Исследовательская работа
«Что такое плесень?»
Номинация: «Творчество. Исследование. Успех»
Направление: «Береги здоровье смолоду»
Цель:
Выяснить, что такое плесень.
Изучить, полезна или опасна плесень для человека.
Задачи:
Изучить плесень и её разновидности.
Исследовать условия появления и развития плесени.
Выяснить отношение людей к плесени.
План работы:
Работа с литературой в библиотеке.
Провести эксперимент по выращиванию плесени в созданных для нее благоприятных условиях.
Рассмотреть образцы плесени.
Провести опрос среди учащихся школ.
Изучить историю открытия пенициллина.
Объект исследования: бытовая плесень
Методы исследования:
Актуальность:
С 1-го класса мы занимаемся исследовательскими работами. С результатами исследований, экспериментов, наблюдений знакомлю школьников, родителей, родных, знакомых. Я хочу, чтобы взрослые и дети ответственнее относились к сохранению и укреплению своего здоровья. Все мои работы направлены на сохранения здоровья человека. Люди порой не замечают, того, что их окружает. Плесень сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Как она может влиять на организм человека, опасна или полезна? Многие люди просто об этом не знают. Плесень может появиться в любом доме, квартире, на продуктах питания, вещах, предметах которые человек использует в своей жизни. Я решила изучить, исследовать и выяснить отношение человека к плесени. А также конечно рассказать своим одноклассникам, прохожим на улице и окружающим меня взрослым людям все о плесени.
Все началось с кусочка хлеба, который лежал в столе в полиэтиленовом мешочке. Хлеб был покрыт зеленым «пушистым» налетом. Я спросила у мамы: «Что это такое?»
«Это - плесень. А плесень является грибом» - ответила мама.
Удивительно! Как плесень может быть грибом, если у неё нет ни ножки, ни шляпки. Откуда же она могла взяться в закрытом пакете на хлебе? А можно ли кушать покрытые плесенью продукты?
Задав себе эти вопросы, я решила на них найти ответы.
1 исследование: Что такое плесень?
Для того, что узнать, что такое плесень, я отправилась в библиотеку. Там в словаре С.И. Ожегова написано, что плесень - это микроскопические грибки, скапливающиеся пятнами в виде налета на чем-нибудь гниющем или сыром. Оказывается, что плесень сопровождает человека в течение всей истории его существования, а появилась она гораздо раньше самого человека.
Наблюдая за образцами плесени в течение 6 месяцев, я пришла к выводу, что плесневые грибы распространены всюду. Они могут расти на пищевых продуктах, на камнях, бетоне, краске, дереве, а также находится в жилище человека на мебели, книгах, стенах.
Плесень имеет различную окраску. Она бывает красная, белая, серая, зеленая, желтая, черная. Может располагаться в виде пленки, налета, корочки.
2 исследование: Изучение условий появления и развития плесени.
Для того чтобы провести исследование, я выдвинула гипотезы:
Что если плесень летает по воздуху и ждет удобного случая для роста.
Предположим, что для роста плесени должны быть определенные условия.
Для проведения эксперимента я взяла 3 кусочка хлеба и поместила их в разные условия. Температура при проведении эксперимента должна быть постоянной, а сосуд, в котором находится образец хлеба, не должен открываться.
Образец №1 - поместила в закрытый сосуд с влажной салфеткой, с температурой +24° С.
Образец №2 - поместила в закрытом сосуде в сухой среде в холодильник, при температуре +4° С.
Образец №3 - поместила в закрытый сосуд в сухой среде, с температурой +24° С.
Каждый день я наблюдала за плесенью, за её ростом, следила за температурой на термометре, увлажняла салфетку в образце №1.

На шестой день я обнаружила:
На образце №1 хлеб полностью покрыт плесенью разных цветов, т. к. среда влажная - хлеб мягкий;
На образце №2 плесень отсутствует, т. к. среда сухая - хлеб высох;
На образце №3 на хлебе всего 1 очаг плесени, из–за сухой среды хлеб тоже сухой.
В ходе эксперимента я выяснила, что споры плесени действительно находятся в воздухе (т.к. сосуды вовремя эксперимента не открывались). А плесень лучше растет во влажной среде и высокой температуре.
Затем я решила рассмотреть образец выращенной плесени под микроскопом. Глядя в микроскоп, я увидела, что плесень действительно является грибом, только очень маленьким - микроскопическим. У неё есть шляпка, где созревают споры, ножка и грибница как у гриба.
Вывод:
3 исследование: Чем опасна плесень?
Чтобы выяснить, отношение людей к плесени я провела опрос среди учащихся и жителей с. Омутинского. Мной было опрошено 60 человек. При проведении опроса я
задавала 2 вопроса:
- Что такое плесень?
- Чем опасна или полезна плесень?

В результате опроса сделан вывод, что из всех участников опроса только 18 человек (30%) обладают информацией о плесени, 15 человек (25%) примерно знают, что это такое, знают, что вредна, а именно почему вредна, такой информацией не обладают, а 27 человек (45%) совсем не знают ничего о плесени.
Слишком долго мы считали, что плесень абсолютно безвредна… Но это ошибочно. Люди большую часть времени проводят в своих квартирах (50-70%), а чаще всего на рабочих местах (80-90% времени). За это время споры оседают на легких, вызывая различные заболевания: бронхит, отит, ринит, аллергию, астму, сердечно - сосудистые заболевания.
Помещение, где находятся люди должно проветриваться!
Самой ядовитой считается плесень желтого цвета, которая поражает пищевые продукты. Наиболее подвержены рыба, молоко, рис, земляные орехи, варенье, сметана.
Открывая банку с вареньем, мы часто видим небольшой слой плесени. В голове сразу же всплывает что-то про пенициллин. Мы думаем, что это не опасно. На самом деле эта «безобидная» плесень – настоящий яд, который может накапливаться в организме и приводить к разным заболеваниям. Плесень, поражающая продукты очень опасна. Более 100 токсичных соединений, найденных учеными в плесени и в покрытых ею продуктах. Но спустя несколько десятилетий именно они могут вызвать быстрый рост раковых опухолей.
Заплесневевшие продукты нужно сразу выбрасывать!
4 исследование: Чем полезна плесень?
Вы, наверно, слышали, что только во Франции производят настоящий сыр с плесенью. Этот сыр является деликатесом. А плесень специально выращивают в особых условиях. Она абсолютно не вредит здоровью.
В Англии 1928г. был открыт пенициллин, полученный из плесневого грибка пенициллум. Впервые его использовали для лечения бактериальных инфекций в 1941 году. Можно без преувеличений сказать, что за всю историю человечества не было в мире лекарства, которое спасло бы столько жизней, сколько спас пенициллин.
Заключение.
Изучив плесень, я сделала для себя очень важные открытия:
Что плесень – это микроскопический гриб.
Плесень бывает и вредная, и полезная.
А самое главное, что здоровье - это дар, который преподносит человеку природа, и нужно правильно суметь его сохранить!
Спасибо за внимание! Если у вас есть вопросы, если в моих силах, то я постараюсь на них ответить.
БУДЬТЕ ЗДОРОВЫ!
Аннотация.
Работа интересна, актуальна, соответствует поставленным целям. Исследователь – творческий человек, на протяжении двух лет поднимает проблему ответственности за сохранение здоровья. Автор-экспериментатор проводит собственные наблюдения: условия развития и роста плесени. Во время исследования были приобретены полезные знания и умения анализировать информацию, отбирать материал, преодолевать трудности. Исследователь использовала опрос, наблюдения и сравнения. Автор приводит важные советы по сохранению здоровья и по использованию продуктов питания, пораженных плесенью. Выводы непоспешные, а вытекают из хода исследования.
Главным результатом работы – проявление творческих способностей, приобретение новых знаний, умений и навыков, коллективный дух творчества и поиска мамы, дочери и учительницы. Будем ожидать новых открытий.
Литература.
Энциклопедия для детей «Все обо всем»
Детская энциклопедия «Я познаю мир. Медицина»
Толковый словарь С.И.Ожегова
Фотографии из семейного архива