СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Описание профессиональной деятельности (самоанализ) учителя математики

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Описание профессиональной деятельности (самоанализ) учителя математики

Просмотр содержимого документа
«Описание профессиональной деятельности (самоанализ) учителя математики»


ОПИСАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

учителя математики

Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа г.Северо-Курильска»

Ткаченко Ольги Викторовны


Знание составляется из мелких крупинок

ежедневного опыта.

Д. И. Писарев

В течение последних пяти лет, я работаю над темой «Личностная перспектива познания на уроках математики в условиях учебного диалога». Актуальность выбранной мною темы определяется необходимостью практически реализовать задачи развития мыслительных способностей учащихся на уроках математики в условиях учебного диалога.

Природа щедро наделила человека, но два её дара трудно переоценить: способность мыслить и передавать свои мысли, имеющуюся у него информацию другим людям посредством речи. Совершенствовать два эти дара необходимо всю жизнь. Каждый учитель обязан не просто передавать знания, которые предусмотрены программой обучения, а одновременно настойчиво развивать мышление и приучать учащихся к правильной, ясной, чёткой, убедительной и краткой, но насыщенной смыслом речи. Речь возникает в общении. Активность речевой деятельности детей обеспечивается многими факторами, в том числе и совместной предметной деятельностью. Особенности формирования речевой деятельности, перенесённые в учебный процесс, т.е. учебный диалог, стимулируют личность к саморазвитию, самореализации, побуждают к развитию творческого потенциала.

Учебный диалог даёт возможность развивать мыслительные способности, которые являются наиболее значимыми в процессе познавательной деятельности учащихся, так как обеспечивает понимание, анализ и переработку изучаемого материала, и самое главное - их личностное развитие. Но полноценное развитие учащихся можно осуществить в рамках личностно-ориентированного обучения, основанного на учёте интересов, способностей и потребностей учащихся.

Считаю, что достижение этой цели возможно только в условиях развивающего обучения через конкретизацию задач, которые приходится решать в процессе подготовки и проведения уроков. В связи с этим я ставлю перед собой следующие задачи:

Формирование предметной компетентности. Математические знания – это компонент общечеловеческой культуры, основа для формирования научной картины мира. Конечно, не каждый мой ученик станет математиком, но каждый должен понимать значимость математических знаний, возможность применять их в повседневной жизни.

Развитие познавательной активности и самостоятельности. Известно, что тот, кто учится самостоятельно, преуспевает гораздо больше, чем тот, которому все объяснили, поэтому моя задача – не давать знания в готовом виде, а научить самостоятельно их добывать.

Формирование информационной культуры. Чтобы самостоятельно учиться и развиваться, ученик должен свободно ориентироваться в огромном потоке информации и уметь получать её из разных источников. Моя задача – научить работать с информацией: анализировать и систематизировать ее, находить скрытые составляющие, критически оценивать, обобщать, творчески перерабатывать.

Развитие мышления. Я не знаю, можно ли научить каждого ученика эффективно мыслить, но каждому можно помочь освоить основные логические операции: научить выделять главное, определять понятия, сравнивать и классифицировать, обобщать и систематизировать, устанавливать взаимосвязи и взаимозависимости. Создание на уроках ситуаций интеллектуального затруднения, использование нестандартных вопросов, проблемных задач способствует развитию творческого мышления, столь необходимого каждому в повседневной жизни.

Развитие творческих способностей. Моя задача – стимулировать творческую активность учеников, создать условия для разных ее проявлений: пусть фантазируют, изобретают, сочиняют, рисуют, изображают, решают творческие задачи, выдвигают оригинальные идеи, находят нестандартные решения и способы деятельности.

Формирование коммуникативной компетентности и толерантности. Любой урок – это всегда общение, которое отнюдь не ограничивается передачей информации. Смысл общения гораздо глубже. Мы учимся слышать и понимать друг друга, с уважением относимся к любому мнению, к любой точке зрения. Мы вместе ищем ответы на неожиданные вопросы, думаем, спорим, чувствуем, сопереживаем. Мы доверяем друг другу, и поэтому ребятам не страшно ошибаться, выдвигая порой самые невероятные идеи и предположения.

Создание психологически комфортной среды. Мне хочется, чтобы каждый ученик поверил в себя, в свои силы и возможности, чтобы испытал не только радость познания, но и радость общения, радость творчества, почувствовал удовольствие от интеллектуального напряжения, ощутил вкус победы над собой.

Формирование рефлексивных качеств. Развитие личности невозможно без способности к самоанализу и самокоррекции. Рефлексия помогает ученикам лучше понять себя, оценить свои возможности, осознать трудности, выбрать наилучший путь достижения цели, эффективно действуя не только в учебных, но и жизненных ситуациях.

Разнообразие учебной деятельности. Учебный труд интересен, если он разнообразен. Ничто так не утомляет, как однообразие, поэтому на уроке стараюсь чередовать разные формы деятельности.

Любой свой урок я начинаю с определения его цели. Чтобы облегчить этап целеполагания, я использую универсальный конструктор целей.

Так как основная функция урока – целостное формирование и развитие личности, цель урока носит триединый характер и состоит из трех взаимосвязанных аспектов: познавательного, развивающего и воспитательного.

  1. Образовательная цель – формирование системы знаний, умений и навыков.

Урок изучения нового материала.

Восстановить знания о…

Сформировать представление о…

Ознакомить с …

Рассмотреть…

Показать особенности …

Начать формирование понятия…

Раскрыть понятие…

Охарактеризовать…

Выявить значение…

Объяснить причины…

Установить взаимосвязь…

Добиться понимания…

Углубить (расширить) знания о …

Урок-практикум, урок обобщения и систематизации знаний.

Расширить представление о …

Развить и конкретизировать знания о …

Закрепить знания о…

Применить знания для …

Обобщить и систематизировать знания о …

Установить связи между …

Блок контроля.

Проконтролировать знания…

Определить уровень усвоения…

Формирование умений.

Начать формирование умения…

Научить пользоваться алгоритмом…

Закрепить умение…

Продолжить отработку умения…

Проверить степень сформированности умения…

  1. Развивающий аспект урока связан с развитием психических процессов.

Если мы учимся выделять главное, сравнивать, обобщать, классифицировать, то мы, развиваем логическое мышление. На уроках математики можно создать условия для развития речевой деятельности, внимания, памяти, воображения, воли, чувств, эмоций, фантазии…

Именно из этого перечня мы и выбираем развивающие цели к каждому конкретному уроку.

  1. Воспитательный аспект подразумевает формирование мировоззрения и воспитания личностных качеств. Чаще всего на уроках математики нам удается создать условия для воспитания и развития:

  • Интереса к знаниям, культуры умственного труда;

  • Чувства ответственности за результаты своего труда;

  • Культуры общения, коммуникативных качеств;

  • Трудолюбия, чувства долга, самодисциплины;

  • Настойчивости и упорства в достижении цели;

  • Эстетических взглядов и вкусов;

  • Рефлексивных качеств личности.

Работа в режиме развивающего обучения предполагает развитие у учащихся умения самостоятельно определять цели и задачи учебной деятельности. Конечно, впечатляет, когда ученики на уроке выдвигают цели в соответствии с точным учительским замыслом, на чаще всего у моих учеников в этом бывают затруднения, поэтому при определении целей урока обычно предлагаю вопросы:

  • Мы начинаем изучать новую тему. Что вы хотели бы узнать? Чему вы хотели бы научиться? На какие вопросы вам хотелось бы получить ответ?

  • Сформулируйте главный вопрос сегодняшнего урока.

На мой взгляд, главное на этапе целеполагания – не красивые слова и четкие формулировки, а осознание каждым учеником пути, по которому мы вместе идем.

Чем теснее связан данный урок

с другими уроками по данному разделу программы,

тем законченнее, цельнее урок сам по себе,

тем глубже будут знания учащихся.

В.А. Сухомлинский

Так как математика наука многообразная, со сложными внутренними связями законами развития, я строю свою работу следующим образом:

I. Определяю этапы работы.

II. Ставлю для себя вопросы, на которые я должна ответить.

III. Ставлю себя на место ученика и определяю, что должен ученик сделать на каждом из этапов работы.

Таким образом, я определила 5 этапов работы:

Этапы работы

«Я» - учитель

«Ученик»

1.Определение целей урока

«Чего необходимо достичь?»

Ясно, недвусмысленно, изложить задачу.

«Скажите мне, что вы ждете от меня?»

2.Определение задач для каждого ученика

«,Посредством, каких операций можно достичь?»

«Дайте мне возможность действовать»

3.Подготовка всего для предстоящей работы.

«При помощи чего достичь?»

«Скажите, как идут мои дела? Приближаюсь ли я к цели или нет?»

4.Устанавливаю нормы для и измерения результатов

«Каковы размеры достигнутого?»

«Помогите мне, если я в этом нуждаюсь? »

5.Ответственность, отчетность

«Чем стимулировать достижения цели? »

«Вознаградите меня сообразно моему вкладу»


По каждой теме планирую систему уроков: продумываю план изучения темы, составляю поурочные планы нескольких уроков. Это дает возможность устанавливать взаимосвязь между уроками и рационально расходовать время, т.е. в основе лежит комплексный подход к обучению. Определив цели работы, я анализирую математическое содержание темы учебника, при этом на каждую тему разрабатываю «План изучения темы»:

  1. Тема

  2. Понятия, которые нужно повторить (выписываю все термины, встречающиеся в тексте учебника, уже известные учащимся к данному уроку).

  3. Новые понятия (выписываю все термины, встречающиеся в тексте учебника впервые).

  4. Ключевые задачи (определяю задачи, к которым можно свести решение других более сложных задач).

  5. В иды задачи

    познавательные

    развивающие



    практические

    дидактические







Рассматриваю все виды задач, определяю, как их решать – устно, письменно в классе, дома индивидуально, дифференцирую эти задачи.

  1. Задачи, допускающие несколько способов решения (по возможности подбираю задачи, которые допускают несколько способов решений).

  2. Новые типы задач, примеры.

Фрагмент плана «Одночлены»

Тема

Понятия, которые нужно повторить

Новые понятия

Новые теоремы

Задачи

ключевые задачи

развивающие


творческие

Одночлен. Стандартный вид одночлена

Степень числа а с натуральным показателем n1;

алгебраическое выражение;

числовой множитель;

буквенный множитель

Одночлен; стандартный вид одночлена; коэффициент одночлена; произведение числового и буквенных множителей

Произведение числового и буквенного множителя

№______


- 3 3








- 9 9


2



2 4


16


Умножение одночленов

-свойства степеней;

-одночлены;

-свойства умножения;

-площадь квадрата;

-объём куба;

Приведение произведения одночленов к одночлену стандартного вида

В результате возведения одночлена в степень получается одночлен;

в результате умножения одночленов получается одночлен

№______

Впишите в скобки вместо знака * пропущенный одночлен

(*)2·(*)3=49а8в9с7

(*)2·12х6=108х8

5у4·(*)2=112х7у8

№______,


102+112+122=

=132+142


При каком значении n верно равенство

(2a)n=32a5?

Рассматривая схему, можно увидеть, что устанавливается взаимосвязь нового материала с предыдущим и будущим. Учитывая тематику каждого урока, я каждый раз задаю себе вопрос: Как донести до учащихся эту тему? При подготовке к уроку, определив цель и задачи, стараюсь ответить и на вопросы:

  • В какой степени нужен на предстоящем уроке этот материал?

  • Знают ли его учащиеся того класса, в котором предстоит урок?

  • Откуда учащиеся должны знать его?

  • Кто из класса может знать его слабо или не знать вовсе?

  • На каком этапе урока нужно повторить материал, но так, чтобы учащиеся не потеряли логическую нить урока?

В диалоге совершается продуктивная познавательная деятельность, производящая личностно для себя полезный продукт – знание, имеющее для неё практическую ценность в учебном диалоге, как компоненте личностно ориентированного обучения, учебные задачи ставятся в виде нерешенных проблем, парадоксов; эти проблемы обсуждаются на уроке в споре с субъектом иной культуры, в результате чего ребёнок вступает в общение с другими (чужими) культурологическими смыслами в своём сознании. Обучение является одним из видов коммуникации, а учитель и ученик - участниками диалогических по своей природе отношения: «преподавание-ученик». Каждый ведёт диалог на своём личностном уровне. Обучение как процесс взаимодействия учителя и ученика совершается на основе определённого учебного содержания. Учащиеся любого класса начинают учёбу не с «чистого листа», он уже имеет собственный жизненный опыт, знания, интересы, направленность личности. Диалогические отношения в обучении предопределены не только природой (происхождением) содержания образования, но и самим процессом обучения. Вследствие своей универсальности учебный диалог – не фрагмент учебного занятия, он не кончается с той или иной учебно-познавательной ситуацией, независим от неё, хотя ею и подготовлен. Диалог «учитель-ученик», «ученик-ученик», «ученик-учебник», «ученик-компьютер» - это диалог человека с человеком, а не обучающего с обучающимся. В диалоге исчезают жёстко закреплённые социальные роли «учителя» и «ученика». Движущей силой диалога должны быть обе стороны. Схематически взаимодействия учителя и ученика поэтапно можно представить:

1




2

7


- учитель




- ученик

3

6




4

5




Участие учителя в диалоге не сводится к директивным репликам или высказывание собственного суждения. Диалогическая форма общения на уроке, на мой взгляд, позволяет ученику быть не просто потребителем знаний, но и активным участником их добывания. Поэтому, урок, построенный мною на диалоговом взаимодействии ученика и учителя, существенно отличается от обычной методики. Он состоит их трех этапов и включает в себя все четыре компонента учебной деятельности.

Диалог никому не задают, ответ не обязанность, а возможность.

I. Ориентировочно-мотивационный этап (постановка учебной задачи) занимает место традиционной проверки домашнего задания.

Структура его такова:

  • Проверка творческого домашнего задания, полученного на прошлом уроке

Обычно она задается в трех уровнях:

1. Знание программного, обязательного для всех материала и готовность его воспроизвести.

2. Применение усвоенных знаний, моделей, способов в стандартных ситуациях.

3. Творческое использование знаний и умений в нештатных, личностно-ориентированных заданиях.

  • Выравнивание знаний учащихся.

Я заранее продумываю ключевые вопросы для групповой и индивидуальной работы, обеспечивающие выполнение, корректировку, дополнение знаний. Учащиеся не просто повторяют изученное, но актуализируют те положения, которые необходимы для дальнейшей деятельности на уроке. Посредством следующего логического ряда вопросов я подвожу класс к формулировке учебной задачи, к ориентирам и мотивам ее изучения. Вводящим в проблему является последний вопрос.

Завершающая часть этапа – самооценка школьниками своей работы.

II. Операционально-исполнительский этап урока, заменивший собой традиционное объяснение новой темы, отводится на решение учебной задачи и формирование соответствующих учебных действий. Основная моя функция учителя заключается в тесном разделении учебной задачи на составляющие ее элементарные простейшие задания, для того, чтобы всесторонне раскрыть структуру изучаемого понятия. Учащиеся в процессе умственно-практической деятельности постепенно, пошагово осваивает свойства объекта, графически моделируют их. Принципиально важны пошаговая самооценка ученика и немедленное оценивание учителем деятельности ученика, которые усиливают учебную мотивацию, стимулируют потребность в самообразовании и самореализации, повышает диагностичность образовательного процесса.

Пошаговая технология обеспечивает:

  • ровное усвоение материала всеми учащимися;

  • осознанное выделение учебных действий и формирование общего алгоритма решения задачи;

  • оперативную обратную связь как механизм диагностики и регулирования процесса усвоения знаний.

III. Рефлексивно-оценочный этап урока – это завершающее действие складывается из поэтапной рефлексии и пошаговых самооценок. Подобное проведение уроков требует дополнительной подготовки затрат сил и времени, но это при условии систематичности, ведет к устойчивому результату.

Полагаю, что учебный диалог может стать способом развития мыслительных способностей учащихся при соблюдении психолого-педагогических условий:

  • равенство учителя и ученика в диалоговом взаимоотношении;

  • уважительное, терпимое отношение к чужому, даже ошибочному мнению;

  • эмоциональная открытость с обеих сторон;

  • умение задавать вопросы, способствующие продолжению диалога, т.е. вопроса на обдумывание;

  • умение делать акцент не только на формирование навыков учебной деятельности, но и на развитие умений переноса их в любую деятельность.

Продуктивность диалогического взаимодействия повышается, когда учитель:

  • даёт время, чтобы ученики обдумали ответ;

  • избегает неопределённых, двусмысленных вопросов;

  • изменяет ход размышления ученика: расширяет его мысль или меняет ее направление;

  • уточняет, проясняет высказывания детей, задавая уточняющие вопросы;

  • предостерегает от чрезмерных обобщений;

  • побуждает ученика к углублению мысли.

Чтобы учащиеся освоили программу, я должна научить их мыслить. Развитие ума, так же как и развитие мышц, требует постоянных упражнений. Моя задача – создать условия для эмоционально приятной интеллектуальной деятельности учеников при высокой познавательной активности. Поэтому в моем методическом арсенале все больше приемов, стимулирующих активную мыслительную деятельность каждого ученика.

Одним из главных методов творческой деятельности является метод проблемного обучения. Главным в проблемном обучении является поиск темы для создания проблемной ситуации, которая:

  • Будет иметь достаточно высокий уровень трудности, но доступный для решения учеником.

  • Будет вызывать интерес своим содержанием и потребностью ученика в ее решении.

  • Будет способствовать получения учеником новых знаний, продвижению вперед в учебной деятельности.

Проблемная ситуация должна:

  • Основываться на тех знаниях и умениях, которыми ученик обладает в достаточной степени.

  • Ученик должен понимать закономерности процессов и явлений, без которых нельзя обойтись в рамках решаемой проблемной ситуации.

  • Проблемное задание, решаемое учеником, должно быть им принято и должно вызывать потребность в его решении.

В зависимости от подготовленности учащихся, проблемное обучение осуществляю на четырех уровнях:

На первом уровне проблемного обучения учащимся предлагаю учебную информацию в виде проблемы, которую формулирую сама и демонстрирую учащимся возможные пути ее решения, ход рассуждений, решение проблемы. Учащимся лишь остается проследить за ходом рассуждений и принять к сведению результаты решения.

На втором уровне формулирую проблему, излагаю ее суть, учащимся предлагаю самостоятельно решить другие проблемные ситуации по аналогии с той, которую решила я.

На третьем уровне формулирую проблему, определяю те учебные задания, которые необходимы для ее решения, пути выхода из нее. Ученик должен самостоятельно решить проблему, привлекая для этого знание закономерностей процессов и явлений, знание учебного материала, ранее им усвоенного, подбирая возможные варианты решения проблемной ситуации.

На четвертом уровне учащиеся решают проблемные ситуации, которые им незнакомы. Они сами определяют проблему в изучаемом материале, сами ее формулируют, исходя из задач урока, сами решают проблему. На этом уровне дается возможность учащимся проявить творческие способности, исследовательские умения. Наличие реальной проблемной ситуации предполагает ее решение в учебном диалоге.

Большую помощь в проблемном обучении мне оказывает таблица создания и решения проблемной ситуации:

Приемы создания проблемной ситуации

Вопросы, побуждающие к ее осознанию

Формулирование проблемы

1. Предъявление учителем фактов, теорий, точек зрения противоречивого характера

О каких фактах идет речь?

Что в них вас удивило?

На что вы обратили внимание в этих фактах?

О каких точках зрения идет речь?

Чем они интересны?

Что в них кажется вам противоречивым?

Над чем мы будем работать?

Какие выводы нужно сделать?

2. Столкновение мнений учеников вопросом или практическим заданием?

Какое мнение у вас на этот счет?

Почему вы придерживаетесь такого мнения?

Кто разделяет иную точку зрения?

В чем состоит суть проблемы?

Какие выводы нужно сделать?

3а. Дать возможность представить мнение учащихся по данному вопросу, теме, проблеме на бытовом «житейском» уровне или практическим заданием на «ошибку».

3б. Сообщить научный факт, результаты эксперимента, наглядные материалы

Как вы представляли решение данной проблемы?

Как ее надо решать в реальной ситуации?


4. Предложение учащимся задания, заведомо практически невыполнимого

Смогли ли вы выполнить задание?

В чём была трудность его выполнения?


5. Предложение учащимся задания, не сходного с предыдущими

Смогли ли вы выполнить задание?

С какими трудностями столкнулись?

Чем это задание непохоже на предыдущие?

Что вы хотели сделать?

Какие знания применили?


6.Предложение практического задания, сходного с предыдущими заданиями.

Доказательство, что задание выполнено или не выполнено

По вашему мнению, удалось ли выполнить задание?

Выполнено ли задание?



Пример проблемной ситуации, урок математики, 6 класс «Задачи на проценты».

Учитель

Учащиеся

Постановка учебной задачи проблемного характера

  • Цена товара равна А. затем цена повысилась на 10 %. В новом году она снизилась на 10 %. Изменилась ли первоначальная цена товара? Каково ваше мнение?

Предъявление научного факта

  • Давайте посчитаем. Цена товара была 100 рублей. После повышения на 10 % цена товара стала 110 рублей. А после понижения на 10 % цена товара стала 99 рублей.

Вопросы учителя:

  • Какое мнение было у вас в самом начале?

  • Какое мнение у вас сложилось после обсуждения?

  • Чему будет посвящена тема нашего урока?

Ответы учеников на уровне житейского представления.

  • Цена товара не изменилась.






  • Учащиеся реагируют с недоумением и удивлением. Возникает проблемная ситуация, требующая разрешения.


Ответ учащихся:

  • Цена товара не изменится.


  • Цена товара уменьшилась.


  • Решению задач на проценты.




Под исследовательской деятельностью понимается деятельность, связанная с поиском ответа на творческую, исследовательскую задачу с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере.

В своей работе я чаще всего использую краткосрочные и среднесрочные частично-поисковые, исследовательские работы. Например:

  • «Исследование изменения объёма открытой коробки»,

  • «Исследование зависимости времени движения от маршрута»,

  • «Вычисление вместимости желоба» и др.

Провожу их в виде рефератов, сообщений, лабораторных и практических работ, составлении опорных конспектов, учебных игр с шаблонами, учебных задач. В последнее время все чаще использую на уроках метод проектов. В процессе подготовки и проведения подобных уроков у меня появилась возможность формирования у учащихся новых учебных умений по самостоятельному добыванию и осмыслению знаний широкого круга, а также новых личностных качеств. Метод проектов, иначе его называют «уроками свободного полета», я использую для решения различных небольших проблемных задач. И тогда можно организовывать мини-проекты достаточно часто, приучая учащихся к творческому применению полученных знаний самостоятельно (краткосрочные, в рамках урока изучения программного материала). Пример краткосрочных проектов:

  • «Координаты точки и координаты вектора»,

  • «Расстояние от точки до плоскости»,

  • «Правильная пирамида» и др.

Также этот метод я применяю и для решения крупных задач, сложных для понимания вопросов. Тогда используются проекты, занимающие несколько уроков и достаточно серьезную самостоятельную поисковую, исследовательскую деятельность во внеурочное время.

Презентация проектов может проходить в разной форме: видеофильм, журнальный репортаж, альбом с кратким текстом, рисунками, фотографиями, научно-практическая конференция и т.д.

Работа с опорными конспектами объединяет в себе емкость информации с компактностью изложения. А их составление – творческая работа. Конспект, показанный в динамике, с постепенным заполнением доски и места в тетради, к визуальным сигналам подключает еще и слуховые, а также поведенческие моменты, способствующие запоминанию, как одной темы, так и блоков. В опорных конспектах используются и символы и слова.

На первом этапе я использую готовые схемы, которые вывешиваю на доске. По ним параллельно с моим рассказом отслеживается поступление информации; рисунки и схемы анализируются и запоминаются.

На втором этапе можно рекомендовать составление схемы-конспекта на уроке учителем, но с активным участием всего класса.

Предварительно предлагаю опережающее чтение, мысленно разбить текст на смысловые блоки, вычленить в них главную мысль. По ходу составления схемы-конспекта постоянно обращаюсь с вопросами к детям, а они подсказывают ход записи, тем самым обучаясь в процессе поиска.

Третий этап заключается в том, чтобы ребята начали составлять конспект самостоятельно. И анализировать эти работы нужно обязательно.

Во время составления опорных конспектов ребята переосмысливают чужой текст, адаптируют его опорные моменты к своему «я», наблюдают взаимосвязи между внешне, казалось бы, не связанными предметами или явлениями. К тому же учатся не зависеть от учебника. Они понимают главное - не потерять основную мысль, уметь рассуждать: проанализировать, разложить по полочкам, а потом обратно связать воедино.

Одним из действенных методов в обучении считаю применение учебных задач, которые строятся на основе информации, входящей в ее условие. В одном случае информация может быть ограниченна, но достаточна для решения. Информация, вошедшая в условие задачи, должна быть дополнена в процессе решения за счет привлечения имеющихся знаний. Решению таких задач необходимо обучать. В процессе решения этих задач школьники учатся анализировать информацию, а если необходимо дополнять и уточнять ее, используя при этом разные источники информации. Задачи применяю, как для иллюстрации и закрепления полученных знаний, так и в поисковом плане при объяснении, для самостоятельного решения их учащимися. Этот метод позволяет создать проблемную ситуацию, привлечь внимание учащихся к практическому характеру знаний, позволяет оперативно проверить знания всего класса. Хорошим подспорьем на уроках являются задачи с использованием национально-регионального компонента.

Использование задач в процессе обучения математики способствует активизации познавательной деятельности школьников, формированию учебных умений, развитию учащихся, повышает интерес к предмету и качество знаний.

Учитывая склонность детей к познанию через ощущение и наглядность, я считаю, что лабораторный урок наиболее эффективно формирует практические и интеллектуальные умения, так как они в процессе работы с натуральными объектами проводят предметный анализ, синтез, делают обобщения. Особенно успешно протекает урок, на котором наблюдения и эксперимент требуют от учащихся активных и практических действий. На лабораторном уроке я использую различные приемы, которые придают деятельности учащихся поисковый характер. Учащиеся проявляют интерес к лабораторным урокам, на котором они проводят небольшие исследования. Этот вид урока используется для формирования практических умений работы. Лабораторные уроки различаются по своей структуре, источникам знаний, характеру познавательной деятельности учащихся, на них решаются задачи образования, воспитания и развития учащихся. Примеры лабораторных работ:

  • «Изучение углового коэффициента прямой»;

  • «Изучение механического и геометрического смысла производной»;

  • «Приближенное вычисление корня уравнения с помощью микрокалькулятора»;

  • «Графическое решение уравнения» и др.

Современный процесс обучения невозможно представить без тестирования, позволяющим объективно оценить уровень знаний учащихся по предмету. На уроках формированию умений отвечать на вопросы тестов уделяю достаточно большое внимание. Даю задания типа:

- Переформулируйте задачу: «Вычислите…»;

- Придумайте задание к записи «- 15 + 13; - 15 + (- 13)»;

- Переформулируйте правило сложения двух дробей с разными знаменателями, присвоив каждой операции порядковый номер и т.д. Для систематизации методов решения задач по изученной теме, обучению составлению задач и развитию учеников предлагаю составить задания тестов по конкретным темам. В помощь учащимся в кабинете оформлен уголок «Советы при тестировании».

Элективные курсы призваны удовлетворить индивидуальные образовательные интересы, потребности и склонности каждого школьника. И моя задача, как учителя, создать условия школьнику для реализации личных познавательных интересов в выбранной им образовательной области, а также для сдачи экзаменов по выбору, т.е. к наиболее вероятным предметам будущего профилирования. Мною разработаны и опробованы элективные курсы: «Знакомые и незнакомые проценты», «Уравнения и неравенства с параметрами», «Уравнения и неравенства, содержащие модуль» для учащихся 8-9 классов в рамках предпрофильной подготовки, «Теория многочленов и уравнения высших порядков», «Задачи с параметрами» для учащихся 10-11 классов в рамках профильного обучения.

Одной из важнейших задач в обучении является формирование у детей умения получать информацию на слух, запоминать на слух, обрабатывать и преобразовывать её. Математический диктант значительно помогает мне при решении этих задач, хотя не решает всех проблем, стоящих перед учителем. Прежде, чем перейти к новой теме, мне необходимо убедиться, что предыдущие знания учащимися усвоены. Но опросить весь класс нереально. С помощью математического диктанта можно выяснить уровень усвоения изученного материала у всего класса. Считаю эффективным применение диктантов и на уроках обобщения и систематизации знаний, но проводить диктанты нужно не от случая к случаю, а систематически. Тогда у учащихся формируются умения «слушать» и «слышать» собеседника, а также грамотная и точная математическая речь. Методика проведения математических диктантов хорошо описана в методической литературе. Я же делаю так: учащиеся на отдельных листах под копировальную бумагу в тетрадь записывают ответы на вопросы диктанта, затем открывается доска с записанными решениями и ответами (иногда использую компьютер). Учащиеся самостоятельно или с одним из учеников проверяют свои решения, а я проверяю и оцениваю работы. Перед диктантом я сообщаю количество заданий и нормы оценок.

Особое внимание на своих уроках я уделяю повышению вычислительной культуры учащихся, т.к. математические расчеты, основанные на использовании алгоритмов основных математических действий, являются составной частью трудовой деятельности современного человека. Умение считать является непременным элементом политехнического образования.

О том, что построение графиков – одно из основных математических умений, знают все: учителя, методисты, ученики. Слишком часто можно видеть беспомощность и семиклассников, и десятиклассников при обращении их к графикам. Анализ наблюдения показывает: как правило, ученик не пользуется графиком как источником знаний. Мой долг, как учителя, научить ребят работать с графиками. Я ставлю перед собой цель – учить и учиться с удовольствием. А осуществить это можно через игры, используя игру с шаблонами. Эта игра гарантировано дает возможность всему классу за 15-20 минут изучить свойства требуемых объектов.

Ученики, скопировав на картон очертания графиков элементарных функций в масштабе, совпадающим с клетками тетради, вырезают их, получая шаблоны, с которыми предстоит работать.

1. Учитель, а потом и сами ученики друг другу предлагают на ощупь с закрытыми глазами определить, график какой функции они держат в руках. Подавать шаблон в руки имеет смысл только в строго ориентированном по координатной плоскости положении, чтобы ее можно было идентифицировать с тем, что видели прежде на доске или в учебнике.

2. Конструирование учащимися заданий, решение которых предполагает применение шаблонов.

Чувство собственной причастности, а не позиция наблюдателя – вот что рождает интерес у ребят. Они работают с шаблонами с удовольствием, перестают «бояться» графиков.

Современный этап развития образования требует изменения подхода к содержанию и характеру образовательного процесса. Ученик сегодня представляет собой сложный социальный организм, формируемый под воздействием как внешней среды, так и генетически заложенных особенностей. Поэтому поиск и применение новых подходов к формированию личности учащегося педагогическими средствами необходим для учителя. Сегодня основополагающим в преподавании становится не сам процесс обучения, а его результативность, которая может быть достигнута благодаря использованию современных технических средств.

Для меня роль компьютерной техники заключается в возможности организовать урочное и внеурочное взаимодействие с участниками образовательного процесса; активизировать поисковую деятельность; оптимально организовать систему контроля и самоконтроля учащихся в процессе их обучения и развития; минимизировать временные затраты на выполнение предметной деятельности. Применение готовых мультимедийных пособий значительно расширил спектр приемов и методов обучения, но учитывая особенности учащихся, которых я обучаю в данное время, я разрабатываю поурочные пособия сама. В этих пособиях с помощью анимации представлен учебный материал по темам. На мой взгляд, удачными получились «Деление и дроби. Учитель против 6 класса», «Координатная плоскость», «Единичная окружность». В данной работе мне большую помощь оказывают сами учащиеся, например, пособие «Координатная плоскость» для 6 класса было выполнено с учащимися 7 класса и т.д.

Образовательная деятельность современного учителя все больше отходит от наставничества в сторону понимающего и сопереживающего соучастия. Происходят изменения требований к работе учителя: от умения транслировать и формировать программный объём знаний – к умению решать творческие задачи, формировать многомерное сознание, развивать способности к самоактуализации. Поэтому возникает необходимость применять новые педагогические технологии и методики. Методика «Взаимообмен заданиями» (методика В.В.Архиповой) предполагает учебную работу организовать так, чтобы весь учебный материал был последовательно проработан сначала в позиции ученика, а затем в позиции учителя. На основе этой методики я провожу уроки взаимообучения, цель которых: совершенствование способов учебной работы. Характерные особенности урока взаимообучения: отсутствие домашних заданий, взаимопомощь, взаимоответственность учащихся.

Организация урока:

  1. Организационный момент.

  2. В классе формируются «экипажи» из 4 человек: командира (наиболее подготовленного ученика), штурмана и двух пилотов.

  3. Учитель ставит перед «экипажами» цель (например, освоить новый материал).

  4. Подробное объяснение нового материала со всеми необходимыми демонстрациями.

  5. Сжатое изложение материала по опорному конспекту.

  6. Изложение материала на основе конспекта, но в ускоренном темпе.

  7. Действия «экипажей»:

- командир повторяет материал (задание) всему «экипажу»;

- командир принимает зачет у штурмана;

- командир и штурман опрашивают пилотов и, если те готовы (усвоили материал), ставят им зачеты и оценки. «Экипаж» готов к защите заданий.

8. Защита заданий:

- командир вытягивает жетон-жребий, от которого зависит процедура защиты;

- «экипаж» сам определяет того, которому предстоит отстаивать честь «экипажа»;

- «экзаменаторы»-«экипаж» принимают зачеты у других «экипажей».

9. Если на защите член «экипажа» получил оценку, ниже, чем заслужил в группе, оценки всех членов «экипажа» снижаются.

По отношению к математике всегда имеются различные категории учащихся: проявляющие повышенный интерес к ней; занимающиеся ею по мере необходимости и особого интереса к предмету не проявляющие; ученики, считающие математику скучным, сухим и вообще не любимым предметом. С целью приближения всех учащихся к первой категории уже в 5 классе организую интересную внеклассную работу по предмету. Наиболее доступной и популярной формой работы вне урока является организация деятельности кружка. Разработанный мною развивающий курс «Интеллект и творчество» для учащихся 5-7 классов направлен на развитие познавательного интереса учащихся, на создание условий, обеспечивающих их творческую деятельность. Основная линия курса: самопознание – самосовершенство – творчество. А для того, чтобы работа кружка по математике для учащихся проходила интересно выполняю следующие требования:

  • систематичность в работе;

  • приобщение учащихся к чтению дополнительной литературы по предмету;

  • организация соревнования в процессе кружковых занятий;

  • изготовление учащимися различных форм пособий;

  • применение разнообразных игровых форм работы, пробуждающих интерес ребят;

  • повышение уровня математического мышления;

  • углубление теоретических знаний, закрепление практических умений и навыков по предмету;

  • развитие интеллектуальных, творческих способностей учащихся;

  • формирование познавательного интереса;

  • организация досуга учащихся;

  • игровые формы проведения кружковых занятий.

Многие занятия математического кружка провожу с использованием элементов игры или вообще все занятия в игровой форме. Например: “Найди клад”, “Астрономия на координатной плоскости”, “Математические гонки”, «Математический турнир». Очень любят ребята интеллектуальные игры в виде командных состязаний, которые включают в себя самые разнообразные конкурсы. Их провожу без специальной подготовки и тем интереснее и “острее” они проходят. А чтобы игра прошла успешнее, четко заранее продумываю все этапы организации.

Дети решают много задач повышенной сложности, олимпиадные задачи. Эти задачи развивают логическое мышление “тренируют ум”. Итогом работы по решению задач повышенной сложности является школьная олимпиада, участие в международном конкурсе “Кенгуру – математика для всех”. Средний школьный возраст – самый творческий. Ребята любят резать, рисовать клеить. Их руками изготовлено математическое лото “десятичные дроби”, наглядные пособия по теме “симметрия”, изделия из бумаги (оригами). Все поделки хранятся в кабинете до отчета кружка. В конце года члены кружка готовят отчет, на который приглашают учителей и родителей. Отчет проходит в виде праздника. Курс творческий и, значит, он не мыслим без уроков фантазии, поэзии, театра, поэтому предлагаю игры с творческим ролевым сюжетом, инсценировки различных логических ситуаций, устные журналы, готовим спектакли математического содержания («Конкурс эрудитов с капризной царевной»).

Математическая газета помогает мне прививать интерес учащихся к предмету. Выпуск газеты, которая имеет общее название «Через творчество к эмоционально благополучному познанию», осуществляется учащимися 5-11 классов по графику, газета вывешивается на стенде около кабинета математики.

Уже к 7 классу выявляю, у учащихся, склонных к занятию исследовательской деятельностью. Исследовательская работа предполагает индивидуальный темп и способ продвижения, обеспечивая при этом достаточно высокий уровень. Работаю с учащимися поэтапно. Самым трудным этапом является выявление способных детей, желающих заниматься исследовательской деятельностью, диагностика уровня интеллектуального развития, диагностика уровня умений и навыков, анализ полученных результатов, рефлексия. Цель первого этапа – это ориентация ребенка на успех. Самая интересная работа, по словам моих “юных исследователей” – это сбор материала, работа в архивах, библиотеках, общение с людьми, практические опыты. Уровень сотрудничества учитель - ученик – это одно из условий успеха в поисково-исследовательской работе с учащимися. Оформление выполненных исследований доставляют большое удовольствие ребятам. Когда трудный путь исследования закончен, они приступают к оформлению своих работ в кабинете информатики или в домашней обстановке. Итогом исследовательской работы является ежегодная научно-практическая конференция в школе, на которую приглашаются учителя и учащиеся, не являющиеся членами НОУ. Определяются победители, идет награждение и рекомендация на районную конференцию.

Ежегодно мои юные исследователи выступают на школьной научно-практической конференции с докладами и проектами: “Число Пи”, “Система мер”, “Теорема Пифагора”, “Числа”, “Экология в цифрах и задачах”, “Математические мотивы в художественной литературе”, проект “Портрет моего класса” и др.

Двое из моих учеников в 2005 году принимали участие в областной ученической научно-практической конференции «Наука - молодым» в г. Оренбурге. «Работа очень интересная и увлекательная, рекомендуется к использованию на уроках алгебры и факультативных занятиях по математике”, – такой отзыв был дан председателем экспертной комиссии научно-практической конференции работе Белоусова Игоря, ученика 11 класса «Рынок труда в Акбулакском районе». Эта исследовательская работа заняла 2 место.

Результаты:

2005 г. – 2 место в научно-практической конференции «Дети – творцы XXI века» г. АКбулак

2006г. – участники ХХХ научно-практической областной конференции г. Оренбург, 2 место

2006г. – 1 место в районной научно-практической конференции г. Акбулак

2007г. – 4 участника научно-практической конференции в рамках фестиваля «Спектр» г. Дудинка

2008г. – участник научно-практической конференции в рамках фестиваля «Спектр» г. Дудинка

Материал, собранный в работах, я использую на кружковых занятиях и на уроках. А все работы становятся частью научно-методического обеспечения школы.

В результате работы я убедилась в том, что поисковая исследовательская деятельность имеет для учащихся свою практическую направленность. Школьники приобщаются к миру науки, приобретают навыки исследовательской деятельности, поиска информации, что вызывает огромный интерес к предметам. А самое главное, эта большая и кропотливая работа способствует формированию у школьников таких компетенций как:

  • ценностно-смысловая,

  • общекультурная,

  • учебно-познавательная,

  • информационная,

  • коммуникативная,

  • социально-трудовая компетентности,

  • компетентность личностного самосовершенствования.

Одним из самых важных путей решения актуальных проблем преподавания в школе математики (и других курсов) в условиях обновления содержания образования является путь обязательного создания условий валеологизации на протяжении всего учебного процесса.

Наряду с образовательными процессами считаю целесообразно применять валеологические знания на основе движения, а также научить детей релаксации, т.е. умению расслабляться, научить детей ощущать единение с природой, это поможет ребенку в более успешном преодолении стрессовых ситуаций. Это важно делать не только на уроках физкультуры, но и таких как математика. Для современного урока математики выделяю проблемы:

- информационная перегрузка учащихся;

- высокая интенсивность урока;

- чрезмерное нервно-психическое напряжение;

- стрессирующая среда;

- недостаточная двигательная активность школьников;

- игнорирование учителем психофизиологических особенностей обучающихся.

Чтобы разрешить все эти противоречия и нужен валеологический поход к уроку. Это такая организация процесса обучения, которая позволяет соблюсти соответствие содержания и объема учебного материала, методов, форм учебно-педагогической деятельности возрастным и индивидуальным возможностям и способностям учащихся, сохраняет их умственную и физическую работоспособность, формирует валеологическую культуру, способствует реализации целей обучения, развития и воспитания здоровой личности. Такой подход я обеспечиваю посредством: корректировки плотности урока, создание оптимальных здоровьесберегающих условий обучения (чёткое соблюдение СанПиНа), внедрение в учебный процесс увеличение двигательной активности учащихся за счет физкультминуток, рассчитанных на тренировки различных групп мышц, концентрацию внимания, зрительной гимнастики, осуществления межпредметных связей.

В течение 3 лет в Караульской средней школе я являюсь руководителем школьного методического объединения учителей физико-математического цикла. Организую текущее и перспективное планирование работы МО и своей деятельности, создаю и веду банк данных учителей МО, отслеживаю своевременную подготовку и проведение внеклассных мероприятий, обеспечиваю методическую помощь учителям МО, занимаюсь организацией предметных олимпиад и декад в школе.

Выступала на заседаниях школьного МО, педсоветах:

  • Адаптации учащихся 5 класса в системе обучения и требований в основной школе.

  • Вопросы обновления содержания и структуры физико-математического образования.

  • Проектная и исследовательская деятельность как развитие ключевых компетентностей учащихся.

  • Компетентность как основа профессиональной грамотности учителя.

  • Использование проектных технологий в современном образовании.

  • Особенности интерактивных форм и методов обучения.

Созданная мною за педагогическую деятельность система обучения и мониторинга позволяет добиваться развивающей результативности обучения, объективно оценивать результаты своей и ученической деятельности, проводить своевременный анализ и корректировку образовательного процесса, развивать интерес к процессу учения. Так, подготовленные мною выпускники 2007-2008 учебного года, показали качество знаний по математике на итоговой аттестации выше среднего по району среди сельских школ. Одна из самых больших трудностей в моей педагогической деятельности является то, что я работаю в школе-интернате, где большую часть учащихся составляют дети малочисленных народов Севера. Ребята имеют очень низкую учебную мотивацию по нескольким объективным причинам, ведущей из которых является языковый барьер, ведь им приходиться учиться не на родном языке и жить в не привычных для них условиях.

По результатам исследования психолога школы, мотивация учащихся к моему предмету повысилась с 45% до 82% (с сентября 2007 г. по апрель 2009 г.).