СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Описание опыта педагогической деятельности «Использование метода проектов для развития познавательного интереса младших школьников»

Нажмите, чтобы узнать подробности

В разработке содержится материал по описанию опыта педагогической деятельности. 

Просмотр содержимого документа
«Описание опыта педагогической деятельности «Использование метода проектов для развития познавательного интереса младших школьников»»

Государственное учреждение образования «Средняя школа № 9 г.Слуцка»






ОПИСАНИЕ ОПЫТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»






Валетко Жанна Александровна,

учитель начальных классов

8(029) 623-89-85;

t-mail: [email protected]





















Актуальность

Основная задача каждого учителя– включение ребёнка в активный процесс познания окружающего мира. Развитие интереса к обучению — сложный многогранный процесс. С одной стороны, дети по природе своей любопытны, с другой — не секрет, что многие из них пассивны при обучении в школе, проявляют небольшой интерес к школьным предметам, равнодушнее относятся к учебе.

Важнейшая область общего феномена интереса — познавательный интерес. Его предметом является самое значительное свойство человека: познавать окружающий мир не только с целью биологической и социальной ориентировки в действительности, но в самом существенном отношении человека к миру — в стремлении проникать в его многообразие, отражать в сознании сущностные стороны, причинно-следственные связи, закономерности, противоречивость.

Каждый учитель разрабатывает для себя систему приёмов и методов, направленную на развитие мыслительной деятельности каждого ученика. А это невозможно без развития познавательного интереса. Нельзя научить младшего школьника, если отсутствует интерес к учению.

Работая много лет над проблемой повыше­ния качества знаний учащихся, я убедилась, что развитие познавательного интереса младших школьников – основа успешного обучения, учения с увлечением.

Для меня на протяжении многих лет были привлекательны нетрадиционные формы обучения учащихся. Поэтому одним из направлений моего профессионального самосовершенствования является вопрос: «Как вызвать устойчивый познавательный интерес?».

Я поставила перед собой цель: повышение уровня познавательного интереса младших школьников через использование проектного метода обучения.

Задачи:

  • апробировать разные типы и виды проектов;

  • определить эффективность использования метода проектов для развития познавательного интереса младших школьников, повышения уровня обученности, интеллектуального и личностного развития.

В основе любого проекта лежит идея развития ребёнка, его интеллектуальных и личностных качеств. Для выполнения каждого нового проекта (задуманного самим ребенком, группой, классом, самостоятельно или при участии учителя) необходимо было решить несколько интересных, полезных и связанных с реальной жизнью и программным содержанием задач. От ребенка требовалось умение координировать свои усилия с усилиями других. Чтобы добиться успеха, ему приходилось добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.

Как я организую работу над проектом?

Существуют определённые этапы реализации проекта:

  1. Подготовительный

Цель: подготовка учащихся к проектной деятельности.

Задачи:

  • определение проблемы, темы и целей проекта в ходе совместной деятельности педагога и обучающихся;

  • создание группы (групп) учащихся для работы над проектом.

  1. Организационный

Цель: пооперационная разработка проекта с указанием перечня конкретных действий и результатов, сроков и ответственных.

Задачи:

  • определение источников информации, способов сбора и анализа информации, вида продукта и возможных форм презентации результатов проекта, сроков презентации;

  • установление процедур и критериев оценки результатов и процесса;

  • распределение задач (обязанностей) между членами группы.

  1. Основной

Цель: разработка проекта.

Задачи:

  • самостоятельная работа учащихся по своим индивидуальным или групповым задачам проекта;

  • промежуточные обсуждения полученных данных в группах, на консультациях (на уроках и во внеурочное время).

  1. Заключительный

Цель: структурирование полученной информации и интеграции полученных знаний, умений, навыков.

Задачи:

  • анализ и синтез данных;

  • формулирование выводов.

  1. Презентация результатов

Цель: демонстрация материалов, представление результатов.

Задачи:

  • подготовка презентационных материалов;

  • подготовка публичного выступления;

  • презентация проекта.

Какие типы и виды проектов оказались наиболее интересны и эффективны для моих ребят в 1 классе? Изучив круг интересов учащихся, были определены наиболее востребованные темы проектов (приложение 1).

Название проекта

Классификация

по

содержанию

по

количеству участников

по

врем.

по характеру контактов между участниками

Игрушки

творческий

коллективный


1 четв.

внутриклассный



Сказки

творческий

групповой

1 четв.

внутриклассный


Змеи Беларуси

исследовательский

индивидуальный

2нед.

внутриклассный


Вся правда о трицератопсе

исследовательский

индивидуальный

2 нед.

внутришкольный


«Солнышко» на ладошке

исследовательский

индивидуальный

2 нед.

внутришкольный

региональный



Анализ полученных результатов показал, что проектная деятельность ставит каждого учащегося в позицию активного участника, дает возможность реализовать индивидуальные творческие замыслы, формирует умение поиска информации, развивая познавательный интерес младших школьников. Работая над проектами, ребята совершенствовали навыки чтения, письма, математические умения, развивали естественно-научные представления об окружающем мире.

Во 2 и 3 классах я продолжила апробировать разные типы и виды проектов (приложение 2).

Название проекта

Классификация

по

содержанию

по

количеству участников

по

врем.

по характеру контактов между участниками

Друзья птиц

творческий,

исследовательский

групповой

1 четв.

внутриклассный

в рамках проекта«Вместе с птицами»

(IEARN)

Чудеса пришколь

ного участка

творческий,

исследовательский

групповой

1 четв.

внутриклассный, региональный


Насеко

мые родного края

творческий,

исследовательский

групповой

1 четв.

внутриклассный

«Летаю щий

змей »

творческий

коллективный

2 нед.

международный, в рамках проекта «Говоря Kites Вокруг света» (IEARN)

Совсем непростая история

творческий

групповой

2нед.

международный, в рамках проекта

«ADOBE: голоса молодых»

Во имя жизни

творческий

групповой

3 нед.

международный, в рамках проекта

«ADOBE: голоса молодых»


Внедрение в учебный процесс новейших информационных технологий, в частности компьютерных, повысили познавательную деятельность учащихся.

Учебные задания, которые выполняют ребята во время уроков в рамках работы над проектами (приложение 3):

литературное чтение

  • выразительное чтение

  • чтение по ролям

  • репортаж с места событий

  • творческий пересказ

  • придумать свою невероятную историю, сказку, стихотворение, чистоговорку

  • составить рассказ по аналогии с прочитанным на основе своего личного опыта

  • придумать сказочную азбуку из названий животных, растений, сказочных героев и т. д.

  • составить книгу загадок, отгадки которых начинаются на одну и ту же букву, например, букву «к»

  • составить книгу «птичьих» загадок ( лесных, грибных и т.д.)

  • составить филворд, кроссворд

  • дать советы главному герою

  • придумать продолжение

  • подготовить пересказ от имени главного героя произведения

  • составить письмо и телеграмму от имени героев

  • подготовить инсценировку произведения

русский язык

  • написать письмо другу, соседу, литературному персонажу и т. д.

  • составить вопросы для викторины

  • составить головоломку, ребус

  • составить памятки по уходу за животными, растениями

  • составить режим дня животного

  • украсить слово (использовать части речи)

  • дать толкование слова

  • составить список необходимых материалов для создания объекта

математика

  • составить задачу (простую, составную)

  • измерить длину, ширину объекта, маршрута

  • найти периметр, площадь объекта

  • измерить вес, рост объекта

  • составить головоломку, ребус

изобразительное искусство, трудовое обучение

  • придумать и оформить настольную игру

  • проиллюстрировать произведение

  • моделирование, конструирование объекта

  • составить таблицу, диаграмму, лабиринт

  • оформить рекламный лист, книжку- самоделку

человек и мир

  • провести опыт, наблюдение

  • провести экскурсию

  • подготовить устное сообщение

  • измерить температуру воздуха, воды, тела

Проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы. По итогам работы над проектом была создана медиатека, игротека, оформлены сборники творческих работ учащихся. Литературные работы учащихся заняли призовые места на районных конкурсах.

Результативность

Включение учащихся в проектную деятельность повышает активность учащихся на уроках, развивает познавательный интерес и творческие способности, организованность, самостоятельность и целеустремленность, способствует положительной динамике учебных достижений, повышению удовлетворённости учащихся образовательным процессом. Уровни развития познавательных интересов учащихся представлены в виде таблицы и диаграммы (приложение 4).

Эффективность использования опыта представлена в виде таблицы (приложение 5).

Опыт работы был описан в журнале «Пачатковая школа», № 2, 2005 г. Проект «Друзья птиц» рекомендован ОО «Ахова птушак Бацькаушчыны» для использования в работе и размещён на сайте ОО АПБ (http://www.ptushki.org/, раздел «Медиатека»). Статьи размещены на сайте АПБ (08.04.2013, 23.04.2014). Статьи в региональной газете «Слуцкий край»: «Свята птушак» ( 07.04.2009 г.), «Книга природы» (04.06.2010 г.),«Друзья природы» (15.03.2011г.),«Здоровье – богатство на все времена» (28.01.2011 г.), «Человек и природа» (24.01.2012 г.), «Столовые для пернатых (26.12.2012 г.),«Гучы, дзіўная родная мова» (06.11.2012 г.),«Мир знаний открывает книга» (25.01.2013 г.), «Всё хорошее в людях- из детства!» (19.07.2013г.). Медиапроекты «Во имя жизни», «Совсем непростая история» стали участниками 2 Московского медиафестиваля 14.05.2014 г. С данным опытом работы я выступала перед педагогами на методических объединениях города, района, области, проводила семинары, давала мастер-классы для учителей города и района.




Приложения

Приложение 1.Работа над творческими проектами.

«Игрушки»









«Сказки»










Работа над исследовательскими проектами

«Змеи Беларуси»








«Вся правда о трицератопсе»
















«Солнышко» на ладошке Сертификат участника медиафестиваля












Приложение 2. Технологическая карта.

Проект “ Друзья птиц”

Что должен знать и уметь

Несколько видов наиболее распростанённых зимующих и перелётных птиц

Особенности образа жизни и поведения птиц родного края

Приспособление птиц к условиям окружающей среды

Способы птиц к передвижению, к добыче корма, к защите от врагов

Значение птиц в природе

Правильно вести себя в местах гнездования птиц

Принимать участие в работах по охране птиц

Коммуникативные умения

Уметь слушать одноклассников

Высказывать своё мнение

Работать в паре, группе

Анализировать свои действия

Оценивать других

Обучение своих сверстников путём демонстрации своих приобретённых знаний, умений и навыков

Контроль учителя

Беседа в кругу, устный опрос

Анкетирование, диагностика

Беседа с родителями

Обсуждение статей, литературных произведений

Помощь учащимся в проведении исследований, экофорумов, конкурсов. Организация экскурсий

Самоконтроль ученика

Самостоятельный выбор справочной литературы

Участие в литературных и творческих конкурсах, викторинах, книжных выставках

Тип занятия

Время круга « Что наша жизнь без птиц?»

Исследования « Птицы школьного двора», «Кто чем питается», «Кто быстрее всех летает»

Экскурсии:« Мир дикой природы»

« Изменения в жизни птиц зимой»

Эконеделя «Друзья птиц»

Анкетирование « Как я забочусь о птицах зимой»

Конкурс творческих работ « Птицы – наши друзья»

Презентация «Птицы Беларуси»

Информационные часы « Живые барометры»

Кампания «Птица года». Экодень « День птиц»

Фольклорный праздник «Сороки»

Защита проекта « Друзья птиц»: презентация книжек – самоделок

Приложение 3. Фотографии по теме опыта.

Учебные задания

Книжки-самоделки



























Филворды, кроссворды

















Филворд «Шифровальщики»

  • Найдите слова – названия птицы года в разных странах.

П

О

Т

У

П

У

Д

К

О

У

П

А

П

А

Т

О

-

Т

С

А

Т

У

Д

А

Д

Л

А

Т

К

У

А

У

Ф

Т

О

М

У

Ш

Й

К

Х

И

У

Ш

Щ


Ответ: пустушка, потатуйка, удод (Россия, Беларусь), упупа (Евразия),

духифат (Израиль), тушол-котам (Ингушетия)

Головоломка «Прочти слово»









Ответ: удод.

Игра « Составь новое слово»

п

о

т

а

т

у

й

к

а

Ответ: пот, пой, топ, тот, тут, так, ток, кот, куй, пока, путо, тупо, тату, утка, капот, тапок, пойка, покатай, Кай, ой, ай.



Настольные игры

















Сочиняли сами













Загадки

Длинный нос

В землю врос.

По болоту шагает,

Насекомых собирает.

(Кроншнеп)


Куин, куин,

Здесь я не один

На лугу живу,

Червяков сторожу.

(Кроншнеп)


Кричит «уд-уд»,

Не мал, не худ.

Горит, как огонёк,

На голове хохолок.

На луг пойдёшь,

его найдёшь.

(Удод)



Считалки


Кроншнеп большой,

Парень крутой,

Любит в прятки играть.

Выходи его искать!


Раз, два, три, четыре, пять,

Вышел кроншнеп погулять.

Вы, ребята, выходите,

Птицу года поищите!


Раз, два, три, четыре, пять,

Удод вышел погулять.

Эй, букашки, комары!

Прячьтесь вы в свои дворы.

Если хочешь поиграть,

Выходи нас поискать!






В гости


На лугу живёт Удод.

В гости Енота зовёт:

- Приходи ко мне, Енот,

Я сварю тебе компот:

Груши, сливы, виноград.

Тебе буду очень рад.

Отвечает Удоду Енот:

- Извини меня, сосед,

Не приду к тебе в обед.

В гости друг меня зовёт –

Толстокожий Бегемот.

Если хочешь, приходи,

С нами вместе посиди.

Идёт Енот, летит Удод.

Будет рад им Бегемот.


Без забот


Во фруктовом саду Удод

Припеваючи живёт.

Встретит муху и жука,

И живого червяка,

Муравья, сороконожку -

Поклюёт всех понемножку.

Песни весело поёт.

В гости всех к себе зовёт.

Шнеппи

(сказка)

На одном болоте жил Шнеппи. Это был кроншнеп. Ему было 10 дней от роду. Он решил посмотреть мир.

Ранним летним утром Шнеппи отправился на прогулку. Он шёл медленно, спотыкаясь о каждую кочку и падая в воду.

Вдруг видит – белый столб на тонкой ноге.

- Вы кто? - пропищал Шнеппи.

- Я – Белая Цапля, - с достоинством ответила птица.

- Вы тоже вышли на прогулку? - любезно спросил Шнеппи.

- Нет, я жду добычу. Не мешай мне охотиться, - промолвила Белая Цапля и отвернулась, давая понять, что разговор окончен.

Шнеппи продолжил своё путешествие. Но он сделал вывод: можно просто стоять и ждать добычу. Решил попробовать. Он остановился, стал на одну ногу и замер. Это продолжалось всего несколько мгновений, потому что потом Шнеппи потерял равновесие, упал, уткнувшись своим длинным клювом прямо в камень. Так он думал. Вдруг из камня вылезла чья-то голова.

- Вы – добыча? - растерянно спросил Шнеппи.

- Нет, я – Болотная Черепаха. А что ты здесь делаешь, малыш? - медленно произнесла голова, растягивая слова.

- Я вышел на прогулку,- радостно сообщил ей Шнеппи.

- Будь осторожен, малыш. Здесь много опасностей. Ведь у тебя нет такого крепкого панциря, как у меня, - важно сказала Черепаха и спрятала куда-то свою голову.

Шнеппи насторожился. Опасность? Да здесь совсем не страшно. Ярко светит солнышко, качается трава. Шнеппи прислушался. Кто-то жужжал.

- Ты кто, жужжалка?- спросил Шнеппи.

- Я не жужжалка, а Пчела. Видишь, я работаю. Не отвлекай меня.

- А почему вы не ходите, а вертитесь вверху? – допытывался Шнеппи.

- Я не верчусь, а летаю, - возмутилась Пчела.

- Как это? – удивился Шнеппи.

- Вот так взмахни крыльями и лети, - Пчела сделала несколько взмахов и полетела дальше.

Шнеппи стал неуклюже махать крыльями. Ничего не получалось.

- Надо разбежаться, - промолвил чей-то голосок.

Шнеппи оглянулся и увидел точно такую же птичку как и сам.

- Ты кто? – поинтересовался он.

- Я – Шелла из рода кроншнепов, - приветливо ответила незнакомка.

- Ты тоже вышла на прогулку? – спросил Шнеппи.

- В некотором роде. Я ищу лакомство – ягоды черники.

- Я знаю, где они растут. Хочешь, покажу, - предложил Шнеппи.

Шелла улыбнулась, и Шнеппи понял, что нашёл друга. От радости он взмахнул крыльями, поднялся в воздух и полетел догонять Шеллу.


Как у Обыкновенного удода появился хохолок

(сказка)

Собрались однажды в роще удоды и стали судить-рядить о своём житье-бытье.

- Я - самый элегантный, - промолвил Зелёный лесной удод, - мои тёмные пёрышки на солнце переливаются изумрудным цветом.

И он стал вертеться во все стороны, вытягивая вперёд свой красный клюв и демонстрируя свой длинный хвост.

- Нет, я - красивее. У меня пёрышки цвета ночного неба, - хвастался Фиолетовый лесной удод.

- Нашли чем хвалиться. Вот только посмотрите на меня: голова – белоснежная, крылья – с зелёным отливом, а хвост – фиолетовый, - важно произнёс Белоголовый лесной удод.

- Разве самое главное – цвет перьев. Самое важное – клюв, - спорил Саблеклювый лесной удод.

- Так - то оно так, но и цвет клюва важен, - не соглашались Златоклювый и Черноклювый лесной удоды.

- Вы не правы. Важно всё: и цвет, и длина, и рост. Но никто не может похвастаться вторым именем как у меня, - горделиво произнёс Лесной удод Гранта.

Лишь Обыкновенный удод не мог похвастаться ничем. Он тихонько сидел в стороне и с восхищением смотрел на сородичей, которые громко спорили о своей красоте.

Вдруг что-то зашуршало, затрещало у него за спиной. Удод оглянулся и увидел, как что-то большое и тёмное надвигается на него. Он хотел крикнуть и предупредить всех об опасности, но из горла вырвалось лишь «уд-уд». Тогда удод взлетел и смело бросился на врага. От удара он упал на землю. Тёмная тень исчезла, испугавшись смелости и отваги маленькой птицы.

Все замерли. Удод открыл глаза и оглянулся. Его нежно-оранжевые пёрышки были разбросаны по поляне, а красивые яркие птицы смотрели на него с восхищением. Они слетели вниз, подобрали пёрышки и Зелёный лесной удод произнёс:

- Ты спас нас, жертвуя собой. Мы провозглашаем тебя не обыкновенным удодом, а нашим королём.

Он водрузил на голову удода корону из оранжевых пёрышек.

С той поры у всех Обыкновенных удодов есть хохолки, которые они от скромности раскрывают в редких случаях.



Как пустельга появилась на свет

(сказка)

Жил добрый художник. Он взял мел и нарисовал птицу. Пошёл в дом за красками, чтобы её раскрасить. А в это время птица ожила и улетела. Художник вернулся, а птицы нет. Тем временем она летала и разглядывала поля, леса, реки. Её увидели дети и спросили:

- Как тебя зовут, птичка, и почему ты такая прозрачно–белая?

- Меня не разукрасил художник и своего имени я не знаю. Полечу–ка я обратно.

Было раннее утро, когда птичка вернулась в дом художника. Он спал, а беглянка увидела на его столе банку с краской.

- Вот окунусь в краску и будь, что будет, - решила птичка.

Очень ей хотелось быстрее раскраситься и она нырнула в банку с головой. Но не знала, что в банке волшебная краска и, окунувшись в неё, стала птичка очень красивой. Головка серо-голубая, крылышки коричневые с пестринками, грудка тёмно – жёлтая с бурыми пятнышками, а хвостик серый с белой и чёрной каймой. Взмахнула птичка крылышками и стала любоваться своим отражением в стекле. Да только тут заприметила, что краски–то совсем не осталось.

- Что же я наделала? Что скажет на это художник?

Засуетилась, зашумела, заволновалась птичка. Проснулся от этого шума художник, увидел незнакомую птичку и пустую банку на своём столе.

- Пустая, совсем пустая банка и какая удивительная птица! – воскликнул художник. Но птичка, услышав лишь первые слова, стремительно бросилась в открытое окно.

- Он назвал меня пустой, пустой, - громко повторяла на лету птичка.

Это услышали дети.

- Эй, пустельга, ты куда летишь? – крикнули ей ребята.

Птичка замерла в воздухе, затрепетав крыльями.

- Ты такая красивая, оставайся здесь! – попросили малыши.

И она осталась. И совсем не боится людей. Даже иногда селится рядом с ними.




Приложение 4. Таблицы, диаграмма по теме опыта.

Показатели познавательного интереса

Уровни познавательного интереса

Обращенность учащихся к объектам познания

Эмоциональная вовлеченность в учебный процесс

Интеллектуальная активность


Низкий уровень


Отсутствие самостоятельной познавательной деятельности. Работа под контролем


Отрицательная мотивация к познавательной деятельности, к процессу и содержанию учения


Низкий уровень активности, познавательная инертность. Отсутствие стремления к деятельности в процессе познания


Средний уровень


Эпизодическая активность, побуждаемая внешними стимулами (учителем, друзьями, родителями, способами выполнения заданий и т. д.)

Неустойчивая мотивация к внешним сторонам деятельности. Эпизодическая познавательная мотивация с условием внешнего стимулирования

Ситуативная самостоятельность в познавательной деятельности. Проявление самостоятельности при наличии внешних побудителей.


Высокий уровень


Активность, стимулируемая не только внешними, но и внутренними побудителями

Устойчивая потребность в познавательной деятельности. Интерес к результату и оценке познавательной деятельности как мотив

Интенсивный процесс самостоятельной деятельности по развитию интереса. Стремление использовать помощь









На начало 1 класса





На конец 3 класса







Приложение 5. Таблица результативности по теме опыта.

Критерии эффективности опыта

Показатели

Результативность

Обученность учащихся

Активность на уроках

Учебные и творческие достижения учащихся

Положительная динамика

Участие в конкурсах (2010-2014 ):

Диплом 1 степени - 19

Диплом 2 степени -3

Диплом 3 степени -3

Индивидуальная учебная деятельность

Уровень обученности

Высокий-3уч.

Достаточный-10 уч.

Средний-5 уч.

Удовлетворительный-3 уч.

Низкий- 0 уч.

Интеллектуальное развитие

Развитие психических процессов

По результатам обследования интеллектуального развития учащихся (тест Амтхауэра):

высокий -12 уч.

средний- 8 уч.

низкий- 1 уч.

Личностное развитие

Развитие познавательной активности и школьной мотивации

По результатам психологического обследования:

высокий –17уч.

средний -4 уч.

низкий 0 уч.

Состояние здоровья

Уровень тревожности

По результатам психодиагностики наблюдается снижение уровня тревожности :

1кл.- 6 уч.

2кл.- 2 уч.

3 кл.- 1 уч.









СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Богачева, И.В. Обобщение и представление опыта педагогической деятельности: методические рекомендации / И.В. Богачева, И.В.Федоров, О.В. Сурикова; ГУО «Академия последипломного образования», - Минск: АПО, 2012.

  2. Щукина, Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в

учебной деятельности. - М: Просвещение, 2004.

  1. Щукина, Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательного интереса учащихся. - М: Просвещение, 2005.

  2. Белобородова, Т. Н. Использование метода проектов для развития творческих возможностей учащихся / Т. Н. Белобородова // Пачатковае навучанне: сям’я, дзіцячы сад, школа. – 2008. - № 4. – С. 49-52.

  3. Гаврилин, А. Организация работы над проектом / А. Гаврилин // Школьная педагогика. – 2007. - № 3.

  4. Меняева, И. Н. О методе проектов / И. Н. Меняева // Педагогическая мастерская. – 2004. - № 4.

  5. Новикова, Т. Г. Проектирование и экспертиза инновационной деятельности в образовании / Т. Г. Новикова. – М., 2001.

  6. Пахомова, Н. Учебные проекты: методология поиска / Н. Пахомова // Учитель. – 2000. - № 1. – С.4—45.

  7. Поливанова, К. Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя / К. Н. Поливанова. – М.: Просвещение, 2008. – 192 с.

  8. Савенков, А. И. «Я – исследователь»: конкурс исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников /
    А. И. Савенков // Образование Минщины. - 2009. - №5. - С. 22-26.

  9. Смолякова, О. Ф. Технология развития проектной деятельности будущих педагогов / О. Ф. Смолякова // Адукацыя і выхаванне. – 2004. - № 2. – С. 58 – 63.

  10. Шишова, С. Е. и др. Структура и содержание проектной деятельности / С. Е. Шишова // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2005. - № 2. – С. 17 – 23.


Скачать

© 2017 1166 9

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!