СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Описание опыта педагогической деятельности.  Тема: «Формы и методы организации самостоятельной работы на уроках русского языка и литературы»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мы живем в такое время, когда высокие требования к жизни, к организации воспитания и обучения заставляют искать новые, более эффективные психолого-педагогические подходы, нацеленные на проведение методов обучения и воспитания в соответствии с требованиями государственного стандарта Республики Узбекистан. . В этом смысле особое значение приобретает проблема внедрения эффективных приемов самостоятельной работы в учебно-воспитательный процесс. Именно умение самостоятельно работать  на уроках русского языка и литературы вырабатывают у ребят желание быть уверенными в себе, самостоятельными, эрудированными, неординарно-мыслящими. 

 

Просмотр содержимого документа
«Описание опыта педагогической деятельности.  Тема: «Формы и методы организации самостоятельной работы на уроках русского языка и литературы»»

ОПОРНАЯ ШКОЛА-2022 Описание опыта педагогической деятельности  Тема: « Формы и методы организации самостоятельной работы на уроках русского языка и литературы» учитель русского языка и литературы высшей категории  школы №151 Яшнободского района города Ташкента Сабирова Наира Назировна 15.02.2022 г. 

ОПОРНАЯ ШКОЛА-2022

Описание опыта

педагогической деятельности 

Тема: « Формы и методы организации самостоятельной работы на уроках

русского языка и литературы»

учитель русского языка и литературы высшей категории

школы №151 Яшнободского района города Ташкента

Сабирова Наира Назировна 15.02.2022 г. 

«Всё в наших руках, поэтому нельзя их опускать»   (Коко Шанель)   «Если ученик в школе не научился сам ничего творить,   то и в жизни он будет только подражать, копировать»   (Л.Н. Толстой)

«Всё в наших руках, поэтому нельзя их опускать»

  (Коко Шанель)

«Если ученик в школе не научился сам ничего творить,

  то и в жизни он будет только подражать, копировать»

  (Л.Н. Толстой)

 Введение 1. Организация самостоятельной работы учащихся на уроках русского языка и литературы
  • Введение

1. Организация самостоятельной работы учащихся на уроках русского языка и литературы

 Мы живем в такое время, когда высокие требования к жизни, к организации воспитания и обучения заставляют искать новые, более эффективные психолого-педагогические подходы, нацеленные на проведение методов обучения и воспитания в соответствии с требованиями государственного стандарта Республики Узбекистан .

Мы живем в такое время, когда высокие требования к жизни, к организации воспитания и обучения заставляют искать новые, более эффективные психолого-педагогические подходы, нацеленные на проведение

  • методов обучения и
  • воспитания в соответствии с требованиями государственного стандарта Республики Узбекистан .
Умение самостоятельно работать на уроках русского языка и литературы вырабатывают у ребят желание быть: уверенными в себе, самостоятельными, эрудированными, неординарно-мыслящими.

Умение самостоятельно работать на уроках русского языка и литературы вырабатывают у ребят желание быть:

  • уверенными в себе,
  • самостоятельными,
  • эрудированными,
  • неординарно-мыслящими.
Актуальность Актуальность этой темы бесспорна, так как знания, умения, убеждения нельзя передать от преподавателя к учащимся, прибегая только к словам. Этот процесс включает в себя знакомство, восприятие, самостоятельную переработку, осознание принятие этих умений и понятий.

Актуальность

Актуальность этой темы бесспорна, так как знания, умения, убеждения нельзя передать от преподавателя к учащимся, прибегая только к словам.

Этот процесс включает в себя

  • знакомство,
  • восприятие,
  • самостоятельную переработку,
  • осознание
  • принятие этих умений и понятий.
 Одной из главных функций самостоятельной работы на уроках русского языка и литературы  является формирование высококультурной личности , так как только в самостоятельной интеллектуальной и духовной деятельности развивается человек. 

Одной из главных функций самостоятельной работы на уроках русского языка и литературы является формирование высококультурной личности , так как только в самостоятельной интеллектуальной и духовной деятельности развивается человек. 

 Самостоятельная работа – это не форма организации учебных занятий и не метод обучения.   Ее правомерно рассматривать скорее как средство вовлечения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность , средство ее логической и психологической организации. 

Самостоятельная работа – это не форма организации учебных занятий и не метод обучения.

Ее правомерно рассматривать скорее как средство вовлечения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность , средство ее логической и психологической организации. 

Процесс самостоятельной деятельности представляется в виде триады: мотив – действие – результат.  Самостоятельная работа – это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия учителя, но по его заданию, в специально предоставленное для этого время.  При этом учащиеся, сознательно стремятся достигнуть поставленной цели, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных и физических действий.  

Процесс самостоятельной деятельности представляется в виде триады:

мотив – действие – результат.

Самостоятельная работа – это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия учителя, но по его заданию, в специально предоставленное для этого время.

При этом учащиеся, сознательно стремятся достигнуть поставленной цели, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных и физических действий.  

2. Основные  задачи

2. Основные задачи

Цель данной работы  - формирование навыков самостоятельной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы. Задачи данной работы : создать условия для самостоятельной работы; вооружить учащихся методами и приёмами творческой работы; мотивировать учащихся на самостоятельную работу.

Цель данной работы  - формирование навыков самостоятельной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы.

Задачи данной работы :

  • создать условия для самостоятельной работы;
  • вооружить учащихся методами и приёмами творческой работы;
  • мотивировать учащихся на самостоятельную работу.
Главная цель моей работы  – научить ребят добывать знания самостоятельно, а для этого необходимо систематически воспитывать у учащихся привычку к самостоятельной работе. На уроках необходимо создавать условия для формирования умений и навыков самостоятельной работы. Самостоятельно упражняясь в чтении , письме и грамматике, учащиеся не только совершенствуют свои знания и навыки, но и учатся самостоятельно учиться.

Главная цель моей работы  – научить ребят добывать знания самостоятельно, а для этого необходимо систематически воспитывать у учащихся привычку к самостоятельной работе.

На уроках необходимо создавать условия для формирования умений и навыков самостоятельной работы.

Самостоятельно упражняясь в чтении , письме и грамматике, учащиеся не только совершенствуют свои знания и навыки, но и учатся самостоятельно учиться.

В процессе обучения самостоятельная работа должна иметь место на всех этапах обучения.   Их можно классифицировать по различным признакам: по дидактической цели, по характеру учебной деятельности учащихся, по содержанию, по степени самостоятельности и элементу творчества учащихся. 

В процессе обучения самостоятельная работа должна иметь место на всех этапах обучения. 

Их можно классифицировать по различным признакам:

  • по дидактической цели,
  • по характеру учебной деятельности учащихся,
  • по содержанию,
  • по степени самостоятельности
  • и элементу творчества учащихся. 
 По дидактической цели самостоятельные работы можно разделить на пять групп: приобретение новых знаний, овладение умением самостоятельно приобретать знания: закрепление и уточнение знаний; выработка умения применять знания в решении учебных и практических задач; формирование умений и навыков практического характера; формирование творческого характера, умения применять знания в усложненной ситуации

По дидактической цели самостоятельные работы можно разделить на пять групп:

  • приобретение новых знаний, овладение умением самостоятельно приобретать знания:
  • закрепление и уточнение знаний;
  • выработка умения применять знания в решении учебных и практических задач;
  • формирование умений и навыков практического характера;
  • формирование творческого характера, умения применять знания в усложненной ситуации
 Основная  часть  1. Описание  опыта
  • Основная часть

1. Описание опыта

 Психологами установлено , что упражнения или задания, выполняемые без чьей-либо поддержки, совершенствуют и укрепляют волевую сферу ребенка, формируют умение защищать свое мнение, воспитывают внимание, целеустремленность и стремление довести дело до конца.

Психологами установлено , что упражнения или задания, выполняемые без чьей-либо поддержки,

  • совершенствуют и укрепляют волевую сферу ребенка,
  • формируют умение защищать свое мнение,
  • воспитывают внимание,
  • целеустремленность и
  • стремление довести дело до конца.
 Самостоятельная работа учащихся на уроках русского языка и литературы может стать при умелой ее организации прекрасным средством воспитания у ребят самостоятельного мышления, готовности к принятию самостоятельных решений, активной жизненной позиции и т.д. 

Самостоятельная работа учащихся на уроках русского языка и литературы может стать при умелой ее организации прекрасным средством воспитания у ребят

  • самостоятельного мышления,
  • готовности к принятию самостоятельных решений,
  • активной жизненной позиции и т.д. 
2 . Технология  опыта

2 . Технология опыта

Существует множество форм самостоятельной работы: работа с учебниками, справочной литературой, первоисточниками, разнообразные виды упражнений комбинированного характера (например, вставить пропущенные буквы и расставить знаки препинания); задания, которые предполагают наряду с воспроизведением усвоенных знаний, внесение некоторых элементов творчества (составление словосочетаний и предложений, составление схем и таблиц, изложения и сочинения с грамматическим заданием);

Существует множество форм самостоятельной работы:

  • работа с учебниками,
  • справочной литературой,
  • первоисточниками,
  • разнообразные виды упражнений комбинированного характера (например, вставить пропущенные буквы и расставить знаки препинания);
  • задания, которые предполагают наряду с воспроизведением усвоенных знаний,
  • внесение некоторых элементов творчества (составление словосочетаний и предложений, составление схем и таблиц, изложения и сочинения с грамматическим заданием);
диктантов, грамматический разбор во всем его многообразии, задания творческого характера, исследовательские работы, работы с перфокартами, раздаточные карточки, тестовые задания, олимпиадные задания и т.д. 
  • диктантов,
  • грамматический разбор во всем его многообразии,
  • задания творческого характера,
  • исследовательские работы,
  • работы с перфокартами,
  • раздаточные карточки,
  • тестовые задания,
  • олимпиадные задания и т.д. 
Самостоятельная работа может использоваться практически на всех этапах урока: при изучении нового материала; при проверке усвоения нового материала, при закреплении и совершенствовании знаний, умений и навыков; при выполнении упражнений из учебника.

Самостоятельная работа может использоваться практически

на всех этапах урока:

  • при изучении нового материала;
  • при проверке усвоения нового материала,
  • при закреплении и совершенствовании знаний, умений и навыков;
  • при выполнении упражнений из учебника.
Формы организации самостоятельной работы также могут быть разные: - парная; - индивидуальная; - групповая

Формы организации самостоятельной работы также могут быть разные:

  • - парная;
  • - индивидуальная;
  • - групповая
 Работа с учебником – одна из главных форм самостоятельной работы, которую мы можем применять на практике.  Первым делом нужно учить ребят работать с учебником. Чтобы хорошо запомнить правило после прочтения и объяснения, научить делать опорные схемы.

Работа с учебником – одна из главных форм самостоятельной работы, которую мы можем применять на практике.

Первым делом нужно учить ребят работать с учебником. Чтобы хорошо запомнить правило после прочтения и объяснения, научить делать опорные схемы.

Сочинение-миниатюра  Сочинение-миниатюра – это один из видов самостоятельной работы на уроке, который позволяет не только развить речь учащихся, но и развивает умение наблюдать, делать вывод.  Например, напиши сочинение-миниатюру на тему “Осенний дождь”, “Мое любимое время года” и т.д., напиши рассказ по рисунку, состав диалог.
  • Сочинение-миниатюра

Сочинение-миниатюра – это один из видов самостоятельной работы на уроке, который позволяет не только развить речь учащихся, но и развивает умение наблюдать, делать вывод.

Например, напиши сочинение-миниатюру на тему “Осенний дождь”, “Мое любимое время года” и т.д., напиши рассказ по рисунку, состав диалог.

Можно использовать на уроках и упражнения учебника, и разнообразные виды диктантов словарный, объяснительный, выборочный, графический, распределительный, проверочный, комментированный и т.д.

Можно использовать на уроках и упражнения учебника,

и разнообразные виды диктантов

  • словарный,
  • объяснительный,
  • выборочный,
  • графический,
  • распределительный,
  • проверочный,
  • комментированный и т.д.
Метод «Инсерт» – это прием такой маркировки текста, когда учащиеся значками отмечают то, что известно, что противоречит их представлениям, что является интересным и неожиданным, а также то, о чем хочется узнать более подробно.  Пометки следующие (записываются на доске и присутствуют до конца урока). 

Метод «Инсерт»

– это прием такой маркировки текста, когда учащиеся значками отмечают то, что известно, что противоречит их представлениям, что является интересным и неожиданным, а также то, о чем хочется узнать более подробно.

Пометки следующие (записываются на доске и присутствуют до конца урока). 

Метод «Корзина идей» - это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний.  Он позволяет выяснить все, что знают или думают ребята по обсуждаемой теме урока.  На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме. 

Метод «Корзина идей» -

это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний.

Он позволяет выяснить все, что знают или думают ребята по обсуждаемой теме урока.

На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме. 

Метод «Эссе»  Смысл этого приема можно выразить следующими словами: «Я пишу для того, чтобы понять, что я думаю».  Это свободное письмо на заданную тему, в котором ценится самостоятельность, проявление индивидуальности, дискуссионность, оригинальность решения проблемы, аргументации. 

Метод «Эссе»

Смысл этого приема можно выразить следующими словами: «Я пишу для того, чтобы понять, что я думаю».

Это свободное письмо на заданную тему, в котором ценится самостоятельность, проявление индивидуальности, дискуссионность, оригинальность решения проблемы, аргументации. 

Метод «Дневник двойной записи»  В основном использую на уроках русской литературы.  В левой части дневника учащиеся записывают те моменты из художественного текста, которые произвели на них наибольшее впечатление, вызвали какие-то воспоминания, ассоциации с эпизодами из их собственной жизни, озадачили их. Справа они должны дать комментарий: что заставило записать именно эту цитату. 

Метод «Дневник двойной записи»

В основном использую на уроках русской литературы.

В левой части дневника учащиеся записывают те моменты из художественного текста, которые произвели на них наибольшее впечатление, вызвали какие-то воспоминания, ассоциации с эпизодами из их собственной жизни, озадачили их. Справа они должны дать комментарий: что заставило записать именно эту цитату. 

Метод «Знаю, хочу узнать, узнал»  Еще одним интересным табличным приемом является таблица, который получил название «Знаю, хочу узнать, узнал» .  Один из способов графической организации и логико-смыслового структурирования материала.  Форма удобна, так как предусматривает комплексный подход к содержанию темы. 

Метод «Знаю, хочу узнать, узнал»

Еще одним интересным табличным приемом является таблица, который получил название «Знаю, хочу узнать, узнал» .

Один из способов графической организации и логико-смыслового структурирования материала.

Форма удобна, так как предусматривает комплексный подход к содержанию темы. 

 Наиболее распространенный вид работы – комплексный анализ текста .  Повторяя фонетику, орфографию, пунктуацию, учащиеся «углубляются» в текст, прикасаясь к эстетической стороне языка.  Многие задания к тексту формулируются в форме вопросов, приглашающих учащихся вчитаться, вдуматься в текст, почувствовать слово, языковую ткань текста.

Наиболее распространенный вид работыкомплексный анализ текста .

Повторяя фонетику, орфографию, пунктуацию, учащиеся «углубляются» в текст, прикасаясь к эстетической стороне языка.

Многие задания к тексту формулируются в форме вопросов, приглашающих учащихся вчитаться, вдуматься в текст, почувствовать слово, языковую ткань текста.

Например: 1. Как бы вы определили, что такое речь правильная и речь хорошая?  (Слабым ученикам можно дать предложения, продолжив которые, дети составят связный ответ на вопрос.) 2.Найдите ключевые слова и запишите их. Определите их лексическое значение. Запишите свои ассоциации к словам. 3. Прочитайте высказывание. Согласны ли вы с ним? Подумайте, может ли оно стать началом вашего будущего текста.  О чем он? Определите тип вашего текста. Запишите его.

Например:

1. Как бы вы определили, что такое речь правильная и речь хорошая?

(Слабым ученикам можно дать предложения, продолжив которые, дети составят связный ответ на вопрос.)

2.Найдите ключевые слова и запишите их. Определите их лексическое значение. Запишите свои ассоциации к словам.

3. Прочитайте высказывание. Согласны ли вы с ним?

Подумайте, может ли оно стать началом вашего будущего текста.

О чем он? Определите тип вашего текста. Запишите его.

Игра «Эксперт»  Написать экспертное заключение на работу одноклассника, конкурс на лучшее начало сочинения, подбор пословиц, стихотворений по теме, написание сочинений по теме в художественном, публицистическом или разговорном стиле (можно предложить коллективное написание сочинения: один ученик пишет начало, другой – основную часть, третий – заключение.  В каждой группе обязательно должен быть сильный учащийся), составление заданий для комплексного анализа текста.

Игра «Эксперт»

Написать экспертное заключение на работу одноклассника, конкурс на лучшее начало сочинения, подбор пословиц, стихотворений по теме, написание сочинений по теме в художественном, публицистическом или разговорном стиле (можно предложить коллективное написание сочинения: один ученик пишет начало, другой – основную часть, третий – заключение.

В каждой группе обязательно должен быть сильный учащийся), составление заданий для комплексного анализа текста.

Большое значение имеют  разноуровневые дидактические материалы,  включающие учебные задания для самостоятельной работы.  Их  можно в основном делить по следующим  логическим основаниям: 1) по методу самостоятельной работы  учащихся (например, наблюдения, упражне ния, работа с текстом учебника); 2) звеньям учебного процесса  (задания на восприятие, систематизацию, закрепление и повторение учебного материала);

Большое значение имеют  разноуровневые дидактические материалы,  включающие учебные задания для самостоятельной работы. 

Их  можно в основном делить по следующим  логическим основаниям: 1) по методу самостоятельной работы 

учащихся (например, наблюдения, упражне

ния, работа с текстом учебника); 2) звеньям учебного процесса 

(задания на восприятие, систематизацию, закрепление и повторение учебного материала);

3)  по характеру познавательной  деятельности учащегося  (репродуцирующие  и творческие задания); 4) по характеру руководства  (подробное или менее подробное  инструктирование). Но было бы неправильным, ссылаясь на недостаточную подготовку некоторых учащихся, ограничивать их самостоятельную работу заданиями пониженного уровня сложности.

3)  по характеру познавательной 

деятельности учащегося 

(репродуцирующие  и творческие задания);

4) по характеру руководства 

(подробное или менее подробное 

инструктирование).

Но было бы неправильным, ссылаясь на недостаточную подготовку некоторых учащихся, ограничивать их самостоятельную работу заданиями пониженного уровня сложности.

Задача учителя - довести этих учащихся до уровня средних, обучить их приемам рациональной умственной деятельности, дифференцировать задания по степени оказания помощи ученику со стороны учителя, по степени самостоятельности учащихся при выполнении задания.

Задача учителя - довести этих учащихся до уровня средних, обучить их приемам рациональной умственной деятельности, дифференцировать задания по степени оказания помощи ученику со стороны учителя, по степени самостоятельности учащихся при выполнении задания.

3.  Распространение  опыта

3. Распространение опыта

 Мы должны воспитывать человека, умеющего учиться, то есть способного и склонного самостоятельно расширять свои знания и умения сообразно новым жизненным задачам.  На своих уроках, учитывая этот подход, я применяю такие методы  как словесный, поисковый,исследовательский и др. Формы работы тоже разнообразны это и индивидуальная, парная, групповая и другие.  Самостоятельную работу провожу на всех этапах урока в зависимости от цели.

Мы должны воспитывать человека, умеющего учиться, то есть способного и склонного самостоятельно расширять свои знания и умения сообразно новым жизненным задачам.

На своих уроках, учитывая этот подход,

я применяю такие методы как

словесный, поисковый,исследовательский и др.

Формы работы тоже разнообразны это и индивидуальная, парная, групповая и другие.

Самостоятельную работу провожу на всех этапах урока в зависимости от цели.

«Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью»  Л.Н. Толстой.

«Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью»

Л.Н. Толстой.

 Основа любой профессии- это знание. Но как научить своих учеников учиться, мыслить самостоятельно и вслушиваться в слово, его музыку, его тайные смыслы?  Выход один: нужно дать ребятам возможность самим искать ответ, может быть, мучительно, всю жизнь, но всерьез. Значит нужно научить их думать.  Результат нашей совместной работы скажется: научившись думать самостоятельно , мои ученики сами смогут овладеть знаниями и анализировать проблемы.

Основа любой профессии- это знание.

Но как научить своих учеников учиться, мыслить самостоятельно и вслушиваться в слово, его музыку, его тайные смыслы?

Выход один: нужно дать ребятам возможность самим искать ответ, может быть, мучительно, всю жизнь, но всерьез. Значит нужно научить их думать.

Результат нашей совместной работы скажется: научившись думать самостоятельно , мои ученики сами смогут овладеть знаниями и анализировать проблемы.

3. Заключение  Выводы  и  рекомендации

3. Заключение 

Выводы и рекомендации

 В ходе работы отметила, что в сохранении активности мыслительной деятельности учащегося к тому, что он делает на уроке и дома, большую роль играет интерес.  Поэтому поставила перед собой ряд целей: формирование и дальнейшее развитие мыслительных операций:  анализа, сравнения, обобщения; развитие и тренинг творческого мышления; стимулирование интереса к познавательной деятельности учащихся, активности, самостоятельности, упорства в достижении цели; регулярный контроль за успеваемостью учащихся по предмету.

В ходе работы отметила, что в сохранении активности мыслительной деятельности учащегося к тому, что он делает на уроке и дома, большую роль играет интерес.

Поэтому поставила перед собой ряд целей:

  • формирование и дальнейшее развитие мыслительных операций: анализа, сравнения, обобщения;
  • развитие и тренинг творческого мышления;
  • стимулирование интереса к познавательной деятельности учащихся, активности, самостоятельности, упорства в достижении цели;
  • регулярный контроль за успеваемостью учащихся по предмету.
Конкретные задачи для управления процессом познания были выделены: разнообразить методы обучения с широким внедрением элементов самостоятельной работы учащихся на уроке; совершенствовать формы, методы контроля и оценку знаний, умений и навыков учащихся; осуществлять индивидуальный подход к учащимся.

Конкретные задачи для управления процессом познания были выделены:

  • разнообразить методы обучения с широким внедрением элементов самостоятельной работы учащихся на уроке;
  • совершенствовать формы, методы контроля и оценку знаний, умений и навыков учащихся;
  • осуществлять индивидуальный подход к учащимся.
 Разные методы работы : устный; словесно-графический; наглядный; практический.

Разные методы работы :

  • устный;
  • словесно-графический;
  • наглядный;
  • практический.
Каждый из них реализуется в системе приемов , таких как: фронтальный опрос, устные контрольные работы, построение графиков, диаграмм, моделями по алгоритму, интеллектуальные карты, работа над проектами, хронологические таблицы.

Каждый из них реализуется

в системе приемов , таких как:

  • фронтальный опрос,
  • устные контрольные работы,
  • построение графиков,
  • диаграмм,
  • моделями по алгоритму,
  • интеллектуальные карты,
  • работа над проектами,
  • хронологические таблицы.
Использую дифференцированные средства обучения: таблицы, учебник, схемы, проекты, описание работ, карточки для устной и письменной работы, дополнительную и справочную литературу.

Использую дифференцированные средства обучения:

  • таблицы,
  • учебник,
  • схемы,
  • проекты,
  • описание работ,
  • карточки для устной и письменной работы,
  • дополнительную и справочную литературу.
 Самостоятельные работы , которые различаются: по дидактическим целям: обучающие; тренировочные; закрепляющие; повторительные; развивающие; творческие.

Самостоятельные работы ,

которые различаются:

по дидактическим целям:

  • обучающие;
  • тренировочные;
  • закрепляющие;
  • повторительные;
  • развивающие;
  • творческие.
По уровню самостоятельности учащихся: по образцу (репродуктивные); реконструктивные, вариативные; эвристические (частично-поисковые); исследовательские творческие: кроссворды, занимательные задачи, ребусы, анаграммы, интеллектуальные карты

По уровню самостоятельности учащихся:

  • по образцу (репродуктивные);
  • реконструктивные,
  • вариативные;
  • эвристические (частично-поисковые);
  • исследовательские

творческие:

  • кроссворды,
  • занимательные задачи,
  • ребусы,
  • анаграммы,
  • интеллектуальные карты
По степени индивидуальности: общеклассные (по вариантам, дифференцируемые); групповые (в группах, парах); индивидуальные. По источнику и методу приобретения знаний: работа с книгой решение и составление задач;  По  форме выполнения: устные;  письменные; тесты.

По степени индивидуальности:

  • общеклассные

(по вариантам, дифференцируемые);

  • групповые (в группах, парах);
  • индивидуальные.

По источнику и методу приобретения знаний:

  • работа с книгой решение и составление задач;

По форме выполнения:

  • устные;
  • письменные;
  • тесты.
 Виды проверки: предварительная; текущая; периодическая; итоговая.

Виды проверки:

  • предварительная;
  • текущая;
  • периодическая;
  • итоговая.
Формы контроля: по способу предъявления (письменный и устный); по числу проверяемых (индивидуальный, групповой, фронтальный); по степени дифференцируемости (дифференцируемый или нет); по объему контролируемого материала (промежуточный зачет, контрольная работа, итоговый экзамен); по характеру предъявляемых знаний (вопросы, работа с печатными средствами: карточки, тесты, работа над ошибками, схемы, таблицы, диаграммы, графики).

Формы контроля:

  • по способу предъявления (письменный и устный);
  • по числу проверяемых (индивидуальный, групповой, фронтальный);
  • по степени дифференцируемости (дифференцируемый или нет);
  • по объему контролируемого материала (промежуточный зачет, контрольная работа, итоговый экзамен);
  • по характеру предъявляемых знаний
  • (вопросы, работа с печатными средствами: карточки, тесты, работа над ошибками, схемы, таблицы, диаграммы, графики).
Жизнь человека- это движение по пути познания.  Каждый шаг может обогащать нас, если благодаря новому мы начинаем видеть  то , чего ранее не замечали или не понимали , чему не придавали значение. Как будут вести себя учащиеся, столкнувшись с незнакомым, неизведанным и непонятным?

Жизнь человека- это движение по пути познания.

Каждый шаг может обогащать нас, если благодаря новому мы начинаем видеть то , чего ранее не замечали или не понимали , чему не придавали значение.

Как будут вести себя учащиеся, столкнувшись с незнакомым, неизведанным и непонятным?

Один обойдет стороной,  другой понаблюдает издалека,  а кто-то попробует проникнуть в глубину и разобраться.  Вот тут-то ему и пригодятся воля, навыки, мужество и самостоятельность . Чтобы дойти до конца. Чтобы найти выход.  И если мои ученики дойдут до конца , значит, в этом есть и моя заслуга .
  • Один обойдет стороной,
  • другой понаблюдает издалека,
  • а кто-то попробует проникнуть в глубину и разобраться.
  • Вот тут-то ему и пригодятся

воля, навыки, мужество и самостоятельность .

  • Чтобы дойти до конца.
  • Чтобы найти выход.
  • И если мои ученики дойдут до конца , значит, в этом есть и моя заслуга .
Самостоятельная работа закрепление и совершенствование  знаний, умений и навыков.

Самостоятельная работа

закрепление и совершенствование знаний, умений и навыков.

Тема «Правописание корней с чередованием, приставок на –з и –с, приставок  пре-, при-

Тема «Правописание корней с чередованием, приставок на –з и –с, приставок  пре-, при-".

  Задание составить кроссворд  «Слова-родственники» с чередующимися гласными в корне, а также с приставками пре-, при-, раз-, рас-.  

Образец 1. Молодые побеги растений.

2 . Мальчик или девочка в возрасте от 12 до 16 лет.

3 . Специалист по выращиванию растений

  1 Поросль 2 Подросток 3 растениевод

  • Движение с целью набрать скорость
  • Место раздвоения железнодорожного пути

3. Сбор сведений о противнике.

    1.разгон 2.разъез 3.разведка

Тема «Правописание сложных существительных и прилагательных»   Задание - подобрать  материал к лингвистической игре «Одним словом»   Образец:   Волшебная скатерть, на которой сами собой появляются кушанья. Металлический прибор для кипячения воды к чаю. Неограниченная власть монарха. 1. самобранка 2. самовар 3. самодержавие  

Тема «Правописание сложных существительных и прилагательных»

  Задание - подобрать  материал к лингвистической игре «Одним словом»  

Образец:  

  • Волшебная скатерть, на которой сами собой появляются кушанья.
  • Металлический прибор для кипячения воды к чаю.
  • Неограниченная власть монарха.

1. самобранка 2. самовар

3. самодержавие  

 Тема: Склонение полных прилагательных.  Вставьте буквы, выделите окончания, определите их падеж.  На син_м вечерн_м небе; по нижн_му тенист_му парку; рыж_й белкой; до ближн_й деревни; у хорош_ ученика; на дальн_ планету; талантлив_ дети.

Тема: Склонение полных прилагательных.

Вставьте буквы, выделите окончания, определите их падеж. На син_м вечерн_м небе; по нижн_му тенист_му парку; рыж_й белкой; до ближн_й деревни; у хорош_ ученика; на дальн_ планету; талантлив_ дети.

 Тема: Степени сравнения прилагательных  От данных прилагательных образуйте все формы степеней сравнения. 1 ряд – красивый, твердый; 2 ряд – горький, белый; 3 ряд – молодой, громкий.   Тема: Разряды прилагательных Из данных прилагательных выписать:  1 ряд – качественные; 2 ряд – относительные; 3 ряд – притяжательные.  Военный (корабль), летний (день), волчья (нора), маленький (мячик), стеклянный (сосуд), речной (вокзал), охотничий (домик), щучья (пасть), давнишний (друг), ленивый (кот), тяжелый (груз), добрый (человек).

Тема: Степени сравнения прилагательных

От данных прилагательных образуйте все формы степеней сравнения.

1 ряд – красивый, твердый; 2 ряд – горький, белый;

3 ряд – молодой, громкий.

Тема: Разряды прилагательных

Из данных прилагательных выписать: 1 ряд – качественные; 2 ряд – относительные;

3 ряд – притяжательные. Военный (корабль), летний (день), волчья (нора), маленький (мячик), стеклянный (сосуд), речной (вокзал), охотничий (домик), щучья (пасть), давнишний (друг), ленивый (кот), тяжелый (груз), добрый (человек).

 Площадка «Мастерская слова»  Вставьте на месте пропусков подходящие по смыслу прилагательные.  ( ) солнце безжалостно палило с ( ) неба. Бабочка – крапивница ( ) пятнышком мелькнула у ( ) окна и порхнула к потолку ( ) веранды. Там она прицепилась вверх ногами в самом ( ) углу. Еще несколько бабочек висели там, свесив вниз ( ) крылья.

Площадка «Мастерская слова»

Вставьте на месте пропусков подходящие по смыслу прилагательные. ( ) солнце безжалостно палило с ( ) неба. Бабочка – крапивница ( ) пятнышком мелькнула у ( ) окна и порхнула к потолку ( ) веранды. Там она прицепилась вверх ногами в самом ( ) углу. Еще несколько бабочек висели там, свесив вниз ( ) крылья.

Тема: « Проблематика и художественное своеобразие драмы «Гроза» Задание -  1.Прочитать драмы «Гроза» и «Бесприданница» Островского. 2.Сопоставить обе пьесы Островского с точки зрения проблематики и образной системы. Рекомендации    Письменная часть задания выполняется в тетради и оформляется в виде сравнительной таблицы, где сопоставляются две пьесы Островского: указывается   жанр, тема, идея произведения, место действия, сословная принадлежность главных действующих лиц и даётся краткая характеристика главной героини.

Тема: « Проблематика и художественное своеобразие драмы «Гроза»

Задание -

1.Прочитать драмы «Гроза» и «Бесприданница» Островского.

2.Сопоставить обе пьесы Островского с точки зрения проблематики и образной системы.

Рекомендации   

Письменная часть задания выполняется в тетради и оформляется в виде сравнительной таблицы, где сопоставляются две пьесы Островского: указывается   жанр, тема, идея произведения, место действия, сословная принадлежность главных действующих лиц и даётся краткая характеристика главной героини.

Тема: Официально-деловой стиль речи Задание -  составить резюме или автобиографию    Тема: «Литературные группировки и журналы. Поэзия 20-х годов. М. Волошин, О. Мандельштам» Задание -   Подготовить сообщение   и презентацию о жизни и творчестве М. Волошина или О. Мандельштама. 2. Альтернативное задание: выучить и проанализировать одно из стихотворений  Волошина или Мандельштама.

Тема: Официально-деловой стиль речи

Задание -  составить резюме или автобиографию   

Тема: «Литературные группировки и журналы. Поэзия 20-х годов. М. Волошин, О. Мандельштам»

Задание -

  •   Подготовить сообщение   и презентацию

о жизни и творчестве М. Волошина или О. Мандельштама.

2. Альтернативное задание: выучить и проанализировать одно из стихотворений  Волошина или Мандельштама.

 Марафон «Я – режиссёр».  Предложите свои названия телевизионных передач, включающие прилагательные.  «Утренняя почта», «Футбольное обозрение».

Марафон «Я – режиссёр».

Предложите свои названия телевизионных передач, включающие прилагательные.

«Утренняя почта»,

«Футбольное обозрение».

Редактирование текста и сочинение-миниатюра. ( При изучении темы «Полные и краткие прилагательные» )  Редактирование текста.  Утренний воздух чистый, прозрачен и свеж.  Беленький ландыш пахучий.  Старый дуб высокий и могуч.  Огромный медведь неуклюжий.

Редактирование текста и

сочинение-миниатюра.

( При изучении темы «Полные и краткие прилагательные» )

Редактирование текста. Утренний воздух чистый, прозрачен и свеж. Беленький ландыш пахучий. Старый дуб высокий и могуч. Огромный медведь неуклюжий.

Индивидуальные разноуровневые карточки используются на итоговом уроке. Например, карточки по роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин».   Уровень А:  Из-за чего произошла ссора между Онегиным и Ленским? Как провел последнюю перед дуэлью ночь каждый из них? Почему Онегин, приняв вызов на дуэль, осуждает себя?

Индивидуальные разноуровневые карточки используются на итоговом уроке.

Например, карточки по роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Уровень А:

  • Из-за чего произошла ссора между Онегиным и Ленским?
  • Как провел последнюю перед дуэлью ночь каждый из них?
  • Почему Онегин, приняв вызов на дуэль, осуждает себя?
Индивидуальные разноуровневые карточки используются на итоговом уроке. Например, карточки по роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин».   Уровень В:  Как А. С. Пушкин изображает высшее общество Петербурга? Почему Татьяна вызывает уважение окружающих? Свой ответ подтвердите примерами из текста. Каким вернулся Онегин в Петербург после странствий?  Каково его душевное состояние?

Индивидуальные разноуровневые карточки используются на итоговом уроке.

Например, карточки по роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Уровень В:

  • Как А. С. Пушкин изображает высшее общество Петербурга?
  • Почему Татьяна вызывает уважение окружающих? Свой ответ подтвердите примерами из текста.
  • Каким вернулся Онегин в Петербург после странствий?
  • Каково его душевное состояние?
Индивидуальные разноуровневые карточки используются на итоговом уроке. Например, карточки по роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин».   Уровень С:  Сравните поместное и столичное дворянство в изображении А. С. Пушкина. Составьте план ответа. Докажите, что нравственная позиция Татьяны выше, чем у Онегина. Составьте тезисный план ответа.

Индивидуальные разноуровневые карточки используются на итоговом уроке.

Например, карточки по роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Уровень С:

  • Сравните поместное и столичное дворянство в изображении А. С. Пушкина.
  • Составьте план ответа.
  • Докажите, что нравственная позиция Татьяны выше, чем у Онегина.
  • Составьте тезисный план ответа.
Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!