Урок биологии
5 класс
Вспомним
- Какие методы исследования существуют в биологии?
Вспомним
- Какие методы исследования существуют в биологии?
- Что представляют собой методы наблюдения, измерения и эксперимента?
Вспомним
- Какие методы исследования существуют в биологии?
- Что представляют собой методы наблюдения, измерения и эксперимента?
- Какие измерения вы проводили на прошлом уроке?
Вспомним
- Какие методы исследования существуют в биологии?
- Что представляют собой методы наблюдения, измерения и эксперимента?
- Какие измерения вы проводили на прошлом уроке?
- Как определить предел измерения и цену деления измерительного прибора?
Вспомним
- Какие методы исследования существуют в биологии?
- Что представляют собой методы наблюдения, измерения и эксперимента?
- Какие измерения вы проводили на прошлом уроке?
- Как определить предел измерения и цену деления измерительного прибора?
- Какой эксперимент мы проводили?
Результаты любого исследования должны быть зафиксированы тем или иным способом, например, в виде научного описания.
Что же такое описательный метод?
Описание результатов исследования
Аристотель (384—322 до н. э.) — великий древнегреческий учёный
«История животных» описал 540 разновидностей животных
Описание –
занесение полученных при изучении природы данных в дневник или журнал
Описания
Качественные
Количественные
Описание:
- Словесное
- Наглядное
- Схематическое
Словесное описание.
- Клюква
- Одно из самых характерных растений верхового болота — клюква (Oxycoccos palustris). Тонкие стебли клюквы, густо покрытые мелкими листьями, стелются по поверхности мохового ковра, почти не поднимаясь над ним. Клюква — растение сравнительно маленькое, но тем не менее не травянистое. Она относится к числу кустарничков. Ее стебель, толщина которого не больше швейной иглы, внутри одревесневает, сверху покрыт защитной покровной тканью такого же типа, как у настоящих больших кустарников. Листья клюквы мелкие — по длине не больше ногтя. Форма их удлиненно-яйцевидная. Сверху листья темно-зеленые, снизу беловатые. Белую окраску придает им восковой налет. Он имеет в жизни растения существенное значение, так как не позволяет воде заливать устьица (они расположены на нижней стороне листа).
- Клюква — кустарничек вечнозеленый. Ее листья зимуют под снегом зелеными. Как и у других растений подобного рода, они на ощупь плотные, кожистые.
- Мелкие розоватые цветки клюквы не лишены изящества. Они поднимаются вверх на тонких цветоножках, но сами цветки поникшие.
Наглядное описание.
Биологический рисунок
фотография
Таблица — это представление количественных или других данных в форме строк и столбцов
Схемы – представляют собой фигуры (прямоугольники, многоугольники, круги) с надписями, соединённые линиями или стрелками.
Диаграмма — графическое представление данных, позволяющее оценить соотношение нескольких величин.
Диаграммы
Круговые
Столбчатые
График — это чертёж, на котором наглядно, при помощи линий, показаны какие-либо числовые данные, описывающие процессы или явления
Анализ — это расчленение, разделение целого на составные части, выделение отдельных сторон и свойств объекта или явления.
Подведем итоги. Что вы узнали сегодня на уроке?
- Выполните задания:
- 1. Прочитайте два описания одного и того же растения: поэтическое и ботаническое. Попробуйте угадать, о каком растении идёт речь. Проверьте свою догадку. На какое описание вы ориентировались в большей степени?
ПОЭТИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ
Бутонов круглые бубенчики
БОТАНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ
Ещё закрыты и плотны,
Корневище ползучее, разветвлённое.
Цветки белые в односторонней
Но солнце раскрывает венчики
верхушечной кисти,
У колокольчиков весны.
по одному в пазухах
Природой бережно спелёнутый,
перепончатых прицветников,
Завёрнутый в зелёный лист,
на дуговидно изогнутых
цветоножках. Листья крупные темно-зеленые.
Растёт цветок в глуши нетронутой,
Цветение – конец мая – первая
Прохладен, хрупок и душист.
половина июня,
С. Я. Маршак
в лесах разнообразного состава.
Ландыш
2. Рассмотрев график на рисунке 31 (с. 48 в учебнике), ответьте на вопросы:
- В какое время суток была самая низкая температура?
- В какое время наблюдался максимум температуры?
- В какие часы наблюдался рост температуры?
- В какие часы наблюдалось падение температуры?
- В какое время суток температура достигала 14 градусов?
Ответы:
- В какое время суток была самая низкая температура? (с 3 до 6 часов)
- В какое время наблюдался максимум температуры? (15 часов)
- В какие часы наблюдался рост температуры? (с 6 до 15 часов)
- В какие часы наблюдалось падение температуры? (с 0 до 3 и с 15 до 24 часов)
- В какое время суток температура достигала 14 градусов? (12 и 21 час)
3. Рассмотрите внимательно рисунок 33
- У бабушки на огороде 3 свободных участка, она решила посадить там различные деревья — яблони, груши и сливы. На первом участке она посадила одинаковое количество деревьев — по 15 штук (см. рис. 33(а), на втором и третьем участке — разное количество. Переведите информацию из диаграммы в табличную форму и заполните таблицу в тетради.
20
30
20
15
10
20
4. По тексту составьте схему цепи питания:
- Кузнечик живет в траве и питается ее сочными частями. Лягушка поедает насекомых, в том числе, питается и кузнечиками. Аист питается лягушками.
трава
кузнечик
лягушка
аист
Дорисуйте смайлик
Домашнее задание
- § 7 пересказ
- Термины выучить
- Повторить краткое содержание главы 1 (стр. 52)