СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Описание внешности человека. Урок в 7 классе. Описание картины И.Крамского "Портрет Е.А.Васильчиковой" (Пермская художественная галерея)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок совершенствует навыки описания человека,знакомит с шедеврами галереи. Проводился в зале, где находится этот портрет.

Просмотр содержимого документа
«Описание внешности человека. Урок в 7 классе. Описание картины И.Крамского "Портрет Е.А.Васильчиковой" (Пермская художественная галерея)»





Открытый урок по теме «Описание картины И. Крамского

«Портрет княгини Е. А. Васильчиковой».

Некрасова Ольга Сергеевна,

учитель русского языка и литературы

В рамках уроков, посвященных описанию внешности, в результате проведения квеста по Пермской художественной галерее, некоторые учащиеся заинтересовались именно этим портретом И. Крамского. Предварительно учащиеся собрали материал о героине портрета.

Цели:

  • Развивать у учащихся наблюдательность, внимание их к окружающим людям, к самим себе.

  • Подготавливать школьников к пониманию внутреннего мира человека, индивидуальности каждого, воспитывать эстетический вкус.

  • Готовить учащихся к сочинениям на литературную тему (сочинениям-характеристикам).

  • Расширять общее развитие, обогащая речь учащихся, использовать причастия в речи.

Она родилась в 1818 году в семье генерал-адъютанта князя А.Г. Щербатова.

Муж ее, князь Илларион Илларионович Васильчиков (1805 — 1862) — генерал-лейтенант, генерал-адъютант, губернатор костромской (1847), волынский (1848), киевский генерал-губернатор в 1852—1862 гг., одновременно с 1861 член Государственного совета Российской империи. По словам В. Д. Кренке, в киевском обществе княгиню Васильчикову многие недолюбливали, отзывались о ней как о женщине гордой, занятой своим богатством и положением, говорили, что она до того надменно принимала у себя в доме не только мужчин, но и дам, что к ней ездили только потому, что она генерал-губернаторша. Но на самом деле, вспоминал мемуарист, в ней не было ни малейшего желания красоваться или блистать своим образованием и знанием света, её беседа никогда не отравлялась грязной стороной человеческой природы. Она «как бы предназначена была для той роли, какую играла в киевском обществе; и почтенный муж её, генерал-губернатор, явно сознавал нравственное её превосходство над собой». Человек мягкий и добродушный Васильчиков был под большим влиянием жены. Доминирующую роль она играла не только в семье, но и в делах государственных.

Она устраивала балы, маскарады, концерты, театральные представления, аукционы и лотереи, часть сбора от которых шла на помощь бедным. При её активном участии в Киеве была открыта крупная городская больница и первая больница для неимущих евреев, а в доме вдовы Сулимы приют для пожилых людей, малоимущих учениц и бедных вдов. Немалую роль княгиня сыграла в «улучшение нравов» и в помощи религиозным учреждениям. Она исходатайствовала у Александра ІІ разрешение для архимандрита Ионы на строительство Свято-Троицкой обители с благотворительными заведениями и передала монастырю свое Гусинецкое имение, пожертвовав 10 тысяч рублей на его обустройство (1866)

Она мать троих детей: Софьи (1841 – 1871) – стала женой графа Н. С. Строганова (в галерее есть его портрет, написанный мастером портретов 18 века Ф.Рокотовым), Веры (1847 – 1824), Сергея (1849 – 1926). 

 

 

- Посмотрите, в каком году создан портрет?

- Сколько ей лет в год создания портрета? 1867-1818 = 49 лет

  В 1867 году, то есть в год написания портрета, княгиня Васильчикова уже пять лет как вдова.

- Какое изображение из представленных соответствует характеру и возрасту героини? Ребята отмечают фотографию и изображение работы Ж.Д.Кура, где Екатерине 22 года, чувствуется ее волевой, сильный характер.

- Нам предстоит разгадать загадку Крамского. Почему же он изобразил молодую девушку, если на момент написания картины Е. А. Васильчикова была уже зрелой женщиной. Через описание мы попробуем охарактеризовать представленный художником образ.

- Составим основу для описания портрета:

Глаза, взгляд

Большие, карие, доверительный, нежный, бархатный, глубокий

нос

Прямой, правильной формы

губы

Пухлые, маленькие, сжатые

щеки

Покрыты нежным румянцем

Шея, плечи, руки

Белые, изящные, девичьи

платье

Бальное, задрапированное вокруг тонкой талии, атласное

детали

Анютины глазки в волосах и на рукавах, символ влюбленности, трогательности, хрупкости


Золотой браслет, пояс, сапфировый перстень – гармонируют с остальным нарядом, подчеркивают достаток, богатство их обладательницы.

Веер из кружев и перьев, неловко его держит. Возможно, не придает ему особого значения.

фон

Не отвлекает внимания от героини. Шкатулка для украшений (подчеркивает достаток и эстетический вкус героини)



- Какую характеристику мы можем дать нашей героине? Скромная, нежная, изящная, красивая, трогательная, юная, неопытная, добрая, умная, хрупкая, открытая, ранимая, стыдливая и т.д.

- В чем загадка этого портрета? Важно было не только передать привлекательность юности, но и показать покоряющие человека нравственные качества героини.

- Как же объяснить несовпадение возраста героини в момент написания портрета и на самом портрете?

- Значит, несмотря на свой возраст, Е. А. Васильчикова сохранила все те качества, которые мы упомянули, описывая портрет. И важно было показать такого человека, который остается личностью, сохраняет в себе все самое лучшее, несмотря на трудности, беды, обстоятельства, возраст.

Попробуем составить план описания:

  1. Жизнь Е. А. Васильчиковой в год создания портрета.

  2. Какой она изображена на портрете?

А) возраст

Б) лицо

В) одежда

Г) фон

Д) характеристика героини

3. «Загадка» И. Крамского. Идея портрета.