СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Описание памятника архитектуры

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

  1. Подготовить учащихся к сочинению-описанию с элементами повествования по памятнику архитектуры.
  2. Активизировать лексику, необходимую для описания памятника архитектуры русского народа.
  3. Совершенствовать умение подбирать и использовать специальные языковые средства для сочинения в научно-популярном стиле речи.
  4. Способствовать формированию интереса и уважения к древнерусской культуре.

Оборудование: иллюстрации, фотографии храма Василия Блаженного в Москве, словарики-иллюстрации понятий некоторых архитектурных терминов.

Подготовка к уроку:

  1. Составить словарик к уроку, посмотрев в толковых словарях определения следующих понятий: зодчие, храм, возводить (здание), увенчать. Записать в словарике, какая стилистическая характеристика дается этим словам.
  2. Индивидуальные задания: а) Подготовить рассказ о создании храма Василия Блаженного. b) Подготовить рассказ о композиции храма по плану его построения.

Просмотр содержимого документа
«Описание памятника архитектуры»

Конспект урока русского языка в 8 классе по теме «Описание памятника архитектуры»

Цели урока:

  1. Подготовить учащихся к сочинению-описанию с элементами повествования по памятнику архитектуры.

  2. Активизировать лексику, необходимую для описания памятника архитектуры русского народа.

  3. Совершенствовать умение подбирать и использовать специальные языковые средства для сочинения в научно-популярном стиле речи.

  4. Способствовать формированию интереса и уважения к древнерусской культуре.

Оборудование: иллюстрации, фотографии храма Василия Блаженного в Москве, словарики-иллюстрации понятий некоторых архитектурных терминов.

Подготовка к уроку:

  1. Составить словарик к уроку, посмотрев в толковых словарях определения следующих понятий: зодчие, храм, возводить (здание), увенчать. Записать в словарике, какая стилистическая характеристика дается этим словам.

  2. Индивидуальные задания:
    а) Подготовить рассказ о создании храма Василия Блаженного.
    b) Подготовить рассказ о композиции храма по плану его построения.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя и беседа с учащимися.

  • Сегодня на уроке мы будем готовиться к сочинению-описанию памятника древнерусской архитектуры. Мы будем говорить об одном из самых величественных, удивительно красивых и всемирно известных соборов – храме Василия Блаженного. (Рисунок 1). Об этом храме известный искусствовед Михаил Владимирович Алпатов писал, что в нем русская архитектура достигла “зрелости и классического совершенства”.

  • Знаете ли вы, где расположен храм Василия Блаженного? (В Москве на Красной площади.)

  • Кто из вас бывал на Красной площади и видел этот храм? (Учащиеся говорят о том, кто и когда видел храм.)

  • Какое он произвел на вас впечатление, когда вы впервые увидели этот храм? (Ответы учащихся.)

  • Мы выяснили, что храм Василия Блаженного видели почти все, когда бывали в Москве, а кто не был, знают его, потому что не раз видели его изображение по телевизору. Вы все сказали, что храм вам нравится. Действительно, он очень красив и неповторим.

  • Наша задача на уроке будет заключаться в том, чтобы обогатить себя сведениями о культурном наследии России, получить необходимые знания о храме Василия Блаженного, научиться описывать его, используя в речи специальные термины. Итогом урока будет написанное вами сочинение-описание с элементами повествования на тему “Собор Василия Блаженного – памятник русской старины”.

II. Сбор фактического материала к сочинению.

  • Сообщение ученика-“историка” о создании храма. (Учащиеся делают необходимые записи по ходу рассказа.)

  • Презентация о композиции – построении храма. ( (Презентация1) со звуковым сопровождением, делая пометки в словариках.)

Словарная работа.

  • Зодчий - строитель, архитектор (специалист в области архитектуры).

  • Архитектура - искусство проектировать и возводить здания и сооружения.

  • Юродивый, блаженный - у православных христиан: добровольный нищий скиталец, принявший образ человека, лишённого здравого ума, но обладающий даром прорицания.

  • Храм - здание, предназначенное для совершения богослужений и религиозных обрядов.

  • Собор -главная или большая церковь в городе, в монастыре.

  • Столп -башня, колонна.

  • Подклеть - нижний ярус в церкви.

  • Придел - пристройка православного храма со стороны южного или северного фасада.

III. Составление плана сочинения.

  • Составление сложного плаан сочинения на тему “Собор Василия Блаженного – памятник русской старины”, включив в него и рассказ об истории его создания и описание внешнего вида храма.

Составим план

►   О чём вы напишете во вступлении?

►   О чём вы напишите в заключении?

►   Озаглавьте 1 и 3 пункты плана

►   Как озаглавить основную часть? Основная часть должна отражать идею работы

►   Какие подпункты мы выделим в описании храма? Что можно описать?

►   Расставьте подпункты в логической последовательности

Проверь себя

  • Храм Василия Блаженного и история его создания

    • Когда и в честь чего построен

    • Легендарные зодчие Барма и Постник

    • Название храма в честь Василия Блаженного

  • Покровский собор - украшение Красной площади

    • Необычная композиция - комплекс из девяти храмов

    • Основной храм - храм Покрова Богородицы - шатровая церковь, венчанная луковичным куполом

    • Разноцветье куполов

    • Сложность и декоративность орнамента

    • Крытая галерея и сводчатые переходы

    • Ажурное крыльцо

  • Покровский собор в Москве - восьмое чудо света

IV. Работа над текстом сочинения.

  • Подумайте и скажите, о чем вы будете говорить во вступлении к сочинению?

  • Какой тип речи поможет вам выполнить эту задачу?

  • О чем вы скажете в основной части сочинения?

  • Что будет представлять собой заключение?

V. Написание сочинения.

  • Напишите сочинение-описание с элементами повествования на тему “Собор Васили Блаженного – памятник русской старины” по составленному плану, используя собранные в ходе урока материалы, учитывая стилистические особенности научно-популярного стиля речи.

В заключении

«Как всегда неожиданно, на распутье вырастает Блаженный. Он родился белокирпичным, но век спустя расцвёл, как гигантский репей, и до сих пор сводит с ума своим языческим, каким-то доразумным великолепием»

Это произведение Бармы и Постника воплощает торжество радости. Они понимали красоту как праздничного узорочья и богатства форм.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!