СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Описание системы работы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Каникулы, есть время "порыться" в электронном сундуке. Разбирая документы, хранящиеся в памяти компьютера наткнулась ни исторический документ... что то изменилось с тех пор. вспомнила фразу учителя математики, уходящего со школы на заслуженный отдых лет 15 назад. "Вся моя педагогическая деятельность в этой тетрадке "мониторинг учителя ФИО"", потом документы, папки, портфолио (портфели), сундуки... сейчас все где в облаках 

Просмотр содержимого документа
«Описание системы работы»

МОУ МАЛОАРБАТСКАЯ СОШ


материалы к конкурсу « Учитель года»

Штукерт Наталия Александровна

учитель физики

образование: высшее, АГПИ, 1993год

педагогический стаж 17 лет





  1. Моя педагогическая философия (эссе)


  1. Описание системы работы в рамках своей педагогической концепции.

































Малые Арбаты - 2011



Я- учитель, связующее звено между прошлым и будущим.

Я- воспитатель, формирую мировоззрение будущего в настоящем, здесь и сейчас.


Я живу слишком быстрой жизнью и не знаю никого, кто так любил бы мгновенья, как я. Я иду, я иду, я ухожу, я меняю и изменяюсь сам. Я отдаюсь мгновенью, и оно мне снова и снова открывает свежие поляны. И вечно цветут мне новые цветы.

Я знаю, что есть два бога: бог покоя и бог движения. Я люблю их обоих. Но я не долго медлю с первым. Я побыл с ним. Довольно. Я вижу быстрые блестящие глаза. Магнит моей души! Я слышу пенье струн. Молот близ горнов. Раскаты мировой музыки. Я отдаюсь мировому. Мне страшно. Мне сладко. Мир вошел в меня. Прощай, мое Вчера. Скорей к неизвестному Завтра!

К. Бальмонт. Из записной книжки


Солнце по небу проходит положенный круг,

Каждый год наступает сентябрь.

В школу дверь открывается,

Новые дети за парты садятся.

Мировоззрение будущего создается здесь и теперь.

Из ничего не возникнет ничто

И не исчезнет, бесследно то чего нет.

Этот закон вселенский

Мое назначенье донести до детей.

Законы природы познать мы должны.

Понять что основа всего -

Задача нелегкая.

Семь органов чувств в познании мира

задействовать смело должны мы:

зрение, слух, осязание, обоняние, вкус,

интуиция не последнее дело,

плюс логика тоже великая вещь.

Мышление стиль играет ведущую роль.

Со времен античности

Уж, так повелось, люди верили

семерка представляет собой нечто особенное

с давних времен семерка считалась числом совершенства.

Магия семи существует:

Ощущение зрения –цвет.

Семь основных цветов

радуги спектр образует.

При смешении семи чистых цветов

получается белый, то нам Ньютон открыл.

В музыкальной октаве семь нот.

Семь нот - гамма звучания.

химические элементы распадаются на семь периодов.

И лунный цикл протекает в четыре фазы

по семь дней каждая.

Семь дней недели,семь чудес цвета.

У человека семь органов:

сердце, легкие, селезенка,

печень, желудок и две почки

и столько же частей тела, а именно:

голова, грудь и туловище,

две руки и две ноги.

Скажу вам больше, клетки человеческого организма

обновляются приблизительно каждые семь лет.

Вероятно, это послужило Шекспиру поводом

разделить в комедии « Как вам это понравится»

человеческую судьбу на семилетия.

В этой пьесе он изображает мир как сцену,

на которой каждому актеру приходится играть семь ролей.

в первый класс ученик поступает в семь лет.

Ко мне приходит в четырнадцать.

Этот мир воспринимать таким каким он есть

моя задача научить. не за семь за пять лет.

народы античности с почтение рассматривали семь небесных тел

Солнце, Луну и пять планет:

Марс, меркурий, Юпитер, Венеру, Сатурн и

Считали их сочетания судьбоносными.

Число семь, как и три, часто встречается в сказках

Белоснежка находит убежище у семи гномов

За семью горами.

В алхимической символике горы обозначают металлы.

Они представлены как основные силы мира через цифру семь.

Следовало бы напомнить, что семь гномов постоянно заняты тем,

что добывают и обрабатывают руду.

Из всех чисел семерка наиболее тесным образом связана с тайными силами.

многие процессы должны повториться семь раз.

Задачу решая, семь раз прочитай

не больше, не меньше.

Первое чтение- беглое, все просмотри

выбери , то что понятно тебе.

Второй раз читая, слово дано запиши,

третье определись, что нужно найти.

В четвертый, приступи к решенью.

Нужную формулу в голове отыщи

и запиши на бумаге.

пятый, шестой раз вернись, когда решая

возникла вдруг проблема, и между строк ты пропустил

недостающие данные.

Справочник возьми и данные там отыщи.

константы или табличные значения

в дано впиши и смело решай.

Прежде чем ответ записать седьмой раз прочитай,

проверь, толи нашел, что нужно.

Если семь раз прочитав ничего на ум не идет, оставь.

вернешься потом.

Так я учу задачи решать.

Интеграция штука полезная

говорим об одном но с разных точек зрения

тема моего самообразования такая:

« Интеграция естественнонаучных знаний учащихся как средство формирования социально ориентированной личности»

Мыслящий ум не чувствует себя счастливым, пока ему не удастся связать воедино разрозненные факты, им наблюдаемые.

Д. Хевеши

Очень часто приходится сталкиваться с тем что ученики приходя на урок по одному предмету, не готовы использовать знания, полученные на других. Выход- в интеграции.

Начальный уровень интеграции можно сравнить с « вторжением в чужую область», когда в рамках одного предмета активно используются знание других.. Более глубокий уровень интеграции предполагает использование на всех уроках общих принципов, подкрепляемое комплексным рассмотрением « общих» проблем, таких, как экология, солнечно-земные связи, законы диалектики в живой и неживой природе.

В связи сокращением часов на изучение отдельных предметов особенно актуальны интегрированные уроки естественнонаучного цикла: биология, химия, география, математика, информатика. Повышает интерес интегрированные уроки физики с литературой, искусством, историей, ОБЖ. Идея интегрированных уроков вытекает из практической необходимости: не доучиваться, не переучиваться, а изначально изучать предмет глубоко, осознано и прочно.

интегрированные уроки занимают значительное место в методике преподавания естественных наук в школе. при этом

-сокращается время на изучение и прочное усвоение основных, опорных понятий и законов физики, химии, биологии, астрономии, географии;

-развивается творческий потенциал учащихся и учителя;

-формируется единая естественнонаучная картина мира;

Интегрированные уроки позволяют расширить кругозор.

мною в разное время разработаны и проведены следующие интегрированные уроки:

  • «Философская картина мира» 11 класс (физика, история, литература, химия, биология)

  • «Электрическое и магнитное поле в жизни человека» 9класс

  • «Элекромагнитное излучение оптического диапазона» 11 класс

  • « Производство, передача и использование электроэнергии» 11 класс

  • «Виды излучения» 11 класс.

Элективные курсы»:

  • « Метеостанция своими руками» 9 класс

  • «Физика на приеме у врача» 9 класс


Альфой и омегой нашей дидактики да будет изыскание и открытие способа, при котором учащие меньше бы учили, а учащиеся больше бы учились.

Ян Амос Каменский.

Цель научить учиться особенно удачно реализуется в системе развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В,Давыдова, когда учебная деятельность включает в себя мониторинг- непрерывное контролирующее действие, позволяющее наблюдать ( и корректировать по мере необходимости продвижение от незнания к знанию, отслеживать качество усвоения знаний и умений.

оценки и отметки в той или иной форме – неотъемлемая часть и общественной, и культурной жизни общества. Это удобная вещь, позволяющая, не вдаваясь в подробности, охарактеризовать достижения. дети довольно быстро начинают видеть и понимать, насколько условна оценка, как часто она оказывается не связанной с действительными умениями и знаниями, и учатся разным способам получения хороших оценок: списыванию, выпрашиванию. Не всегда уровень притязаний совпадает уровнем возможностей, способностей, работоспособности. Значит, одной из важнейших сторон работы учителя должна быть работа по как можно менее болезненному сравниванию двух этих уровней, двух оценок – внутренней и внешней. В идеале внутренняя должна совпадать с внешней. Нельзя убрать оценку вообще. имеет смысл говорить о двух внутренних оценках ученика. одна оценка на настоящий текущий момент «знает, понимает, умеет» Эта оценка может быть плохой, но есть и вторая. внутренняя оценка «Я узнал. я понял. я научился»

существующая пятибалльная система оценки ориентирована исключительно на констатацию уровня сформированности знаний, умений и навыков ребенка, а не на выявление и стимулирования динамики роста его успешности в процессе учебной деятельности и уж тем более не на его индивидуальное развитие.

в развивающем обучении успехи ученика рассматриваются в динамике, на фоне предыдущих успехов, не допускается сравнение детей между собой по результатам их учебной деятельности..

В системе развивающегося обучения используются пять этапов контроля и соответственно проводятся работы:

  • тестово-диагностическая

  • самостоятельная

  • проверочная

  • контрольная

  • итоговая


Использование мониторинга и диагностики знаний учащихся позволяет:

  • убедить детей в том, что они учатся не для отметок. а для получения знаний, развития мыслительной деятельности

  • повысить познавательную активность

  • развить творческое начало

  • устранить психологические проблемы ( обиды за двойку, страх перед родителями за отметку, стабилизировать внимание на уроках, сделать работу учащихся на уроках целенаправленной и мотивированной)

реализация идеи развивающего обучения на уроках физики в старших классах.

у разных учеников по-разному развиты разные учебные навыки. одни решают задачи, но совершенно не умеют выступать публично. при этом один на один формулируют свои мысли. другой ученик все время что-то мастерит дома. практически не знает формул и не умеет решать задачи. третий ничего не конструирует. ему трудно дается учеба, но он много и усердно занимается. Четвертый блестяще воспроизводит знакомый материал, но плохо ориентируется в незнакомой ситуации.

можно ли таким ученикам ставить пять. при существующих нормах и правилах оценивания это довольно затруднительно. Наиболее обоснованной в этом плане является рейтинговая система оценки знаний.

рейтинговая система оценки знаний побуждает ученика к совершенствованию знаний и умений, к развитию критичности мышления. выработке правильных оценочных суждений и к самооценке своего труда. позволяет улучшить психологический микроклимат в классе, дает возможность ученику поверить в свои силы.


рейтинговая система оценки знаний требует отличающейся от принятой формы учета.




критерии уровней успеха


уровень

Внешняя оценка

самооценка

V уровень

Максимальный

Ученик овладел знаниями и умениями на уровне подготовки и сверх того.

Степень усвоения материала 100%


Знаю

основательно

VI уровень

Достаточный

Ученик способен применять знания в нестандартной ситуации

Степень усвоения материала 90-100%


Знаю

отчетливо

III уровень

Оптимальный

Ученик овладел знаниями и умениями на уровне выше обязательного минимума.

Степень усвоения материала 70-90%


Знаю

Выше минимума

II

Обязательный

Ученик овладел знаниями лишь на уровне обязательного минимума

Степень усвоения материала 40-60%


Знаю

минимум

I

условный

Ученик не овладел знаниями на уровне обязательного минимума

Степень усвоения материала ниже 40%


Знаю условно.

Ничего не

знаю










В плане психологического комфорта тестирование обладает достаточно большим преимуществом: есть время настроиться собраться с мыслями; исключается субъективное отношение учителя. есть и отрицательные моменты: если во время устного и письменного ответа ученик решая задачу, не смог довести решение до верного ответа учитель всегда может проследить за ходом его мысли. во время тестирования засчитываются лишь абсолютно верные ответы.

Одна из основных задач обучения физике предполагает овладение умением применять теоретические знания на практике, а значит, овладение умения решать задачи. Мною совместно с учащимися составлена классификация физических задач и в зависимости от типа и вида разработан алгоритм решения задач по отдельным темам.

задачи

качественные

количественные

экспериментальные

  • объяснить

  • ответить почему

  • сравнить во сколько раз

  • вывести

  • доказать


  • найти

  • вычислить

  • сравнить на сколько


  • установить зависимость

  • найти

  • сравнить

  • доказать

данные задачи представлены

  • текста

  • графика

  • таблицы

  • схемы

в общем виде

  • текста

  • графика

  • таблицы

  • схемы

численные данные

  • текста

  • графика

  • таблицы

  • схемы

в общем виде

Разработан и применяется метод «Семикратного прочтения задачи».

Читаем задачу не менее 7 раз.


  • первое « беглое чтение»

прочитываются все предложенные задачи.

определляется тип задачи: расчетная, экспериментальная, задача в общем виде, теоретическая и др.

определяется уровень сложности предложенных задач

определяется порядок выполнения задач. Задачи располагаются по уровню сложности на взгляд самого ученика.

На этом этапе учащиеся должны понимать к какому разделу физики относится задача, на какую тему, уровень своих знаний по теме.

Начинаем решение с наиболее простой. Сложная задача, как правило, включает в себя несколько разделов

  • второе чтение выбранной задачи.

начинаем записывать дано

  • третье. Записываем данные задачи, оставив место для записи данных не указанных непосредственно в задаче ( постоянные величины, справочные материалы)

  • четвертое. записать, что найти

  • пятое. приступить к решению. Сделать если нужно пояснительный рисунок. записать связь между данными величинами. выразить искомую величину. подставить численное значение с указанием единиц измерения, если требуется привести единицы в соответствие

  • шестое. Чтение « между строк» недостающие данные, условия

  • седьмое. Анализ и запись ответа. Убедится, что нашли то что требуется в задаче, ответ записан в тех единицах, которые указаны.

После седьмого прочтения задача должна быть решена, если не получается задачу лучше оставить и приступить к решению позже.


Что в содержании урока может вызвать интерес ученика?

интересные вопросы и задачи, связанные с жизненным опытом. Задачи с практическим содержанием, задачи с готовыми неверными ответами, с избыточными данными, тестовые задания, задачи по загадкам, с использованием отрывков из литературных произведений, научных статей. Простые и интересные опыты с использованием вполне доступного оборудования.

Применение моделирования как метода учебного познания является одной из основных задач физического образования, т.к. способствует становлению правильных представлений о современной научной картине мира, формированию научного мировоззрения, развитию творческого мышления. а также позволяет учащимся проводить на своем уровне научные исследования явлений, процессов, объектов.

метод учебных проектов

в рамках метода учащиеся

из доступных материалов изготовляют самодельные приборы такие как: конденсаторы, электроскопы, рычаги, дифракционные решетки; объясняют известные явления, на основе изученного; выстраивают модели физических явлений, составляют обобщающие таблицы и схемы, классифицируют объекты, учатся обобщать и систематизировать материал, находить ассоциации для более глубокого запоминания.


Одним из видов эффективной познавательной деятельности является игра. Как утверждал Луи де Бройль, игры имеют много общего с работой ученого: сначала трудность, которую нужно преодолеть, а затем радость открытия и ощущение преодоленного. Игра позволяет в яркой и увлекательной форме расширить и углубить знания, полученные на уроках. показать их использование на практике, помогает войти в мир научных и технических идей, раздвинуть границы учебника, побуждает как можно больше узнать и понять.

Игры особенно эффективны на этапе повторения в конце четверти, года. Использую на уроках и внеклассных мероприятиях:

«Крестики- нолики.»,«Своя игра», игра «100/1», «Семь бед один ответ», « Брейн-ринг», тематические КВН и соревнования, путешествия ,« Интеллектуальные посиделки», « Звездный час», «Физика на грядках»






Литература:

Еженедельная методическая газета для преподавателей физики, астрономии и естествознания

№ 17/04 Н.С.Михотина, О.В. Веселова «Мониторинг и диагностика знаний»

Л.Е. Селезнева «Метод учебных проектов»

№ 11/07 Я.В.Сатурнова « Новый подход к контрольно-оценочной деятельности»

№ 20/03 В.А.Зверев « Рейтинговая система учета знаний»

№ 44/04 В.Н.Зубарев « Рейтинговая система контроля знаний»

№ 2/05 Н.А.Тронько «Оценивание учебных достижений учащихся в профильных гуманитарных классах»


9




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!