Вот уже десятый год я работаю воспитателем младшей группы детского сада «Радуга» с Решетино. В настоящее время у нас в младшей группе 15 детей в возрасте от 1,5 до 3 лет. Я работаю по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е .Вераксы, Т. С. Комаровой, М.А. Васильевой в соответствии с ФГОС ДО. В соответствии с требованиями ФГОС ДО большое внимание уделяю созданию в своей группе развивающей предметно-пространственной среды
Развивающая предметно-пространственная среда группы спроектирована в соответствии с образовательной программой, реализуемой в ДОУ, содержательно насыщена и способствует реализации образовательных областей, определенных ФГОС ДО в различных видах детской деятельности. Включает технические средства обучения (музыкальный центр, мультимедийный проектор), расходные материалы (сюжетные картинки с разной тематикой, серии картинок «Времена года», набор картинок «Опасные ситуации» и т.д.), игровое и спортивное оборудование.
Зоны мобильны и легко передвигаются при необходимости, обеспечивая возможность изменений РППС в зависимости от образовательной ситуации, в том числе меняющихся интересов и возможностей детей. Созданы игровые зоны для детей: «Салон красоты», «Наш гараж», «Больница». Группа оснащена полифункциональными материалами: ширмой, набором детской мебели, театром, матом, мягким модулем, природными материалами - что даёт возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды.
В группе имеются игровые зоны, которые отделены от зоны приёма пищи, зоны спокойной деятельности и зоны двигательной активности.
Игрушки сменяемы по возрастным требованиям и интересам детей.
В группе учитываются особенности контингента воспитанников (для мальчиков созданы технологичные игры, для девочек – отражающие мир спокойствия, уюта и красоты).
С целью обеспечения психологического комфорта в группе создан «уголок уединения», в котором создана домашняя обстановка; имеются: мягкий диван, альбом семейных фотографий.
Воспитанники (в том числе дети с ограниченными возможностями здоровья) имеют свободный доступ к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности. Игрушки, с которыми дети могут играть самостоятельно, расположены в доступных для них местах (открытых, низких полках). Для развития доступной среды в нашей группе сделала уголок «В гостях у сказки», уголок уединения «Теремок», в котором дети охотно уединяются и занимаются самостоятельной игровой деятельностью, музыкальный уголок, уголок природы, уголок для конструирования.
Все элементы предметно-пространственной среды соответствуют требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования, такими как санитарно-эпидемиологические правила и нормативы и правила пожарной безопасности. В развитии безопасной среды у детей в группе я проделала следующую работу: совместно с коллегами мы сделали стенд «Мое настроение», создала « Уголок безопасности», провожу занятия на темы «Осторожно огонь!», «Светофор!, «Здоровая пища», « Будь здоров, малыш» и т.д.
Программные образовательные задачи решаются в совместной деятельности взрослого и детей не только в рамках организованной образовательной деятельности, но и в самостоятельной деятельности дошкольников при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования, учитывая интересы и возможности каждого ребёнка. Чтобы построить образовательную деятельность на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития организовываю по возможности парные работы в микрогруппах. Такой метод работы помогает создать между детьми приятельских отношений. Работаю методом « ненавязчивое привлечение детей к совместной деятельности»: отгадывание загадок, разрешение проблемных ситуаций, комментирование и разбор путаниц. В течение года привлекаю детей к подкормке птиц( зимой), уходу за растениями( весной), к уборке на участке ( круглый год).
Для поддержки инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности, создаю ситуации для успеха каждого ребенка: « Это очень просто, я тебе помогу» и др. Стараюсь видеть в каждом ребенке сквозные образовательные результаты, такие как активность, самостоятельность, инициативность и формировать эти качества совместно с родителями , например совместные подготовки к праздникам, утренникам, изучение алфавита, цифр. Отношусь к детям бережно. Используя золотое правило дошкольного детства « не навреди»
Всю развивающую предметно пространственную стараюсь выстроить в соответствии с ФГОС ДО с учетом принципов доступности, безопасности, многофункциональности, вариативности, разнообразия детства. Помогаю детям объединиться в группы по симпатиям, интересам, реализуя свои возможности в уголка, игровых зонах «Больница», «Мир красок», «Салон красоты», «Дорога и дети» и др. Работаю, создавая условия, учитывающие интересы детей. Все предметы доступны детям, что позволяет им выбирать интересные для себя занятия, свободно чередовать их в течение дня.
Каждый ребёнок может найти как необходимые игры, так и игровых партнёров в соответствии со своими возрастными и индивидуальными особенностями. Повседневная работа с детьми, знание их интересов и способностей дают возможность развивать и поддерживать индивидуальность и инициативы каждого из них. Для развития этих качеств в ребенке создаю условия для свободного выбора детьми разнообразных видов деятельности: музыка, танцы, спортивные мероприятия, инсценировка сказок и др. условия для принятия детьми самостоятельных решений, выражений своих чувств и мыслей. Помогаю и поддерживаю включиться ребенку в сюжетную игру, как основную деятельность дошкольника; создаю игровую обстановку, помогаю искать и обозначать в речи игровые роли, разнообразные игровые диалоги, словесное придумывание историй.
Каждое утро приходя на работу я вижу глаза своих детей. В одних – настороженность, в других – интерес, в третьих – надежда, в чьих-то – пока равнодушие. Какие они разные! У каждого своя идея, свой особый мир, который нельзя разрушить, которому надо помочь раскрыться.
Я уверена, что детей надо любить такими, какие они есть. Воспитывать в них чувства собственного достоинства и ответственности за себя и свои поступки. Хвалить, поощрять, одобрять, создавать положительную атмосферу вокруг него.
Всегда нужно верить в возможности каждого ребёнка, в то доброе, что в нём заложено. Я учу детей доброте, заботе о ближнем, уважению к другим людям.
Не зря ведь детей называют «цветами жизни», а воспитателей – «садовницами». Труд воспитателя можно сравнить с трудом садовника, выращивающего различные растения. Одно растение любит свет солнца, другое – прохладную тень; одно любит берег ручья, другое – высохшую горную вершину; одно произрастает на песчаной почве, другое – на жирной, глинистой. Каждому нужен особый, только для него подходящий уход, иначе оно не достигнет совершенства в своем развитии». Так и в моей работе каждому ребенку необходима любовь, понимание его индивидуальности. Ведь только в любви открывается неповторимость каждого ребенка, раскрывается его образ.