СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Описание опыта педагогической деятельности «Введение занятий внеурочной деятельностью спортивно-оздоровительной направленности и их влияние на развитие двигательных качеств младших школьников»

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Описание опыта педагогической деятельности «Введение занятий внеурочной деятельностью спортивно-оздоровительной направленности и их влияние на развитие двигательных качеств младших школьников»»

Седьмой городской конкурс профессионального мастерства учителей общеобразовательных учреждений муниципальной системы образования

«Педагогические надежды»







Описание опыта педагогической деятельности

«Введение занятий внеурочной деятельностью спортивно-оздоровительной направленности и их влияние на развитие двигательных качеств младших школьников»




Работу выполнила:

Шуникова Диана Витальевна

учитель физической культуры

средняя школа № 72

Ярославль 2020

1. Тема опыта.

«Введение занятий внеурочной деятельностью спортивно-оздоровительной направленности и их влияние на развитие двигательных качеств младших школьников».

2. Сведения об авторе опыта.

Я, Шуникова Диана Витальевна, работаю учителем физической культуры с 2017 года в средней школе №72.  На данный момент преподаю физическую культуру в 1-5 классах и внеурочную деятельность в начальной школе: азбука здоровья, ОФП, шахматы, футбол, гимнастика.

3. Условие возникновения, становления опыта.

В современном мире человек, заботясь о своем здоровье, знает, что для этого необходимо движение. Оно является основным стимулятором жизнедеятельности организма человека. Физические упражнения повышают общий тонус, активизируют защитные силы организма. Активная двигательная деятельность ведет к росту культуры взглядов на здоровье, к изменению режима труда, отдыха, питания, следованию требованиям личной гигиены, закаливанию. Именно в младшем школьном возрасте родители и учителя должны сформировать оптимальную двигательную активность, потребность у ребёнка в движениях и мышечной деятельности. Для нормальной работы всех систем организма ребёнка необходим оптимальный уровень развития мышечной силы. В физическом воспитании особое место принадлежит гимнастике, обеспечивающей общее физическое развитие и совершенствование основных двигательных способностей человека. Гимнастику отличает многообразие упражнений, предоставляющих широкие возможности для наиболее успешного решения конкретных педагогических задач. Занятия различными видами гимнастики помогают решать одну из важнейших задач – обеспечить подготовку физически крепкого молодого поколения с гармоничным развитием физических и духовных сил.

4. Актуальность опыта. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. С внедрением ФГОС образования в России создается система, при которой преемственность образовательных программ позволит создать условия для воспитания физически и духовно здоровой личности. Школьные уроки физкультуры не полностью восполняют дефицит двигательной активности. Поэтому в начальной школе назрела необходимость введения внеурочной деятельности спортивно-оздоровительной направленности детей.



5. Ведущая педагогическая идея опыта заключается в совершенствовании системы формирования здорового образа жизни детей и их потребности в двигательной активности. Во внеурочную деятельность были введены занятия по гимнастике и проведен эксперимент, определяющий развитие двигательных качеств младших школьников.

6. Длительность работы над опытом: один учебный год: сентябрь 2018 года – май 2019 года.

7. Диапазон опыта представлен системой внедрения внеурочной деятельности спортивно-оздоровительной направленности и воспитанием у детей потребности в физических упражнениях и достижения успеха в выбранном виде спорта (гимнастика).

8. Теоретическая база опыта. Тема актуальна, так как возникновение гиподинамии у детей и низкий уровень физической подготовленности прогрессируют. Ученые в древности, такие как Авиценна и Аристотель, говорили о пользе движения:

«Умеренно и последовательно занимающийся физическими упражнениями человек, не нуждается ни в каком лечении»;

«Ничто так не истощает и не разрушает человека, как продолжительное физическое бездействие».

В учебном пособии Баевой Н. А., Погадаевой О.В. «Анатомия и физиология детей школьного возраста» говорится о том, что возраст детей от 7 до 10 лет является периодом активного совершенствования двигательной деятельности, когда происходит становление различных координационных механизмов, обеспечивающих высокий уровень развития организма и взаимодействие различных органов и систем.

В пособии для учителя Григорьева Д.В., Степанова П.В. «Внеурочная деятельность школьников» рекомендуется проводить занятия для детей младшего школьного возраста, спортивно-оздоровительной направленности не менее 60 минут в день от умеренных к энергично-интенсивным аэробным физическим нагрузкам. Уникальным аспектом является включение трехдневной цели в неделю по выполнению упражнению по укреплению мышц, костей, и энергично-интенсивных аэробных физических нагрузок. Для детей и подростков необходима постоянная физическая активность.

На основе методических пособий была разработана система проведения внеурочной деятельности по гимнастике. До и после проведения занятий проходило отслеживание развития двигательных качеств младших школьников. Испытуемые проходили тесты, которые отражали развитие их двигательных качеств.











Технология опыта

Цель: организация учебного процесса, способствующего формированию потребности в физических упражнениях и развитию двигательных качеств детей с помощью внедрения занятий внеурочной деятельности по гимнастике.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Изучить учебно-методическую литературу.

  2. Разработать программу для занятий гимнастикой с младшими школьниками во внеурочное время.

  3. Воспитать потребность в двигательной активности и привлечь к здоровому образу жизни.

  4. Внедрить разработанную программу и обучить разработанным упражнениям для повышения развития двигательных качеств детей.

  5. Определить динамику развития двигательных качеств у младших школьников.



Каждый урок – это способ включения обучающегося в разные виды деятельности в соответствии с его возрастными особенностями, потребностями, физической подготовленностью. Технология педагогического сопровождения учащихся предполагает выстраивание индивидуальной траектории развития обучающихся через реализацию образовательной программы с учетом личностных потребностей.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом нового поколения организация внеурочной деятельности обучающихся является неотъемлемой частью образовательного процесса. Задачи, которые решаются на занятиях спортивно-оздоровительной направленности обучающихся предполагают формирование знаний, установок и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих развитию ребенка.

В своей педагогической деятельности я использую разнообразные методы для привлечения обучающихся к двигательной активности и формирования здорового образа жизни: игровой, соревновательный, групповой, индивидуальный, фронтальный, круговой, дифференцированный.

Фронтальный метод выполнения упражнений применяю в своей работе чаще, он позволяет максимально охватить всех учеников, увеличивая моторную плотность урока. Выполнение упражнений происходит всеми занимающимися. Наиболее эффективный метод при развитии двигательных качеств – круговой. Предусматривает последовательное выполнение упражнений на станциях, расположенных по периметру зала. На занятиях внеурочной деятельности придерживаюсь основных средств обучения: словесный, наглядный, комбинированный.

На занятиях гимнастикой во внеурочное время была разработана программа и комплекс упражнений для повышения двигательных качеств младших школьников. Занятия проводились три дня в неделю по одному часу. Во время занятий с обучающимися проводились растяжка и хореография, выполнялись прыжки, кувырки, равновесия. Была работа без предметов и с предметами: скакалка, обруч, мяч.

Во время учебного года были проведены тесты в 3 этапа:

  1. Начало сентября 2018 года.

  2. Конец декабря 2018 года.

  3. Конец мая 2019 года.

Контрольные тесты до и после эксперимента проводились с интервалом в 9 месяцев. По тестам можно выявить динамику развития физических качеств младших школьников: взрывной силы, гибкости, ловкости. В течение учебного года испытуемые выполняли комплекс упражнений, который способствовал повышению двигательных качеств.

После проведения исследований, данные тестов испытуемых анализировались и обобщались. Был проведен сравнительный анализ средних показателей на всех этапах эксперимента, который показал, что результаты всех испытуемых значительно улучшились во всех тестах. Это значит, что занятия художественной гимнастикой и комплекс упражнений положительно повлияли на развитие двигательных качеств обучающихся.

Испытуемые проходили следующие тесты:

На взрывную силу:

  • Прыжок вверх (см)

  • Бросок обруча (м)

На гибкость:

  • Наклон вперед (см)

  • Мост (см)

На ловкость:

  • Ловля мяча за спиной (количество раз)

Упражнения на гибкость (растяжка) выполнялись в начале занятия внеурочной деятельностью на разогретые мышцы. Растяжка включала в себя подготовительные упражнения: складки, махи, наклоны и т. д. Затем выполнялись шпагаты и завершалась растяжка упражнениями на развитие гибкости спины: «корзиночка, наклоны назад, стоя на коленях и на ногах, «рыбка» и др. Проводилась и активная, и пассивная гибкость.

Ловкость тренировалась в середине тренировочного занятия: кувырки, сложно координированные прыжки и др. Упражнения выполнялись с использованием предметов: скакалка, обруч, мяч. Броски и ловля предметов, выполнение таких упражнений как: «удочка» со скакалкой, «бумеранг» с обручем, перекаты с мячом и т. д. Для достижения наибольшей эффективности применялись теннисные мячи. Главная задача – развитие кистей рук и чувства предмета.

Упражнения на силу выполнялись в конце основной части занятия: отжимания, планка, метания теннисных мячей, выпрыгивания вверх и вперед, мелкие прыжки на носках, прыжки со скакалкой и др.

Для достижения наибольшей эффективности и для заинтересованности детей младшего школьного возраста использовались подвижные игры. Полный комплекс упражнений вынесен в таблицу (табл.1). В течение года дозировки и подходы некоторых упражнений увеличивались.

Во время занятий происходит контроль в виде тестирования (предварительный, текущий и итоговый), самоконтроль и оценка формирования двигательных умений и навыков занимающихся. Для стимулирования к деятельности выполняется контроль с помощью организации соревновательного метода и выступлений на общешкольных мероприятиях. Диагностика физической подготовленности дает возможность отслеживать состояние физического развития школьников, намечать программу его совершенствования, своевременно вносить коррективы в реализацию программы.

Внедряя наиболее эффективные формы, методы и средства физического воспитания детей, формирую устойчивый интерес учащихся к физической культуре и спорту, добиваюсь повышения результативности процесса обучения и воспитания. Во время занятий у детей наблюдалась увлечённость и интерес к гимнастике и к физическим упражнениям в целом.

Проведенные исследования показывают, что занятия гимнастикой в процессе внеурочной деятельности способствуют повышению уровня развития двигательных качеств младших школьников. Средние показатели по всем тестам после проведения эксперимента улучшились. Полученные данные в ходе исследования показали, что большинство испытуемых за 9 месяцев тренировок улучшили свои показатели. Изменения средних процентных показателей варьируются от 12% до 45%.




ПРИЛОЖЕНИЕ 1

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Баёва Н.А., Погадаева О.В. Анатомия и физиология детей школьного возраста: Учебное пособие [Текст]/Н.А. Баёва, О.В. Погадаева. — Омск: СибГУФК, 2003. — 56 с.

  2. Васильков А.А. Теория и методика физического воспитания: Учебник [Текст]/А. А. Васильков. — Ростов н/Д: Феникс, 2008. — 381 с.

  3. Гончарова Ю.А. Возрастная анатомия, физиология и гигиена: Учебное пособие для вузов [Текст]/Ю.А. Гончарова. — Воронеж: Издательско-полиграфический центр ВГУ, 2008. — 90 с.

  4. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников: Пособие для учителя [Текст]/Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. — М.: Просвещение, 2014. — 223 с.

  5. Горский В.А. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование [Текст]/В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов. — 4-е изд. — М.: Просвещение, 2014. — 111 с.

  6. Иваницкий М.Ф. Анатомия человека: Учебник для высших учебных заведений физической культуры [Текст]/М.Ф. Иваницкий, Б.А. Никитюк, А.А. Гладышева, Ф.В. Судзиловский. — М.: Олимпия, 2008. — 624 с.

  7. Коц Я.М. Спортивная физиология: Учебник для институтов физической культуры [Текст]/Я.М. Коц. — М.: Физкультура и спорт, 1998. — 200 с.

  8. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры (общие основы теории и методики физического воспитания; теоретикометодические аспекты спорта и профессиональноприкладных форм физической культуры): Учеб. для ин-тов физ. культуры [Текст]/Л.П. Матвеев. — М.: Физкультура и спорт, 1991. — 543 с.


ПРИЛОЖЕНИЕ 2


Комплекс упражнений для развития двигательных качеств младших школьников на занятиях внеурочной деятельности по гимнастике

На гибкость:

Упражнения

Дози-ровка

Описание

Складка

1 мин

Сед прямые ноги вперед, максимальный наклон к прямым ногам. Возможно, с помощью партнера.

Складка ноги врозь

1 мин

Сед прямые ноги в стороны, максимальный наклон вперед, ноги прямые. Возможно, с помощью партнера.

«Бабочка»

1 мин

Сед, согнутые ноги, колени в стороны, колени положить на пол, помощь руками.

«Лягушка»

1 мин

Лежа на животе, ноги согнуты, колени в стороны, коснуться пола внутренней частью бедра. Возможно, с помощью партнера.

Махи (лёжа на спине, на боку, на животе)

10-20

Максимальный мах, ноги прямые.

Наклоны к ногам

1 мин

Стоя, ноги прямые, притянуть себя руками к ногам.

Полушпагаты

1 мин

Впереди нога согнутая, сзади – прямая, бедро положить на пол, спина прямая. Левая и правая нога поочередно.

Выпады

1 мин

Впереди нога согнутая, стопа под коленом, сзади – прямая на подъеме.

Шпагаты (правая, левая, прямой)

1-2 мин

Ноги прямые, развернутые.

«Корзиночка»

1 мин

Лежа на животе прогнуться назад, стопами коснуться головы.

«Лодочка»

1 мин

Лежа на животе, руки и ноги прямые, удержание.

«Чаша»

1 мин

Лежа на животе, хват руками за одноименные стопы, выпрямить ноги и прогнуться в спине.

Мост (на коленях, на ногах)

1 мин

Стоя на коленях наклон назад, руками тянуться к полу, то же на ногах

«Рыбка»

1 мин

Поднимание и удержание спины лежа на животе, руки за головой или прямые, с помощью и без.

На ловкость:

Кувырки

5

Вперед и назад, с максимальной скоростью.

Колесо

5

Ноги прямые.

Прыжки «касаясь»

10

Впереди нога согнутая, сзади – прямая. Прыжок с максимальной высотой, затем с поворотом.

Прыжки с отбивом мяча перед собой

10

Прыжки на двух и на одной ногах, мяч перед собой (правой и левой руками).

Удочка со скакалкой

10

Один узел в руке, другой – на полу, подброс и ловля узла скакалки другой рукой.

Мельница со скакалкой

2 мин

Поочередное вращение скакалки восьмеркой перед собой.

Бумеранг с обручем

10

Бросок обруча вдоль пола с обратным вращением.

Перекаты мяча

10

По рукам, стоя, по спине и ногам, лежа на животе

Броски и ловля предметов: скакалка, обруч, мяч, теннисные мячи

10

Сильные броски и точная ловля.

Жонглирование теннисными мячами

2 мин

Двумя и тремя мячами.

На взрывную силу:

Короткие прыжки на месте + высокие прыжки с подниманием колен к груди

10-15+10-15 (1-3 подх.)

Без перерыва.

Выпрыгивания вверх и вперед

10-20 (1-3 подх.)

Упор присев, максимальный прыжок вверх, руки вверх.

Прыжки через натянутую скакалку

10-20 (1-3 подх.)

Перепрыгнуть скакалку, ноги к себе, скакалка постепенно поднимается.

Прыжки со скакалкой

30-50 (1-2 подх.)

Ноги прямые, приземление лёгкое, на носках.

Броски предметов (скакалка, обруч, мяч, теннисные мячи)

10-15

Сильные броски и точная ловля.

Поднимание ног в висе (угол и складка)

10-20 (1-3 подх.)

Ноги прямые.

Отжимания

10-15 (1-3 подх.)

От скамейки, упор спереди и сзади.

Бёрпи

5-15

Комбинация выпрыгиваний и отжиманий.




ПРИЛОЖЕНИЕ 3


График средних показателей на трех этапах эксперимента



ПРИЛОЖЕНИЕ 4


Средние процентные изменения сентябрь 2018 г. – май 2019 г.