Слайд 1.
Здравствуйте! Я, Суздальцева Н.В., учитель физики БОУСОШ № 1. Вашему вниманию я хочу представить опыт моей практической работы по теме: «Фронтальные лабораторные опыты как одна из форм активизации познавательной деятельности учащихся на уроках физики».
Слайд 2.
Эпиграфом к моей работе послужило высказывание Л.Н. Толстого:
«Если ученик в школе не научится сам ничего творить,
то и в жизни он всегда будет только подражать».
Слайд 3.
Проблема воспитания познавательного интереса учащихся к физике была и остается актуальной в современной школе.
Мой опыт работы в школе показал, чтобы получить глубокие знания по предмету и качественно подготовиться к сдаче ОГЭ и ЕГЭ необходимо активизировать познавательную деятельность не только во время внеурочной работы, но и конечно во время проведения уроков. Я расскажу, как я это делаю на примере проведения лабораторных работ
Актуальность данной работы обусловлена наличием проблемы воспитания познавательного интереса, заключающейся в установлении целесообразного соотношения теоретической и практической подготовки учащихся по физике.
Проблему развития мышления школьников нельзя закрывать усвоением умственных действий учениками, поскольку умение ученика теоретически рассуждать об определенной системе действий еще не обеспечивает умения выполнять эти же действия реально. Поэтому обучение физике предусматривает привлечение школьников к таким видам деятельности, которые позволяют использовать приобретенные знания на практике, в частности, к выполнению школьниками лабораторных работ.
Дидактическая роль лабораторных работ чрезвычайно большая. Восприятия при их выполнении основаны на более разнообразном количестве чувственных впечатлений и становятся более глубокими и полными по сравнению с демонстрационным экспериментом. При выполнении лабораторных работ ученики учатся пользоваться физическими приборами как орудиями экспериментального познания, приобретают навыки практического характера
Лабораторные работы имеют также важное воспитательное значение, поскольку они дисциплинируют учеников, приучают их к самостоятельной работе.
Сейчас с помощью ИКТ можно многое показать на экране, но пока ребята не потрогают сами рычажные весы, динамометры, не начнут погружать цилиндры в мензурки с водой – они не почувствуют всей захватывающей притягательности физики.
Слайд 4.
Началом работы по теме опыта стало проведение в 2013 году в 7 – 9 классах анонимной анкеты «Моё отношение к уроку физики». (Приложение 1).
При анализе результатов этого анкетирования было выявлено, что 54 % учащихся нравятся лабораторные работы. А хотелось бы конечно 100%.
Слайд 5.
Оказалось, что при выполнении лабораторных работ испытывают трудности в вычислениях - 23% учащихся, в оформлении - 64%, в расчете погрешностей - 52%, в написании вывода - 15%, не испытывают никаких трудностей - 12%.
Слайд 6.
Также я провела диагностику мотивационной сферы (автор – составитель А.Карелин) (Приложение 2), которая выявила, что высоким уровнем мотивации к изучению предмета обладали только 12 % учащихся 7-9 классов, средним уровнем – 41 % и низким уровнем мотивации - 47%.
В ходе анализа результатов диагностики определилась проблема состоящая в поиске ответа на вопрос, как наиболее эффективно использовать возможности физического практикума для усиления мотивации, активизации познавательной деятельности учащихся при изучении физики и обеспечить формирование их ключевых компетенций при помощи фронтальных лабораторных работ.
Слайд 7.
Длительность работы над опытом. Работа над опытом охватывает период с сентября 2013 года, когда было обнаружено снижение познавательного интереса учащихся, по 2018 год – год выпуска учащихся из школы.
В основу опыта были положены следующие дидактические принципы:
Принцип новизны.
Принцип учета возрастных особенностей.
Принцип доброжелательности.
Принцип межпредметных связей.
Принцип проблемного обучения.
Например, принцип новизны заключается в разработке и использовании мною бланков для учащихся 7 - 11 классов на уроках физики с отчетом о выполнении фронтальных лабораторных работ, что должно было очень сэкономить время на уроке и позволить осуществить дифференцированный подход:
проводить ФЛР при изучении нового материала,
давать дополнительные задания сильным ученикам, которые быстро справились с работой,
спокойно, не торопясь выполнять работу слабым ученикам,
успешным ребятам выступить в роли лаборанта и помочь в выполнении не успевающим.
Ведущая педагогическая идея опыта.
Ведущей педагогической идеей опыта является создание необходимых условий, содействующих активизации познавательной деятельности учащихся на уроках физики на основе использования бланков для отчета о выполнении фронтальных лабораторных работ.
Слайд 8.
Целью данной работы является:
Повышение активизации познавательной деятельности учащихся на уроках физики через разработку бланков для оформления фронтальных лабораторных работ и совершенствование методики их проведения.
Слайд 9.
Задачи, которые я поставила перед собой:
Разработать и использовать бланки для отчетов проведения учащимися фронтальных лабораторных работ на уроках физики.
Предоставить возможность учащимся проявить свою самостоятельность и активность.
Повысить интерес и уровень мотивации к изучению предмета.
Добиться того, чтобы меньшее количество учеников испытывали трудности при выполнении лабораторных работ.
Слайд 10.
Лабораторные работы из физики классифицируются за различными признаками (перечисляю).
Фронтальные лабораторные работы могут быть рассчитаны на учебное занятие (40 мин) или могут быть кратковременные (5 – 20 мин).
Лабораторные работы я провожу, используя методы и приемы:
Проверочный (т.е. репродуктивный) (проводится после изучения теоретического вопроса и ученикам предлагается подтвердить изученное явление (т.е. проверить)).
Иллюстративный (сопровождается объяснением учителя, причем ученики повторяют все те действия, которые он выполняет с таким же оборудование, как и учащихся).
Частично – поисковый (т.е. эвристический) (учитель дает указания, руководит простыми действиями учащихся, направляет на мыслительную деятельность на анализ полученных из опыта данных и на формулировку законов).
Исследовательский (ученики только получают задание, а пути его выполнения ищут сами и самостоятельно проводят все этапы экспериментального исследования).
Слайд 12.
Количество и тематика фронтальных лабораторных работ по каждой теме курса физики определяется учебной программой. По программе в 7 – 11 классах я должна была проводить 45 лабораторных работ. Это целый пласт, который мне надо подготовить, провести и еще проверить.
До 2013 года учащиеся оформляли лабораторные работы в тетрадях. Они часто жаловались на то, что много времени уходит только на оформление работы и мало на само выполнение. Многие не успевали их выполнять и оставались на переменах, чтобы их доделать или приходили после уроков. Это привело меня к мысли рационализировать организацию лабораторных работ с помощью бланков для отчета, что должно было позволить упростить работу учащимся, учителю и конечно активизировать познавательные интересы учащихся.
В итоге после длительной и кропотливой работы мною были разработаны тетради для лабораторных работ по физике учащимся 7 – 9 классов. Они предназначены для учеников изучающих физику по учебникам А.В.Перышкина, Е.М.Гутник. В тетрадях представлены все лабораторные работы, предлагаемые в упомянутых учебниках. Их можно посмотреть в приложениях 3, 4 и 5.
Тетради разработаны по следующему алгоритму:
Дата выполнения.
Фамилия и имя учащегося.
Класс.
Номер лабораторной работы.
Тема.
Цель.
Оборудование.
Правила техники безопасности.
Тренировочные задания и вопросы.
Ход работы.
Вычисления, таблица результатов измерений и вычислений, графики (при необходимости).
Дополнительное задание.
Вывод.
Слайд 12.
Через 2 года я доработала эти тетради и в результате получились очень удобные, краткие, понятные и компактные бланки для 7 – 11 классов. Бланки предназначены для учеников изучающих физику по учебникам А.В.Перышкина, Е.М.Гутник (7 – 9 классы) и Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, В.М. Чаругин (10 – 11 классы). Их вы можете посмотреть в приложениях 6, 7, 8, 9 и 10).
В бланках представлены все лабораторные работы, предлагаемые в упомянутых учебниках. В каждой работе указана вся необходимая информация о ее выполнении, полученные результаты заносятся в подготовленные таблицы, имеются необходимые формулы для расчетов, подсказки и т.д. (т.е. соблюден некий алгоритм действий). Часть стандартных лабораторных работ содержат дополнительные задания, разработанные мною, отсутствующие в учебнике. Так, например я приучаю учащихся находить погрешность измерений и записывать результат измерений, с учетом этих погрешностей начиная с 7 класса, хотя требования эти начинаются только с 10 класса. Проводя лабораторные работы из года в год, у ребенка, глядя на этот алгоритм действий и формул, вырабатывается самостоятельность при их выполнении.
Рассаживаю детей так чтобы сильный ученик сел со слабым учеником, для того чтобы он смог ему помочь в трудных вопросах. Работа в группах по 2 – 4 человека помогает учащимся обсудить ее и прийти всех к единому решению.
Я покажу, на примере, как мы проводили недавно лабораторную работу в 7 классе.
Накануне выполнения фронтальной лабораторной работы я сообщаю ученикам тему работы и объем материала, который необходимо повторить для ее выполнения.
Занятие начинается с моего вступительного слова и соответствующего инструктажа относительно выполнения работы. Также мы в виде беседы, вспоминаем изученный ранее материал.
Ученики записывают в бланках дату, фамилию имя и класс.
Я предлагаю с помощью мензурки, стакана с водой и цилиндра предложить способ определения объема этого цилиндра, т.е. ставлю перед ними проблему, которую они прекрасно решают.
Потом спрашиваю, а что необходимо сделать в первую очередь при проведении опыта и последующих измерений (опять ставлю проблему). Отвечают, что: 1). необходимо определить цену деления мензурки, чтобы правильно снять показания и 2). рассчитать погрешность, чтобы записать результат измерений объема тела. Погрешность и ц.д. записывают в табл. № 1.
В учебнике от учащихся требуется просто найти объем тела с помощью мензурки, я работу расширила. Ребятам предлагается тела правильной и неправильной формы. Мы находим объем двух тел неправильной формы (гайки и машинки) интерактивно вместе со всем классом. Потом учащиеся самостоятельно находят объемы тел правильной формы (бруска и цилиндра) сначала с помощью мензурки, а потом с помощью знаний из геометрии (межпредметные связи). Причем ребята сами предлагают свои варианты измерений.
Дети проводят измерения и записывают результаты с учетом погрешности. (Хотя в учебники погрешность не требуется, но мы это делаем каждый раз вспоминая как находить цену деления. Такое задание встречается на ОГЭ, ЕГЭ и ВПР).
Лабораторный бланк помогает детям с ОВЗ и 7 вида, все вспомнить, тем самым мотивирует детей и вселяет им уверенность. Дети не тратят время на оформление: записывание темы, цели, оборудования, таблицы.
Если в 7, 8 классах в основном используются репродуктивный и иллюстративный методы, то начиная с 9 и по 11 классы учащиеся выполняют работы частично – поисковым и исследовательским методом.
Т.е. я приучаю детей к активности, коллективизму, самостоятельности: самостоятельно выполнять лабораторные работы, самостоятельно писать вывод, самостоятельно выдвигать гипотезы, самостоятельно подтверждать свои гипотезы или опровергать их, самостоятельно делать измерения и расчеты.
Мой бланк дает возможность облегчить работу ученикам и учителям. А главное проводить эти работы дифференцированно, качественно и плодотворно, что позволяет активизировать познавательную деятельность и показывает, что физика это не страшный предмет, а его можно понять через опыты и деятельность.
Слайд 13.
Распространение педагогического опыта
Выступления на заседаниях педсоветов и методических объединений.
Открытые уроки и мастер-классы на уровне школы и района.
Публикации в интернете. Мои разработки я опубликовала на своем сайте: https://multiurok.ru/syzdalcevanata/files/laboratornyie-raboty-3/.
Сейчас со мной работает учитель физики, который использует мои бланки и ей все нравится.
Слайд 14.
Результат - это показатели:
уровень усвоения учащимися программного материала 100%;
уровень обученности учащихся на ''4'' и ''5'' в 7 – 11 классах: физика – 55%
среди учеников есть победители школьной и районной олимпиад по физике
учащиеся занимаются исследовательской деятельностью – имеются победители и призеры Районной научно-практической конференции школьников и Муниципального этапа краевого конкурса учебно – исследовательских проектов школьников «Эврика, ЮНИОР».
учащиеся участвуют и побеждают в дистанционных олимпиадах.
за 2013 – 2018 годы на ОГЭ по физике оценку ''отлично'' и «хорошо» получили более 50% сдавших физику, а также успешная сдача ЕГЭ по физике.
Среди выпускников есть учащиеся поступившие в высшие учебные заведения Москвы и Санкт Петербурга, где успешно обучаются.
В 2018 году я повторила анкетирование «Моё отношение к уроку физики» .
Видно улучшение показателей. Самое главное то, что на 23% увеличилось число учащихся которым больше стали нравится лабораторные работы.
Слайд 15.
И при выполнении лабораторных работ испытывают трудности в вычислениях на 13% меньше учащихся, в оформлении на - 49% меньше, в расчете погрешностей на - 32%, в написании вывода на - 10%, не испытывают никаких трудностей на - 22% больше учащихся.
Также я повторила диагностику мотивационной сферы. На диаграмме видно, что высоким уровнем мотивации к изучению предмета обладают на 30 % больше учащихся 7-11 классов, средним уровнем – на 6 % больше и низким уровнем мотивации – на 34 % меньше.
Исходя из опыта работы по фронтальным лабораторным опытам как одной из форм активизации познавательной деятельности учащихся на уроках физики, можно сделать следующие выводы:
Качественное проведение фронтальных лабораторных работ позволяет повысить мотивацию через активизацию познавательного интереса учащихся к предмету, повышает уровень самостоятельности в приобретении и творческом применении знаний.
Они углубляют и расширяют знания учащихся, полученных на уроке, повышают их интерес к предмету.
Лабораторные работы помогают учителю лучше узнать индивидуальные способности своих учеников, выявить среди них одарённых учащихся, проявляющих интерес к физике, и всячески направлять развитие этого интереса.