СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Описание исследовательской работы "Птицы нашего двора"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Описание исследовательской работы "Птицы нашего двора". Проблема: В последние годы число птиц в нашем городе начинает исчезать. Но никто из окружающих людей не уделяет должного внимания данной проблеме.

Гипотеза: Возможно, через несколько лет самые распространенные виды птиц наших дворов могут стать редкими. Таким образом, существует группа риска птиц, которые могут исчезнуть или оказаться на грани вымирания.

Целью работы является исследовать проблему исчезновения птиц в городе Ялуторовске. Для того чтобы достичь заданной цели, я поставила перед собой следующие задачи:

- Изучить литературу по данной теме;

- Понаблюдать за птицами, которые могут оказаться на грани вымирания;

- Выявить особенности каждого вида птиц;

- Провести опрос по данной теме.

Просмотр содержимого документа
«Описание исследовательской работы "Птицы нашего двора"»

19


Муниципальное общеобразовательное учреждение

Омутинская средняя общеобразовательная школа № 1













Исследовательская работа на тему:































Оглавление.

Аннотация……………………………………………………………………..……..…..3

I. Введение…………………………………………………………………….………….4-5

II. Основная часть………………………………………………………………..………..6

1. Синица …………………………………………………………………………..……...7

2. Сорока………………………………………………………………………………..….7

3. Воробьи ……………………………………………………………………………..…..8

4. Голуби………………………………………………………………………………..…..8

5. Снегири…………………………………………………………………………………..8-9

6. Свиристели……………………………………………………………………………….9

III. Заключение…………………………………………………………………………..…10

Список используемой литературы………………………………………………………...11

Приложение…………………………………………………………………………………12-22


















I. Введение.

Если каждый человек

На куске земли своей

Сделал бы всё,

Что он может,

Как прекрасна была бы

Земля наша.

А.П.Чехов.

Тема моей исследовательской работы «Птицы нашего двора». Я выбрала эту тему, потому что, птицы – окружают человека повсюду в городской среде. Но в последние годы я начала замечать, что численность птиц нашего города уменьшается. Я считаю, что моя тема достаточно актуальна и значима в настоящее время. Эта тема меня очень заинтересовала, и я стала наблюдать за тем, какие же птицы живут рядом с нами. Я прочитала книги о жизни птиц. Каждый день я наблюдала за тем, какие птицы прилетают к нашему дому, свои наблюдения я записывала в блокнот. С наступлением холодных зимних дней мы с папой сделали кормушку и повесили её на ветвях дерева рядом с окном. В кормушку мы насыпали корм: крошки хлеба, семечки, зерна пшеницы, кусочки сала. Наблюдая за птицами, я заметила, что чаще всего на кормушку птицы прилетают днем, утром, пока солнце не взошло, птиц почти не видно. Любители полакомиться на кормушке – это синицы и воробьи, реже прилетают сороки. Снегири и свиристели питаются обычно плодами деревьев, на кормушку они не прилетали. В январские дни, когда на улице было очень холодно, в основном, я видела только сорок, можно было слышать чирикание воробьев, но сами они прятались от холода в крышах домов. В феврале, хоть на улице еще и холодно, но днем, когда пригревает солнышко, заметно увеличилась активность птичек, их можно встретить на каждом кустике, деревце, с веселым щебетанием они перелетают с места на место.

Проблема: В последние годы число птиц в нашем городе начинает исчезать. Но никто из окружающих людей не уделяет должного внимания данной проблеме.

Гипотеза: Возможно, через несколько лет самые распространенные виды птиц наших дворов могут стать редкими. Таким образом, существует группа риска птиц, которые могут исчезнуть или оказаться на грани вымирания.

Целью работы является исследовать проблему исчезновения птиц в городе Ялуторовске. Для того чтобы достичь заданной цели, я поставила перед собой следующие задачи:

- Изучить литературу по данной теме;

- Понаблюдать за птицами, которые могут оказаться на грани вымирания;

- Выявить особенности каждого вида птиц;

- Провести опрос по данной теме.

При написании исследовательской работы я наблюдала за большим количеством птиц, и в своей исследовательской работе я выделила наиболее интересные моменты, о которых вы можете узнать, прочитав мою исследовательскую работу.





II. Основная часть.

Птицы – особый мир живых существ, такой знакомый и одновременно загадочный, даже для посвящённых, мир одинаково необходимый и человечеству и дикой природе. Птиц называют властелинами воздуха. Они повсюду – нет на нашей планете такого уголка, в котором бы ни разу не побывали крылатые странники. Птицы в океане и над океаном, в горах и над самыми высокими вершинами, в пустынях и над ними. Многие так привыкли к человеку, что избегают жить вне его поселений, другие не переносят даже случайного взгляда в свою сторону и при самом добром к ним отношении покидают те места, куда приходят люди.

В Декларации Международного Союза охраны природы в разделе о птицах записано, что, помимо приносимой пользы, эти существа оказывают огромное благотворное влияние на здравомыслящих людей. Восхищают не только совершенный полёт птиц, их яркая окраска, чарующее пение, но и множество особенностей поведения, не встречающихся у других животных.

Человек не мог не перенять у птиц многие из этих особенностей, сделав их чертами своей нравственности. Ведь не кто иной, как птицы первыми на земле создали ту семью, которая, по существу, ничем не отличается от семьи человека.

Однако большинству наших сельских и городских пернатых соседей не требовалось никаких специальных приглашений на жительство: они являлись и устраивались сами, находя и удобные для строительства гнёзд места, и какие-то выгоды по сравнению с теми условиями, в которых жили прежде. Птицы поселяются рядом с нами только с выгодой для себя: есть, где построиться, достаточно корма, врагов немного или нет вовсе – будем жить!

  1. СИНИЦА.

Синички очень красивы, их не спутаешь ни с одной другой птичкой, у них темная головка и ярко-желтая грудка. На зиму эти птички не улетают в теплые страны. Эту птичку встретишь и в деревне, и в городе. Зимой она обязательно подлетит к окну, как бы напомнит: «На улице мороз, еды нет. Надо бы тебе, дружок, повесить для птиц кормушку». Зато летом синиц почти не видно.

Синицы бойкие, умные, пронырливые птицы. Синицы летом питаются насекомыми, они шныряют по ветвям и стволам деревьев, обшаривая каждую щель, трещину коры, листья и почки в поисках насекомых, гусениц. Зимой же синицы меняют свои привычки, и едят и семена и плоды, собирая их даже на снегу. Синицы частые гости на кормушке, там они охотно едят семена подсолнуха, дыни, арбуза. Любимый корм синиц зимой – несоленое сало. Я наблюдала, как синичка подлетает к кормушке, не останавливаясь, почти на лету, хватает кусочек сала из кормушки и улетает. Еще синицы с большим удовольствием обирают остатки мяса с костей.

  1. СОРОКА.

Сорока очень красива. И живет она с нами рядом весь год. Но видим мы ее чаще всего зимою. В это время она день проводит около деревень.

В деревне сорока зимой всегда чем-нибудь разживается – во дворе есть что поклевать. У собаки из чашки корочку унесет, у домашней птицы из кормушки поклюет. Я много раз наблюдала, как три сороки сидят у нас в огороде на заборе, облетят круг над огородом и соседским скотным двором и опять усядутся на забор.

Сорока умна, осторожна, но в то же время находчива и дерзка. О ее проделках можно рассказывать много – воровата и любознательна. Всем известна ее привычка красть и прятать блестящие предметы.

Сорока – существо черно-белое. Но эти две краски выражены исключительно ярко. Голова, спинка и хвост этой птицы густо черного цвета. Очень красив у сороки хвост – длинный, прямой, будто стрела. Перья на ней не просто черные, а с красивым зеленоватым отливом. А бок у сороки белый, наверное, поэтому есть у сороки прозвище – белобока. Сороку невозможно спутать ни с одной другой птицей. В природе сороку можно безошибочно определить по голосу с типичным звучанием «ча, ча, ча».

  1. ВОРОБЬИ.

Нет такого малого или большого селения, где бы мы не видели воробьев. Они смело скачут по улицам, по которым проезжают машины, пролетают под ногами прохожих. Громкое чириканье можно слышать в центре сел и больших городов.

У воробьев верх головы серый, горло и верх груди черные, от клюва через глаз к уху идет коричневая полоса. Воробьев в нашей местности можно наблюдать в любое время года. Гнезда воробьи обычно делают в постройках, в крышах домов, различных строениях.

Воробьи летают стайками и по одиночке. Питаются воробьи в основном растительной пищей, весной поедают насекомых. В городах и поселках придерживаются мест, где есть зерно – склады, скотные дворы, элеваторы. Также воробьи охотно поедают крошки белого хлеба.

Наблюдая за воробьями, я заметила, что они любят что-то выискивать и клевать на земле, часто воробьи сидят стайками на проводах, потом спускаются по несколько птичек на землю, клюют что-то на земле, пьют воду из лужи, потом опять садятся на провода, на землю спускаются другие воробьи. Не редко можно наблюдать, как два воробья дерутся друг с другом из-за хлебных крошек или зернышек, насыпанных в кормушку.

Сейчас зимой в морозные дни постоянно вижу, как стайки по 5-6 воробьев сидят на подоконниках солнечной стороны жилых домов.

  1. ГОЛУБИ.

Верх, брюхо, грудь и хвост у голубя темно-сизые. Питаются голуби семенами различных растений. Они подбирают семена только с земли, из колосьев выклевать не могут. Без боязни голуби подлетают к жилью человека, с удовольствием могут клевать хлебные крошки в кормушке.

В городах и деревнях голуби, как правило, живут на теплых чердаках и в подвалах. Голуби прекрасные летуны, также хорошо ходят по земле.

В зимние дни, когда на улице было очень холодно, я наблюдала, что голуби сидели на электрических проводах по 4-5 штук, перья у них были взъерошены от холода, и казалось, что сидят на проводах мягкие, пушистые шарики.

Есть птицы, словно бы созданные для украшенья зимы. Все их знают: снегири, свиристели, дятлы. Вспомним: эти птицы при однообразии белого цвета ярко окрашены, и кажется, что природа специально заботилась порадовать наши глаза яркими, как цветы, пятнами.

  1. СНЕГИРИ.

Летом снегирей не увидишь – они гнездятся в северных лесах. В ноябре, как выпадет снег, в наши края прилетают снегири. Снегири обычно держатся небольшими стайками по 7 – 10 птичек в каждой. В зимний день с инеем или после обильного снегопада снегири на ветках выглядят как румяные яблоки. Сидят спокойно, несуетливо, тихо, чуть грустно посвистывают. Снегири неторопливо перелетают с дерева на дерево, неторопливо едят. Чем сильнее мороз, тем спокойнее сидит стайка, изредка передвигаясь, чтобы сорвать ягоду, отломить почку, а затем снова усесться неподвижно на некоторое время. И так целый день. С приближением темноты вся стайка улетает в кусты или на деревья, где и ночует, скрытая в ветвях.

Кормятся снегири семенами деревьев, остатками ягод. При этом они извлекают из плодов только семена, а мякоть выбрасывают. Если найдешь под деревом такие выеденные плоды, значит, кормились здесь именно снегири.

  1. СВИРИСТЕЛИ.

Соседом снегиря на кормежке часто бывает еще одна птица, тоже очень нарядная, хотя и менее яркая, чем снегирь. Но яркость цветов в ее оперении дополняет изящная форма летуньи. Она как боярышня среди птиц с плавными перьями разных цветов на крыльях, с живописным хохолком на гордо посаженной голове. Птицу зовут свиристелью. Держатся свиристели стайками до двух – трех десятков. По хохолкам и тихому «свирканью» сразу их угадаешь. В отличие от снегирей, всюду ищущих маслянистых семян и бросающих сахарную мякоть рябиновых ягод, свиристель интересует не масло, а сахар. Они быстро его усваивают и для прокорма в морозные дни еды им надо не мало. Облепив рябину, птицы не улетают и за день прикончат весь урожай ягод.

Лето свиристели тоже проводят на севере и так же, как снегири, появляются у нас в глухие дни поздней осени. Не боязливые, они держатся не только в лесу, но и в парках, где есть что поклевать.













ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате проведенной исследовательской работы я узнала о жизни птиц много нового, интересного, выяснила, какие птицы обитают рядом с человеком в наших краях, наблюдала, чем питаются разные виды птичек. Меня заинтересовали повадки птиц, захотелось еще больше узнать о жизни пернатых. Свои наблюдения я буду продолжать и в дальнейшем. Сейчас я стала заботливее относиться к птицам нашей местности, а к зимующим птицам в частности, уделяя большое внимание подкормке птиц зимой, так как я установила, что это им жизненно необходимо. Знаниями, полученными в результате исследования, я могу поделиться со всеми, кто в этом заинтересован.

Теперь я понимаю важность проводимых в нашей школе мероприятий таких как: акция «Помогите птицам», конкурсы кормушек и рисунков.

В заключение своей работы я провела опрос одноклассников с целью, а замечают ли они птиц живущих рядом с ними, какое у них к ним отношение и что они делают для них. По результатам опроса можно сделать вывод, что ребята в начальной школе помнят о птицах, понимают как им тяжело и по возможности облегчают им жизнь.

В заключение я хочу сказать, что в охране нуждаются не только редкие птицы, но и те, которых, казалось бы, много и сейчас. В нашей стране немало делается для охраны природы. Охрана природы – дело общее, а значит, и дело каждого. Самый строгий закон не спасёт птиц от вымирания, если каждый из нас не будет воспитывать в себе бережное отношение к миру, в котором он живёт.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


1. Л.Л. Семаго.

Птицы России. – М.: «Советская Россия», - 1992. – 175 с.

2. Ю.И. Гордеев.

Птицы тайги. – Свердловск.: Средне-Уральское книжное издательство, -

1985. – 160 с.

3. Жизнь животных. В 7 т. / Гл. ред. В.Е. Соколов. Т.6. / Под ред. В.Д. Ильичева,

А.В. Михеева. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1986. – 527 с.


















































































Приложение 1.

Синица.

Рисунок 1.1.

Прилетела к нам синичка.

Села прямо за окном.

Эту маленькую птичку

С нетерпением мы ждём.

И чтоб полегче ей стало,


Ведь исчезли червячки,

Для неё кусочки сала

Мы повесим на сучки.

Глазом-бусинкой сверкает,

Смотрит, вертится, клюёт.

От окошка улетая,

Песню весело поёт.



Приложение 2.

Сорока.

Рисунок 2.1.























Приложение 3.

Воробей.

Рисунок 3.1.




Не видно ни травинки,

Умолкла птичья трель.

И только воробьишки

Щебечут целый день.

Искрится иней колкий,

На солнце горячо.

Уселись воробьишки

Березке на плечо.



Воробьи-воробушки,

Серенькие пёрышки!

Клюйте крошки

У меня с ладошки!

Нет, с ладошки не клюют

И погладить не дают.

Как бы нам поладить,

Чтоб дались погладить.










Приложение 4.

Голуби.

Рисунок 4.1.

Голубь - символ мира.

Древний миф повествует: «Бог войны Марс, собираясь на битву, стал облачаться в доспехи. Когда дело дошло до шлема, оказалось, что голубка успела свить в нём гнездо и вывести птенцов. Богиня любви Венера уговорила Марса не трогать голубку. И война не состоялась».

Рисунок 4.2.










Рисунок 4.3.



















Приложение 5.

Рисунок 5.1.

СНЕГИРИ.






















Приложение 6.

Рисунок 6.1.

СВИРИСТЕЛИ.

















Приложение 7.

Вопросы к социологическому опросу.

1. Каких птиц наших дворов вы знаете?

А) Воробей.

Б) Синица.

В) Голубь.

Г) Снегирь.

Д) Сорока.

2. Подкармливаете ли вы птиц в зимнее время года?

А) Да.

Б) Нет.

В) Иногда.

3. Как вы думаете, нужно ли охранять птиц в настоящее время?

А) Да.

Б) Нет.

В) Не знаю.

4. Как вы думаете, могут ли через несколько лет, такие распространённые птицы, как воробей, синица, голубь, ласточка и сорока попасть в Красную книгу, из-за исчезновения некоторых видов?

А) Да.

Б) Нет.

В) Не знаю.

Г) Рано говорить.














Приложение 8.

Ответы к социологическому опросу.

1. Каких птиц наших дворов вы знаете?

2. Подкармливаете ли вы птиц в зимнее время года?

3. Как вы думаете, нужно ли охранять птиц в настоящее время?

4. Как вы думаете, могут ли через несколько лет, такие распространённые птицы, как воробей, синица, голубь, ласточка и сорока попасть в Красную книгу, из-за исчезновения некоторых видов?

Приложение 9.

Загадки о птицах.

  1. В названии какой птицы сорок букв? (Сорока.)

  2. Маленький мальчишка

В сером армячишке

По дворам шныряет,

Крохи собирает. (Воробей.)

  1. Каждый год я к вам лечу –

Зимовать у вас хочу.

Я ещё красней зимой,

Ярко – красный галстук мой. (Снегирь.)

  1. Вертится, стрекочет, весь день хлопочет. (Сорока)

  2. Чернее сажи,

Белее снега,

Выше дома,

Ниже травы. (Сорока)

  1. Ряба, да не пёс,

Зелена, да не лук,

Вертится как бес,

И повертка в лес. (Сорока)



Приложение 10.

Пословицы и поговорки о птицах.

. Цыплят по осени считают.


. Вороне соколом не быть.


. Глупа та птица, которой гнездо своё не мило.


. Счастье – вольная пташка, где захотела, там и села.


. На кукушкиных яйцах цыплят не выведешь.


. Птицу узнают в полёте, человека в работе.


. Всяк кулик своё болото хвалит.


. Старого воробья на мякине не проведёшь


. Лучше синица в руках, чем журавль в небе.


. Ласточка день начинает, а соловей кончает.


. Ворона беду накаркала.


. Весела, как вешний жаворонок.


. Хорошо птичке в клетке, а лучше того – на ветке.


. Слово не воробей, вылетит - не поймаешь.


. Красна птица пеньем, а человек уменьем.

. Очи орлиные, а крылья комариные.


. Наряд соколий, походка воронья.


. Голосиста пташка, да черна рубашка.


. Птице – крылья, а человеку – разум.


. Всяк кулик на своей кочке велик.


. Где птица ни летает, а своё гнездо знает.


. Яйца курицу не учат.


. Ранняя птица носок прочищает, поздняя глаза продирает.


. Видом орёл, умом тетерев.





Приложение 11.









Акция «Покормите птиц!»

Коль скоро мы называем птиц и других животных “братьями нашими меньшими”, давайте будем, как и полагается, бережней относиться к младшим родственникам. Покормите синичку! Ведь без вашей помощи до соседнего окна (дома, квартала) она может не долететь.

Кормить птиц и сажать деревья -
самые прекрасные занятия на земле.

Культурно-экологическая акция "Покормите птиц!" распространяется по России всё шире и шире. Кормушка за окном или во дворе стала знаком экологической культуры. Но есть немало видов птиц, которые на кормушки не идут. Причины разные, но не в них сейчас дело. Есть прекрасная возможность помочь и таким птицам. Нужно просто расширять и укрупнять зелёные насаждения за счёт тех деревьев и кустарников, плодами, семенами, почками которых эти птицы питаются.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!