1 Информационный блок
Название темы опыта
Использование видеоконтента на уроках русского языка и литературы для повышения познавательного интереса учащихся.
Актуальность опыта
Образовательный процесс при изучении предметов «Русский язык» и «Русская литература» ориентирован на формирование личности, способной идентифицировать себя с определенной этнокультурой и в то же время полноценно самореализоваться в современном обществе, ощутить себя гражданином белорусского государства [1].
В эпоху прогрессивных компьютерных технологий педагоги стараются искать пути активизации познавательной деятельности у учащихся применяя инновационные технологии на уроках
Современный ритм жизни требует развития новых способов образования, применения современных цифровых технологий обучения, направленных на индивидуальное развитие личности, творчество, выработку навыка самостоятельности, готовности к усвоению большого объема информации.
Современное образование не может успешно функционировать только в традиционных содержательных, организационных и педагогических формах, поскольку знания и умения как единицы образовательного процесса, характерные для классической школы, теперь необходимы, но недостаточны для того, чтобы быть успешными в обществе. Современный мир, это мир, где навыки работы должны постоянно развиваться и совершенствоваться.
В выступлении на совещании от 1 февраля 2019 года Президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко отметил: «Мы должны совершенствовать то, что мы имеем сегодня, и то, что мы получили вчера…»
Использование видеоконтента на уроке способствует повышению познавательного интереса учащихся; возможность его использования для обучения расширяет круг предлагаемой учебной информации, повышает ее усвояемость, задействует различные каналы восприятия актуальной информации.
Сегодня использование видеоконтента на уроке можно считать одним из новых способов передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развития школьника. Этот способ позволяет ребенку с интересом учиться, находить источники информации, воспитывает самостоятельность и ответственность при получении новых знаний, развивает дисциплину интеллектуальной деятельности.
1.3 Цель опыта: выявление эффективности применения видео контента для активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы
1.4 Для достижения поставленной цели я ставила перед собой следующие задачи:
1. Обосновать роль видеоконтента в формировании предметных компетенций учащихся;
2. Подобрать эффективные методы использования видеоконтента на различных этапа урока, содействующие активизации учащихся на учебных занятиях;
3. Определить эффективность использования данных методов при организации образовательного процесса, выявить пути развития опыта.
1.5. Длительность работы над опытом
Продолжительность работы над темой составляет 5 лет.
2 Описание технологии опыта
2.1.
Ведущая идея опыта заключается в повышении познавательной активности учащихся на учебных занятиях по учебным предметам «Русский язык» и «Русская литература» при применении видеоконтента на уроке.
Использование возможностей видеоконтента позволяет сформировать у учащихся навык использования компьютера в учебно-познавательной деятельности. 2, с. 9
Ещё К.Д. Ушинский заметил: «Детская природа требует наглядности». Использование компьютеров в учебной и внеурочной деятельности школы выглядит очень естественным с точки зрения ребёнка, и является одним из эффективных способов повышения познавательной активности школьника и индивидуализации его учения, развития творческих способностей и создания благоприятного эмоционального фона.
2.2. Описание сути опыта
В век стремительного технического прогресса, когда скорость интернета измеряется десятками мегабит в секунду, а новая информация появляется одновременно на шести континентах – все больше людей отдают предпочтение видеоматериалам. Об эффективности видеоконтента слагают легенды. Что же это такое? Видеоконтент — это видео, основанное на потребностях целевой аудитории и ее перцептивных навыках. Иными словами — это полезное видео, которое нужно целевой аудитории и она его точно и с интересом посмотрит (рисунок1).
Учебные видеоматериалы (учебное видео) – это современная, эффективная форма представления учебного контента, незаменимая в условиях прогрессивной школы. Учебные видеоматериалы представляют собой подборку учебных видеозаписей, соответствующех учебной программе и позволяющих организовать различные формы обучающей работы.
Видеоконтенты способствуют лучшему пониманию учебного материала, за счет повышения информационной плотности, степени восприятия, эмоциональной насыщенности.
Использование видеоконтента на уроках русского языка и литературы повышает познавательную активность школьников и обладает особенностями, важными для педагогического процесса:
- Наглядность.
Видеоматериалы отличаются визуализацией материала, его «оживлением», возможностью представить наглядно те явления и процессы, которые невозможно продемонстрировать иными способами.
- Динамичность.
Подвижность показываемых кадров способствует усилению внимания, вызывает интерес и делает разнообразным процесс передачи информации;
- Власть над пространством и временем.
Видеоматериалы дают возможность ученикам перемещаться в другие страны, другие эпохи.
Безусловно, использование видеоматериалов делает процесс обучения более живым и интересным, повышает позавательную активность учащихся, способствует их активизации.
Под познавательной же активностью понимается «свойство личности учащегося, которое проявляется в его положительном отношении к содержанию и процессу учения, к эффективному овладению знаниями и способами деятельности за оптимальное время, в мотивации нравственно-волевых усилий для достижения учебно-познавательной цели» [2, c. 9].
Учебный видеоконтент на уроке «Русская литература» подразделяется в зависимости от видеоряда и комментария на
-биографические;
-краеведческие
-литературоведческие.
Учебные фильмы могут быть использованы на уроке как иллюстрация, дополнение к слову учителя или самостоятельный лекционный материал, если содержание видеоконтента полностью раскрывает обозначенную тему
Основной прием работы с ним - конспектирование фактического или исследовательского материала. В зависимости от построения системы уроков объемный фильм может дробиться на небольшие фрагменты, используемые в течение нескольких последовательных занятий по изучению биографии или творчества писателя.
Приведем несколько примеров использования учебных видеофрагментов.
1. Использование биографических фрагментов.
Например, при изучении жизни и творчества В.А. Жуковского.
Первый урок отводится знакомству с личностью и биографией поэта. Для этого вместо слова учителя или работы с учебником использую работу с видеоконтентом (продолжительность фильма - 30 мин.).
После краткого вступительного слова учащиеся получают задание: по мере просмотра фильма конспектировать его содержание.
Или при изучении темы: «Исторические народные песни о Ермаке и Степане Разине» на этапе закрепления нового материала, используется видеовидеоконтент с исполнением «Песни…» (Приложение 1). При изучении темы: «Стихотворения, ставшие песнями…» А. Ф.Мерзлякова «Среди долины ровныя» используется видеоконтент с исполнением произведения, а также краткой биографией автора.(Приложение 2)
В заключительной части урока проводится контроль работы через фронтальный опрос, при этом те учащиеся, которые не вполне справились с работой, получают возможность дополнить свои конспекты. Преимущества этого вида работы определяются насыщенностью фрагмента фактическим материалом, удачно подобранным видеорядом и музыкальным сопровождением.
Несколько иначе строится работа над видеофрагментами о жизни и творчестве Д. И. Фонвизина и А. С, Грибоедова. Фактический материал на этих уроках излагается учителем, а видеофильмы демонстрируются на заключительном этапе урока для закрепления знаний через привлечение разных видов памяти, а также для создания целостного эмоционального образа писателя, Например, просмотр видеоконтента из цикла: «Семейные истории» Александр Грибоедов и Нина Чавчавадзе.
Работа над биографией А. С. Пушкина в старших классах. занимает несколько последовательных уроков, и почти на всех из них показываю небольшие (5-10 мин.) видеофрагменты, иллюстрирующие жизнь и творчество поэта на одном из этапов его биографии. Здесь основной акцент делается на видеоряд фрагмента: обстановка дома, предметы, принадлежавшие поэту, портреты людей, связанных с его жизнью.
Использование краеведческих фрагментов.
Этот вид видеоконтентов применяется при проведении заочной экскурсии по местам, связанным с жизнью писателя.
Возможны различные формы комбинирования средств видеоконтента и слова учителя или сообщений учащихся: последовательное их использование на разных этапах урока или чередование, разбивка видеофильма текстом или работой с другими средствами наглядности (фотографиями, репродукциями). Такие видеофрагменты демонстрирую при знакомстве с жизнью и творчеством М.Ю. Лермонтова («Последняя ссылка»), Н.А. Некрасова, А.Н. Островского, И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, и др.
Использование литературоведческих фрагментов.
Основная форма работы с такими видеофильмами, где не просто излагается некая сумма фактов, а проводится работа над словом и образом в литературном произведении, конспектирование в сочетании с беседой по наиболее важным вопросам, что имеет целью дополнить аналитическую деятельность учащихся наблюдениями ученых-литературоведов. Такие видеоконтенты просматриваем и обсуждаем на заключительном этапе работы, после того, как у учащихся сложится собственный взгляд на произведение, свое понимание его содержания и образов. В качестве примеров следует назвать фильмы "Медный всадник", "Грибоедов и Чацкий".
Видеоконтент с успехом может использоваться и на уроке: «Русский язык».
Например, изучение нового материала по правописанию суффиксов ЕК, ИК можно начать с демонстрации отрывка из мультфильма «В стране невыученных уроков» (по сказке Лии Гераскиной, реж. Юрий Прытков.1969 ) [3].
Видеофрагмент делает урок ярким, запоминающимся, активизирует познавательную деятельность учащихся, учит их работать с разными источниками информации. [4, c. 35].
На этапе закрепления знаний по теме “Модальные частицы” можно обратиться к видеофрагменту из фильма “Турист – 89” (журнал “Ералаш”) [5] задание озвучить диалог в видеосюжете, обязательно вводя в реплики, где необходимо, вопросительные, восклицательные и указательные частицы (частицы можно написать на доске). Дети смотрят сюжет дома, а затем на уроке несколько школьников озвучивают диалог, употребляя модальные частицы.
На уроках закрепления и повторения изученных орфограмм иногда полезно использовать видеосюжеты для проведения выборочного диктанта. Видео контент с озвученным диктором и прописанным текстом. Учащимся предлагается во время просмотра записать как можно больше слов с изученными орфограммами и обозначить их. Можно распределить слова по видам орфограмм. Такая работа способствует развитию орфографической зоркости.
Высокомотивированные учащиеся, ориентированные на высокий балл, сами, с помощью учителя, могут создавать видеоконтенты, пополняя библиотеку школьных наглядных пособий, справочников, опорных конспектов по предметам «Русский язык» и « Русская литература».
2.3 Результативность и эффективность опыта:
К результативности данного опыта можно отнести:
Рост познавательной активности на уроках с применением видеоконтента; (Приложение 3)
Рост качества знаний. (Приложение 4)
Итогом внедрения видеоконтента в образовательный процесс является позитивная динамика изменения познавательной активности учащихся. Учащиеся в моих классах школьники с удовольствием воспринимают использование видеоконтента на уроке.
Основные условия, определяющие эффективность использования видеоконтента на уроках русского языка и литературы:
используемый на уроках видеоконтент должен быть понятен, доступен, интересен детям, должен обязательно соответствовать возрастным особенностям школьников;
дозированная подача видеоконтента;
систематическое применение опыта в течение всего года;
демонстрация видеоконтента на уроке должно восприниматься детьми не как развлечение, а как материал для вдумчивой, серьезной аналитической работы, зачастую выполняемой ими самостоятельно;
учитель должен методически грамотно вводить видеоконтент в структуру урока.
Посредством использования видеоконтента увеличивается объем предлагаемой информации, задействуется зрительная память. У учителя всегда достаточно дидактического материала, что положительно влияет на ход и организацию урока. Выполняя задания школьники включаются в коллективную деятельность, работают в группах, парах.
В целом, использование компьютера на уроках заметно повышает интерес ребенка к предмету, активизирует творческий потенциал учащихся, включает школьников и учителей в современное пространство информационного общества, способствует самореализации и саморазвитие личности ученика.
Учащийся работает самостоятельно и активно, задействует критическое мышление, учиться выбирать главную информацию из огромного потока ненужной. [6, c. 27].
Вместе с тем, уроки с использованием компьютера провожу наряду с обычными занятиями. Компьютерная поддержка должна быть одним из компонентов учебного процесса и применяться только там, где это целесообразно.
Эффективность использования опыта также представлена в виде таблицы (Приложение 3).
3. Заключение
В.Г. Белинский говорил: «Без стремления к новому нет жизни, нет развития, нет прогресса».
Активизация познавательной деятельности учащихся – это двусторонний взаимосвязанный процесс: с одной стороны, это форма самоорганизации и самореализации учащегося; с другой стороны – результат особых усилий педагога в организации познавательной деятельности учащегося. Таким образом, мой педагогический опыт свидетельствует, что:
1.применение видеоконтента на урока русского языка и литературы обеспечивает формирование активного, творчески думающего человека;
2.Применение видеокотента на уроке изменяет обучение, процесс усвоения знаний, соотношение образа и слова в сознании. Но эффективность обучения в этом случае достигается только при систематической работе учителя с видеоматериалом.
Однако, необоснованное, произвольное и избыточное применение наглядности на занятии может дать и отрицательный эффект.
В связи с этим, необходимо соблюдать ряд условий при использовании средств наглядности:
- Применяемая наглядность должна соответствовать возрасту, психофизическим особенностям учащихся.
- Наглядность должна использоваться в меру и показывать ее следует постепенно и только в соответствующий момент урока.
- Необходимо четко выделять главное, существенное при показе.
- Детально продумывать руководство восприятием учениками пособия (попутные пояснения, выделение главного, комментирование и т.п.).
-Демонстрируемая наглядность должна быть точно согласована с содержанием материала.
-Привлекать самих учеников к нахождению и анализу желаемой информации в наглядном пособии или демонстрационном устройстве.
-Необходимо рационально сочетать различные формы и методы сообщения учебного материала и учебного труда учеников с учетом содержания и специфики наглядных пособий.
Создание аудио- и видеоматериалов требует от учителя умений;
1) работать в сети Интернет (сайты [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]);
2) работать с программами «Киностудия Windows Live» (для выделения необходимого отрывка из видеоматериалов) и «Проигрыватель Windows Media» (для воспроизведения аудио- и видеоматериалов).
Как показывает практика, использование видео контента не только позволяет сделать урок эмоционально более насыщенным и интересным, но и готовит учащихся к восприятию информации в современном мире. Одна из главных целей деятельности учителя – сделать так, чтобы учащиеся приходили за знаниями без страха и без боязни, а с ожиданием нового. Чтобы уроки проходили на одном дыхании. Чтобы дети не ожидали с тоской звонка на перемену. Что может быть большей наградой для учителя, чем радостная улыбка ребенка и пытливый огонек жажды знаний в глазах.
Список используемых источников
1. Образовательный стандарт общего среднего образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа : [https: //www.adu.by/images/2019/01/obr-standarty-ob-sred-obrazovaniya.pdf] – Дата доступа : : 07.11.2019г.
Воронов, А.В. Комплексная информатизация учреждений образования / А.В.Воронов // Минская школа. – 2006. – № 6. С. 6-9.
Электронный ресурс: https://yandex.by/video/в+стране+невыученных+уроков+про+суффиксы. – Дата доступа : : 07.11.2019г
Можаева Г.В. Как подготовить мультимедиа курс? (Методическое пособие для преподавателей). / под ред. Г.В. Можаева, И.В. Тубалова. - Томск: Том.ун-та, 2002. - 59с.
Электронный ресурс:
https://yandex.by/video/=text=ералаш%20турист%2089. – Дата доступа : : 07.11.2019г
Новые педагогические и информационные технологии в системе образования./ Под ред. Е.С. Полат. М.: Академия, 2000. -75 с.