Государственное казенное общеобразовательное учреждение
«Общеобразовательная школа-интернат для слепых и слабовидящих обучающихся» г. Троицка
Открытый урок по русскому языку
в 8 классе
Подготовил: учитель русского
языка и литературы
Рагулина О.Ф.
Троицк
Краткая аннотация урока. Авторский урок по русскому языку в 8 классе «Описание уральской шкатулки».
Урок русского языка по развитию речи был разработан и проведен в рамках учебно – социального проекта «Прикоснись к родному краю», в целях обучения написанию сочинения-описания, овладения синонимическими средствами языка и обогащения словаря учащихся; развития творческого воображения; воспитания уважения к культурному наследию родного края. Форма проведения урока – ролевая игра - способствовала социальной адаптации подростков в дальнейшей жизни, раскрывала возможности самореализации. Уроку предшествовала подготовительная работа: распределение ролей, подбор информационного материала. Описание шкатулки из натурального камня, обращение к сказам П.П. Бажова были направлены на расширение знаний учащихся об Урале, воспитание интереса к малой родине. На уроке организована проектная деятельность по разработке рекламного буклета с различными текстами – описаниями шкатулки (приложение 1), явившаяся результатом работы всего коллектива.
Оборудование урока: на экране – эпиграф («Человек без радуги не живет» П. Бажов), выставка книг П. Бажова, стенд, оформленный к 135 – летию уральского сказочника, шкатулка из змеевика, справочные материалы – правила составления синквейна (приложение 2).
Ход урока
Слово учителя - руководителя рекламного агентства «Радуга».
Уважаемые коллеги! Кампания «Русский сувенир» обратилась в наше агентство с предложением о сотрудничестве, поэтому я пригласила вас, чтобы обсудить работу над новым проектом - описанием уральской шкатулки из натурального камня. Прошу внимательно рассмотреть предмет и принять к сведению информацию консультантов.
Первый консультант. Шкатулка – это коробка для украшений, для хранения денег и бумаг, для одежды и посуды. Появилась она очень давно, ее родина - Япония и Китай. Первыми, конечно, были деревянные ларцы различных форм и декора (даже сундуки можно отнести к одной из разновидностей шкатулки), но по мере совершенствования ремесла стали применять и другие материалы для изготовления шкатулок. Все они делались вручную и стоили очень дорого, такую роскошь могли позволить себе только богатые люди.
Руководитель. А как обстоит дело с обсуждаемым предметом в настоящее время?
Второй консультант. Сегодня производство шкатулок поставлено на фабричные рельсы, они доступны любой любительнице украшений. Однако по-прежнему качественное изделие, вырезанное из дорогой древесины или выточенное искусной рукой из мрамора, слоновой кости, стоит немало. Делались и делаются шкатулки из разных материалов: из кожи, из дерева, из натурального камня, из стекла, из металла и даже из скорлупы гусиных яиц. Для защиты содержимого шкатулки часто снабжались специальными замочками, могли иметь двойное дно, потайные отсеки, невидимые ящички, тайники и т.п. Шкатулки украшались драгоценными камнями, резьбой, чеканкой, дорогой тканью. Форму им придавали самую разную: от простых традиционных коробочек до глобусов и часов в виде пасхальных яиц.
Руководитель. На обратной стороне шкатулки написано: «Змеевик». Пожалуйста, озвучьте информацию об этом камне.
Третий консультант. Камень змеевик, или серпентин – довольно распространенный поделочный камень различных оттенков зеленого цвета. Но это не зелень изумруда, а приглушенные оливковые или желто-зеленые «змеиные» цвета. Название камня в переводе с латинского – "змея" и связано с его характерной окраской. Месторождения его распространены по всему миру: США, Европа, Азия, Россия. После того, как в 18 веке на Урале были открыты залежи камня, змеевик стал популярен и в России. Из него изготавливались сервизы для императорского двора, часы, шкатулки, вазы, канделябры. Сегодня змеевик широко используется, как поделочный камень, для отделки интерьера бассейнов, ванн, каминов, а также для изготовления предметов декора и декоративных скульптур. Испокон веков женщины любили украшать себя серьгами, бусами, колечками. Но чтобы вся эта безделица не растерялась, придумали хранить её в шкатулках, ларчиках, коробочках, которые, в свою очередь, тоже украшались. Конечно, шкатулки предназначаются не только для хранения драгоценностей, в них часто складывают мелкие предметы, памятные безделушки.
Руководитель. А что упоминается о камне змеевик в сказах уральского писателя П.П. Бажова?
Четвертый консультант. В России название змеевика связано с одной из легенд Уральских гор. Горняки верили, что правит рудниками Хозяйка Медной Горы – прекрасная дева в зеленых одеждах, которая способна как показать мастеру нужный камень, так и навеки погубить несчастного, потревожившего ее покой. А хранителем золота был Великий Полоз – гигантский огненный змей, и везло тем, кто его видел: там, где он прополз, находили потом рудоносные жилы. Раз в год, как и все змеи, Полоз сбрасывает старую шкуру, которая застывает и превращается в глубине гор в зеленовато-желтый камень с золотистыми искорками – змеевик.
II. Работа над описанием шкатулки.
1. Беседа.
1) С какими чувствами у вас ассоциируется слово радуга?
2) Что, по вашему мнению, означают слова П.П. Бажова «Человек без радуги не живет», являющиеся девизом нашего агентства?
3) Каким вы видите результат работы всего коллектива?
4) В оформлении работы отдадим предпочтение фотографии или рисунку? Почему?
2. Работа над лексическим значением слова, словами - синонимами.
ШКАТУЛКА – ЛАРЧИК – СУНДУЧОК – УКЛАДКА - ЯЩИЧЕК – НЕСЕССЕР.
Несессе́р (фр. nécessaire — необходимый) — специальный контейнер (сумка, шкатулка, футляр и пр.) для мелких предметов. Используется для хранения принадлежностей гигиены, косметики, маникюра, шитья, рукоделия и др.
3. Сбор материала для сочинения – описания:
Описание шкатулки: | Рабочие материалы |
По форме | Прямоугольная, невысокая |
По материалу | Из натурального камня змеевика, очень гладкого, отполированного до блеска. Змейка, ножки – из бронзы. |
По строению | С плоской крышкой, посередине которой – ящерка. Маленькие резные ножки. |
По цвету | От темно - зеленого до оливкового, желтого. |
4. Работа над определением типа речи и стиля текста.
А. Ящерицы имеют хорошо развитые пятипалые конечности. Тело ящериц обычно вытянутое круглое или приплюснутое, а длинный хвост составляет значительную ее часть. Большинство ящериц имеет подвижные веки, но у некоторых они прозрачны или скрыты под кожей. Большинство ящериц способны в случае опасности без всякого вреда для себя отбрасывать хвост, который потом отрастает снова.
Б. Он обошел и видит – ящерок тут несчисленно. И все, слышь-ко, разные. Одни, например, зеленые, другие голубые, которые в синь впадают, а то как глина либо песок с золотыми крапинками. Одни, как стекло либо слюда, блестят, а другие, как трава поблеклая, а которые опять узорами изукрашены.
Вопросы и задания:
1) Являются ли прочитанные отрывки текстом?
2) Что у них общего?
3) В чем заключается отличие?
4) Кто является автором второго текста?
5) Какой текст вам понравился больше и почему?
6) Какой тип речи мы используем в работе?
7) Каков должен быть стиль текста?
5. Творческий диктант. Вставить на месте пропуска прилагательные, эпитеты.
Эта ___________ шкатулка из змеевика кажется ____________чудом уже только потому, что она выполнена из ____________ камня! Впрочем, у этого ___________изделия из _________ _________камня есть и другие _____________качества – ведь шкатулка остаётся шкатулкой, и в ней можно запросто хранить _________мелочи, вроде ____________ ювелирных изделий, _________ложечек, шпилек или булавок! Шкатулочка очень хороша на вид, поэтому она может служить одновременно двум целям: быть ___________домашним аксессуаром и одновременно выполнять функцию __________ украшения интерьера. III. Рефлексия. Синквейн. Примерный вариант ответа:
Шкатулка.
Красивая и элегантная.
Напоминает, служит, украшает.
Дарит людям радость, восхищение.
Чудо.
IV. Подведение итогов, определение последующего объема работы.
Руководитель благодарит всех за сотрудничество, отмечает наиболее активно работающих, желает творческих успехов в выполнении заданий:
- копирайтерам (авторам рекламных текстов) – подготовить описание уральской шкатулки; художнику – сделать наброски шкатулки; исполнительному директору – представить макет рекламного буклета.
Литература:
Бажов П.П. Малахитовая шкатулка. - М.: Просвещение, 1985
Энциклопедия для детей. - М.: Аванта +, 1995
Сайт о самоварах, матрешках, игрушках, шкатулках и балалайках http://www.samoffar.ru
| Л арчик был сделан из бронзы и натурального камня. Из бронзы – ажурные ножки и маленькая ящерица на крышке этого чудесного творения. Она символизировала, наверное, Хозяйку Медной горы. Камень переливался оттенками оливкового, желтого и зеленого. Цюра Григорий, 8а класс. Рисунок выполнил Рудаков Роман, ученик 8 а класса | Я думаю, купец на ярмарке за шкатулочку эту зеленую, что на хрупких ножках, да из уральского камня змеевика, дорого просил и утверждал, что ящерка на крышке золотая. Но меня не обманешь, я всё про неё знаю! Ящерка – это Хозяйка Медной горы, или Малахитница. Она хозяйка всех горных богатств, её ученики – горные мастера. Один из них эту шкатулку вырезал. Капитонова Виктория, 8г класс Я захотела приобрести такую же прелестную шкатулку. Она обыкновенная по форме, прямоугольная, но если присмотреться, то у этого ларчика красивые резные ножки, похожие на маленькие, аккуратные листочки. На крышке сидит ящерка золотистого оттенка, с короной на голове. И сразу же приходит на ум уральская легенда о том, что рудниками правит Хозяйка Медной горы, прекрасная дева в зелёных одеждах, которая способна как показать мастеру нужный камень, так и навеки погубить несчастного, потревожившего её покой. Гребенщикова Евгения, 8а класс | Творческие работы учащихся школы – интерната для незрячих и слабовидящих детей города Троицка 2014 | |
Ш катулка в наследство В детстве, когда я приезжала к бабушке в деревню, то видела у неё на комоде изящную темно – зеленую шкатулку, которая на солнце отбрасывала блики. Всегда хотелось дотронуться до гладко отполированного ларца, но бабушка запрещала: вещь была ей дорога как подарок дедушки и память о нем. А потом, спустя годы, сама вручила ее и наказала беречь. Так шкатулка оказалась на моем письменном столе, и я с удовольствием рассматривала ее резные ножки и изящную ящерку на крышке. Однажды в агентство, где я работаю, поступил заказ на рекламу шкатулки из змеевика. Я сразу вспомнила о ларце бабушки и принялась за дело, оно мне пришлось по душе. Вот что у меня получилось: «Таинственная шкатулка из змеевика кажется настоящим чудом уже только потому, что выполнена из натурального камня. Впрочем, у этого потрясающего желто – зеленого с оливковым оттенком изделия есть и другие хорошие качества – ведь шкатулка остается шкатулкой, и в ней можно хранить любые мелочи, вроде изящных ювелирных украшений, серебряных ложечек, шпилек или булавок. Шкатулка очень хороша на вид, поэтому может служить двум целям: быть домашним практичным аксессуаром и выполнять функцию стильного украшения интерьера». Думаю, с заданием я справилась. Спасибо, бабушка! Гайнуллина Алина, 8а класс | Подарок Скоро у мамы день рождения, но вот незадача, я не знаю, что же ей подарить. Цветы и коробку конфет? Нет, это как – то банально. Косметику? Но она и без неё самая красивая. В магазине мой взгляд упал на одну из витрин, где стояла необыкновенная шкатулка. Я попросила продавца показать её поближе. Это была не просто шкатулка, а маленькое разноцветное чудо. Прямоугольная, невысокая, из тёмно – зелёного камня с прожилками белого, жёлтого и чёрного цвета. «Хочешь, я тебе расскажу о ней?» - предложила продавщица. Я с радостью согласилась. «Эта шкатулка из натурального уральского камня змеевика, гладкого, отполированного до блеска. Бронзовые ножки напоминают ажурные скульптуры. Посредине плоской крышки – ящерица». Когда она сказала про ящерицу, я сразу вспомнила сказ Павла Бажова «Две ящерки». В ящерку, маленькое, юркое существо, превращалась Хозяйка Медной горы. Благодаря рассказу продавца я смогла выбрать маме идеальный подарок – чудесную шкатулку из нашего уральского камня. Безденежных Виктория, 8а класс Шкатулка из камня С тех самых времён, когда люди стали видеть красоту камня, они захотели изготавливать из | него удивительные вещи. Вот, например, необычная шкатулка из натурального уральского камня змеевика. Она прямоугольной формы, со съёмной крышкой, в центре которой - золотая ящерка с короной на голове. Стоит шкатулка на маленьких узорных ножках. Эта вещь очень красива и может быть как прекрасным украшением интерьера, так и нужной вещью для любой хозяйки. Рудаков Роман, 8а класс Прекрасная шкатулка Передо мной прекрасная небольшая шкатулка. Сделана она из настоящего уральского камня змеевика, отполированного до зеркального блеска. Стоит этот прямоугольный ларец на четырех узорчатых, изогнутых ножках. На плоской крышке сидит маленькая бронзовая ящерка, напомнившая мне Хозяйку Медной горы из сказа Павла Бажова. Рассматривая шкатулку, вижу множество оттенков: темно – зеленый, лиловый, желтый, белый и даже черный. На этот ларчик хочется смотреть часами и находить в рисунке камня новые, необычные узоры. Так и тянет взять эту вещь, подержать в руках, насладиться её красотой и элегантностью. В этой шкатулке можно хранить памятные безделушки, но больше всего она подойдет для драгоценностей и украшений. Ещё шкатулка компактна и удобна, это отличный аксессуар для уютного дома. Швец Наталья, 8а класс |
Приложение 2
Синквейн – это пятистрочный стих Правила составления синквейна 1 строчка – одно слово – название стихотворения, тема, обычно существительное. 2 строчка – два слова (прилагательные или причастия). Описание темы, слова можно соединять союзами и предлогами. 3 строчка – три слова (глаголы). Действия, относящиеся к теме. 4 строчка – четыре слова – предложение. Фраза, которая показывает отношение автора к теме в 1- ой строчке. 5 строчка – одно слово – ассоциация, синоним, который повторяет суть темы в 1-ой строчке, обычно существительное. Пример синквейна: Весна. Яркая и тёплая. Украсила, пришла, растопила. Дарит людям надежду, мечту. Радость. |