Утверждаю
Заведующий
Жидиловским филиалом
МБОУ Заворонежской СОШ
В.А.Дубовицкий
Приказ от «01»09.2024 №43
Практика организации психолого-педагогического сопровождения обучающихся из семей участников (ветеранов) специальной военной операции
Составитель:
педагог-психолог
Безверхая И.Е.
с.Жидиловка, 2024 г.
Практика организации психолого-педагогического сопровождения обучающихся из семей участников (ветеранов) специальной военной операции
Стратегическими задачами государства на сегодняшний день является создание необходимых условий для полноценного, всестороннего, гармоничного формирования и развития детей, как поколения будущего, определяющего потенциал и ресурс страны в целом. В этой связи становится особенно важным учет абсолютно разных категорий детей и, в первую очередь, тех, кто оказался в социально уязвимом положении.
Среди таких целевых категорий особое внимание исполнительным органам субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, следует уделить обучающимся, родители (законные представители) которых являются ветеранами (участниками) специальной военной операции. Данная категория обучающихся нуждается в особой комплексной поддержке и сопровождении в процессе их образования, социализации, воспитания и развития.
В целях оказания психолого-педагогической помощи и сопровождения обучающихся из числа семей ветеранов (участников) специальной военной операции (в дальнейшем СВО) составлена данная программа.
Программа составлена на основании следующих нормативно-правовых актов:
«Конвенция о правах ребенка» (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990)
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года
Письмо Министерства Просвещения РФ и Министерства науки и высшего образования РФ от 11 августа 2023 года, №АБ-3386/07 «О направлении алгоритма»
Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Данная программа является переработанной версией «Практики организации психолого-педагогического сопровождения обучающихся из семей участников (ветеранов) специальной военной операции», разработанной педагогами-психологами МДОУ "Детского сада № 22 п. Северный Белгородскогорайона Белгородской области" Пятиной А. И., Серых Е. С., Федоровской Т. Н.
Период внедрения программы: сентябрь 2024 г. по настоящее время.
Целевые группы: дети из семей участников СВО, их родственное окружение.
Цель программы: Комплексная помощь и поддержка детей из семей участников СВО, их родственного окружения, направленная на уменьшение негативного эмоционального фона, нормализацию их психологического состояния, формирование безопасной поддерживающей социальной среды
Задачи программы:
Расширение спектра деятельности учреждения, развитие модели комплексной помощи участникам целевой группы.
Развитие системы психолого-педагогической поддержки детей,
воспитывающихся в семьях участников СВО и их родственного окружения с использованием эффективных технологий и практик.
Освоение технологий оказания комплексной помощи в кризисных ситуациях, отработка подходов к решению проблем участников целевой группы.
Предоставление информации по вопросам получения необходимой социальной, юридической и психологической помощи.
Формирование безопасной поддерживающей социальной среды для участников
целевой группы.
Описание программы:
Разработана и внедряется «Программа психологической помощи семьям военнослужащих, участвующих в СВО» с сентября 2024 года. Помощь оказывается адрессно школьным педагогом-психологом совместно с классными руководителями и педагогом, ответственным за воспитательную работу в ОО, в рамках очных встреч, бесед, звонков по телефону или общение в чате Мессенджеров.
Деятельность программы направлена на снижение психоэмоционального напряжения, поиск внутренних ресурсов для восстановления равновесия. Используемые технологии: тренинги участников целевой группы на снятие уровня тревожности, развития эмоционально волевой сферы, преодоления проблем в сфере общения, проблем в поведении: песочная, сказкотерапия, арт-терапия и др., результат деятельности - снятие остроты состояния тревожности, улучшение морально-психологического настроя.
Совместные мероприятия помогают нормализовать психологический микроклимат семьи. Практика решает задачи по оказанию комплексной помощи и поддержки участников целевой группы.
Социальная значимость программы:
Программа способствует адаптации членов семьи участников СВО к новым условиям жизни. Помогает стабилизировать эмоциональный фон, снять психоэмоциональное напряжение и актуализировать ресурсы взрослых членов семьи для принятия сложившейся ситуации. С детьми позволяет проработать переживания и страхи, снизить уровень тревожности и сформировать безопасную поддерживающую социальную среду.
План сопровождения детей ветеранов (участников) специальной военной операции, учащихся на 2024-2025 учебный год
Задачи:
-организация и проведение мероприятий, направленных на формирование в школе необходимого психологического климата для сохранения и (или) восстановления психологического здоровья детей ветеранов (участников) СВО;
-оказание экстренной психологической помощи, психологической коррекции и поддержки детям ветеранов (участников) СВО и членам их семей;
- обеспечение информирования детей ветеранов (участников) СВО, членов их семей, педагогических работников образовательной организации о возможности и ресурсах получения психологической помощи, психолого-педагогической поддержки.
| Мероприятия | Сроки | Ответственные | Отметка о выполнении |
I | Мониторинг психологического состояния детей ветеранов |
1 | Скрининговое обследование (мониторинг) с целью анализа динамики психического развития, определение лиц, нуждающихся в психологической помощи. Выявление уровня готовности или адаптации детей и обучающихся к новым образовательным условиям. Выявление особенностей и возможных причин дезадаптации с целью определения направлений оказания психологической помощи. Диагностика психологического климата коллектива, взаимодействия со сверстниками и взрослыми Диагностика личностных и эмоционально- волевых особенностей. Наблюдение, диагностика – мониторинг для выявления признаков деструктивного переживания горя (утраты) (при необходимости) | В течение года | Педагог-психолог | |
II | Коррекционно-развивающая работа с обучающимися, в том числе работа по восстановлению и реабилитации |
1 | Разработка и реализация планов проведения коррекционно-развивающих занятий, направленных на развитие эмоционально- волевой сферы, познавательных процессов, снятие тревожности, решение проблем в сфере общения, преодоление проблем в поведении; | В течение года | Педагог-психолог | |
2 | Организация и совместное осуществление педагогом -психологом и воспитателями психолого- педагогической коррекции выявленных по результатам диагностики, в психическом развитии детей ветеранов (участников) СВО недостатков, нарушений социализации и адаптации; | В течение года | Педагог- психолог, воспитатели | |
3 | Формирование и реализация планов по созданию образовательной среды для обучающихся с особыми образовательными потребностями; | В течение года | Педагог- психолог, воспитатели | |
III | Психологическое консультирование – оказание психологической помощи обучающимся, пережившим травматическое событие |
1 | Психологическое консультирование участников образовательных отношений; | В течение года | Педагог-психолог | |
2 | Оказание психологической поддержки в ситуации расставания с родителем (законным представителем), участвующим в СВО | В течение года | Педагог-психолог | |
3 | Оказание психологической помощи по запросу, в ситуации потери | В течение года | Педагог-психолог | |
IV | Психологическое просвещение |
1 | Повышение психологической компетентности родителей (законных представителей) обучающихся | В течение года | Педагог-психолог | |
2 | Повышение психологической компетентности других участников образовательных отношений и педагогического состава в вопросах обучения и воспитания детей, переживших травматическое событие | В течение года | Педагог-психолог | |
3 | Размещение информации о дополнительных ресурсах для обращения за психологической помощью | (по мере поступлени я новой Информаци и) | Педагог-психолог | |
V | Психопрофилактика (профессиональная деятельность, направленная на сохранение и укрепление психологического здоровья учащихся в процессе обучения в образовательном учреждении). |
1 | Формирование необходимого психологического климата для сохранения и (или) восстановления психологического здоровья); | В течение года | Администрация, педагог-психолог | |
2 | Мероприятия, направленные на формирование позитивного отношения обучающихся к образовательной деятельности, на обучение | В течение года | Администрация, педагог-психолог | |
| коммуникативным навыкам, навыкам саморегуляции, совладания в трудных и проблемных ситуациях, а также на создание системы психологической поддержки. | | | |
3 | Создание системы психологической поддержки. | В течение года | Администрация, педагог-психолог | |
VI | Психологическая экспертиза (оценка) комфортности и безопасности образовательной среды образовательного учреждения |
1 | Консультирование педагогов образовательной организаци и при выборе образовательных технологий с учетом индивидуально- психологических особенностей и образовательных потребностей обучающихся | В течении года (по запросу) | Педагог-психолог | |
VI I | Психолого-педагогическое и методическое сопровождение процесса освоения основных и дополнительных образовательных программ учащимися целевой группы |
1 | Разработка рекомендации для педагогов: - консультации и рекомендации по взаимодействию с детьми, по дифференциальному подходу к каждому ребенку. -методическая и психологическая поддержка воспитателей образовательного учреждения, осуществляющих работу с семьёй, где есть дети ветеранов (участников) специальной военной операции | В течение года | Педагог-психолог | |
2 | - Разработка рекомендаций по формированию и развитию эмоционального интеллекта | | | |
VIII | Материально-техническое обеспечение | Компьютерное оборудование, оргтехника. |
Список вспомогательных методических материалов:
Алямовская В.Г., Петрова С.Н. Предупреждение психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста. - М.: Речь, 2010
Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Чудеса на песке. Песочная игротерапия». http://pedlib.ru/Books/3/0001/3_0001-1.shtml.
Есина О. Б. Посттравматическое стрессовое расстройство у детей: психосоциальные факторы формирования, клинические характеристики и проблемы диагностики. Дисс.канд. мед. наук. СПб, 2017.
Панфилова М. А. Игротерапия общения. Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие. – М., 2001
Сапожникова О.Б., Гарнова Е.В. Песочная терапия в развитии дошкольников. – Сфера- 2014
Семенович А.В. Нейропсихологическая профилактика и коррекция.Дошкольники. – М.: Дрофа, 2014