СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Описание практики организации психолого-педагогического сопровождения обучающихся из семей участников(ветеранов) СВО

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке описывается практика организации психолого-педагогического сопровождения обучающихся из сеией участников(ветеранов)СВО

Просмотр содержимого документа
«Описание практики организации психолого-педагогического сопровождения обучающихся из семей участников(ветеранов) СВО»

Утверждаю

Заведующий

Жидиловским филиалом

МБОУ Заворонежской СОШ

В.А.Дубовицкий

Приказ от «01»09.2024 №43








Практика организации психолого-педагогического сопровождения обучающихся из семей участников (ветеранов) специальной военной операции






Составитель:

педагог-психолог

Безверхая И.Е.















с.Жидиловка, 2024 г.

Практика организации психолого-педагогического сопровождения обучающихся из семей участников (ветеранов) специальной военной операции


Стратегическими задачами государства на сегодняшний день является создание необходимых условий для полноценного, всестороннего, гармоничного формирования и развития детей, как поколения будущего, определяющего потенциал и ресурс страны в целом. В этой связи становится особенно важным учет абсолютно разных категорий детей и, в первую очередь, тех, кто оказался в социально уязвимом положении.

Среди таких целевых категорий особое внимание исполнительным органам субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, следует уделить обучающимся, родители (законные представители) которых являются ветеранами (участниками) специальной военной операции. Данная категория обучающихся нуждается в особой комплексной поддержке и сопровождении в процессе их образования, социализации, воспитания и развития.

В целях оказания психолого-педагогической помощи и сопровождения обучающихся из числа семей ветеранов (участников) специальной военной операции (в дальнейшем СВО) составлена данная программа.

Программа составлена на основании следующих нормативно-правовых актов:
  1. «Конвенция о правах ребенка» (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990)

  2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года

  3. Письмо Министерства Просвещения РФ и Министерства науки и высшего образования РФ от 11 августа 2023 года, №АБ-3386/07 «О направлении алгоритма»

  4. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»

  5. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Данная программа является переработанной версией «Практики организации психолого-педагогического сопровождения обучающихся из семей участников (ветеранов) специальной военной операции», разработанной педагогами-психологами МДОУ "Детского сада № 22 п. Северный Белгородскогорайона Белгородской области" Пятиной А. И., Серых Е. С., Федоровской Т. Н.


Период внедрения программы: сентябрь 2024 г. по настоящее время.

Целевые группы: дети из семей участников СВО, их родственное окружение.

Цель программы: Комплексная помощь и поддержка детей из семей участников СВО, их родственного окружения, направленная на уменьшение негативного эмоционального фона, нормализацию их психологического состояния, формирование безопасной поддерживающей социальной среды

Задачи программы:
  1. Расширение спектра деятельности учреждения, развитие модели комплексной помощи участникам целевой группы.

  2. Развитие системы психолого-педагогической поддержки детей,

воспитывающихся в семьях участников СВО и их родственного окружения с использованием эффективных технологий и практик.

  1. Освоение технологий оказания комплексной помощи в кризисных ситуациях, отработка подходов к решению проблем участников целевой группы.

  2. Предоставление информации по вопросам получения необходимой социальной, юридической и психологической помощи.

  3. Формирование безопасной поддерживающей социальной среды для участников

целевой группы.

Описание программы:

Разработана и внедряется «Программа психологической помощи семьям военнослужащих, участвующих в СВО» с сентября 2024 года. Помощь оказывается адрессно школьным педагогом-психологом совместно с классными руководителями и педагогом, ответственным за воспитательную работу в ОО, в рамках очных встреч, бесед, звонков по телефону или общение в чате Мессенджеров.

Деятельность программы направлена на снижение психоэмоционального напряжения, поиск внутренних ресурсов для восстановления равновесия. Используемые технологии: тренинги участников целевой группы на снятие уровня тревожности, развития эмоционально волевой сферы, преодоления проблем в сфере общения, проблем в поведении: песочная, сказкотерапия, арт-терапия и др., результат деятельности - снятие остроты состояния тревожности, улучшение морально-психологического настроя.

Совместные мероприятия помогают нормализовать психологический микроклимат семьи. Практика решает задачи по оказанию комплексной помощи и поддержки участников целевой группы.

Социальная значимость программы:

Программа способствует адаптации членов семьи участников СВО к новым условиям жизни. Помогает стабилизировать эмоциональный фон, снять психоэмоциональное напряжение и актуализировать ресурсы взрослых членов семьи для принятия сложившейся ситуации. С детьми позволяет проработать переживания и страхи, снизить уровень тревожности и сформировать безопасную поддерживающую социальную среду.


План сопровождения детей ветеранов (участников) специальной военной операции, учащихся на 2024-2025 учебный год

Задачи:

-организация и проведение мероприятий, направленных на формирование в школе необходимого психологического климата для сохранения и (или) восстановления психологического здоровья детей ветеранов (участников) СВО;

-оказание экстренной психологической помощи, психологической коррекции и поддержки детям ветеранов (участников) СВО и членам их семей;

- обеспечение информирования детей ветеранов (участников) СВО, членов их семей, педагогических работников образовательной организации о возможности и ресурсах получения психологической помощи, психолого-педагогической поддержки.


Мероприятия

Сроки

Ответственные

Отметка о выполнении

I

Мониторинг психологического состояния детей ветеранов

1

Скрининговое обследование

(мониторинг) с целью анализа динамики психического развития, определение лиц, нуждающихся в психологической помощи. Выявление уровня готовности или адаптации детей и обучающихся к

новым образовательным условиям.

Выявление особенностей и возможных причин дезадаптации с целью

определения направлений оказания психологической помощи.

Диагностика психологического

климата коллектива, взаимодействия со сверстниками и взрослыми

Диагностика личностных и эмоционально- волевых особенностей.

Наблюдение, диагностика – мониторинг для выявления признаков деструктивного переживания горя

(утраты)

(при необходимости)

В течение года

Педагог-психолог


II

Коррекционно-развивающая работа с обучающимися, в том числе работа по восстановлению и реабилитации

1

Разработка и реализация планов проведения коррекционно-развивающих занятий, направленных на развитие эмоционально- волевой сферы, познавательных процессов, снятие тревожности, решение проблем в сфере общения, преодоление проблем в поведении;

В течение года

Педагог-психолог


2

Организация и совместное

осуществление педагогом -психологом и воспитателями психолого- педагогической коррекции выявленных по результатам диагностики, в психическом развитии детей ветеранов (участников) СВО недостатков,

нарушений социализации и адаптации;

В течение года

Педагог- психолог, воспитатели


3

Формирование и реализация планов по созданию образовательной среды для обучающихся с особыми

образовательными потребностями;

В течение года

Педагог- психолог, воспитатели



III

Психологическое консультирование оказание психологической помощи обучающимся, пережившим травматическое событие

1

Психологическое консультирование участников образовательных отношений;

В течение года

Педагог-психолог


2

Оказание психологической поддержки в ситуации расставания с родителем (законным представителем), участвующим в СВО

В течение года

Педагог-психолог


3

Оказание психологической помощи по запросу, в ситуации потери

В течение года

Педагог-психолог


IV

Психологическое просвещение

1

Повышение психологической компетентности родителей (законных представителей) обучающихся

В течение года

Педагог-психолог


2

Повышение психологической компетентности других участников образовательных отношений и педагогического состава в вопросах обучения и воспитания детей,

переживших травматическое событие

В течение года

Педагог-психолог


3

Размещение информации о дополнительных ресурсах для обращения за психологической помощью

(по мере поступлени я новой Информаци и)

Педагог-психолог


V

Психопрофилактика (профессиональная деятельность, направленная на сохранение и укрепление психологического здоровья учащихся в процессе обучения в

образовательном учреждении).

1

Формирование необходимого психологического климата для сохранения и (или) восстановления психологического здоровья);

В течение года

Администрация, педагог-психолог


2

Мероприятия, направленные на формирование позитивного отношения обучающихся к образовательной

деятельности, на обучение

В течение года

Администрация, педагог-психолог





коммуникативным навыкам, навыкам саморегуляции, совладания в трудных и проблемных ситуациях, а также на создание системы психологической

поддержки.




3

Создание системы психологической поддержки.

В течение года

Администрация, педагог-психолог


VI

Психологическая экспертиза (оценка) комфортности и безопасности образовательной среды образовательного учреждения

1

Консультирование

педагогов образовательной организаци и при выборе образовательных технологий с учетом индивидуально- психологических особенностей и

образовательных потребностей обучающихся

В течении года (по запросу)

Педагог-психолог


VI I

Психолого-педагогическое и методическое сопровождение процесса освоения основных и дополнительных образовательных программ учащимися целевой

группы

1

Разработка рекомендации для педагогов:

- консультации и рекомендации по взаимодействию с детьми, по

дифференциальному подходу к каждому ребенку.

-методическая и психологическая поддержка

воспитателей образовательного

учреждения, осуществляющих работу с семьёй, где есть дети ветеранов (участников) специальной военной операции

В течение года

Педагог-психолог


2

- Разработка рекомендаций по формированию и развитию эмоционального интеллекта




VIII

Материально-техническое обеспечение

Компьютерное оборудование, оргтехника.



Список вспомогательных методических материалов:
  1. Алямовская В.Г., Петрова С.Н. Предупреждение психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста. - М.: Речь, 2010

  2. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Чудеса на песке. Песочная игротерапия». http://pedlib.ru/Books/3/0001/3_0001-1.shtml.

  3. Есина О. Б. Посттравматическое стрессовое расстройство у детей: психосоциальные факторы формирования, клинические характеристики и проблемы диагностики. Дисс.канд. мед. наук. СПб, 2017.

  4. Панфилова М. А. Игротерапия общения. Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие. – М., 2001

  5. Сапожникова О.Б., Гарнова Е.В. Песочная терапия в развитии дошкольников. – Сфера- 2014

  6. Семенович А.В. Нейропсихологическая профилактика и коррекция.Дошкольники. – М.: Дрофа, 2014