретто. -Но главное в опере музыка. Давайте послушаем два фрагмента оперы. Сначала прозвучит Мелодия из оперы. Я попрошу вас слушать внимательно и ответить на эти вопросы. (Слайд 5) Слушание музыки. -Вам понравилась эта музыка? (Слайд 6) -Какая в музыке мелодия? (щелчок) -Какая динамика (громкость звучания)? (щелчок) -Какой темп (скорость звучания)? (щелчок) -Характер? (щелчок) -Какой музыкальный инструмент исполняет? (щелчок) -Какой образ создаёт музыка? (щелчок) -Давайте подберём движения к этой музыке. Какими они могут быть? -Встаньте, пожалуйста, давайте повторим эти движения под музыку. Показ движений. -Садитесь. Я предлагаю вам разучить небольшой фрагмент Мелодии и исполнить без слов, на звук «а». Разучивание с помощью учителя музыки. -Молодцы, у вас получилось передать характер Мелодии. -А теперь прозвучит другой фрагмент оперы. Он называется «Хор фурий». (Слайд 7) -Вы знаете, кто такие фурии? Фурии – в мифологии богини мести. Фуриями стали называть злых, сварливых женщин. -Предположите, как будет звучать музыка. Сейчас мы прослушаем музыку, и вы узнаете, правильны ли ваши предположения. -После прослушивания вы ответите на те же вопросы о средствах выразительности музыки. Слушание музыки. Работа по 8 слайду. -Какая в музыке мелодия? (щелчок) -Какая динамика (громкость звучания)? (щелчок) -Какой темп (скорость звучания)? (щелчок) -Характер? (щелчок) -Какие музыкальные инструменты? (щелчок) -Какой образ создаёт музыка? (щелчок) -Сравните оба музыкальных произведения. -Какой музыкальный образ вам показался ярче: образ Орфея в мелодии или образ Фурий в хоре? -А какой герой понравился больше? -Почему? -А если бы вы рисовали музыку обоих произведений, какие краски вы бы выбрали? Я подобрала такие изображения. (Слайды 9 и 10) | -О любви, верности. -Не совсем, в нём много вымысла и преувеличений. -Нежная, плавная. (щелчок) -Очень тихая. (щелчок) -Медленный.(щелчок) -Певучий, лирический.(щелчок) -Флейта. (щелчок) -Любви, нежности и грусти, добра. (щелчок) -Плавными, мягкими. (Показ) Предположения детей. Ответы детей. -Отрывистая. (щелчок) -Громкая. (щелчок) -Быстрый. (щелчок) -Резкий, злой. (щелчок) -Хор, оркестр. (щелчок) -Зла. (щелчок) -Музыка звучит по-разному и рисует противоположные образы –добра и зла, любви и мести. -Светлые, прозрачные, мягкие и тёмные, мрачные. | Р1 |