Государственное учреждение образования «Гимназия г. Каменец»
ОПИСАНИЕ ОПЫТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ
РАЗВИТИЯ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ
УЧАЩИХСЯ 5-7 КЛАССОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА»
Сивоконева Алла Павловна,
учитель русского языка и литературы
8(029) 221 14 87
e-mail: [email protected]
Каменец
2019
Информационный блок
Тема: Эффективные методы и приёмы развития орфографической зоркости учащихся в 5-7 классов на уроках русского языка.
Актуальность опыта
Проблема грамотности учащихся всегда волновала учителей словесности. Существует два мнения по поводу способа изучения орфографии в школьной программе. Один из них – необходимо раздел «Орфография» вынести в отдельный в программе по русскому языку каждого класса; другое мнение – оставить расположение изучения тем из раздела «Орфография» в действующей программе по русскому языку, то есть как отдельный раздел «Орфография» выделена только в 5 классе, а далее – при изучении каждой части речи, изучается и её орфографическая норма. Я склонна считать, что второй вариант более верный, так как объяснение тому есть в самой программе: «Линейно-опережающий и концентрический принципы дают возможность осознавать языковые и речевые явления во взаимосвязи и одновременно формировать и совершенствовать языковую, речевую и коммуникативную компетенции учащихся». Ведь для того, чтобы грамотно писать недостаточно знать правила, необходимо еще приобрести и навыки грамотного письма.
Исследования по орфографии велись многими лингвистами как в русскими, так и белорусскими. Среди русских исследователей орфографии были Д.Н. Богоявленский, П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, В.В. Лопатин, а из белорусских – огромный вклад в изучение орфографии внесли П.П. Шуба, Л.А. Мурина, Е.Е. Долбик.
По мнению Д.Н. Богоявленского «одной из причин низкой орфографической грамотности является несформированная орфографическая память». М.М. Разумовская указывает на «орфографическую слепоту», как причину ошибок и недостаточного уровня орфографической грамотности.
Проблема формирования орфографической зоркости стоит остро в современном мире, на мой взгляд, еще и потому, что понижается уровень самостоятельного чтения учащимися и падает познавательный интерес учащихся. Зачастую приходится сталкиваться с тем, что правила русской орфографии воспринимаются учащимися не в системе, а как набор разрозненных правил. Столкнувшись с тем, что при написании диктантов, учащиеся делают всё больше орфографических ошибок, я стала задумываться над причинами этого. Были проведены диктанты в разных классах, чтобы увидеть снижение грамотности учащихся. Эта ситуация и поставила передо мной ряд вопросов. Как сформировать у учащихся навык грамотного письма? Как выбрать среди многообразия методов и приёмов обучения орфографии наиболее эффективные? Это и стало целью моего педагогического опыта.
Цель опыта: развитие орфографической зоркости учащихся 5-7 классов в процессе обучения русскому языку посредством применения эффективных методов и приёмов.
Задачи опыта:
- изучить теоретический материал по проблеме развития орфографической зоркости учащихся;
- отобрать и систематизировать методы и приёмы обучения для учащихся 5-7 классов, стимулирующие орфографическую зоркость;
- применить в практической деятельности методы и приёмы, наиболее эффективно развивающие орфографическую зоркость;
- оценить результативность использования методов и приёмов для развития орфографической зоркости.
1.5. Длительность работы над опытом
Работа по данному направлению педагогического опыта проводилась в три этапа в период с 2015 по 2018 год.
1 этап – подготовительный (изучение педагогической и методической литературы по теме);
2 этап – отбор и систематизация материала;
3 этап – этап практической реализации (использование новых идей в собственной практике, анализ проделанной работы, рефлексия).
Описание технологии опыта
Ведущая идея опыта
Системное использование эффективных методов и приёмов обучения на уроках русского языка в 5-7 классах способствует развитию орфографической зоркости учащихся.
Описание сути опыта
Понятие «орфографической зоркости» чаще употребляется учителями начальных классов, это вполне объяснимо, так как именно в начальном звене закладывается тот фундамент, на котором впоследствии строится грамотность учащегося. Выявить сущность данного понятия возможно раскрыв понятие «орфограмма».
Орфограмма (от греческого orthos – правильный и gramma – буква) – это правильное (соответствующее правилам или традиции), общепринятое написание для обозначения буквы (фонемы) из ряда возможных.
Рассмотрим еще одно определение орфограммы, данное М.М. Разумовской: «Орфограмма - это такое явление письма, при котором при передаче речи средствами письма возникают графические варианты, и лишь один из них является орфографически возможным» [1, 22].
В современной трактовке орфография – это система правил написания слов. Зависимость методики преподавания орфографии от принципов орфографии (наряду с типом письма и составом его знаков) подчеркнул Н.С. Рождественский в своей монографии «Свойства русского правописания как основа методики его преподавания» (М.1960). Принципы орфографии: морфологический; фонетический; исторический (традиционный); принцип дифференцированного написания (смысловой); принцип слитного, дефисного и раздельного написания.
Орфография, как система правил, состоит из пяти разделов:
- правила передачи фонем буквами в составе слов;
- правила употребления прописных и строчных букв;
- правила переноса слов из одной строки в другую;
- правила о слитных, дефисных и раздельных написаниях слов;
- правила графических сокращений слов.
Итак, чтобы научиться правильно писать, учащийся должен овладеть правилами орфографии, причём научиться распознавать орфограммы в словах, что и будет орфографической зоркостью.
Орфографическая зоркость вырабатывается только в результате многократных упражнений в письме и ситематического повторения теоретических сведений. Для этого на уроках я использую множество форм обучения – это использование схем, таблиц, алгоритмов, рисунков, игр, правил в стихах, карточек, кроссвордов. Положительный результат даёт непрерывное повторение наиболее трудных разделов орфографии.
Для меня стало понятным лишь одно: если заинтересовать ребёнка на уроке, то он способен на многое. Значит при подготовке к урокам, необходимо организовать работу так, чтобы вызвать интерес, направить внимание, воспитать потребность в орфографической зоркости, грамотном письме.
Методы обучения русскому языку различны, но при обучении учащихся грамотному письму, я бы остановилась на практических методах (по классификации Л.А.Муриной). Их можно разделить на две группы: методы закрепления знаний и методы формирования умений и навыков.
Я думаю, что одним из важнейших способов повышения грамотности является формирование у учащихся навыка пользоваться орфографическим словарём. Результатом такой работы будет запоминание правописания слов, а также возможных форм слов.
Одной из форм работы является использование карточек с индивидуальными заданиями. Итогом выполнения таких заданий может стать взаимопроверка. Учащимся предлагается выполнить задания на карточках с одинаковыми орфограммами, но на разном материале. Таким образом, при взаимопроверке количество рассмотренных вариантов данной орфограммы у каждого учащегося увеличивается вдвое (Приложение 1).
Метод письма текста, заученного наизусть, даёт возможность проявить зрительную память учащихся. Это могут быть литературные тексты, предназначенные для заучивания наизусть. После написания которых, необходимо разобрать присутствующие в них орфограммы, с которыми уже знакомы учащиеся на данный момент. Такой метод учит находить орфограммы в обычных литературных текстах, что ещё больше приближает изучение орфографии к жизни.
Закрепление изученных правил орфографии немыслимо без орфографической пятиминутки в начале урока. Для того, чтобы учащиеся учились орфографической зоркости, подбор слов для пятиминутки может быть необычным: все слова на одну орфограмму, а одно или несколько – с другой орфограммой. Задача учащихся – обнаружить «врага(ов)» среди «своих» (Приложение 2). Такая пятиминутка может быть объединена с физкультминуткой. При этом работа ведется устно: каждая орфограмма соответствует определённому движению (Приложение 3).
Интересным опытом в моей практике стала работа с медиатекстами в рамках инновационного проекта, который реализовывался на базе нашей гимназии «Внедрение модели формирования медиакультуры учащихся в условиях современной информационно-коммуникационной среды учреждения образования» с 2015 по 2018 год. На уроках был осуществлён поиск орфограмм в печатных текстах журналов и газет, подбором которых занимались сами учащиеся. Казалось бы, работа та же, что и с текстами из учебника, но интерес к текстам, которые учащиеся подобрали сами, был значительно выше. Анализу подвергались и стенды, и вывески, и тексты из Интернета.
Метод диктанта (предупредительный, объяснительный, выборочный, творческий, свободный, зрительный) – основной для проведения диагностики обученности учащихся.
Предупредительный диктант предполагает предварительное объяснение орфограмм.
Объяснительный диктант – это диктант с объяснением учащимися орфограмм.
Выборочный диктант помогает проявить больше самостоятельности учащимся и требует объяснения правописания выписанных слов.
При выполнении творческого диктанта необходимо самостоятельно подобрать и вставить слова или изменить грамматическую форму слов, думать о содержании предложений.
При выполнении зрительного диктанта запоминается правописание слов, работает зрительная память.
Проверочный диктант – это способ контроля и самоконтроля. Результаты такого диктанта могут указывать на возникшие затруднения учащихся или на их отсутствие при изучении определенных орфограмм.
Для того, чтобы привлечь внимание учащихся, вызвать интерес к изучаемой теме, можно использовать изучение орфографического правила в форме сказки. Так, например, для изучения правила о правописании чередующихся букв И и Е в корнях слов можно использовать следующую сказку:
Жили-были две буквы Ии Е, и всё время спорили о том, кому жить внутри корней –бер-/-бир-, -пер-/-пир-, -мер-/-мир-, -дер-/-дир-, -тер-/-тир-, -стел-/стил-, -блест-/-блист-. Е кричала: «Я главнее и красивее, только мне здесь место!», а И не отставала: «Да я вообще всё соединяю, поэтому только моё здесь место!». Неизвестно, сколько бы ещё продолжался этот спор, если бы не подоспела буква А. «Послушайте, подруги, чего тут спор завели, совсем про меня забыли», - перебила их спор третья подружка буква А. «Я вам подсказкой буду: если мне слово понравится, и если я после корня в нём появлюсь, то букве И необходимо быстренько впрыгнуть в корень, а уж если слово мне не по нраву будет, и меня в нём не найдёте, тогда буква Е появится в корне». Вот так и разрешили спор.
Использование алгоритмов при решении орфограмм – ещё один способ развивать орфографическую зоркость. При выполнении шагов алгоритма учащемуся необходимо уметь определять часть речи, морфемный состав слова, знать лексическое значение слова. Я считаю, что при изучении, например, темы «Слитное и раздельное написание не с причастиями» в 7 классе для систематизации знаний можно использовать алгоритм «Правописание НЕ с прилагательными, глаголами, и причастиями» (Приложение 4), а впоследствии можно расширять его другими частями речи. Так у учащихся выстраивается система определения одной и той же орфограммы в разных частях речи.
Использование и составление кроссвордов на уроке – увлекательное занятие, которое даёт возможность запоминать слова с орфограммами и развивать творческие способности учащихся.
Неизменным остаётся использование учителями игровой формы урока, я – не исключение. Учащимся 5-7 классов очень нравится играть заданные роли. В состоянии творческого вдохновения ребята с увлечением решают поставленные задачи. Раз есть интерес – будет и результат. Например, при изучении темы «Правописание гласных в приставках пре- и при-» использовались элементы ролевой игры, где, предварительно распределив роли, учащиеся, попав в волшебную страну и оказавшись заколдованными волшебником, выполняют его задания.
Любой вид работы необходимо закреплять анализом допущенных учащимися ошибок для осознания и запоминания правильного варианта. Для контроля подойдёт тестирование, так как занимает сравнительно мало времени на выполнение.
Считаю, что рефлексия в завершении урока имеет огромное значение. На этом этапе учащиеся осознают свои успехи и поражения, а также видят трудности, с которыми столкнулись на уроке. Это даёт возможность определить дальнейшие пути в обучении, поставить индивидуальные задачи.
Результативность и эффективность опыта
Методы и приёмы, которые были использованы мной на уроках, и целенаправленная деятельность по формированию устойчивых навыков правописания у обучающихся привели к положительной динамике развития орфографической зоркости. Свой результат дала словарная работа на каждом уроке русского языка, а также работа над ошибками. У учащихся возросла мотивация к изучению русского языка, увеличилось количество учащихся, улучшивших навыки правописания. С достижением некоторого успеха у учащихся появилась уверенность в своих силах. Повторение и систематичность – пот главные принципы повышения грамотности учащихся. Задача учителя – научить учиться, заинтересовать и поддержать. Хорошо, когда на уроке устанавливается открытый диалог учителя и учащегося.
В качестве диагностики мною был выбран диктант, который учащиеся писали в начале учебного года и по истечении его. Для диагностики обученности учащимся был предложен диктант на протяжении трех лет (в начале и в конце года). Количество типичных ошибок, допущенных в диктанте, к концу года уменьшалось, что видно из следующей таблицы:
Типичные ошибки | 5 класс | 6 класс | 7 класс |
15 учащихся | 15 учащихся | 15 учащихся |
Правописание проверяемой безударной гласной в корне слова | 40% | 33,3% | 20% |
Правописание –тся/-ться в глаголах | 26,6 | 20% | 6,7 |
Проверяемые согласные в корне слова | 20% | 20% | 13,3% |
Непроизносимые согласные | 26,6% | 13,3% | 6,6% |
Правописание гласных в сочетаниях ча, ща, жи, ши, же, ше. | 13,3% | 13,3% | 0 |
Определить результативность опыта помогла диагностика обученности по русскому языку в 7 классе за несколько предыдущих лет. Учащимся на начало учебного года и в конце учебного года (на протяжении двух лет) были предложены к написанию диагностические диктанты, по результатам которых можно увидеть динамику уровня обученности:
Учебный год | Уровень обученности |
удовлетворительный | средний | достаточный | высокий |
сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май |
2016/2017 | 2 | 1 | 7 | 8 | 6 | 6 | - | - |
2017/2018 | 1 | - | 5 | 6 | 9 | 8 | - | 1 |
2018/2019 | - | - | 4 | | 8 | | 3 | |
Из данной таблицы видно, что уровень обученности по русскому языку, на начало учебного года несколько ниже, чем в конце этого же учебного года. Это говорит о том, что у учащихся за учебный год наблюдается положительная динамика.
Опыт работы транслировался на заседании творческой группы учителей гимназии, педагогического совета, были проведены открытые уроки по русскому языку в 7, 9 классах по темам: 7 класс («Правописание гласных в глагольных суффиксах») 9 класс («Сложносочинённое предложение с противительными союзами» - повторение правила правописания союза зато) в рамках недели педагогического творчества.
2.4.Перспективы опыта
Деятельность по совершенствованию орфографических навыков позволила достичь некоторых результатов. Данный опыт необходимо развивать и продолжать для учащихся старших классов, применяя формы работы на уроках, факультативных занятиях, во внеклассной работе по предмету.
Заключение
Данный опыт дал мне возможность убедиться в том, что формировать орфографическую зоркость учащихся необходимо систематически. Эффективнее всего, на мой взгляд, показали себя такие формы работы, как списывание, комментированное письмо, диктанты. Видение учащимися орфограмм – это приобретаемый навык, который является результатом применения эффективных методов и приёмов. Таким образом, процесс обучения орфографической зоркости нужно строить так, чтобы каждый учащийся мог совершенствовать свои умения и навыки.
Список источников
Разумовская, М.М. Методика обучения орфографии в школе.: Кн. Для учителя - М.; Просвещение, 1992. – 190 с.
Концепция учебного предмета «Русский язык»: утверждено Приказом Министерства образования Республики Беларусь 29.05.2009 № 675.
Богоявленский, Д.Н. Психология усвоения орфографии, 2-е изд. перераб и доп. – М., 1996 – с.250.
Анисимова, Е.А. Фонетика. Фонология. Орфоэпия. Графика. Орфография. Учебно-методический комплекс. ГрГУ, 2010 [Электронный ресурс] – Режим доступа:https://ebooks.grsu.by/kavinkina_fonetika/nauchno-teoreticheskoe-soderzhanie-modulya-6.htm - Дата доступа: 21.02.2019
Селевко, Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. В 2-х т. – М.: Народное образование, 2005.
Приложение 1
Карточка 1
Тема: «Правописание корней с чередующимися гласными о – а
(-гор-/-гар-, -зор-/-зар-, -клан-/-клон-).
Вставить пропущенные буквы.
З…ря, кл…няться, г…ревать, ог…рок, з…рница, покл…н, з…ри, проз…рливый, скл…ниться, з…рево, з…ркий, приг…рок, накл…ниться, г…рь.
Карточка 2
Тема: «Правописание корней с чередующимися гласными о – а
(-лаг-/-лож-, -рос-/-раст-(-ращ-), -кас-/-кос-).
Вставить пропущенные буквы.
Р…стение, к…саться, л…житься, прил…гать, выр…с, р…сток, Р…стислав, отр…сль, распол…гаться, зар…сли, сл…гаемое, уг…рный, выр…щенный, р…стительный.
Карточка 3
Тема: Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных.
Вставить пропущенные буквы, раскрыть скобки.
Застеклё(н,нн)ый, краше(н,нн)ый, гружё(н,нн)ый в…гон, стари(н,нн)ые часы, скоше(н,нн)ыезар…сли, недавно краше(н,нн)ый забор, ране(н,нн)ый с…лдат, испечё(н,нн)ый п…рог, плетё(н,нн)ая из веток.
Карточка 4
Тема: Правописание гласных в приставках при- и пре-.
Вставить пропущенные буквы.
Пр…крытая дверь, пр…лестная девочка, пр…ступить закон, пр…ступить к работе, пр…клеить деталь, пр…сыпать песком, пр…увеличить результат, пр…кратить спор, пр…ехать к бабушке, пр…свистнуть от удовольствия, пр…любопытнейшая история, пр…крикнуть на ребёнка, пр…лететь на самолёте.
Приложение 2
Словарный диктант «Найди «врагов» среди «своих»»
Безотлаг…тельный, изл…гать, зако…ый, сл…жение, нал…гать, усл…жнять, подр…стать, пол…жить, серебря…ый, предл…жение, прол…жить, изл…жение.
Ср…стись, взр…стить, выр…стить, родстве…ый, зар…сти, отр…сль, кас…ние, р…слый, Р…стов, листве…ый, р…стовщик, повзр…слеть.
Вск…кивать, выск…чить, заск…чить, обск…кать, со…ый, отск…чить, ск…чок, зор…вать, перочи…ый, уск…кать, переск…чить, тума…о, наск…кивать.
Возг…раемость, заг…релый, соломе…ый, выг…реть, г…релка, г…рючий, наг…р, подг…реть, глиня…ый, заг…реть, пог…релец, приг…рать, сг…реть.
Приложение 3
Орфографическая физкультминутка
Правописание проверяемых безударных гласных – наклон вперёд.
Правописание – тся, -ться – поворот направо.
Правописание чередующихся гласных Е и И в корне слова – поворот налево.
Правописание неизменяемых приставок – хлопок над головой.
Золотой, решиться, размеренный, покрасить, измерять, обклеить, покатилось, кленовый, подпрыгнуть, замирать, блестеть, научиться, взлететь, вытереть, сосна, замереть, въехать, волчица, открыть.
Орфграфическая физкультминутка
1.Правописание И, Ы после приставок – поворот головы направо.
2.Правописние непроверяемых гласных и согласных в корне слова – приседание.
3.Правописание З и С на конце приставок – поворот головы налево.
4.Правописание корней с чередующимися О, А – хлопок перед собой.
Горение, постамент, безызвестный, раздать, клонить, агроном, взимать, рассвет, зоревать, наклон, карниз, сверхинтересный, вскрыть, загар, кланяться, горизонт, разыскать, гарь, одеяло, предыдущий, разбудить, горелка, кровать, коридор, бесплатно, заря.
Приложение 4
Правописание НЕ с прилагательными, глаголами, и причастиями
Определить часть речи
1.1. Прилагательное 1.2.Глагол 1.3.Причастие
Слово без НЕ не употребляется
Есть ли противопоставление с союзом А?
Да Нет
Раздельно Есть ли слова перед прилагательны.
ДАЛЕКО, ВОВСЕ, НИЧУТЬ,
ОТНЮДЬ, НИСКОЛЬКО?
Есть ли отрицательные
местоимения?
Да Нет
Раздельно Слитно
(можно заменить
синонимом без НЕ)
Глагол
Употребляется без НЕ?
Да Нет
Раздельно Слитно
Причастие
Употребляется ли без НЕ?
Да Нет
Есть зависимые слова Слитно
Да Нет
Раздельно Есть ли противопоставление?
Да Нет
Раздельно Какова форма причастия?
Краткая Полная
Раздельно Слитно
Приложение 5
Алгоритм работы над ошибками
Выписать слово, исправив допущенную ошибку.
Определить часть речи.
Определить морфему, в которой была допущена ошибка.
Вспомнить правило на данную орфограмму.
Привести несколько слов-примеров с такой же орфограммой.
Приложение 6
Диктант для 5 класса
Зимою галки и вороны живут в городах и сёлах. Различать их просто. Галка меньше вороны и вся чёрная, только вокруг шеи серые пёрышки, будто она платочком повязана. А у вороны всё туловище серое, чёрные только головка, шея, крылья да хвост.
Птицы собираются в большие стаи и летают целыми днями в поисках пищи. Они самые всеядные среди всех птиц и могут питаться хлебом, макаронами и даже кормом для скота. А вечером они садятся на деревья, прижимаются друг к дружке и греются.
Диктант для 6 класса
С трудом пробираясь сквозь беспроглядные заросли придорожного кустарника, я иду в посёлок Приозёрный.
Ночью прошёл дождь, и на улице еще свежо, даже зябко. Тяжёлая капля упала мне на плечо. Я прислушиваюсь к малейшему шороху, но слышу лишь равномерный гул машин на шоссе. Но вот солнце своим первым лучом коснулось верхушек деревьев, как будто кто-то зажёг свет. Зазвучали шорохи рассвета. Защёлкал соловей. Я уже отчётливо слышу, как стрекочет, словно трещотка, веселый сверчок, как жужжат пчёлы в кустарниках акаций и крыжовника. И вот уже молодцевато запел, объявляя утро, как-то петушок, сначала один, потом и другие.
Диктант для 7 класса
Кошка очень явно реагирует на внимание и отношение к ней человека, который с ней занимается. К одному она испытывает полное доверие и с удовольствием подчиняется его командам, а к другому относится настороженно или вообще игнорирует его приказы. Именно этим кошка отличается от собаки. Если собака обучена какой-либо команде, она выполняет ее независимо от того, кто из членов семьи подаёт её. Кошку же никогда не удастся научить элементарным вещам, если она боится человека или не любит его. Такое отношение не смогут переломить даже лакомые кусочки. Только своим поведением и отношением к ней можно завоевать её доверие, привязанность и любовь.