СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 23.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Описание опыта использования бинарных уроков по достижению планируемых результатов

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Описание опыта использования бинарных уроков по достижению планируемых результатов.

Просмотр содержимого документа
«Описание опыта использования бинарных уроков по достижению планируемых результатов»

Опыт использования бинарных уроков для достижения планируемых результатов

Из опыта работы

учителя начальных классов

МАОУ СОШ № 5

«Научно-технологический центр имени И. В. Мичурина»

г. Мичуринска Тамбовской области

Родюковой Светланы Сергеевны.

Современный этап жизни российскогообщества, связанный с глобализацией информационного пространства, создаетновые проблемы для развития личности. В социальном пространстве информацияраспространяется быстро и часто носит противоречивый, агрессивный и негативный характер. Ребенок ,включенный в процесс познания, оказывается незащищенным от потоков информации.Все мы прекрасно понимаем, что мы не сможем создать идеальную информационную среду для полноценного развития ребенка, но мы можем продуктивно заниматься развитием информационной безопасности личности школьника.

В настоящее время этот вопрос находится в центре научных интересов многих ученых педагогов Н.И. Гендиной, Н.В. Гутовой, Л.С.,Зазнобиной, философов Т.В. Воробьевой Л.В. Крапивской, социологов В.П.Конецкой и др., психологов К.Н. Дудкина Б.Ф. Ломова, социолингвистов Г.М. Андревой и др. Ю.Н. Усов, И.В. Челышева.)

Один из возможных путей разрешения проблемы информационной безопасности - обучение ребенка адекватному восприятию и оценке информации, ее критическому осмыслению на основе нравственных и культурных ценностей. Особая роль при этом принадлежит начальной школе, где возможность развития информационной безопасности младшего школьника обусловленасензитивностью возраста, доверием педагогу, желанием познавать новое.

Основным видом деятельности младшего школьника являетсяучебная деятельность, поэтому и процесс развития информационной безопасности важноорганизовать как процесс обучения.Кроме того необходимо учитывать такие возрастные особенности, как недостаточностьразвития у младшего школьника самостоятельного критического мышления,поэтому в процессе занятий по формированию информационной безопасностиучитель помогает ребенку в осознанном проявлении критического отношения кувиденному или услышанному.Безусловно все эти особенности указывают на то , что формирование информационной безопасности на начальной ступени обучения нуждается в специальных условиях, которые создают возможности взаимодействия и взаимопонимания между педагогом и учащимся на основе тщательно продуманного содержания занятий по информационной безопасности

Изучив методическую литературу , труды передовых педагогов, ученых и психологов по данному вопросу, а также передовой опыт , мы выделили условия , которые будут способствовать эффективному формированию информационной безопасности.

Первое условие - содержательное, включает содержательный компонент программы занятий для учащихся 1-4-х классов (систему внеклассных мероприятий, направленных на умение выявлять информационную угрозу).Учителями нашей школыразработана и реализуется программа Уроков безопасности детей в сети Интернет .Программа реализуется путем интеграции уроков информационной безопасности с информатикой, технологией, окружающим миром , а также во внеурочной деятельности в рамках реализации дополнительных образовательных программ « Планшет- мой помощник в учебе», « Правила работы в программе PowerPoint», « Я – исследователь». Целью обучения младшего школьника информационной безопасности, на наш взгляд, является формирование соответствующей системы противодействия информационным угрозам через критическое восприятие получаемой информации.

СЛАЙД Содержание программыориентировано на следующие аспекты:

  • информационная неразборчивость («всеядность»);

  • информационные перегрузки;

  • информационная безопасность;

  • информационная беспризорность.

Вовторую группу мы объединили психолого-педагогические условия. Особая роль в решении данной задачи отводится учителям. Для реализации данной программы требуются такие преподаватели, которые не только владеют методикой преподавания информатики и имеют высокий уровень знаний в области информационных технологий, но и в совершенстве владеют программно - техническими мерами защиты информации.

Однако не всегда у учителей начальных классов достаточно развиты вышеперечисленные компетенции , поэтому при проведении Уроков информационной безопасности мы обратились к идее интеграции и проводимуроки в форме бинарных уроков совместно с учителями информатики .Использование формы бинарных уроков, предполагает проведение урока двумя учителями .Это позволяет провести урок на достаточно высоком уровне информатизации, которая обеспечивается учителем информатики в сочетании с психологической комфортностью, которая обеспечивается учителем начальных классов. Кроме того это позволяет проводить Уроки безопасности детей в сети Интернет в кабинете информатики, которые оснащены доступом к сети в Интернет на каждом рабочем местеи обучать приемам работы в сети Интернет непосредственно на уроках под руководством учителей информатики.

В качестве третьего условия нами выделяется процессуально-технологическое, направленное на эффективность использования методов, приемов и средств проведения занятий с учетом особенностей развития младших школьников.Нами определены методы проведения Уроков по обучению информационной безопасности.

Первым методом, наиболее важным для начальных этапов занятий, мы выделяем объяснительно-иллюстративный.Знания учащимся об информационных видах опасностей, влиянии на здоровье на первых уроках учитель предлагает в «готовом» виде, объясняет их, учащиеся сознательно осваивают и правильно воспроизводят полученную информацию.

Далее мы вводим метод проблемного изложения материала, на втором этапе учащиеся еще не участники, а лишь наблюдатели хода размышлений учителей. Причем учителей, которые в совершенстве владеют программно - техническими мерами защиты информации,

Далее мы переходим к применению частично-поискового метода обучения, который становится основным методом обучения на последующих этапах, со второго по четвертый класс. В данном случае, педагоги организует поиск новых знаний с помощью разнообразных средств.

Для организации эффективной работы по реализации программы Уроков информационной безопасности педагоги нашей школы применяют технологии, позволяющие включить детей в активную деятельность.

Проектная деятельность

Интерактивное обучение

Личностно–ориентированные технологии обучения

Интегративная технология

Одним из способов изучения вопросов по информационной безопасности, который применяется в нашем учебном заведении, является метод высокотехнологичных учебных проектов. Учителями нашей школы были инициированы телекоммуникационные учебные проекты,которые были направлены на организацию совместной учебно-познавательной , творческой или игровой деятельности учащихся. Деятельностьорганизованная на основе компьютерной телекоммуникации, позволяет решать сразу несколькопроблем:

• во-первых, учащиеся приобретают навык практическогоприменения по использованию компьютерных технологий, и безопасного использования Интернета;

• во-вторых, и это самое главное, школьник начинаетвидеть в компьютере и Интернете не только игрушку и поток непотребных ресурсов, но инструмент создания нового, интересного и нужного не толькоему, но и окружающим его в школе и дома людям.

Учителя инициировали участие детей в сетевых проектах для школьниковорганизованных дистанционно или организовывали собственные учебные сетевые проекты.При отборе сетевых проектов учителя ориентировались на то, чтобы школьнику не хотелось да и некогда было бы заниматься в Интернете чем-то иным, кроме работы по реализации проекта.

Для этого проект должен быть:

а) интересен самим детям;

б) очень высокотехнологичным, чтобы для его реализации школьникубыло необходимо полностью проявить свою компьютерную«продвинутость», да ещё и подучиться разным сложным технологиям,общаясь со своими виртуальными друзьями: здесь пройдёт естественныйотсев пустопорожних коммуникаций в социальных сетях: человекутворческому некогда и не о чем разговаривать на уровне междометий онесущественных пустяках;

в) долгосрочным и предусматривающим дальнейшее коммуникативноедополнение. После размещения его в сети у детей, гордящихся проделаннойработой, должен быть стимул общаться в Интернете на тему своего проекта ипостоянно дополнять и дорабатывать его.

В настоящее время ученики двух вторых классов нашей школы участвуют в сетевом проект е «Есть контакт» на сайте « Началка – ком» ,который реализуется через внеурочную и урочную деятельность .

Участвуя в проекте, ребята будут исследовать особенности общения со сверстниками и взрослыми на примере произведений детской литературы (рассказы Н.Н. Носова).Для участия в проекте детям будет необходимо выполнять задания, используя различные сервисы, предложенные в проекте ,научиться довольно сложным технологиям, общаться со своими виртуальными друзьями, увлеченными общим делом. И выполнять все это они будут под руководством учителей, постоянно обращающих их внимание на аспекты информационной безопасности. Конечно,для реализации данного и подобных проектов мы привлекаем родителей, проводя лекции и консультации с родителями по проблеме информационной безопасности детей в сети Интернет.

Ознакомившись с результатами регистрации учителя, они же руководители проекта,получили доступ к материалам проекта. План проекта позволяет подробно познакомиться с предстоящей работой

На первом этапе «Будем знакомы» дети создали совместную презентацию «Будем знакомы!»,а разгадав кроссворд получили ссылку и разместили свою презентацию на сайте .Реализация данного этапа осуществлялась во внеурочное время в режиме интеграции Урока безопасности детей в сети Интернет и кружка «Практика работы в программе PouverPaint» проведенного форме бинарного урока совместно с учителем информатики. Получив рекомендации учителя информатики ребята продолжили работу на уроках литературного чтения и дома.

НА втором этапе «Чему научит книга?», поработав на уроках литературного чтения с произведениями Николая Носова и ответив на вопросы, они составили карту познания (ментальную карту) «С кем интересно общаться», используя для ее создания сервис Cacoo диаграммы, предложенный в проекте. Работа по созданию ментальных карт была начата на кружке и закончена дома при сотрудничестве с родителями. Дети получили инструкционные карты по работе на данном сервисе , составленные учителем информатики , где освещались вопросы безопасности детей в сети Интернет.

Следующий этап предполагает организацию исследовательской деятельности для проведения исследования “Как мы общаемся” . Проведение анкетирования с помощью бланка опроса и обработка результатов в совместной таблице будет осуществлена на уроках окружающего мира в разделе общение.А вот обсуждение результатов исследования на детском форуме проекта запланировано осуществить наУрока безопасности детей в сети Интернет, который по планированию соответствует срокам этого этапа и запланирован на 4 декабря.

Тематика последнего этапа данного проекта полностью соответствует идее Урока безопасности детей в сети Интернет. В ходе выполнения заданий дети повторят и познакомятся с правилами сетевого этикета, выполнив интерактивное задание "Как общаться в интернете". Ознакомительное занятие планируется провести кружке, выдав детям коды для выполнения задания на планшете. Для участия в обсуждении на форуме, планируется организовать групповую работу наУрока безопасности детей в сети Интернет. Для обеспечения информационной поддержки и обучения детей приемам безопасного использования сети Интернет данное занятие также планируется провести в режиме бинарного урока.

Дети принимали участие в обсуждении вопросов по реализации проекта, общаясь со сверстниками , участвующими в данном проекте на портале « Началка – ком». Модель механизма реализации данного проекта конечно же отличалась от предыдущего проекта, но также основывалась на идее интеграции предметов различных областей с уроками информатики и Уроками безопасности детей в сети Интернет проведенных в форме бинарного урока.

Для реализации кратковременных проектов или проекта в условиях одного урока учителя нашей школы проводили виртуальные путешествия и интернет путешествия, используя различные сервисы. https://cameralabs.org/9245-virtualnoe-puteshestvie-po-interesnejshim-mestam-planety

http://mapsoid.ru/news/virtualnie_progulki_po_gorodam/2014-03-28-86,

Данный тип уроков мы проводим в форме бинарных уроков , интегрируя различные образовательные области с Уроками безопасности детей в сети Интернет и в кабинете информатики, так как данный вид деятельности предполагает индивидуальную или групповую практическую работу на компьютерах, имеющимидоступ к сети Интернет.

Опираясь на опыт участия в различных сетевых проектах учителя нашей школы стали организовывали собственные учебные сетевые проекты используя различные сервисы , такие как Calameo.com, Cacoo диаграммы, https://cameralabs.org/9245-virtualnoe-puteshestvie-po-interesnejshim-mestam-planety, http://rutube.ru/video/8ba504bdb06a8644a7c8b9fb81b04f19/, https://multator.ru|, https://www.timetoast.com/timelines/c21f9eac-945b-464f-8d73-20b8fb54bdd8?beta=1, http://ru.calameo.com/read/00331397618cc0bd435b3,
Так в апреле 2017 года группа учителей нашей школы организовали собственный учебный сетевой проект, посвященный Дню космонавтики , . На протяжении месяца учащиеся пяти классов по всей параллели работали над созданием альбома, посвященного одному из Российских космонавтов .

Учащиеся других параллели работали над созданием интерактивной карты и мультфильма о космосе используя соответствующие сервисы.

Ссылки на сервисы Вы видите на слайде . Продукты своего труда учащиеся размещали на сервисах , а ссылки на данный сервис - на страничках в Дневнике .ру. Учащиеся и родители всей школы могли познакомиться с данными материалами , поучаствовать в голосовании и высказать свое мнение на форуме, организованном в Дневнике . ру . На основании результатов голосования жюри определило победителей. Координатором данного проекта были учителя информатики, которые разработали памятки для работы с данными сервисами и на Уроках информационной безопасности познакомили детей с безопасными приемами принципами работы.

Данная работа увлекла детей и кроме вышеперечисленных, дети освоили и другие сервисы, создав там различные интернет продукты, приуроченные Дню космонавтики. Такие как сканография, ментальная карта, лента времени. Скриншоты интернет продуктов размещенных на сервисах Вы видели на слайдах.

Такая реакция детей развеяла наши сомнения по поводу правильности выбранного пути . Детям интересно создавать и творить в сети собственные сетевые ресурсы,смотреть и анализировать работы других участников игры.

Работая по сетевым проектам можно не только получить опыт проектной деятельности, организовать площадку для совместной деятельности детей, но и изучить не в теории, а на практике вопросы безопасности в сети Интернет.

Реализация программы Урока безопасности детей в сети Интернет позволяет научить ребенка адекватному восприятию и оценке информации,оказать своевременную поддержку в саморазвитии младшего школьника и оградить от совершения неприемлемых действий, открыть путь к социализации и адаптации ребенка в современном обществе.

.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!