17
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Спасская средняя общеобразовательная школа»
Большеигнатовского муниципального района РМ
Описание опыта педагогической деятельности
«Организация проектно-исследовательской деятельности
на уроках русского языка»
Автор опыта: Инжеватова Татьяна Викторовна,
учитель высшей категории
русского языка и литературы
Село Спасское
2016
Содержание.
Введение. Метод проектов. Основные требования и классификация…. 3
Часть 1. Применение метода проектов на учебных занятиях………….. 6
Часть 2. Создание педагогических условий и технология организации проектного обучения……………………………………………………… 8
Часть 3. Описание опыта работы с проектами на уроках русского языка и литературы…………………………………………………………………. 10
Заключение………………………………………………………………. 16
Список использованной литературы ………………………………….. 17
Введение. Метод проектов. Основные требования и классификация.
Одной из базовых образовательных технологий ФГОС является технология, основанная на реализации проектной деятельности. Суть метода заключается в том, чтобы стимулировать интерес обучаемых к проблемам, предполагающим владение определённой суммой знаний и через проектную деятельность показать практическое применение полученных знаний.
Гуманистический смысл проектного обучения состоит в развитии творческого потенциала обучающихся. Школьники с большим увлечением выполняют именно ту деятельность, которая выбрана ими самими. Проектная деятельность способствует преобразованию процесса обучения в процесс самообучения, позволяет каждому ученику увидеть себя как человека способного и компетентного. Проектный метод обучения в сочетании с традиционным является действенным элементом в организации самостоятельной работы учеников.
Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник еще в начале двадцатого века в США. Его называли также методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Джоном Дьюи, а также его учеником Уильямом Хердом Килпатриком. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. Отсюда чрезвычайно важно было показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Для этого необходима проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания и новые знания, которые еще предстоит приобрести.
Метод проектов привлек внимание русских педагогов еще в начале ХХ века. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С.Т. Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания.
Проект – это буквально «брошенный вперед», т.е. прототип, прообраз какого-либо объекта, вида деятельности. Под проектом подразумевается план, предложение, предварительный текст какого-либо документа и т.д.
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую они выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается с групповыми методами. Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути.
Учебный проект – это комплекс поисковых, исследовательских, расчетных, графических и других видов работ, выполняемых учащимися самостоятельно с целью практического или теоретического решения значимой проблемы. Метод проектов предполагает принципиально иную философию построения образовательного процесса, осуществляемую через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом и личными целями.
В его основу положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.
Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.
Внутренний результат – опыт деятельности – становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.
Метод проектов всегда предусматривает решение какой-либо проблемы. А решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности разнообразных методов и средств обучения, а с другой – необходимость интегрирования знаний и умений из различных сфер науки, техники, технологии, творческих областей.
Евгения Семеновна Полат, профессор, доктор педагогических наук, определяет основные требования к использованию метода проектов:
- наличие значимой в исследовательском плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения;
- практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов;
- самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся;
- структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).
- использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий.
К таким методам относятся:
определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования (использование в ходе совместного исследования метода «мозгового штурма», «круглого стола»);
выдвижение гипотезы;
обсуждение способов оформления конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров и пр.);
сбор, систематизация и анализ полученных данных;
подведение итогов, оформление результатов, их презентация;
выводы, выдвижение новых проблем исследования.
По количеству учащихся проекты можно классифицировать как:
личностные;
парные;
групповые.
По продолжительности работы:
краткосрочные (до одной недели);
средней продолжительности (от недели до месяца);
долгосрочные (от четверти до года).
В ходе проектной деятельности учащиеся расширяют знания по изучаемым предметам, формируют навыки исследовательской деятельности, подходы к решению проблем в границах изучаемого предмета.
Наибольшую ценность по этим предметам представляют межпредметные проекты, реализуемые во внеклассной деятельности, так как они формируют опыт решения комплексных проблем, имеющих социальную значимость. У учителей русского языка и литературы имеется прекрасная возможность работать над межпредметными проектами в рамках преподавания своих предметов.
Проектный метод ориентирован на творческую самореализацию развивающейся личности, развитие воли, находчивости, целеустремленности.
Цель моего курсового проекта: описание личного опыта применения проектно-исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы.
Задачи:
- дать общее представление о проектно-исследовательской деятельности;
- описать собственный опыт работы с проектами на уроках русского языка и литературы;
- привести примеры проектно-исследовательских работ учащихся.
Часть 1.
Применение метода проектов на учебных занятиях.
Реализация метода проектов, методики сотрудничества весьма перспективны при изучении русского языка и литературы. Работа в указанных формах вызывает у учащихся неподдельный интерес и является более результативной, нежели на традиционных уроках.
Важно выделить целесообразные темы курса или разделы, которые будут вынесены на проектирование. Следует отметить, что проекты в 5-6 классах являются в основном краткосрочными и несколько упрощенными по оформлению, однако это не умаляет их значимость, а лишь говорит о соответствии возрастным особенностям школьников данного возраста.
Общеизвестно, что к концу 7 - началу 8-го класса интерес учащихся к предмету резко падает. Учителя говорят, что в этом возрасте дети не хотят учиться. Ученые же, исследовав эту проблему, выяснили следующее: у 60% учащихся к 8-му классу желание учиться сохраняется, но пропадает интерес к предмету. Опыт применения метода проектов подтверждает выводы ученых. Считается, что он является хорошим стимулом для повышения интереса к изучению любого школьного предмета именно в этом возрасте. Проекты несколько усложняются по форме и по содержанию, практикуется научный подход к оформлению, при этом, соответственно, увеличивается время на их подготовку – они становятся среднесрочными.
За свою работу ученики получают сразу несколько оценок: за оформление, за содержание, за защиту, могут быть также учреждены специальные номинации: «оригинальность», «научность», «актуальность» и т. п. Это стимулирует интерес, мотивирует на самостоятельную поисковую деятельность.
На начальном этапе освоения метода проекты могут быть информационными, практико-ориентированными, творческими, игровыми.
Можно использовать метод проектов на одном-двух уроках – мини-проекты для решения какой-то небольшой проблемы. Но суть самого метода, его идея должны оставаться неизменными – это самостоятельная поисковая, исследовательская, проблемная, творческая деятельность учащихся, совместная или индивидуальная.
Выбор тематики проектов для каждой учебной ситуации индивидуален. Результаты выполнения проектов должны быть материальны, то есть как-либо оформлены (видеофильм, альбом, компьютерная газета, альманах и т.д.).
В процессе подготовки и проведения подобных уроков появляется возможность формирования у учащихся новых учебных умений по самостоятельному добыванию и осмыслению знаний широкого круга, новых личностных качеств.
Метод проектов может использоваться в учебном процессе для решения различных небольших проблемных задач, и тогда можно организовывать мини-проекты достаточно часто, приучая учащихся к творческому применению полученных знаний самостоятельно (краткосрочные, в рамках урока).
Примерами краткосрочных проектов (в рамках изучения программного материала) могут быть работы по темам:
«Волшебные существа русских народных сказок»;
«Иллюстрирование народных сказок»;
«Любимые герои детских книжек»;
Примеры среднесрочных проектов:
Примеры долгосрочных проектов (по материалам научно-практических исследований):
Метод проектов в значительной мере способствует тому, что знания учащихся максимально приближены к научному познанию мира.
В обычной жизни человеку приходится сталкиваться с множеством проблем, выбирать оптимальный ход своих действий, принимать ответственное решение. Здесь также помогает продумывание проблемы, планирование действий (последовательность решаемых задач), рефлексия и анализ результатов. Все это – проектирование, которое решает различные проблемы, позволяет избежать ошибок, сделать оптимальным выбор способа решения проблемы.
Таким образом, использование проектной деятельности в обучении для современной школы становится все более актуальным. И не случайно, ведь при помощи проекта можно реализовать воспитательные, образовательные и развивающие задачи, стоящие перед учителем.
Часть 2.
Создание педагогических условий и технология организации проектного обучения.
Проектирование в школе невозможно без организационной и культурной позиции учителя. На практике это ведет к изменению позиции педагога. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих учеников. Творческий, нестандартный подход учителя к проведению уроков ведет к повышению мотивации и ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся. Роль преподавателя заключается в постоянной консультативной помощи. Проектная деятельность позволяет ему осуществлять более индивидуальный подход к ребенку. Это очень сложно и требует постоянной самоотдачи учителя. Но труд в данном случае оплачивается сторицей.
Меняется психологический климат на уроке. Из авторитетного источника информации преподаватель становится соучастником исследовательского, творческого процесса, наставником, консультантом, организатором самостоятельной деятельности учащихся. А это и есть подлинное сотрудничество.
В работе над проектом учитель:
помогает ученикам в поиске нужных источников информации;
сам является этим источником;
координирует весь процесс;
поощряет учеников;
поддерживает непрерывную обратную связь для успешной работы учеников над проектом.
Позицию учителя можно охарактеризовать как энтузиаст, специалист, консультант, руководитель, как «человек, задающий вопросы», координатор, эксперт. Вместе с тем, позиция учителя должна быть скрытой, дающей простор самостоятельности учащихся.
Если задачей педагога является обучение проектированию, то в работе по методу учебных проектов упор нужно сделать не на том, что получилось в результате совместных усилий ученика и учителя, а на том, каким путем достигнут результат.
В ходе выполнения проектных заданий учащийся оказывается вовлеченным в активный познавательный творческий процесс на основе методики сотрудничества. Он погружен в процесс выполнения творческого задания, а вместе с ним и в процесс получения новых и закрепления старых знаний по предмету, в рамках которого и проводится проект.
Кроме того, ученик вместе с учителем выполняет собственный проект, решая какую-либо практическую, исследовательскую задачу. Включаясь в реальную деятельность, он овладевает новыми знаниями.
Критерии оценки проекта обязаны быть понятными, их должно быть не более 7-10. Оценивать необходимо качество работы в целом, а не только презентацию.
Критерии оценки результатов проектной деятельности учеников могут включать в себя:
владение способами познавательной деятельности;
умение использовать различные источники информации, методы исследования;
коммуникативные и адаптивные качества: умение работать в сотрудничестве, принимать чужое мнение, противостоять трудностям;
самоорганизация: умение ставить цель, составлять и реализовывать план, проводить рефлексию, сопоставлять цель и действие.
Этапы организации исследовательской деятельности разделяют на начальный, основной и заключительный (или внедренческий).
На начальном этапе решается ряд проблем, связанных с:
актуальностью темы;
идеей исследования;
замыслом исследования;
объектом исследования (с кем или с чем работать);
предметом исследования (что будут исследовать);
целью исследования;
задачами;
гипотезами (что возможно и при каких условиях);
диагностическим инструментарием;
критериями оценки ожидаемых результатов;
прогнозом возможных негативных последствий;
способами коррекции, компенсации негативных последствий.
Основной этап делится на подготовительный, практический и обобщающий.
Заключительный этап (внедренческий) предполагает:
Часть 3.
Описание опыта работы с проектами на уроках русского языка и литературы.
В методике преподавания русского языка и литературы метод проектов занимает особое место, так как позволяет ученику самостоятельно формировать собственные интеллектуальные структуры, воспитывает способность к обучению, рассуждению, действию. Это позволяет преодолеть созерцательность, рефлексивность и пассивность учащихся в обучении. Метод проектов формирует креативно-интеллектуальную активность, коммуникативные умения, широкое усвоение информационных технологий.
Самый первый жанр, с которым сталкивается человек, - это сказка. Этот вид устного народного творчества встречается у всех народов мира, и корни его уходят в далекое прошлое. В древние времена сказки, не имея возможности быть записанными, передавались из уст в уста, постепенно изменяясь и образуя различные варианты. Сбору и записи фольклора посвятили свою жизнь многие выдающиеся умы, такие как, например, Владимир Иванович Даль (1801-1872), Александр Николаевич Афанасьев (1826-1871), русский фольклорист Владимир Яковлевич Пропп (1895-1970).
На что можно обратить внимание при исследовании жанра сказки? У всех народов на одинаковой стадии развития складываются похожие верования и обряды, формы общественной жизни. Следовательно, идеалы и конфликты, отражаемые в сказках, у них одни и те же. В сказках нет точного напоминания о какой-либо определенной стадии культуры: здесь смешиваются и сталкиваются друг с другом различные исторические циклы и культурные стили. В сказках сохранились образцы поведения, которые могли существовать во многих культурных циклах и в разные исторические моменты.
Рассмотрим проект по литературе «Особенности народной и литературной сказок», который разработан в рамках учебной темы «Устное народное творчество. Сказки». В работе над этим проектом ученики не получают готовых знаний, они их добывают самостоятельно. Проект предназначен для развития творческих способностей учащихся, что предполагает развитие образного и логического мышления при решении поставленных проблем, нацеливает на самостоятельную исследовательскую деятельность, формирует навыки сравнительно-сопоставительного анализа как способа изучения художественного произведения.
Целью проекта по русской литературе «Особенности народной и литературной сказок» являлось показать необходимость фольклора в современности, развивать интерес к фольклорному наследию нашей страны.
Задачи проекта:
провести исследование по сказкам;
показать необходимость использования сказок в современной жизни;
развивать интерес к детскому фольклору;
пропагандировать использование сказок в повседневной жизни.
В процессе работы над проектом ученики рассматривают следующие вопросы:
сказка как литературный жанр (нужно выписать из литературоведческого словаря определение сказки народной, сказки литературной);
композиция сказки (выписать определения следующих терминов: зачин-присказка, развитие действия, концовка; найти примеры зачина и концовки в народных и авторских сказках);
язык сказки (литература - это, прежде всего, общение с писателем через кропотливое изучение и анализ художественного текста, это живая речь учителя и ученика, их диалог. Однако разумное внедрение информационных технологий поможет сделать урок более ярким, наглядным, запоминающимся);
герои сказки (сопоставить героев народной и литературной сказки, привести примеры положительных и отрицательных героев);
виды сказок (привести примеры народных и литературных сказок волшебных, бытовых и о животных);
выводы, заполнение листа рефлексии;
Выполняя творческие работы, учащиеся могут попробовать себя в качестве писателя, выполняют презентацию и буклет по теме проекта. Учащиеся также расширяют свои представления о жанре сказки, узнают интересные факты из жизни знаменитых писателей-сказочников, проявляют себя как писатели-сказочники.
Мы с учащимися 5-7 классов при изучении раздела «Устное народное творчество» обязательно изучаем легенды и предания нашего села. Удивительно много всевозможных легенд, притч и простых быличек знают старые жители села! Каждый год кажется, что узнали и записали уже все, что можно. Но каждый год находим что-то новенькое. Понятно, что многое повторяется из года в год. Но это повторение заметно только мне, как учителю, а вот дети все это узнают каждый год по-своему, дети-то каждый год разные. На границе нашего поселения есть небольшой лесок с интересным названием Казнеевский. Существует легенда, что название произошло от глагола «казнить», якобы водились в нем разбойники. Трудно в это поверить: лес относительно небольшой. Но легенда существует, она интересна детям. Мы придумываем на основе этой легенды сказки наподобие сказа Н.С. Лескова. Интересные вещи получаются!
Вот одна из сказок, придуманная моей ученицей. Сказка была отправлена на конкурс «Искусство слова» и даже напечатана в журнале.
Необыкновенное превращение.
Жил-был лес. Звали его немного странно: Казнеевский. Даже не имя какое-то, а скорее фамилия. Имя это ему дали люди. Когда-то он слышал историю своего названия. Он расположен был на горе, а подъем к нему был очень крутой. Это сейчас эту дорогу покрыли асфальтом, и машины взлетают на подъем, как на крыльях. А в стародавние времена дорога эта была часто непроходима, осенью и весной - из-за грязи, зимой - из-за снега. Летом подолгу не заравнивались колеи и ямы. Этим и пользовались разбойники. Дорога хоть и была плохая, но вела она в Торговое Талызино, куда ездили люди на ярмарку. Вот тут их разбойники и подкарауливали! Выбившиеся из сил путники останавливались отдыхать на опушке леса, летом даже распрягали лошадей. А разбойники тут как тут. Вот и пошло оттуда название лесу – Казнеевский.
Не нравилось лесу так величаться, но ведь историю не перепишешь. А ему очень хотелось, чтобы люди полюбили его и нарекли бы как-нибудь поласковее. Думал-думал лес и, наконец, придумал. Начал он на своих полянах самые разные ягоды выращивать. Сначала развел землянику и клубнику. Расселил их по опушкам, чтобы людей заманить. Как люди должны были догадаться о лесных богатствах, если даже заходить вглубь не хотели – такой плохой репутацией лес пользовался?! Однажды остановились путники в июле передохнуть у дороги, расположились в тени кустарника. А тут лес и развернул листочки над своими новыми жителями! Удивились люди, сначала ягодки в горстку собирали да ели, а потом и посуда нашлась. Долго ли, коротко ли, стали люди в лес по ягоды ходить. А уж хозяин расстарался: за земляникой-клубникой малина пошла, за ней - костяника, черника.
Дальше – больше! Пришлось лесу постараться, чтобы грибные споры раздобыть. Для этого долго вел переговоры с птицами, которые летали по всему свету, в разных лесах бывали. Принесли-таки они лесу Казнеевскому споры разных грибов: опят и подосиновиков, подберезовиков и груздей. Одна птичка-невеличка даже боровиков немного раздобыла! А уж рядовок всевозможных видимо-невидимо за несколько лет расплодилось! Выбрал лес самые яркие и красивые грибы лисички и рассадил их внутри лесного малинника. Вот пришли в очередной раз бабы за ягодами, да и нашли грибы. То-то радости было и им, и хозяину! Уже следующим летом появились в его чащах грибники.
Люди не просто пользовались богатствами леса, но и наслаждались его красотами. Деревья в нем кудрявые, летом сочно зеленые, зимой – сказочно серебристые, инеем обвешанные, весной зацветает в лесу очень рано черемуха, которой по лесным оврагам видимо-невидимо. Но особенно красив лес осенью. Не зря он смешанным именуется: деревья в нем самые разные. Здесь липа, осина, дуб, клен, ясень, тополь вперемешку растут, местами елки встречаются. И осенью все деревья окрашиваются в свой цвет. Вот красота неописуемая!
Заметил однажды лес, что люди к нему стали приходить просто так, погулять, подышать воздухом. Несказанно рад был этому! Но вдруг почувствовал какую-то тревогу. И ведь не обмануло его предчувствие! Начали люди все чаще разводить на его полянах костры, эти их дурацкие шашлыки жарить. И все бы ничего. Знал лес, что огонь – это жизнь, что именно огонь позволил когда-то человеку выжить на планете Земля. Но люди все чаще стали оставлять костры свои непотушенными, потому что напивались возле костра, а потом, побросав мусор и наломанные ветки, садились в машины и уезжали.
Потерял лес покой. Сколько сил уходило на то, чтобы сдержать огонь. Всю росу, всю влагу на это тратил. Хорошо если погода позволяла эту самую влагу собрать да приберечь на черный день! С грустью думал лес о том, что название его снова истине соответствует, только казнится теперь он сам.
И черный день действительно настал. В то лето стояла невыносимая жара. Весь день в воздухе стоял такой зной, что все живое пряталось от солнца в самую глубь леса. Но и тут, где всегда было влажно и даже сыро, потрескалась земля, железным звоном звенели пересохшие без влаги листья. Солнца почти не было видно за смогом от дальних торфяных пожаров. Лес на последнем издыхании берег своих жителей, с тоской замечая ежедневно то тут, то там высохшие березки.
А людям все казалось нипочем! Пьяная компания молодых людей приехала на опушку и развела костер! И шумел угрожающе лес, и хлестал их по лицам жесткими ветками, и насылал на них муравьев и слепней – ничего не помогло. Костер полыхал, музыка играла, а лес плакал. Он знал, что нет у него сил бороться, что, если на этот раз люди не потушат за собой огонь, ему с ним не совладать. Так и получилось…
Медленно, но верно ползли язычки от оставленного костра к сухому валежнику. Еще несколько минут, и пожар разгуляется в полную силу. Лес слышал от предков рассказы о том, как огонь за несколько часов сжирал огромные лесные массивы. ЧТО говорить о нем, небольшом леске под названием Казнеевский!
Лес спас добрый человек и случай. Добрый человек приехал в лес просто так, погулять, поразмышлять о перипетиях судьбы и капризах природы. Он сразу увидел огонь. И не испугался! Он начал сбивать огонь ветками, куда-то звонил, кричал, ругался и даже плакал. Через некоторое время с воем примчались большие красные машины и из своих недр вылили на горящие кусты целые потоки воды. Лес был спасен!
После того случая, многое в лесу изменилось. Все въезды в него были перегорожены шлагбаумами, на опушках появились большие красивые плакаты, которые хвалили лес и предупреждали людей о необходимости его беречь. Люди приходили за ягодами и грибами пешком, и совсем исчезли пьяные компании. Лес по-прежнему именуется Казнеевским. Но никто здесь не казнится, и сам лес больше не страдает. Он живет для людей, а люди его охраняют.
Вот и сказке конец, а кто слушал, молодец!
На уроках русского языка наиболее удачной считаю работу с проектом «Диалектные слова». Тема изучается в 5 классе. Пятиклассники выполняют небольшие работы, составляя кроссворды, небольшие презентации, словарики. Но работа обязательно продолжается в следующих классах. В нашей школе уже давно собирается, пополняясь ежегодно, словарь «Диалектные слова села Спасское».
История родного края волнует каждого человека. Она – вечный источник вдохновения, радостей, возвышенных стремлений и патриотического чувства. Одной из самых интересных страниц истории родного края является язык, его диалектные особенности.
Изучать диалект отвлеченно, на примерах из учебника занимательно, но не настолько интересно, как на примерах из речи жителей своего села.
Диалект может отличаться от литературного языка на всех уровнях языковой системы: фонетическом, морфологическом, лексическом и синтаксическом. С этих позиций и рассматриваем с детьми особенности нашего диалекта.
Речь современных жителей в селе стала мало отличаться от речи горожан. Ищем различия различие на фонетическом уровне.
В нашем диалекте встречается такое явление, как неполное оканье. Например, вместо звука [а] в начале слова произносится звук [у]: угурец, укружить, утнесла, утняла и т.д. Хотя в некоторых словах можно наблюдать и полное оканье. Пожилые люди села и сегодня вместо слова «рибята» произносят «робяты», четко выговаривая звук [о].
Во многих словах нашего языка очень заметны и так называемые «стяженные формы», когда в глаголах на –ает выпадает звук [йэ]: вместо утверждает, утепляет, сажает, наблюдает, оберегает, слышим – утверждат, утеплят, сажат, наблюдат, оберегат, а вместо знаем, знает - знам, знат. Понятие «стяженные формы» описано в Предисловии к «Словарю русских говоров на территории Мордовской АССР».
Очень редко, но все же встречается необъяснимое смягчение согласных в словах с гласной [ы] в корне. Таких слов очень немного, например, глиба вместо глыба.
В современном литературном языке в корнях с чередованием, а (я) – им (ин) произносятся сочетания им, ин, если после них идет суффикс -а-. В нашем диалекте сохранилась историческая форма без им (ин): вынять вместо вынимать.
Учащимися обнаружено одно слово, в котором в корне произносится звук [й] после гласного [э]. Слово «демон» произносится как «деймон».
В нашем диалекте слово «нынешний» произносится как «нонешний». Это, скорее всего, объясняется тем, что в языке до сих пор сохранилось слово нонче, в значении сегодня. Отсюда – нонешний год, нонешнее лето.
В некоторых отдельных словах встречается замена согласной [в] согласной [р]: слово сквозь произносится как скрось.
Типично произношение звука [а] в предударном слоге вместо звука [и]: у нас говорят не «питак», а «пятак». Очень интересно звучит слово «тазья», вместо слова «тазы».
С одним из классов было найдено расхождение нашего диалекта с современным литературным языком на морфологическом уровне. Некоторые существительные мужского и среднего рода становятся в диалекте села Спасское существительными женского рода: зерноуборочная комбайна, теплая одеяла. А существительное «молодежь», имеющее в литературном языке только форму единственного числа, используется в форме множественного числа: Молодежь возле реки играют.
Можно наблюдать и такое явление. Формы родительного и дательного падежей личного местоимения «ты» звучат как «тя», «те»: Я тя вижу. Я те говорил.
Своеобразно произносятся у нас формы существительных множественного числа. Окончания -а во многих словах заменяются на окончания –ы: ведры, окны, селы, веслы. А у имен собственных первого склонения в родительном падеже произносится окончание –е: у Ане, у Тане.
Ко многим существительным в форме винительного падежа присоединяется в речи частица –от: Дом-от на кого оставили? А к наречиям времени – аффикс –сь: вчерась, утрось, летось.
Работа с фонетикой и морфологией местного диалекта сложна и может быть предложена только сильным ученикам. А вот сравнение нашего диалекта с современным русским языком на уровне лексическом доступно всем детям. Говор села Спасское представлен всеми частями речи. Легко разнообразить работу с диалектами для разных групп учащихся: одни записывают любые слова, другие – только существительные или глаголы, третьи делят существительные по категориям (конкретные, отвлеченные, вещественные и т.д.), четвертые записывают названия кушаний.
За долгие годы работы в школе работа с диалектами своего села стала для меня привычной и не перестает быть интересной. С каждым детским проектом и сама узнаю много нового ежегодно. В 2013 году весь многолетний материал собрали в одном проекте и выступили на конкурсе исследовательских и проектных работ «Интеллектуальное будущее Мордовии», заняли 2 место. (Работа «Некоторые особенности села Спасское» и «Словарь диалектов села Спасское» прилагаются)
Заключение.
Метод проектов, безусловно, успешен лишь в том случае, если он идет от ученика. Но даже если это так, нужно постоянное живое участие учителя, так как необходима поддержка и поощрение учеников. И без координации действий учителем работа может зайти в тупик и интерес снизится, а возможно, и совсем сойдет на нет. Хотя проектное и личностно-ориентированное обучение дает возможность использовать множество подходов (обучение в деле, самостоятельные занятия, совместный мозговой штурм, ролевая игра и т.д.), учит ребят анализировать и систематизировать, приносит чувство удовлетворения ученикам, видящим свой результат, но это не панацея от всех бед в деле обучения. Это хорошая альтернатива классно-урочной системе, это способ выйти за пределы урока с вопросами, связанными с углубленным изучением интересующих ребят дисциплин, это выход на олимпиады, научные общества учащихся.
Список литературы.
Учебные проекты с использованием Microsoft Office: Методическое пособие для учителя. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
Новые педагогические и информационные технологии в системе образования // Под ред. Е. С. Полат. — М.: Просвещение, 2000.
Проектная деятельность учащихся. Н. Г. Кудрявцева. // Справочник заместителя директора школы, 2008. —№ 8. — С. 47.
Селевко Г. К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. — М.: Просвещение, 2005. — С. 100—116.