Дидактическая многофункциональная игра «Народы Поволжья»
Уважаемые коллеги!
Я представляю вам свою разработку: дидактическую игру «НАРИСУЙ ИЗ ЦИФРЫ КОГО ВИДИШЬ» для детей от +4. Игра имеет 3 варианта. Дидактическую игру можно использовать в разных интерактивных педагогических технологиях обучения детей дошкольного возраста («В аквариуме», «В парах», «По цепочке). Игра является средством всестороннего воспитания ребенка, так как направлена не столько на освоение знаний, сколько на формирование у воспитанников новых качеств и умений самостоятельно осваивать информацию и применять полученные знания в реальной жизни. Она развивает умственные, сенсорные и речевые способности, аналитические умения; формирует навыки социально-коммуникативного взаимодействия в обществе; формирует развитие гибкости, беглости логического и наглядно-образного мышления детей; развивает произвольное внимание и умение детей ассоциировать цифры с объектами животного мира; закрепляет у детей навыки в счете от 0 до 10. Продолжительность дидактических игр и занятий:
младшая группа (3-4 года) – не более 15 минут;
средний дошкольный возраст (4-5 лет) – не более 20 минут;
старшая группа (5-6 лет) – не более 25 минут;
подготовительная к школе группа (6-7 лет) – не более 30 минут
В описании игры мною отмечены: участники игры, материал, предварительная работа с детьми, продолжительность дидактических игр и занятий.
Данная игра может быть рекомендована для использования как для работы в ДОУ, так и в начальной школе, а также в домашних условиях . Игру можно использовать как во время ОД, подгруппового занятия, так и во время индивидуальной работы, а также в свободной деятельности. Проводить игру можно с одним ребенком, с двумя или несколькими детьми. Игру можно сделать соревновательной игрой, а также предложить игру на усложнение - придумать изображение из двух или нескольких цифр.
Цель: способствовать развитию гибкости, беглости логического и наглядно- образного мышления детей; развивать произвольное внимание и умение детей ассоциировать цифры с объектами животного мира; развитие у детей аналитические умения (классифицировать, анализировать, представлять свой взгляд на проблемные решения.
Задачи:
Образовательные:
формировать умения детей ориентировки в пространстве (на плоскости/на бумаге);
развивать знания и представления детей об объектах животного мира;
закреплять знания понятий вверх/вниз, направо/налево и определений большой, средний (по меньше), маленький (еще меньше
формировать умение выстраивать сериационный ряд в счете от 0до 10;
развивать зрительный анализ и синтез,
запоминанию графического изображения цифр.
Развивающие:
Развитие у детей интереса, любознательности, наблюдательности, творческого воображения и фантазии, памяти;
стимулирование развитие познавательных, творческих способностей детей;
формировать у детей новые качества и умения самостоятельно осваивать информацию и применять полученные знания в реальной жизни (в самостоятельной деятельности, продуктивной, игровой);
обогащать и пополнять словарный запас детей по теме «Животный мир»;
развивать навыки словообразования и способствовать развитию связной речи детей;
развивать мелкую моторику и зрительно-моторные координации.
Воспитательные:
Совершенствовать коммуникативные навыки в процессе взаимодействия с другими игроками и взрослыми:
развивать эмоциональную сферу детей и психологический комфорт .
Участники игры: дети, педагог/родители
Оборудование: карточки с изображением цифр от 0 до 10; листы чистой бумаги; кубик, цветные карандаши, простой карандаш, фломастеры, цветные ручки Предварительная работа: чтение художественной литературы и народного фольклора; беседы и рассматривание иллюстраций, картин, презентаций на тему «Животный мир»; совершенствование в счете от 0 до 10. Наблюдение за животным в миром на прогулке.
Содержание деятельности
Перед началом взрослый предлагает игрокам повторить счет от 0 до 10, показать цифры на пальцах, на кубике , вспомнить написание цифр, а также проводит беседу на тему «Животный мир» .Затем предлагает поиграть в игру «Нарисуй из цифры кого видишь»
Вариант №1
Карточки с изображением цифр хаотично разбросаны на столе. Каждый игрок самостоятельно выбирает карточку , называет цифру.
Вариант №2
Карточки с изображением цифр сложены на столе стопкой. Игрок называет цифру и снимает ее, если цифра и изображение на карточке совпадают, то игрок забирает карточку себе , а если нет –то кладет ее в стопочку сбоку. Так продолжается пока каждый игрок не получит свою карточку.
Вариант №3
Карточки лежат в определенном счетном порядке. Первый игрок выбрасывает кубик, если цифра на кубике и изображение на карточке совпадают, то игрок забирает карточку себе, а если нет – то он пропускает ход. Так продолжается пока каждый игрок не получит свою карточку
В итоге в каждом варианте взрослый предлагает игрокам нарисовать из цифры того, кого видит. Дети рисуют на чистом листе, объясняют свой рисунок. Выигрывает тот кто, изобразит больше и точнее объектов животного мира .
В конце своей игры педагог проводит рефлексию: Вопросы: Что вам понравилось? Что не понравилось? Что нового вы услышали, увидели, узнали, узнали, чем занимались? Что бы вы еще хотели узнать нового по данной теме?
Таким образом закрепляем цели и задачи дидактические игры.
Литература
1. Арапова-Пискарева Н.А. Формирование элементарных математических представлений. М.: Мозаика-Синтез, 2006.
2. Белошистая А. Дошкольный возраст: формирование первичных представлений о натуральных числах // Дошкольное воспитание, 2002, № 11. с. 20-24.
3. Белошистая А.В. Обучение математике в ДОУ: Методическое пособие. М.: Айрис-пресс, 2005. 320 с.
4. Белошистая А.В. Современные программы математического образования дошкольников / Серия «Библиотека учителя» - Ростов н/Д: «Феникс», 2005. 256 с.
5. Дьяченко О. Возможности развития умственных способностей до-школьников // Дошкольное воспитание, 1993. № 11. с. 43.
6. Ерофеева Т. Использование игровых проблемных ситуаций в обучении дошкольников элементарной математике // Дошкольное воспитание, 1996. № 2. с..
7. Корнеева Г., Родина Е. Современные подходы к обучению дошкольников математике // Дошкольное воспитание, 2000, № 3. с. 46-48.