СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Описание работы

Нажмите, чтобы узнать подробности

в статье представлены анкеты. которые помогают отслеживать динамику работы с каждым учеником.

Просмотр содержимого документа
«Описание работы»

Мотивация деятельности учащихся на уроках иностранного языка и создание условий для ее развития.

Перед каждым учителем иностранного языка возникает всегда вопрос: Как позиционировать ученика в его отношении к учебе в общем и конкретно к предмету « английский язык»?

Данный вопрос и есть основание для осуществления учителем педагогического анализа своей деятельности.

Процесс обучения должен быть организован таким образом, чтобы учение стало смыслом жизни и одной из ведущих личностных потребностей, определяющим внутренним мотивом; нужно, чтобы ученик был увлечен учением, а трудности принимал добровольно, как осознанную необходимость; нужно чтобы его жизнь в школе и вне ее стала целостной, чтобы единство определялось сознательным стремлением к самообразованию и самосовершенствованию.

Главный вопрос заключается в том, в каких условиях, принимается школьником учебная и познавательная задача и осуществляется деятельность, побуждаемая прямыми мотивами, то есть инновационные модели обучения востребуют от учителя создание максимально благоприятных условий для полноценного школьного обучения.

Для планирования эффективной учебной деятельности, необходимо выявить взаимосвязь трех основных личностных характеристик, которые обеспечивают успешность учебно-познавательной деятельности ученика.

1. Отношение к предмету, содержанию, процессу, результату, выражающееся в мотивации.

2. Характер взаимоотношений обучающихся с участниками учебного процесса, который проявляется в эмоционально-оценочных отношениях учащихся и учителя друг к другу; обучающихся между собой.

3. Способности к саморегуляции учебных действий, состояний и отношений как показатель самосознания.

Для выявления уровня сформированнности основных мотивов деятельности на уроке использую методику Т. И. Шамовой « Как вы относитесь к учебе по отдельным предметам?». ( Приложение 1)

Для каждого ученика вычисляется средний балл по группе; ситуативный интерес (1), учение по необходимости (2), интерес к предмету (3), повышенный познавательный интерес (4)



например, данную методику я провела в 5а классе.

ФИО

1 группа

2 группа

3 группа

4 группа

Ср. бал

Дарима

5

6

5

4

5.0

Милена

4

6

4

3

4.2

Лиза

5

2

2

2

2.7

Алина

6

4

4

3

4.2

Дима

3

6

4

2

3.7

Даша

3

5

5

4

4.2

Толя

5

5

5

2

4.2

Катя

5

6

5

3

4.7

Никита

5

5

5

2

4.2

Денис

6

5

5

4

5.0


4.7

5.0

4.4

2.9

4.2


Для каждого ученика вычисляется средний балл по группе; ситуативный интерес (1), учение по необходимости (2), интерес к предмету (3), повышенный познавательный интерес (4).

Таким образом, диагностика показала. что в основном у обучающихся преобладает мотив 2( учение по необходимости) и мотив 2 ( ситуативной интерес).

Программа наблюдения активности учащихся на уроке, показала

К акт=60%

КПД= 6%

Для выявления доминирующего мотива на уроке английского языка использую методику выбора той или иной позиции ученика при выборе задания в различных видах речевой деятельности. ( приложение 2)

Например, при выполнении заданий по чтению, у обучающихся 5а класса доминируют следующие мотивы: ( фрагмент)

ФИО

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

Доминирующий мотив

1.Дарима.




+

+

+











4

2. Денис



+



+

+

+









6

3. Катя.







+

+





+




7

4. Марк.



+

+



+










3

Все названные мотивы я распределяю по 8 основным направлениям, что позволяет судить о значимости для ученика выбираемых заданий.

1. Самоопределения – 5, 15 (1 ученик)

2. Познавательные- 3,4 (5 учащихся)

3. Узкопрактические-5 (0 учащихся)

4. Саморазвития-1, 2 ( 4 учащихся)

5. Общение с учителем- ( 2 учащихся)

6. Общение со сверстниками- (6 учащихся)

7. Самоутверждение- 13 (1 ученик)

8. Избежание неприятностей- 8 (4 ученика)

Таким образом, провожу диагностику по всем видам речевой деятельности.

Выбор учениками мотивов отражает разный подход к получению знаний по английскому языку и связан с интересами и целями учащихся в будущем, сложившимися ценностями.

Проанализировав мотивы, я распределила учащихся на 3 группы.

Первая группа включает учеников, воспринимающих учёбу с позиции настоящей необходимости. ( Лиза, Катя, Милена, Никита)

Вторая группа учеников отражает мнение, что побудительная сила настоящего и будущего одинаковы. ( Марк, Денис, Алина, Дарима)

Третья группа учащихся воспринимает учебу в школе как «временную» жизнь, имеющую для них ограниченную и вынужденную ценность. ( Даша, Сережа, Дима, Толя, Никита).

Как же характер мотивации учения влияет на характер учебной деятельности и поведения ученика в учебных ситуациях и как может учитель учесть полученные результаты.

Так, выбор мотива самоутверждения связан с желанием изменить мнение, оценку о себе со стороны учителя, сверстников. Важно, знать какой ценой учащийся хочет добиться этого.

Познавательная мотивация, характеризуется направленность самообразования по английскому языку. В этом случае ученики придает большое значение содержательной стороне преподавания а, следовательно, личности учителя и общению с ним.

Мотивы общения со сверстниками связаны с общим эмоционально-интеллектуальным фоном в классе и знающего ученика.

Характер взаимоотношений ученика с учителем и сверстниками в коллективе является очень важным фактором, влияющим на успешность учения.

Для определения характера отношений необходимо уточнить мотивы совместной деятельности. ( приложение 3)





Следовательно, необходимо определить характер отношений в группе. ( см фрагмент)

ФИО

1

2

3

4

5

6

7

8

Доминирующий выбор группы

1.Дарима



+





+

8

2. Денис


+


+





4

3. Катя.





+



+

5

4. Марк


+




+



6

Данные результаты помогают формировать учебные группы в зависимости показателей эмоционально-нравственных и межличностных взаимоотношений, меняя содержание и формы организации учебно-познавательной деятельности. Наблюдая за учениками в той или иной учебной группе, учитель может выявить разные мотивы их поведения: либо бездумное согласие ученика, являющееся проявлением приспособленчества, либо вынужденное согласие в силу исполнительности, либо ярко- выраженная самостоятельная линия поведения. При этом, изменив содержание и формы организации учебно-познавательной деятельности, учитель может увидеть и переориентацию учеников в группах. Это позволит обнаружить ситуативность или устойчивость мотивов выбора групп.

Диагностика взаимоотношений учитель-ученик позволит увидеть отрицательные и положительные моменты, влияющие на характер отношений и поможет исправить отрицательные отношения с учеником. (приложение 5)

С целью диагностики саморегуляции учащихся, в конце каждой четверти, провожу диагностику изучения уровня развития саморегуляции учащихся. Данная группа диагностических методик позволяет ученику самому регулировать продвижение в учении или сознательно видеть причины затруднений, сознательно организовывать себя. самому выбирать или строить учебные программы.

Уровень развития саморегуляции зависит от степени соотношения самостоятельности ученика и меры помощи ему со стороны учителя.

На первом этапе выписываю название изученных тем в любом порядке и предлагаю ученикам указать, номера заданий, которые для них были наиболее трудными, интересными, с какими заданиями он справился сам, по каким темам прочитал дополнительную литературу и общую оценку своей работы за четверть.

Сигнальный лист №1 при выполнении теоретической учебно-познавательной работы












оценка

ФИО

правил

слов

понятия

сравнивать

обобщать

выделять главное


























Сигнальный лист №2 самооценка позиций при изучении учебной темы

Номер заданий

Прогностическая самооценка

1 2 3

отношение

С каким состоянием выполнял

Причины невыполнения

Какие личностные особенности помогли успешно справиться с заданием

Р.т. №1

№ 2

Не вызывало трудностей

нормально

ответственно


трудолюбие


Р.т. №1

№ 4, 5

вызвало затруднение

Не вызывало трудностей

сложно



нормально

Ответственно

С интересом


Воля

трудолюбие

проект

интересно

интересно



Умение презентировать работу



Сигнальный лист №3 Продвижение ученика в усвоение учебной темы.

Что знаю

хорошо

Что умею хорошо

Что было интересно

Оценка

знаний

Оценка умений

Оценка отношений

Над чем надо поработать

Лексику по теме « Спорт», « Музыка»,

1.переводить тексты

2.выполнять грамматические упражнения

3. писать эссе-рассуждения

4.выполнять проектные работы



Выполнять проекты.

Читать тексты.



«5»



«4»



«5»



Самообразование по теме « Словообразование существительных»

Данная диагностика помогает учащимся самим составить программу работы по изучению следующей темы, а учителю получить данные об особенностях мотивации, характере отношений, уровне сформированнности умений саморегуляции учащихся в процессе обучения и сменить содержательно-дидактическую стратегию построения обучения к личностно-ориентированному обучению.


Приложение 1


Анкета для учащихся 4-7 классов

«Как вы относитесь к учебе по отдельным предметам?»

Цель: Изучение уровня сформированности основных мотивов деятельности учащихся.

Прочитайте вопросы и для каждого предмета укажите балл, наиболее соответствующий варианту вашего ответа: 2 – всегда; 1 – иногда; 0 – никогда.


Отношение

Предметы

Английский язык

Литература

Математика

Биология

История

Физкультура

I.

1. На уроке бывает интересно.

2. Нравится учитель.

3. Нравится получать хорошие отметки.







II.

4. Родители заставляют учиться.

5. Учу, так как это мой долг.

6. Предмет полезен для жизни.







III.

7. Узнаю много нового.

8. Заставляет думать.

9. Получаю удовольствие, работая на уроке.







IV.

10. Легко дается.

11. С нетерпением жду урока.

12. Стремлюсь узнать больше, чем требует учитель.








Анкета для учащихся 7-11 классов

«Как вы относитесь к учебе по отдельным предметам?»

Прочитайте вопросы и для каждого предмета укажите балл, наиболее соответствующий варианту вашего ответа: 2 – всегда; 1 – иногда; 0 – никогда.


Отношение

Предметы

Английский язык

Литература

Математика

Биология

История

Физкультура

I.

1. Проявляю интерес к отдельным фактам.







II.

2. Стараюсь добросовестно выполнять программу.







III.

3. Получаю интеллектуальное удовольствие от решения задач.

4. Проявляю интерес к обобщениям и законам.







IV.

5. Мне интересны не только знания, но и способы добывания.

6. Испытываю интерес к самообразованию.








Приложение 2

характеристика мотива выбора задания


1. на уроке ученику предлагается самостоятельно выполнить по выбору задания, различающиеся по:

-сложности и характеру деятельности

-практической или теоретической направленности познавательной деятельности

-характеру выполнения заданий.

2. Одновременно каждый ученик получает листок, в котором обозначены позиции, отражающие причину выбора учеником того или иного задания.

1. Желание себя испытать.

2. Лучше узнать свои возможности в данном предмете.

3. Интерес к предмету.

4. Желание как можно больше узнать из данной области науки.

5. Полезно для будущей работы.

6. Этот предмет и знания по нему необходимы для дальнейшего образования.

7. Уверенность в успехе по данному предмету.

8. Легко учиться.

9. Желание преодолеть трудности.

10.Мне интересно общаться с одноклассниками на уроке по данному предмету.

11. желание иметь авторитет среди одноклассников, так как этот предмет престижен в классе.

12. Нравится учитель.

13 Желание быть знающим и образованным человеком, интересным для друзей.

14. Желание быть готовым к самостоятельной жизни.

15. Желание быть духовно богатым, культурным и полезным для общества.

16. Чтобы не ругали родители, учителя.


Все названные мотивы учитель распределяет по 8 направлениям.

ФИО

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

Доминирующий мотив










































































1. Самоопределения – 5, 14,15

2. Познавательные- 3,4

3. Узкопрактические-5 ,6

4. Саморазвития-1, 2 ,9

5. Общение с учителем- 12

6. Общение со сверстниками- 10

7. Самоутверждение- 7,11, 13

8. Избежание неприятностей- 8, 17

Приложение 3.

Определение характера отношений в группе.

1.Желание помочь однокласснику по данному предмету.

2. Желание лучше узнать себя с помощью тех одноклассников, которые помогут в данной совместной работе.

3. Уверенность, что требования к нему, его знаниям, умениям удовлетворяют всех членов группы.

4. Легкость общения и радость совместной работы.

5. В работе с этими учениками больше можно узнать по данному предмету и многому у них научиться.

6. Именно в этой группе можно получить хороший результат, оценку.

7. Интересные ребята, которые «зажигают» своей увлеченностью.

8. Возможность легче проявить себя, повысить свой авторитет.


Приложение 4

Характеристика взаимоотношений учитель-ученик.

Учителю дается список типичных характеристик взаимоотношений:

1. уважительно-тактичное

2. справедливо-требовательное по делу

3. доброжелательно-понимающее

4. дружески-шутливое

5. категорически-подчиняющее

6. нейтрально-безразличное

7. всепрощенчески-попустительское

8. заинтересованно-выделяющее среди других

9. высокомерно-надменное

10. необъективно заниженное

11 предвзято-завышенное

12 агрессивно-недоброжелательное.

Отмечая «поле отношений» оценку себя учениками и свою оценку отношений к ученикам, учитель получает картину распределения того или иного характера взаимоотношений.



учителя

к ученикам учеников

к учителю


кол-во

учеников









Список литературы:

1. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. М., 1991 год

2. Васильнва З.И., Казакина М.Г. Изучение личности школьника., М., 1991 год