СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Описание опыта работы по использованию ИКТ в учебно-воспи тательном процессе

Категория: Немецкий язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В современном информационном обществе востребована школа, имеющая возможность обеспечить реализацию такой модели ученика, при которой его функциональная грамотность позволяет успешно адаптироваться к постоянно меняющимся условиям социальной среды.

Просмотр содержимого документа
«Описание опыта работы по использованию ИКТ в учебно-воспи тательном процессе»

Описание опыта работы по использованию современных информационно-коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе.

В современном информационном обществе всё более востребованной становится школа, имеющая возможность обеспечить реализацию такой модели ученика, при которой его функциональная грамотность позволяет успешно адаптироваться к постоянно меняющимся условиям социальной среды.

Использование современных образовательных технологий является необходимым условием достижения нового качества образования. Новые ФГОСы практически по всем учебным предметам предполагают овладение учениками исследовательских, проектных, информационно-коммуникативными умениями, что означает присутствие соответствующих видов учебной деятельности на занятиях. Организовать такую деятельность, проконтролировать и оценить её результаты можно только с помощью адекватных образовательных технологий, которыми должен владеть современный учитель.

Мы живём в обществе, в котором информация, её постоянно обновляющиеся ресурсы играют доминирующую роль в современной жизни. В таких условиях неоспоримое преимущество для дальнейшего продвижения в своей области знания, будущей профессиональной деятельности получают те специалисты, которые способны быстро ориентироваться в стремительно растущем потоке информации и находить нужное, способные осмыслить и грамотно применить полученную информацию. Исходя из этого, перед школой стоит задача подготовить учащихся к жизни в новых условиях, к быстрому восприятию и обработке больших объёмов информации, овладению современными методами и технологиями работы.

Кроме того, в связи с упрочением позиций России, её интеграцией в международное сообщество резко возросла потребность в специалистах, владеющих иностранными языками, что крайне важно для усиления их конкурентоспособности.

Известно, что основной целью обучения иностранным языкам в школе является формирование и развитие коммуникативной компетенции, т.е. обучение практическому владению иностранными языками.

Достижение этой цели предполагает изменение в требованиях к уровню сформированности речевых навыков и умений, требует новых подходов к отбору содержания и организации материала. Нужны новые подходы при организации учебного процесса по обучению иностранным языкам. Я стараюсь творчески подойти к решению этих проблем.

В век информационных технологий информационное обеспечение системы образования не может ограничиваться такими источниками как учитель, учебник, учебные или справочные пособия, средства массовой информации. В этом случае мощнейшим источником получения информации является Интернет. Всемирная сеть стала неотъемлемой частью современной действительности. Многие ученики давно оценили все достоинства Интернет и активно пользуются его услугами в своей учебной деятельности.

Одной из основных форм использования сети Интернет в процессе обучения немецкому языку является её применение в качестве справочно-информационной системы с целью доступа к огромным базам данных путём поиска информации.

Для реализации целей и задач обучения работе с информацией Интернета существуют вещательные (электронные газеты и журналы, электронные учебники, пособия, справочники, электронные библиотеки и архивы), интерактивные (электронная почта, электронные конференции, видеоконференции, веб-форумы, чаты) и поисковые (каталоги, поисковые и метапоисковые системы) услуги и ресурсы. Всё это позволяет более эффективно решать следующие методические задачи:

  • доступ к аутентичной информации Интернета позволяет более эффективно формировать умения критического чтения и аудирования аутентичных материалов;

  • возможность интерактивности способствует формированию у учащихся коммуникативных навыков, культуры общения, что предполагает умение кратко и чётко формулировать собственные мысли, терпимо относиться к мнению партнёров, способность вести дискуссию, аргументированно излагать свою точку зрения, а также слушать и уважать мнение партнёра.

Возможность поиска различной информации (текстовой, звуковой, графической, мультимедийной) способствует формированию умения добывать информацию из различных источников и последующей обработке этой информации с помощью современных компьютерных технологий.

Среди многообразия педагогических технологий гуманистической направленности наиболее адекватными поставленным целям являются обучение в сотрудничестве и проблемные методы обучения (дискуссии, ролевые игры проблемной направленности, метод ситуационного анализа), т.к. они позволяют сформировать определённые навыки работы с информацией: найти и отобрать необходимую информацию из разных источников, сопоставить, проанализировать и структурировать её, отличать мнение от факта, выявлять предубеждения во взглядах, работать в коллективе и т.д.

При отборе и структурировании информационных ресурсов Интернета для организации учебного процесса необходимо исходить из того, каким умениям мы обучаем. Поскольку основной целью обучения является формирование коммуникативной компетенции, в т.ч. интеллектуальных умений критического мышления, то учебный процесс должен быть организован таким образом, чтобы учащимся была предоставлена возможность речемыслительной деятельности, т.е. постоянное желание высказаться, выразить свою точку зрения, мнение. Основным источником мотивации является противоречие или проблемная ситуация, поэтому учебный материал должен иметь проблемный характер. Это даёт возможность уделять особое внимание содержанию, т.е. работе мысли, и позволяет не просто усваивать знания, но и самостоятельно исследовать проблему и входе поиска решений самостоятельно приобретать знания. А это в свою очередь стимулирует у ученика желание высказаться, обменяться мыслями, что и способствует формированию коммуникативной компетенции.

Таким образом, при отборе учебного материала необходимо руководствоваться следующими критериями:

  • материал должен быть аутентичным и доступным в языковом плане;

  • информация должна соответствовать изучаемой теме;

  • материал должен быть проблемным;

  • источники, из которых отбирается материал, должны быть устойчивыми и авторитетными (материалы газет, правительственных, государственных сайтов и.т.п.)

при работе с базовым текстом особое внимание я уделяю отработке лексических навыков, а также обучению умениям работы с информацией при изучающем чтении, целью которого является полное извлечение информации из текста. Учащимся даётся установка на осмысление информации, т.к. впоследствии им придётся её использовать. В связи с этим тексты должны быть небольшими по объёму. Для обучения умениям просмотрового, поискового и ознакомительного видов чтения отбираются достаточно объёмные тексты. Источником информации могут быть сайты средств массовой информации, государственные сайты. Материалы из Интернета и учебные тексты должны быть пронизаны единой проблемой, являясь теоретической основой для дискуссии.

Например, на уроках в 11-х классах мы изучаем тему «Что такое Amnesty International?» Многие ученики впервые слышат об этой организации. Информации, данной в учебнике, явно недостаточно. Для того чтобы подробней узнать о её деятельности, о том, существует ли в нашей стране что-то подобное, я отсылаю их в Интернет по адресу: http:www.amnesty.de. Затем мы обсуждаем собранную информацию, на основе которой ребята формируют мнение о работе организации Amnesty International и своё отношение к ней.

Изучая тему «Окружающая среда», мы сталкиваемся в учебнике с уже устаревшими данными и фактами о деятельности организации “Greenpeace” Получая задание подготовиться к дискуссии и написать краткое сообщение о данной организации, ребята записывают также адрес в Интернете для поиска информации: http://|www.greenpeace.de.

На уроках немецкого языка с помощью компьютера можно решать целый ряд дидактических задач: совершенствовать умения письменной речи школьников; пополнять словарный учащихся; формировать у школьников устойчивую мотивацию к изучению немецкого языка. С применением компьютерной программы эффективнее используется время на уроке для закрепления умения и навыков знаний учащихся. Контролирующую и обучающую функцию берёт на себя компьютер, который является беспристрастным и абсолютно объективным, что является для учащихся немаловажным фактором при выполнении проверочных и контрольных работ. Данная форма проведения компьютерных уроков немецкого языка вызвала большой интерес среди учащихся и пожелание с их стороны почаще проводить подобные уроки по всем школьным образовательным дисциплинам. При работе на компьютере достигается значительное повышение мотивации обучения немецкому языку путём использования в упражнениях рисунков, кроссвордов, непосредственной работы на компьютере.

Таким образом, среди всех технических средств обучения иностранным языкам, являющихся органическим компонентом учебного процесса, компьютер оказывает самое значительное воздействие на ход обучения.

Моей методической темой является «Развитие коммуникативной активности на основе сотрудничества». С большим вниманием и интересом я изучаю в журнале «ИЯШ», в газете «Первое сентября», а также в Интернете на образовательных сайтах статьи о новых педагогических технологиях. Наиболее интересными мне представляются опыт обучения в сотрудничестве и использование метода проектов по изучению немецкого языка.

Хотелось бы немного рассказать о методе проектов, который я использую на своих уроках на протяжении нескольких лет. Выполнение проектных заданий позволяет ученикам видеть практическую пользу от изучения немецкого языка, следствием чего является повышение интереса к данному предмету. Разнообразные формы подачи учебного материала в рамках метода проектов стимулирует развитие таких основных качеств креативности, беглость, гибкость и оригинальность мысли, разработанность идей, активное творческое саморазвитие, интеллектуальная самодеятельность. Тема проекта всегда ориентирована на личность учащихся, и работа по проекту должна учитывать их интересы и потребности, их собственный жизненный опыт, их мнения и представления.

Для учеников одним из ведущих умений при создании проекта должно быть умение работать с иноязычной информацией. При работе над проектом всегда требуется дополнительная информация. Причём эту информацию необходимо быстро просмотреть и решить, нужна она или нет для рассматриваемой в данном проекте проблемы. Это просмотровое или поисковое чтение. Эти виды чтения часто становятся приоритетными при работе с ресурсами Интернета, т.к. время стоит денег.

Работа с информацией включает:

  • поиск информации из различных источников: печатных, звуковых, электронных, включая мультимедийные;

  • умение анализировать тексты различных жанров (публицистических, нормативные документы, справочные материалы на разных носителях), а также официальных речей и активное участие в беседе;

  • умение систематизировать и обобщать полученные данные в соответствии с поставленной познавательной задачей;

  • умение делать аргументированные выводы, выстраивать систему доказательств;

  • умение сопоставлять информацию из разных источников;

  • умение оценивать информацию с точки зрения её достоверности, достаточности для решения проблемы (задачи);

  • умение структурировать текстовый и иллюстративный материал.

При этом учащиеся развивают собственную информационную компетентность и получают возможность для творческого самовыражения.

В качестве примеров приведу следующие проекты.

Изучая тему «Школа» в 8м классе, я предложила ученикам выбрать тему проекта и придумать план его выполнения. После сбора и обработки информации, полученной на уроках, а также дополнительной, добытой самостоятельно, ребята оформили свои проекты, в виде слайд-шоу, используя возможности компьютера в среде Power Point, и провели презентацию на заключительном уроке. Конечно же, созданные восьмиклассниками компьютерные презентации были не так уж и сложны, тем не менее ребята получили и использовали возможность применения навыков работы с компьютером при создании собственных проектов. Помимо этого в процессе подготовки презентации проектов, они реализовали свои потребности в самопознании, самовыражении и самоутверждении, что считаю очень важным для поддержания интереса к урокам немецкого языка.

В 10-11 классах старшеклассники работают над проектами по темам «Что я знаю о немцах», «Мы через 10 лет», «Женщина в современном обществе», «Моё любимое место отдыха», «Мой регион», что даёт возможность по-новому раскрыть себя независимо от уровня владения немецким языком, учит приёмам сотрудничества и взаимодействия в работе, позволяет реализовать свои умения и знания немецкого языка как средства общения и как средства получения новой информации. Считаю, что именно в проектной деятельности проявляется подлинная креативность школьников, от чего они сами получают удовлетворение.

В 10-11 классах я работаю по учебнику О.Зверловой “Stichwort Deutsch”. Этот учебник имеет чётко выраженную коммуникативную направленность, нацелен на развитие способности понимать немецкую речь, звучащую в обычном темпе в разнообразных ситуациях повседневного общения и адекватно реагировать на запросы при помощи речевых реплик: учебник построен на аутентичных материалах, которые напрямую связаны с проблемами молодёжи и близки моим ученикам. В результате совместной учебной деятельности учащихся удаётся значительно увеличить время речевой практики каждого ученика на уроке, проводить индивидуализацию обучения, важно отметить, что ученик отвечает не только за свои успехи, гно и за успехи своих товарищей по подгруппе, учиьтьбся вместе – главное в этом подходе. Кроме того учителем организуется самостоятельная учебно-познавательная, коммуникативная, творческая деятельность учащихся.

Компьютеризация образовательного процесса является одним из условий, определяющим новое качество образования.

В настоящее время компьютер я использую с целью повышения качества образования:

  • При подготовке дидактического и методического материала;

  • Для обработки различной информации (итоги контрольных, срезовых, проверочных работ);

  • Для знакомства с учебной литературой различных издательств («Электронный каталог учебных изданий»);

  • Для подготовки докладов с целью повышения педагогического мастерства и обобщения опыта;

  • Для организации поиска и обработки информации;

  • Для оформления различных отчётов по обучению и воспитанию школьников;

  • Для увеличения наглядности при изучении нового материала (просмотр иллюстраций, видеосюжетов, виртуальных выставок);

  • Для повышения мотивации к обучению за счёт новизны, занимательн6ости, доступности материала;

  • Для поиска демонстрационных версий ЕГЭ по немецкому языку;

  • Для подбора материала в работе с одарёнными детьми;

  • Для более эффективной подготовки к олимпиадам, Марафонам знаний;

  • Для участия в различных конкурсах, проводимых Немецким культурным центром им Гёте;

  • Для создания базы данных об учениках и их родителях вверенного мне класса;

  • Для подготовки и проведения родительских собраний;

  • Для оформления материалов проектной деятельности учителя и ученика.

Таким образом, школа позволяет создать и реализовать целостную модель использования информационных технологий в учебно-воспитательном процессе с целью развития личности ученика, повышения его адаптационных ресурсов, обеспечению успешности в обществе посредством формирования информационной культуры и информационно-коммуникативной компетентности.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!