Просмотр содержимого документа
«Описание памятника архитектуры»
Конспект урока русского языка в 8 классе по теме «Описание памятника архитектуры»
Цели урока:
Подготовить учащихся к сочинению-описанию с элементами повествования по памятнику архитектуры.
Активизировать лексику, необходимую для описания памятника архитектуры русского народа.
Совершенствовать умение подбирать и использовать специальные языковые средства для сочинения в научно-популярном стиле речи.
Способствовать формированию интереса и уважения к древнерусской культуре.
Оборудование: иллюстрации, фотографии храма Василия Блаженного в Москве, словарики-иллюстрации понятий некоторых архитектурных терминов.
Подготовка к уроку:
Составить словарик к уроку, посмотрев в толковых словарях определения следующих понятий: зодчие, храм, возводить (здание), увенчать. Записать в словарике, какая стилистическая характеристика дается этим словам.
Индивидуальные задания:
а) Подготовить рассказ о создании храма Василия Блаженного.
b) Подготовить рассказ о композиции храма по плану его построения.
Ход урока
I. Вступительное слово учителя и беседа с учащимися.
Сегодня на уроке мы будем готовиться к сочинению-описанию памятника древнерусской архитектуры. Мы будем говорить об одном из самых величественных, удивительно красивых и всемирно известных соборов – храме Василия Блаженного. (Рисунок 1). Об этом храме известный искусствовед Михаил Владимирович Алпатов писал, что в нем русская архитектура достигла “зрелости и классического совершенства”.
Знаете ли вы, где расположен храм Василия Блаженного? (В Москве на Красной площади.)
Кто из вас бывал на Красной площади и видел этот храм? (Учащиеся говорят о том, кто и когда видел храм.)
Какое он произвел на вас впечатление, когда вы впервые увидели этот храм? (Ответы учащихся.)
Мы выяснили, что храм Василия Блаженного видели почти все, когда бывали в Москве, а кто не был, знают его, потому что не раз видели его изображение по телевизору. Вы все сказали, что храм вам нравится. Действительно, он очень красив и неповторим.
Наша задача на уроке будет заключаться в том, чтобы обогатить себя сведениями о культурном наследии России, получить необходимые знания о храме Василия Блаженного, научиться описывать его, используя в речи специальные термины. Итогом урока будет написанное вами сочинение-описание с элементами повествования на тему “Собор Василия Блаженного – памятник русской старины”.
II. Сбор фактического материала к сочинению.
Сообщение ученика-“историка” о создании храма. (Учащиеся делают необходимые записи по ходу рассказа.)
Презентация о композиции – построении храма. ( (Презентация1) со звуковым сопровождением, делая пометки в словариках.)
Словарная работа.
Зодчий - строитель, архитектор (специалист в области архитектуры).
Архитектура - искусство проектировать и возводить здания и сооружения.
Юродивый, блаженный - у православных христиан: добровольный нищий скиталец, принявший образ человека, лишённого здравого ума, но обладающий даром прорицания.
Храм - здание, предназначенное для совершения богослужений и религиозных обрядов.
Собор -главная или большая церковь в городе, в монастыре.
Столп -башня, колонна.
Подклеть - нижний ярус в церкви.
Придел - пристройка православного храма со стороны южного или северного фасада.
III. Составление плана сочинения.
Составим план
► О чём вы напишете во вступлении?
► О чём вы напишите в заключении?
► Озаглавьте 1 и 3 пункты плана
► Как озаглавить основную часть? Основная часть должна отражать идею работы
► Какие подпункты мы выделим в описании храма? Что можно описать?
► Расставьте подпункты в логической последовательности
Проверь себя
Храм Василия Блаженного и история его создания
Когда и в честь чего построен
Легендарные зодчие Барма и Постник
Название храма в честь Василия Блаженного
Покровский собор - украшение Красной площади
Необычная композиция - комплекс из девяти храмов
Основной храм - храм Покрова Богородицы - шатровая церковь, венчанная луковичным куполом
Разноцветье куполов
Сложность и декоративность орнамента
Крытая галерея и сводчатые переходы
Ажурное крыльцо
Покровский собор в Москве - восьмое чудо света
IV. Работа над текстом сочинения.
Подумайте и скажите, о чем вы будете говорить во вступлении к сочинению?
Какой тип речи поможет вам выполнить эту задачу?
О чем вы скажете в основной части сочинения?
Что будет представлять собой заключение?
V. Написание сочинения.
Напишите сочинение-описание с элементами повествования на тему “Собор Васили Блаженного – памятник русской старины” по составленному плану, используя собранные в ходе урока материалы, учитывая стилистические особенности научно-популярного стиля речи.
В заключении
«Как всегда неожиданно, на распутье вырастает Блаженный. Он родился белокирпичным, но век спустя расцвёл, как гигантский репей, и до сих пор сводит с ума своим языческим, каким-то доразумным великолепием»
Это произведение Бармы и Постника воплощает торжество радости. Они понимали красоту как праздничного узорочья и богатства форм.