Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Спасская средняя общеобразовательная школа»
Большеигнатовского муниципального района РМ
Описание опыта педагогической деятельности
«Обучение сочинениям разных жанров на уроках русского языка»
Автор опыта: Инжеватова Татьяна Викторовна,
учитель высшей категории
русского языка и литературы
Село Спасское
2015
СОДЕРЖАНИЕ.
Введение. Актуальность и перспективность опыта.
Технология опыта.
1. Обучение написанию сочинения в 5 – 6 классах.
Сочинения – описания.
Сочинения по картине.
Свободное сочинение.
Сочинение с грамматическим заданием.
Сочинение – рассуждение.
Изложение с элементом сочинения.
2. Обучение написанию сочинения в 7 – 8 классах.
Отзыв.
Рецензия.
Интервью.
Этюд.
3. Сочинения в 9 классе.
Портретный очерк.
Путевые заметки.
Сочинение-рассуждение проблемного характера.
Сочинение на лингвистическую тему.
Заключение. Результативность опыта.
Библиографический список.
Приложения.
.
Введение. Актуальность и перспективность опыта.
Обучение учащихся сочинению – процесс долгий и кропотливый. Легко бывает только с тем ребенком, который от природы талантлив, умеет выразить свою мысль пространно и образно. Но таких детей, талантливых от Бога, к сожалению, немного. Учителю приходится работать с разными детьми, всех учить работе над сочинением, так как такое умение необходимо ребенку не только для сдачи выпускных экзаменов в форме ГИА и ЕГЭ, но и для общего развития и развития орфографической зоркости. Чтобы дети не оказались беспомощными на экзамене, умели составить и выразить свое мнение о книгах, кинофильмах, природе, людях, владели непринужденной красочной речью, мы должны учить их писать сочинения.
Написанию сочинения нельзя научить спонтанно, бессистемно, на нескольких занятиях. Это систематизированный, регулярный труд в течение всех лет обучения русскому языку и русской литературе.
Тема опыта: «Обучение сочинениям разных жанров на уроках русского языка»
Цель опыта – создать единую систему обучения сочинению, начиная с 5 по 11 классы, дающую возможность развивать способность обучающихся к саморазвитию, осваивать опыт по получению нового знания, его преобразования и применения.
Длительность работы над опытом – 5 лет.
В основе моего опыта лежит системно-деятельностный подход, который опирается на развивающую парадигму.
В современной школе, когда приоритеты отданы развивающему обучению, основными средствами развития стали обучение преобразующей и оценивающей деятельности. Преобразующая деятельность требует логически-словесной переработки готовых знаний: составления плана, конспекта, тезисов, объединения нескольких источников, которые по идейному и фактическому содержанию не противоречат друг другу. Под оценивающей деятельностью понимают умение оценивать ответы, письменные работы товарищей и произведения других авторов. Работа над сочинением также является элементом развивающего обучения.
Работа над сочинением учит развивать мысли на избранную тему, формирует литературные взгляды и вкусы, дает возможность высказать то, что тревожит и волнует. Она приобщает учащегося к творчеству, позволяя выразить свою личность, свой взгляд на мир, реализовать себя в написанном.
Кем бы ни стали сегодняшние школьники в будущем, они, прежде всего, должны быть культурными людьми, а по-настоящему культурному человеку сегодня также необходимо уметь свободно и грамотно писать, как свободно и грамотно говорить. Развитие личности невозможно без умения выражать свои мысли и чувства — и устно, и письменно. А развитие личности — это необходимая предпосылка решения социальных и экономических задач.
Технология опыта.
1. Обучение написанию сочинения в 5 – 6 классах.
Умение писать сочинение начинается с умения пересказывать текст. Это умение формируется еще в начальной школе. К сожалению, иногда в 5 класс приходят дети, которые не умеют пересказывать даже сказку. Мы продолжаем их учить этому на уроках литературы, а на уроках русского языка начинаем обучать написанию сочинения. Виды творческих работ в 5 – 6 классах можно разделить на пять типов:
- сочинения-описания по личным наблюдениям,
- сочинения по картине,
- свободное сочинение,
- сочинение с грамматическим заданием,
- сочинения – рассуждения.
Сочинения - описания можно писать и по воспоминаниям («Что интересного я увидел летом?»), и по прямым наблюдениям. Например, выходим вместе с учениками в школьный сад, спускаемся к речке. Такие экскурсии желательно проводить два раза: осенью и весной, зимой и весной, чтобы дети имели возможность не только описать то, что они видят, но и сравнить картины, которые предстают перед их глазами. Одни дети могут видеть больше учителя, другие гораздо меньше. Поэтому во время таких экскурсий необходимо много говорить: спросить, что видят дети, что они чувствуют, что им особенно нравится. Ответы нужно получить от всех детей. В устной речи младшие школьники обычно более общительны, их воображение подпитывается друг от друга, и сочинения в итоге получаются намного интереснее, чем если бы они просто наблюдали за происходящим вокруг. Мы наблюдаем за природой из окна, описываем морозные узоры на стекле, пишем сочинения по воспоминаниям: «Лето на реке», «В лес за грибами» и т.д. (Примеры сочинений – в Приложении).
Ребята очень любят писать сочинения по картине. Это не всегда просто. Особенно если целью работы является конкретное описание картины: что изображено на переднем плане, на заднем плане, в центре картины. Здесь предполагается предварительная работа: найти сведения об авторе картины, историю создания полотна. Желательно, чтобы с этим заданием справились сильные учащиеся класса. А на самом уроке нужно помочь детям уловить, понять настроение, которое передал художник, заставить их прислушаться к себе, чтобы почувствовать, какое чувство вызывает картина у него. Учитель сам должен быть немного художником: уметь говорить о цвете, тонах и настроении картины.
Умение рассмотреть картину - это целая наука, которая раскрывается постепенно и тесно связана с возрастными и психологическими особенностями учащихся. Дети плохо воспринимают трехмерное пространство, глубину картинного изображения, теплые и холодные тона, оттенки, световые пятна, а вот уловить и понять настроение картины, чувства, которые хотел передать художник - это им удается сразу.
Картину можно вывесить заранее, за 5 -7 дней до работы над ней. Предложить учащимся список слов, выражений, которые могут быть использованы в сочинении. Чтобы избежать ненужных повторов, нужно учить их пользоваться синонимами (художник, автор картины, живописец).
Гораздо проще писать связный рассказ по картине. Часто учащиеся могут придумать гораздо больше учителя, так как при таком виде работы предполагается свободный полет фантазии.
Для работы над сочинением по картине я обязательно готовлю презентацию для детального изучения элементов картины. (Презентации к урокам и разработки уроков – в Приложении).
Методы работы над свободным сочинением в 5 – 6 классах очень хорошо представлены в книге А.М. Грининой – Земсковой «Обучение сочинениям. 5 – 8 классы». Автор предлагает несколько видов свободных сочинений: сказка-фантазия, рассказ по данному началу, рассказ по данной концовке, сказка по образцу сказок Пермяка, письма матери, учителю, товарищу, в редколлегию газеты. Я в своей практике на уроках русского языка применяю рассказ по заданному началу, письмо другу, сказки на лингвистические темы. (Образцы сказок – в Приложении).
Сочинение с грамматическим заданием рекомендует использовать в учебной практике В.В. Бабайцева. В учебнике «Русская речь» Е.И. Никитиной, являющегося частью учебного комплекса В.В. Бабайцевой, сочинения такого типа рекомендуются для учащихся 5 – 7 классов.
При изучении имени прилагательного я предлагаю учащимся «разукрасить текст». Дается текст, в котором используется минимальное количество имен прилагательных, нужно добавить в него свои прилагательные-эпитеты, чтобы картина стала более красивой, эмоциональной, выразительной. Сочинения обязательно читаем в классе, чтобы те, у кого работа получилась не очень яркой, могли услышать, какими словами можно было дополнить предложения.
С 5 класса начинаем писать сочинения-рассуждения. Это самая сложная форма сочинений. В самом начале дети должны усвоить истину: рассуждать – значит доказывать. Доказывать аргументированно, логично, последовательно. Схема любого рассуждения: тезис – доказательства – вывод. В пятом классе дети рассуждают по заданному образцу. В учебнике Е.И. Никитиной дано рассуждение на тему «Бег – имя существительное». По данному образцу учащиеся пишут рассуждения на тему; «Береза – имя существительное». Позже они учатся рассуждать на различные темы: «По утрам нужно обязательно делать зарядку», «Каждый день нужно бывать на свежем воздухе» и т.д. Без таких «детских» рассуждений они никогда не научатся писать сочинение-рассуждение на темы, предлагаемые им на ЕГЭ.
Изложение с элементом сочинения – работа для учащихся 8-9 классов. Но учиться написанию таких сочинений мы тоже начинаем с 5 класса. На первом этапе работаем тоже по образцу, анализируем роль логических связок в тексте такого типа, возможные переходы от изложения (пересказа) к собственной мысли, идее.
2. Обучение написанию сочинения в 7 – 8 классах.
К концу 6 класса учащиеся уверенно различают типы речи: повествование, описание, рассуждение; умеют высказывать свое мнение в устной и письменной форме, строить план сочинения, связывать между собой предложения и абзацы в тексте. В 7 – 8 классах работа над сочинением усложняется: происходит знакомство с такими видами сочинений как отзыв о книге, сочинение-интервью, сочинение – этюд, сочинения – рецензии.
Термины «отзыв» и «рецензия» близки по своему значению. В младших классах пишем сочинение – отзыв, в старших – сочинение-рецензию. Написать сочинение-рецензию можно лишь тогда, когда есть хотя бы начальные понятия в области теории языка и литературы. Накапливаются эти познания к 7 - 8 классам. Именно в этих классах учащиеся должны понять разницу между отзывом и рецензией. В отзыве могут отсутствовать литературоведческий разбор, подробный анализ произведения, но обязательно высказывается мнение автора сочинения о прочитанном, говорится о личном восприятии произведения, дается его обоснованная оценка.
Работу над отзывом в 7 классе начинаю со знакомства с аннотацией. Ребята понимают, что из аннотации можно узнать многое: кто автор произведения, где и когда оно издано, сколько в нем страниц, каков жанр и т.д. Однако из аннотации нельзя понять, понравится тебе эта книга или нет. Полезно на уроке чтение отзывов о произведении известных критиков и других читателей с целью демонстрации «образцового» отзыва. Желательно, чтобы дети поняли, что отзывы ни в коем случае не могут быть одинаковыми, и даже часто бывают противоречивыми. Важно, чтобы каждый умел обосновать свою точку зрения.
В сочинениях-рецензиях должно проявиться умение оценить прочитанное, проникнуть в мысль писателя, понять, что он хочет сказать читателю. В сочинениях такого жанра учащиеся не только рассказывают о своих впечатлениях и чувствах, возникших при прочтении текста, но и анализируют и оценивают произведение. Рецензии мы пишем не только на отдельные тексты, но и на книги, стихотворения, а в старших классах и на кинофильмы. Работая над сочинениями-отзывами и сочинениями-рецензиями, ребята учатся вдумчиво читать, что помогает развивать их орфографическую зоркость, их любознательность и кругозор.
Сочинение-интервью требует большой подготовки. Для такой работы разрабатывается целый проект. Сначала определяется тема интервью, затем ставится цель и формулируются задачи. В процессе работы ученик должен научиться видеть, наблюдать, находить того человека, с которым интересно и полезно будет вести диалог. Интервью формирует умение слышать живую речь, собирать необходимый материал и подготавливает учащихся к работе над портретным очерком, который они будут писать с 9 – 11 классах. При работе над таким сочинением расширяются горизонты кругозора детей. Они должны хорошо себе представлять, что такое интервью: это беседа журналиста с каким-либо интересным человеком, предназначенная для распространения в печати, по радио, телевидению. Дети должны побывать в роли именно журналиста. О многих классных и школьных событиях можно рассказать в стенной газете в форме беседы с одним из организаторов мероприятия или непосредственным участником события. При разработке проекта учащиеся определяют, у кого они будут брать интервью. Когда материал «вопрос – ответ» записан, дети знакомятся с содержанием и композицией сочинения данного жанра. При работе над сочинением повторяются особенности разговорного стиля, построения вопросительных предложений, слова, помогающие вести диалог. Работа над сочинением-интервью развивает коммуникативные качества личности ребенка.
Сочинения-этюды – высокохудожественные сочинения-описания природы. Далеко не всем ребятам удаются такие сочинения, многие из них так и остаются на уровне сочинения-описания. Но есть дети, которые достигают удивительной точности при создании образа, изображенного в сочинении, будь то заснеженный сад или березка под окном школы, любимый уголок природы или лесная поляна. При написании этюда учащиеся должны чувствовать себя художниками, действующими не кистью, а словом. Во время подготовки к работе над сочинением обязательна связь с произведениями изобразительного искусства, фотографией. Учащиеся могут получить задания приготовить слайд-шоу или презентацию из фотографий о природе; такая работа тоже развивает эстетическое восприятие детей. (Примеры сочинений-этюдов в Приложении)
3. Сочинения в 9 классе.
Ко всем жанрам сочинений, над которыми работали в 5 – 8 классах, в 9 классе прибавляются портретный очерк, путевые заметки, рассуждения проблемного характера, сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.
Портретный очерк – один из видов очерка. Героем портретного очерка является человек, с которым автор хочет познакомить своего читателя. В портретном очерке раскрывается умение автора найти наиболее интересного человека с необычной судьбой или совершившего что-то неординарное, выдающееся, достойное подражания.
Знакомство с портретным очерком я провожу в виде ролевой игры «Заседание корреспондентов газеты у главного редактора». Примерный план урока выглядит следующим образом.
Тема урока: Портретный очерк.
Цель урока: определить понятие «очерка»; дать композиционную структуру очерка, рекомендации к написанию портретного очерка; знакомство с профессией журналиста.
Тип урока: урок развития речи.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Сегодня у нас необычный урок. Сегодня мы – творческая группа республиканской, или районной, или школьной, а может, даже российской газеты. Мы – группа журналистов, готовящихся к написанию портретных очерков для очередного номера нашей газеты. Как будет называться наша газета?
(Учащиеся предлагают название газеты: «Молодежный репортер», «Спасские зарисовки», «Зоркий глаз»).
Перед выпуском очередного номера газеты, перед каждой творческой командировкой журналистов собирают в кабинет главного редактора для обсуждения целей и задач командировки, темы следующего газетного материала. Начинаем такое заседание.
II. Запись темы урока в тетради.
Сегодня мы знакомимся с одним из жанров публицистического стиля.
- Какие стили нам известны?
- С каким стилем наиболее близок стиль публицистический?
III. Определение понятия «очерка». Слайд №1.
Очерк – эпический, по преимуществу прозаический жанр, в котором описательно-повествовательное изображение складывается в основном из наблюдений «рассказчика», составляющего композиционный центр произведения. (Вы должны найти то, за чем интересно будет понаблюдать и описать это со своей точки зрения). Специфически очерковым принципом объединения отдельных сцен и деталей в целостное произведение является также их «открытое» идейно-проблемное сопоставление или противопоставление.
( Вы обязательно должны дать свое видение того, о чем вы узнали). На широком и последовательном развитии этих принципов возникают очерковые «обозрения» и «циклы».
IV. Знакомство с композицией очерка.
В очерк могут быть включены не только описательные элементы (портрет, пейзаж, вещный интерьер), которые могут занять в нем главенствующее положение, но и повествование о поступках и действиях персонажей.
V. Отличие очерка от повестей.
От повестей очерк отличается свободной, организуемой «рассказчиком» композицией.
- Вспомним элементы композиции художественного произведения.
В публицистическом произведении эти элементы выделить бывает очень сложно, так как в нем отсутствует художественный вымысел, что является главной составляющей художественного произведения.
Для написания очерка необходим план, по которому в последствие автор готовит зарисовки к своему очерку.
Слайд №2.
VI. Рекомендации по написанию портретного очерка.
Написание портретного очерка требует хорошего знания того человека, о ком пишет автор. Для этого требуется наблюдательность, понимание характера, личности человека, знание мелочей его жизни и умение видеть его окружающий мир.
Пишущий должен иметь собственное мнение о том, кому посвящается очерк, и умело, ненавязчиво, последовательно отражать свое отношение к герою очерка.
Во время сбора материала необходимо обращать внимание на осанку, выражение лица, голос, интонацию, характерные движения, походку своего героя, на его поведение в затруднительных ситуациях, его профессиональное мастерство.
Нужно подобрать и записать прилагательные, всесторонен характеризующие вашего героя.
Создавая словесный портрет, важно найти, заметить что-то особенное, отличающее вашего героя от других, и выразительно, образно сказать об этом.
Кроме внешнего портрета, нужно нарисовать портрет внутренний, рассказать о чертах характера заинтересовавшего вас человека: добрый он или злой, скрытный или откровенный, веселый или скучный, энергичный или вялый и т.д.
VII. Работа с учебником. (Никитина Е.И. Русская речь. 8 – 9 классы)
№ 247. Как начать очерк.
1) Чтение начала очерка о художнике Алексее Никаноровиче Комарове.
2) Чтение всего очерка.
- Соответствует ли прочитанный очерк нашим рекомендациям (Наблюдение по пунктам «Рекомендаций»).
VIII. Что такое заготовки к очерку?
1) Выписки из «Словаря эпитетов» № 248, с. 149. (Никитина Е.И. Русская речь. 8 – 9 классы).
2) Сочинения – миниатюры («Портрет», «За любимым делом» и т.д.).
3) М Горький о том, каким должен быть очерк:
«Факты, цифры, живые люди с именами и фамилиями – вот основа всех корреспонденций. Но, выставляя такое требование, редакция отнюдь не желает, чтобы ей писали сухие отчеты «по протокольным материалам», в которых нет ни одной живой строки, нет ярких красок, а везде разлита зеленая скука, способная убить интерес читателя!..
Основное, что нам нужно, - это живой очерк, насыщенный фактами, убедительными и легко понятными. Осью очерка, по возможности, всегда должны быть живые люди, будут ли это одиночки-строители или творческий коллектив…»
IX. Беседа по последним газетным публикациям из газет «Восход», «Известия Мордовии» и др.
X. Творческое задание «журналистам».
Найти самого интересного человека, на ваш взгляд, в нашей школе и написать о нем портретный очерк. Очерки будут помещены в нашей газете «НАЗВАНИЕ».
XI. Выводы по уроку.
Профессия журналиста очень интересна. Именно им предоставляется возможность встречаться со многими интересными людьми, видеть мир в его разнообразии. Есть люди этой удивительной профессии, о которых знает весь мир. Они правдивы и смелы, честны и настойчивы. Желаю вам успехов!
XII. Оценка работы учащихся на уроке.
Обычно после такого урока дети пишут очень хорошие сочинения. (Примеры сочинений – в Приложении)
С портретным очерком тесно связаны путевые заметки. Это один из древнейших видов художественно-публицистической литературы. Писатели и журналисты описывают большие и маленькие путешествия по родным местам и далеким неведомым краям, чтобы познакомить с ними читателя, высказать свои мысли, поделиться своими наблюдениями и впечатлениями. Такие сочинения мы пишем один – два раза в год. Стараюсь приурочить такое сочинение к какой-либо экскурсии: В Большое Болдино, в Саранск. Важную композиционную роль в таком сочинении выполняют описания природы, местности, окружающей обстановки, рассуждения об увиденном. Таким образом, получается сочинение, включающее в себя и описание природы (сочинения – описания 5 -6 классов), и этюды (7 – 8 классы), и рассуждения. Из путевых заметок рождается путевой очерк.
В 9 классе несколько раз желательно писать сочинения – рассуждения проблемного характера. Этот тип сочинения ближе всех по форме к заданию С ЕГЭ по русскому языку в 11 классе. Теперь уже дети полностью готовы к пониманию того, что «для того, чтобы усовершенствовать ум, надо больше размышлять, чем заучивать» (Р.Декарт). Слово «проблема» в переводе с греческого обозначает: «сложная, серьезная задача, важный вопрос, требующий решения». Отсюда следует, что в рассуждении проблемного характера ставится какая-то проблема, какой-то сложный и важный вопрос, что цель автора такого рассуждения заключается в том, чтобы разрешить эту проблему, найти ответ, который и станет основным тезисом рассуждения. Темы таких сочинений звучат по-разному: «Если бы я был главой района…», «Если бы я был прокурором…», «Начнем менять жизнь с жизни своего села», «А что, если не станет речки Пьяна?».
Основное место в программе по развитию речи в 9 классе занимают сочинения на лингвистическую тему. Более пяти лет выпускники основной школы пишут на экзамене сочинения такого жанра. Более того, в первые годы введения ГИА для выпускников 9 класса было право выбора: два варианта сочинений. Два года альтернативы нет: только сочинения на лингвистическую тему. Авторы пособия для подготовки к ГИА И.П. Цыбулько, В.Н. Александров и другие отмечают, что «цель написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему заключается в том, чтобы раскрыть важность тех или иных языковых знаний, речевых умений в реальной жизнедеятельности». Они же утверждают, что основополагающим принципом, определяющим отбор содержания для этой части экзамена, является убеждение, что «язык нужен для живой жизни».
Подготовка девятиклассников к ГИА по русскому языку – это тема уже другого опыта.
Заключение. Результативность опыта.
Немаловажную роль в моем опыте по обучению детей написанию сочинений разных жанров играют общие требования к культуре письма.
Я учу писать чисто, красиво; небрежные работы не проверяю; черновики читаю только в 5 классе и в 6 – самые сложные работы. Постепенно ученики привыкают к тому, что вся ответственность за качество работы ложится на них, и сочинения становятся все грамотнее.
Не проверяю книжные, «перекаченные» из Интернета работы.
Большое внимание уделяю эпиграфу, ибо именно эпиграф делает работу наиболее индивидуальной.
Учу писать вступление, заключение. В 5 классе даю очень подробный план, сцепляющие фразы, отрабатываем вместе с ребятами умение переходить от одного абзаца к другому.
Советую цитировать много, но по существу, не выдавать чужие мысли за свои. Сначала учу излагать общепринятый взгляд на вещи, а потом поспорить, но тактично, аргументированно.
Вырабатываю привычку высказывать свое мнение таким, какое оно есть, а не таким, которое будет общепризнанным и, по мнению большинства, наиболее правильным.
Работа над сочинением кропотлива, многослойна, длительна. Но она всегда дает свои результаты. Результатом моей работы являются призовые и победные места учащихся на всевозможных творческих конкурсах. Ежегодно мои учащиеся принимают участие в муниципальных, республиканских, общероссийских конкурсах сочинений, эссе, поэзии и прозы. В 2013 году – 3 победителя (2 муниципальных, 1 республиканский), 3 призера (республиканских). Сочинение моей ученицы 10 класса вошло в республиканский сборник творческих работ «Искусство слова».
Приложения.
Сочинения по наблюдениям.
Весна на речном берегу.
… Мы снова на речке, только теперь на дворе не осень, а весна. На улице ясный солнечный день. Над нами голубое небо, по которому плывут легкие белые облака. Воздух просто прекрасный, пахнет тающим снегом, появившейся из-под снега землёй, набухшими на деревьях почками и первыми цветами.
Вдали мы видим четкую линию горизонта, за рекой – молодая посадка берёзок, уже чуть-чуть зазеленевших. Справа от нас – зеленеющая пойма, на которой ещё стоят огромные лужи после разлива реки, справа – чёрные, готовые к обработке огороды.
На берегу реки верба распустила свои серёжки, они похожи на сереньких пушистых котят. На солнечной стороне уже цветёт мать-и-мачеха. Это самый первый весенний цветок, он нежный, солнечный. Девчонки начали их собирать, но учитель объяснила, что красота мать-и-мачехи сохраняется только тогда, когда цветок растёт и греется под весенним солнцем.
Вода в реке мутная, на северном берегу ещё сохранились льдины. Они чёрные и дырявые.
Мне очень нравится наша речка Пьяна, здесь мы летом проводим все свободное время. А сейчас мы возвращаемся в класс.
Саша Гущин, 6 класс.
Встреча с речкой весной.
Мы уже приходили на реку осенью. Сегодня теплый весенний день, и мы снова идём к реке, чтобы увидеть, какой она стала после весеннего ледохода. День очень теплый, мы пытаемся снимать шапки, когда не видит учитель. По небу плывут облака, совсем как летом.
Земля уже оттаяла и проминается под ногами. Пахнет всем сразу: почками, травкой, землёй. Кто-то жжет старую солому, и ветер иногда доносит запах дыма.
На пойме огромные лужи, целые озёра, над ними зачем-то летают грачи. Может, там есть рыба?
На противоположном берегу лежат огромные льдины. Они проутюжили своим огромным телом кусты на том берегу и теперь лежат, как забытые чудовища. Давно нужно бы им растаять, а они всё держатся.
На берегу, на котором мы стоим, уже цветут цветы. Так странно видеть цветы и льдины одновременно! Цветы повернули свои головки к солнцу, они очень тонко пахнут, но рвать их нельзя. Пусть цветут на радость тех, кто их видит!
Вода в реке мутная. Когда мы потрогали её рукой, она оказалась очень холодная. Вот когда мы купаемся здесь летом, она чистая и теплая.
Экскурсия наша закончилась очень быстро, но нам всем понравилась. Я вообще люблю весну. Люблю, когда появляются первые листочки, прилетают грачи и скворцы, распускаются первые цветы.
Ибраева Света, 6 класс
Сочинения-рассказы по картине.
Опять двойка!
(По картине Ф.П. Решетникова «Опять двойка»).
Ох уж эти коньки! Когда я обуваю их, то забываю обо всем на свете. Вот и сегодня, прокатавшись на катке, я не сделал уроки и получил двойку.
Когда я пришёл домой и рассказал о своих «успехах» маме, уставшей от домашних забот, она, отложив свои дела, села на стул и ждала моих оправданий. Она смотрела на меня так, что я готов был провалиться сквозь землю. Маша, моя старшая сестра, которая недавно вернулась из школы и уже готовилась делать уроки, тоже была огорчена. Она молча смотрела на меня с насмешкой, она училась хорошо и очень этим гордилась.
В этот момент ко мне подбежала наша собака Жулька. Она всегда встречала меня из школы бурной радостью, облизывала мне лицо и восторженно лаяла. Только сегодня мне не хотелось на Жульку даже смотреть. Я сгорал от стыда. Было бы легче, если бы мама на меня накричала или даже щлёпнула пару раз, как было в прошлый раз, тогда я тоже принёс двойку и поклялся, что это никогда не повторится. Но мама молчала и буквально убивала меня своим взглядом.
В комнату съехал на велосипеде младший брат Вовка. Он был немного напуган тишиной в комнате, но когда увидел мой раздолбанный, подвязанный верёвкой портфель, засмеялся. Он ждал, что я сейчас сниму пальто и, отложив портфель, пойду с ним играть.
Но я решил, что с сегодняшнего дня буду каждый день делать уроки, как моя сестра, потому что нельзя допускать, чтобы мама так расстраивалась. А играть с Вовкой и кататься на коньках буду только в свободное время.
Смирнова Даша,6 класс.
Как Митю подвели коньки.
(По картине Ф.П. Решетникова «Опять двойка»).
Утром, как обычно, мама рано ушла на работу. Мой брат Митя, который ходил в школу в первую смену, поднялся тоже чуть свет, насколько перекусил, оделся и выскочил на улицу. Я только слышала, как хлопнула дверь. Я ещё вспомнила, что он с вечера не доучил стихотворение и сказал, что доучит утром.
Я готовлюсь к урокам с утра, потому что учусь во вторую смену. Мама к моему уходу уже возвращается, и в обед мы собираемся все вместе: Митя, мама, я и младший брат Саша. Сегодня мы тоже поджидали Митю, чтобы пообедать.
Вдруг хлопнула дверь, и в комнату вошёл Митя. Он был хмурый, расстроенный. Пальто было потрёпано, а портфель со сломанной застёжкой даже подвязан верёвочкой. Из портфеля предательски выглядывали коньки. Как они только помещаются к нему в портфель? Брат стащил с головы шапку и отвернул голову от меня. Волосы его торчали в разные стороны. К нему подбежала собака и пыталась лизнуть его нос. Но Митя не реагировал даже на неё!
Тут из кухни вышла мама. Она готовила обед, поэтому на голове у неё был завязан платок, она даже не сняла фартук. Увидев Митю, она сразу все поняла и очень расстроилась, даже присела на стул. Митя получал «двойку» не первый раз и всегда в такие дни возвращался домой такой виноватый.
Я, в отличие от своего брата-оболтуса, училась хорошо. Уроки делала старательно, в школу одевалась опрятно. Форма и галстук всегда были наглажены. Посмотрев на Митю, я спросила: «Опять подвели коньки?» Ему было стыдно, он чуть не плакал. И только брат Саша ничего не понимал, катался на велосипеде и улыбался.
Весь оставшийся день Митя был хмурый. Вечером он сказал мне, что он так делать больше не будет, а будет получать только «пятёрки».
Супонькина Олеся, 6 класс.
Лингвистические сказки.
Выборы частей речи.
Однажды пришло Наречие к Местоимению и спросило:
- Идёшь завтра на выборы?
Местоимение спросило недоумённо:
- На какие выборы?
- Так ведь будем выбирать главные части речи! Разве ты не знаешь об этом? – пристыдило Наречие Местоимение.
- О! Конечно, иду!
Наступил день выборов. Все Части речи собрались и решили выбрать не одну, а три главные Части речи: Существительное, Прилагательное и Глагол.
До сих пор они главные Части речи.
Дима Зайкин, 6 класс.
Необходимое Местоимение.
Жили-были Имя Прилагательное, Имя Существительное и Глагол. И повадилось к ним как-то Местоимение. Раз оно и говорит:
- Примите меня к себе в дом, будем вместе жить.
Но тут воскликнуло Существительное:
- Нет, не хотим мы с тобой дружить, потому что ты хочешь отнять и наше место, и наше имение.
Прошло некоторое время, и Существительное стало затрудняться в делах, никак везде не успевает. А если и успеет, то повторяется, скучным для окружающих становится. Тут и вспомнило Существительное о Местоимении, пошло просить его о помощи. Местоимение согласилось помочь, забыв обиду. С тех пор оно везде сует нос, громко кричит: «Я! Я! Я!» На все указывает, ничего не называя.
Гущина Таня, 5 класс.
Мечта Запятой.
Однажды Запятая решила сходить в гости к Вопросительному Знаку. Но оказалось, что не очень-то легко это сделать: все знаки препинания стоят в предложении по своим местам, и Запятую в конец предложения никто не допускает.
Вот, наконец, она попала в такое предложение, в котором она приблизилась к своей мечте на расстояние всего лишь одного слова. Это было такое предложение: «Разве слоны бывают такие маленькие, Томми?» Оказавшись так близко с Вопросительным Знаком, ей уже не трудно было крикнуть ему: «Здравствуй, Вопросительный Знак! Я очень хотела прийти к тебе в гости, но теперь поняла, что каждый Знак Препинания должен стоять в предложении на своем месте. Привет!»
Зайцев Вадим, 6 класс.
Строгий закон.
Как-то раз на чистой тетрадной строчке встретились Частица Не и Глагол.
Частица очень обрадовалась встрече и протянула Глаголу руку. Он вежливо поздоровался, но руки не подал. Частица обиделась:
- Что случилось, почему ты не подал мне руки, ведь мы с тобой друзья?!
- Ах, что ты, что ты! – воскликнул Глагол. – Я вовсе не забыл о нашей дружбе! Просто в нашем королевстве вышел новый закон, которому должны подчиняться все Глаголы.
- Что за закон?
- А вот какой: Глагол не должен подавать руки частице Не, потому что пишется с ней раздельно. Ну, кроме тех Глаголов, которые без вас совсем жить не могут. Теперь ты понимаешь, почему я не подал тебе руки?
- Да, - грустно ответила Частица.
С тех пор Частица Не никогда не подает руки Глаголу, так как очень на него обиделась. А те глаголы, которые без Не не могут жить, держат ее крепко-накрепко.
Хвостова Лена, 6 класс.
Сочинения-этюды
Сочинение-этюд «Что за дерево такое!»
Растет в моем саду совершенно удивительное дерево. Весной, лишь появятся первые проталины на земле, на его веточках набухают почки. Стоит только потереть почку между ладоней, в нос ударяет терпкий приятный запах, напоминающий о скором лете, о каникулах, речке и ещё о многом.
Зацветает мое деревце раньше других кустарников и деревьев. И цветет так, что глаз нельзя отвести. Стоит белое облако, расточает во все стороны аромат, и просто пройти мимо невозможно. Я обязательно постою рядом. Не люблю, когда кто-нибудь пытается нарвать цветов для букета. В букете аромат становится приторным, от него даже болит голова, а потом резко исчезает.
Люблю я и те дни, когда моя любимица начинает ронять лепестки на землю. Летят лепестки по ветру, стелются вокруг белым снегом. Немного грустно становится и тревожно, но грусть и тревога какие-то сладкие, волнующие, как ожидание чего-то хорошего.
Кочеткова Наташа, 7 класс.
Портретный очерк.
Учитель нашего времени.
В современном мире обойтись без иностранного языка практически невозможно: то инструкция какая на английском, то техпаспорт к бытовой технике без перевода. А уж найти престижную профессию без знания языка и вовсе невозможно. Что только стоит попытка попасть в Интернет: все же на английском языке, попробуй, разберись! Поэтому к изучению иностранного языка в школе сейчас относятся очень серьезно.
Я хочу вам рассказать о нашей учительнице-иностранке, Михайловой Ларисе Викторовне. Я постаралась узнать о ней как можно больше. Родилась и жила до окончания школы Лариса Викторовна в селе Большое Игнатово. Окончив школу с золотой медалью, поступила в институт на факультет иностранного языка. По окончании института (спасибо тебе, небо, за это!) судьба забросила ее в нашу школу, где она и работает уже семь лет, пользуясь огромным авторитетом, как среди учеников, так и среди учителей.
Лариса Викторовна, оказывается, не любит цветы, зато увлекается компьютерными играми. Она обожает животных, дома у нее есть кошка и собака. А ещё она любит читать, ее смело можно назвать книголюбом. Ее любимое время года - осень и зима.
Лариса Викторовна – замечательная учительница. С этим согласятся все учащиеся нашей школы. Я провела небольшой опрос, оказалось, что все считают ее доброй, активной, интересной. Она никогда не повышает на учеников голос, к ней можно обратиться за советом в трудную минуту. Именно таким должен быть учитель, чтобы даже двоечника расшевелил и не дал возгордиться отличнику.
В заключении моего очерка я хочу сказать Ларисе Викторовне: «Большое Вам спасибо за Ваш труд и Вашу заботу о нас!»
Наташа Кочеткова, 9 класс.
Очерк об интересном человеке.
Я получила определенное задание: написать очерк о человеке из Спасской средней школы, но совершенно неожиданно для себя встретилась и разговорилась с человеком, который многое сделал для села Спасское, - Большаковым Александром Васильевичем. Он рассказал о своей жизни, и об одном периоде его жизни я хочу написать поподробнее.
Шли 60-ые годы ХХ века, полным ходом электрифицировался наш Большеигнатовский район. Нашему селу электричество было еще незнакомо, хотя свет уже был в Старом Чамзине, Андреевке.
Бригада электриков, в которой трудился Александр Васильевич, в 1962 году приступила к проводке линии электропередач к нашему селу. Начинали с колышков: ходили в лес, приносили палки, вытачивали колья, делали разметку. В течение трех месяцев ставили столбы. «Все делали вручную, техники никакой не было. Ох, и доставалось нам!», - с улыбкой теперь говорит Александр Васильевич. Самым волнительным было подключать свет в дома, в селе было около двухсот дворов, и каждому не терпелось дождаться момента, когда в комнате вспыхнет лампочка. Многие до конца не верили, что такое произойдет, что керосиновые лампы будут не нужны, что электричество – это не только свет, но и утюги, электроплиты, стиральные машины».
И все же чудо свершилось! Свет вспыхнул благодаря Александру Васильевичу и его бригаде электриков. Не оставили они и другие села, в 1962 году загорелись лампочки и в селе Моревка, а в 1963 – в селе Аржадеево. Вскоре начали строить АТС, провели в дома телефоны.
Электриком - связистом Большаков Александр Васильевич проработал 21 год. Много чего было за эти годы, но время появления на селе электричества ему не забыть.
Наташа Большакова, 9 класс
Наш учитель.
К. Паустовский говорил: «Для того, чтобы любить русский язык, нужно его хорошо знать. Тогда откроется до конца его красота, разящая сила, его юмор, живописность и музыкальность». В нашем мире каждый: от простого рабочего завода до президента - должен быть грамотным. Каждый должен уметь правильно выразить свою мысль, грамотно писать. Именно этому на протяжении одиннадцати лет и учат нас учителя русского языка.
Вы представляете, чего стоит научить нас грамотности, сколько труда вкладывают в это наши учителя? Я преклоняюсь перед ними за их непомерный труд, за их волю и желание научить нас всем секретам русского языка. Именно о таком учителе я хочу вам рассказать.
Инжеватова Татьяна Викторовна с пятого класса преподает у нас русский язык и литературу, и я уверенно могу сказать, что в нашем классе все ее обожают, с удовольствием сидят на ее уроках, любят ее за профессионализм, за ее труд, за любовь к нам, за ее трепетное отношение к каждому из нас. На уроках Татьяна Викторовна не объясняет материал с книжки, она чувствует себя на уроке как рыба в воде, грустит, когда мы что-то не усваиваем, радуется, когда мы ловим все на лету. Она учит нас уже четыре года, и я, не хвастаясь, могу сказать, что почти все темы мы понимаем сразу. А если не понимаем сразу, у нас всегда есть возможность подойти к учителю и сказать об этом. За четыре года не было вопроса, на который она не ответила бы. На каждом уроке Татьяна Викторовна с новым, интересным материалом. Быстрые, стремительные шаги по коридору, распахивается дверь, приветливая улыбка, пожелание: «Здравствуйте!», и наш урок начинается.
Родилась Татьяна Викторовна здесь, в селе Спасское, здесь закончила с золотой медалью школу в 1981 году. С 1981 по 1986 - годы учебы в университете. В школе работает с 1985 года, обучаясь последний год на индивидуальном плане.
За двадцать четыре года уже три выпуска ее учеников распрощалось со школой. Со мной в классе учатся трое ребят, родителей которых учила Татьяна Викторовна. Она два раза ездила в республику защищать честь района, выиграв в конкурсе «Учитель года». Она заслуженный учитель Республики Мордовия, учитель – методист. Я уверен, что в будущем ее ждет еще много наград.
Наш класс гордится, что уроки русского языка у нас преподает умный, добродушный, веселый человек - наша Татьяна Викторовна.
Марукян Вилен, 9 класс.
Сочинение проблемного характера.
Если бы главой района была я….
Интересно, конечно, представить себя на месте главы района. Наверняка, это очень ответственная должность, при которой на первое место выходят не престиж, авторитет и всеобщее уважение, а ежедневный труд, огромная ответственность и абсолютная нехватка времени для себя и своей семьи.
И все-таки представить себя в этой роли можно попробовать. Прежде всего, нужно отметить, что я очень люблю наш Большеигнатовский район. У нас очень красивые места. Конечно, есть места и красивей, но вот моя бабушка, уже много лет живущая в Питере, приезжая к нам, всегда говорит, что отдыхает здесь душой, она прожила здесь долгую жизнь, приехав сюда по распределению после университета и проработав до пенсии. А вот уехала, и все потому, что нет на селе никакого досуга для пожилых людей, кроме огорода. А почему бы не создать для пенсионеров какой-то клуб: «Клуб ветеранов», например. Они собирались бы все вместе, делились кулинарными секретами, обсуждали книги и фильмы, пели. Кстати, многие пожилые женщины в нашем селе прекрасно поют. Организовывать бы с ними художественную самодеятельность. Вот было бы классно!
Говоря о природе родного края, как не вспомнить о наших водоемах? В нашем селе в недалеком прошлом было три прекрасных пруда с чистейшей водой, потому что питаются они подземными родниками. В них водилась рыба, по целому лету купались ребятишки. А теперь пруды заилили, превратились в мусорные свалки, и вместо красоты и пользы, от них одно безобразие. Такое можно увидеть не только в нашем селе. Вот если пруд становится частным, то в нем сразу - и рыба, и чистая вода. А так… У нас и речка-то скоро «обезрыбится»: ставят на ней все лето сети те, кто любит сразу и много, и никакого рыбнадзора на них нет. Вот если бы я была главой района…
И еще я обязательно нашла бы деньги и время для развития спорта не только в районном центре, но и в каждом селе, в каждой школе. В прошлом учебном году нашу школу закончила девочка из Аржадеева. Все первые места в спортивных соревнованиях по району были ее. А ведь ей совсем негде было тренироваться! Оборудование в нашем спортзале просто нищенское. Сколько девчонок и мальчишек могли бы стать спортсменами при возможности заниматься в хорошем спортзале с хорошим тренером!
Хорошие тренеры, кстати, из ниоткуда тоже не берутся. Та девочка, о которой я сказала, поступила учиться на факультет физического воспитания в пединститут. И если бы ее заинтересовать, могла бы вернуться в нашу школу работать. Но в нашей школе не оборудован, как надо, спортзал, в школе постоянно холодно, в селе совсем не строится жилье для молодых.
Одна проблема цепляется за другую. Сложно работать главой района. Но если я когда-нибудь вдруг окажусь на этой должности, то постараюсь сделать все, чтобы наш район стал лучшим не только в Мордовии, но и в России.
Кочеткова Наташа, 9 класс
Сказка о лесе.
Жил-был лес. Звали его немного странно: Казнеевский. Даже не имя какое-то, а скорее фамилия. Имя это ему дали люди. Когда-то он слышал историю своего названия. Он расположен был на горе, а подъем к нему был очень крутой. Это сейчас эту дорогу покрыли асфальтом, и машины взлетают на подъем как на крыльях. А в стародавние времена дорога эта была часто непроходима, осенью и весной из-за грязи, зимой из-за снега. Летом подолгу не заравнивались колеи и ямы. Этим и пользовались разбойники. Дорога хоть и была плохая, но вела она в Торговое Талызино, куда ездили люди на ярмарку. Вот тут их разбойники и подкарауливали! Выбившиеся из сил путники останавливались отдыхать на опушке леса, летом даже распрягали лошадей. А разбойники тут как тут. Вот и пошло оттуда название лесу – Казнеевский.
Не нравилось лесу так величаться, но ведь историю не перепишешь. А ему очень хотелось, чтобы люди полюбили его и нарекли бы как-нибудь поласковее. Думал-думал лес и, наконец, придумал. Начал он на своих полянах самые разные ягоды выращивать. Сначала развел землянику и клубнику. Расселил их по опушкам, чтобы людей заманить. Как люди должны были догадаться о лесных богатствах, если даже заходить вглубь не хотели – такой плохой репутацией лес пользовался! Однажды остановились путники в июле передохнуть у дороги, расположились в тени кустарника. А тут лес и развернул листочки над своими новыми жителями! Удивились люди, сначала ягодки в горстку собирали да ели, а потом и посуда нашлась. Долго ли, коротко ли, стали люди в лес по ягоды ходить. А уж хозяин расстарался: за земляникой-клубникой малина пошла, за ней - костяника, черника.
Дальше – больше! Пришлось лесу постараться, чтобы грибные споры раздобыть. Для этого долго вел переговоры с птицами, которые лета по всему свету, в разных лесах бывали. Принесли-таки они лесу Казнеевскому споры разных грибов: опят и подосиновиков, подберезовиков и груздей. Одна птичка-невеличка даже боровиков немного раздобыла! А уж рядовок всевозможных видимо-невидимо за несколько лет расплодилось. Выбрал лес самые яркие и красивые грибы лисички и рассадил их внутри лесного малинника. Вот пришли в очередной раз бабы за ягодами, да и нашли грибы. То-то радости было и им, и хозяину! Уже следующим летом появились в его чащах грибники.
Люди не просто пользовались богатствами леса, но и наслаждались его красотами. Деревья в нем кудрявые, летом сочно зеленые, зимой – сказочно серебристые, инеем обвешанные, весной зацветает в лесу очень рано черемуха, которой по лесным оврагам видимо-невидимо. Но особенно красив лес осенью. Не зря он смешанным именуется: деревья в нем самые разные. Здесь липа, осина, дуб, клен, ясень, тополь вперемешку растут, местами елки встречаются. И осенью они окрашиваются каждое в свой цвет. Вот красота неописуемая!
Заметил однажды лес, что люди к нему стали приходить просто так, погулять, подышать воздухом. Несказанно рад был этому! Но вдруг почувствовал какую-то тревогу. И ведь не обмануло его предчувствие! Начали люди все чаще разводить на его полянах костры, эти их дурацкие шашлыки жарить. И все бы ничего. Знал лес, что огонь – это жизнь, что именно огонь позволил когда-то человеку выжить на планете Земля. Но люди все чаще стали оставлять костры свои непотушенными, потому что напивались возле костра, а потом, побросав мусор и наломанные ветки, садились в машины и уезжали.
Потерял лес покой. Сколько сил уходило на то, чтобы сдержать огонь. Всю росу, всю влагу на это тратил. Хорошо если погода позволяла эту самую влагу собрать да приберечь на черный день! С грустью думал лес о том, что название его снова истине соответствует, только казнится теперь он сам.
И черный день действительно настал. В то лето стояла невыносимая жара. Весь день в воздухе стоял такой зной, что все живое пряталось от солнца в самую глубь леса. Но и тут, где всегда было влажно и даже сыро, потрескалась земля, железным звоном звенели пересохшие без влаги листья. Солнца почти не было видно за смогом от дальних торфяных пожаров. Лес на последнем издыхании берег своих жителей, с тоской замечая ежедневно то тут, то там высохшие березки.
А людям все казалось нипочем! Пьяная компания молодых людей приехала на опушку и развела костер! И шумел угрожающе лес, и хлестал их по лицам жесткими ветками, и насылал на них муравьев и слепней – ничего не помогло. Костер полыхал, музыка играла, а лес плакал. Он знал, что нет у него сил бороться, что если на этот раз люди не потушат за собой огонь, ему с ним не совладать. Так и получилось…
Медленно, но верно ползли язычки от оставленного костра к сухому валежнику. Еще несколько минут, и пожар разгуляется в полную силу. Лес слышал от предков рассказы о том, как огонь за несколько часов сжирал огромные лесные массивы. ЧТО говорить о нем, небольшом леске под названием Казнеевский!
Лес спас добрый человек и случай. Добрый человек приехал в лес просто так, погулять, поразмышлять о перипетиях судьбы и капризах природы. Он сразу увидел огонь. И не испугался! Он начал сбивать огонь ветками, куда-то звонил, кричал, ругался и даже плакал. Через некоторое время с воем примчались большие красные машины и из своих недр вылили на горящие кусты целые потоки воды. Лес был спасен!
После того случая, многое в лесу изменилось. Все въезды в него были перегорожены шлагбаумами, на опушках появились большие красивые плакаты, которые хвалили лес и предупреждали людей о необходимости его беречь. Люди приходили за ягодами и грибами пешком, и совсем исчезли пьяные компании. Лес по-прежнему именуется Казнеевским. Но никто здесь не казнится, и сам лес больше не страдает. Он живет для людей, а люди его охраняют.
Вот и сказки конец, а кто слушал, молодец!
Инжеватова Лиза, 8 класс
Библиография.
Айзерман Л. С. Сочинение о сочинениях. - М.: Просвещение, 1986.
Гринина – Земскова А.М. Обучение сочинениям. 5 – 8 классы. – 2-е изд., стереотип. – Волгоград: Учитель, 2008.
Дейкина А.Д. Обучение и воспитание на уроках русского языка. – М.: Просвещение, 1990.
Кохтев Н. Н. Сочинение: работа над содержанием и языком. - М.: Издательство МГУ, 1994.
Крундышев А. А. Сочинение как вид самостоятельной работы.-М.: Просвещение, 1987.
Лазаренко Г. П. Школьное сочинение как литературный жанр. - М., 1990
Малюшкин А.Б. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. 9 класс. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
Никитина Е.И. Русская речь: Учебное пособие по развитию связной речи для 5 – 9 кл. общеобразоват.учреждений / Науч. Ред. В.В. Бабайцева. – М.: Просвещение, 2010.
Обернихина Г. А. Как писать сочинение. - М.: РИПКРО, 1989.
Озеров Ю. А. Раздумья перед сочинением. - М.: Просвещение, 1990.
Русова Н. Ю. Как писать сочинение, изложение, диктант. -Н. Новгород, 1994.
20