СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Опк - рабочая программа

Категория: ОРКиСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Опк - рабочая программа»

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Колыбельская средняя общеобразовательная школа»



«Рассмотрено»

Методическое объединение

МКОУ «Колыбельская СОШ»

_______/________________/

ФИО

Протокол №___

от «19 » августа 201_ г

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР МКОУ «Колыбельская СОШ»


__________/Козинцева Л.В./

ФИО

«___» ___________201_ г

«Утверждаю»

и.о.директора МКОУ «Колыбельская СОШ»

__________/Козинцевой Л.В./

ФИО

Приказ №104/1-0_______

от «20» августа 2019 г









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА




по

курсу «Основы религиозных культур и светской этики»

модуль «Основы православной культуры».

для 4 КЛАССА


















Учителя: Чиликина Светлана Викторовна

Квалификационная категория: первая


2019г.






  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Нормативная база преподавания предмета

Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики. «Основы православной культуры» для 4 классов составлена с учетом следующих нормативно – правовых документов:

Рабочая программа по музыке составлена на основании следующих нормативных документов.

  1. Приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373

  2. Приказ Минобрнауки Россиот 26 ноября 2010 г. № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. №373

  3. Приказ Минобрнауки России от 22 сентября 2011 г. №2357 «О внесении изменений в ФГОС НОО , утвержденный приказом МО РФ от 6 октября 2009 г №373»;

  4. Приказ МО РФ от 18.12.2012 № 1643 «О внесении изменений в ФГОС НОО утвержденный приказом министерства образования и науки РФ ОТ 06.10.2009 Г.№ 373»

  5. Приказ МО РФ от 29.12.2014 №1643 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6. Октября 2009г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»

  6. Приказ МО РФ от 18.05. 2015 № 507 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г. №337

7. Учебного плана МКОУ «Колыбельская СОШ» на 2019-2020 учебный год Приказ № 88-О от 07.08.2019 г

8.Примерной программы по учебным предметам. Программа курса составлена, на основе Программы общеобразовательных учреждений 4-5 классы. Основы религиозных культур и светской этики. Данилюк А. Я. – М.: Просвещение, 2012.

  1. Авторской программы Данилюк А. Я. «Основы православной культуры» УМК входит в Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации; обеспечен учебником Основы духовно – нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры 4-5 класс: учеб. Для общеобразоват. учреждений / А.В. Кураев.- М.: Просвещение, 2012.-95с.

Цель курса «Основы религиозных культур и светской этики. «Основы православной культуры»: формирование у школьников мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Основные задачи курса:

Знакомство обучающихся с основами православной культуры. Развитие представлений учащихся о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

Обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

Развитие способностей младших школьников к общению в полиэтничной и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.




Основы религиозных культур и светской этики в ФГОС НОО

В 2009 г. Министерством образования был утвержден новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО). Он, среди прочего, направлен на обеспечение: духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, становления их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества; сохранения и развития культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, овладения духовными ценностями и культурой многонационального народа России.

В соответствии со стандартом на ступени начального общего образования осуществляется становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся; духовно-нравственное развитие и воспитание, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей; укрепление духовного здоровья обучающихся. В связи с необходимостью реализации очерченных стандартом целей, задач и основного содержания начального образования в него была включена новая обязательная предметная область воспитательной духовно-нравственной направленности «Основы духовно-нравственной культуры народов России».

С 2012 г. согласно Приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 декабря 2012 г. N 1060 г. Москва «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373» название данной предметной области: «Основы религиозных культур и светской этики».

Согласно этому же приказу и с учётом принятия нового федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», согласно которому выбор учебных предметов, курсов, модулей и т.д. духовно-нравственной воспитательной направленности осуществляется родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся, внесены уточнения в условия выбора модуля ОРКСЭ: «По выбору родителей (законных представителей) изучаются основы православной культуры, основы иудейской культуры, основы буддийской культуры, основы исламской культуры, основы мировых религиозных культур, основы светской этики».

Таким образом, выбор модуля осуществляют родители (законные представители) учащегося.

Данная предметная область (ОРКСЭ) отражает:

-знакомство с основными нормами религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

-понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;

-формирование первоначальных представлений о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;

-первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;

-воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России.


По заявлениям в этом году из 10 родителей 3 класса - 10 (десять родителей) выбрали модуль – «Основы православной культуры».












В учебном плане в 2019-2020 уч. году на изучение курса «Основы религиозных культур и светской этики.» модуль «Основы православной культуры» в 4 классе отводится 1 час в неделю, всего – 34 часа. Рабочая программа составлена на 34часа.

№ п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Авторская программа

Рабочая программа

1

Введение в православную духовную традицию.

16ч

16ч

2

Православие в России.

17ч

17ч

3

Итоговая презентация творческих проектов учащихся.

Итого

34

34



2.ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Личностные

Метапредметные

Предметные

  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

  • формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», развитие доверия и уважения к истории и культуре всех народов;

  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

  • развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;

  • развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;

  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

  • наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.


• овладение способностью понимать цели и задачи учебной деятельности; поиска средств ее достижения;

• формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; находить наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в процесс их реализации на основе оценки и учета характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

• адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;

• умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

• овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

• овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

• готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; готовность конструктивно решать конфликты посредством интересов сторон и сотрудничества;

• определение общей цели и путей ее достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих

• знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия — как основы религиозно-культурной традиции многонационального народа России;

• знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

• понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;

• формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;

• формирование первоначального представления о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;

• осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.



В результате изучения курса «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры.» учащиеся должны

знать и понимать:

​ традиционные религии в России, их значение для жизни человека, общества, народа, России;

​ значение нравственности и морали для достойной жизни личности, семьи, общества;

​ традиционные морально-нравствен​ные идеалы, ценности, моральные нормы

​ историю возникновения и распространения православной культуры,

​ роль православной культуры в истории России

​ основы духовной традиции православия,

​ определения основных понятий православной культуры,

​ взаимосвязь между религиозной (православной) культурой и поведением людей,

​ описание основных содержательных составляющих священных книг,

​ описание священных сооружений,

​ описание религиозных праздников и святынь православной культуры,

уметь:

​ толерантно относиться к представителям разных мировоззрений и культурных традиций;

​ видеть в Отечестве, семье, религии — основы традиционной культуры многонационального народа России;

​ описывать различные явления православной духовной традиции и культуры;

​ излагать своё мнение о значении православной культуры в жизни людей, общества;

​ анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры;

​ быть доброжелательным и отзывчивым, понимать и сопереживать чувствам других людей, адекватно оценивать поведение свое и окружающих;

​ сотрудничать с взрослыми и сверстни​ками в различных социальных ситуациях, не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

​ бережно​ относиться к материальным и духовным ценностям;

​ принимать и сохранять цели и зада​чи учебной деятельности, а также находить средства её осуществ​ления;

​ планировать, контролировать и оце​нивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррек​тивы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера оши​бок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

​ осуществлять информационный поиск для выполне​ния учебных заданий;

​ владеть навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

​ владеть логическими действиями анализа, синтеза, срав​нения, обобщения, классификации, установления аналогий и при​чинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

​ слушать собеседника, вести диалог;

​ признавать возможность существования различных точек зрения и права иметь свою собственную;

​  излагать своё мнение и аргумен​тировать свою точку зрения и оценку событий;

​ готовить сообщение по выбранным тема.












  1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


Россия — наша Родина. Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. Культура и религия. Во что верят пра­вославные христиане. Добро и зло в православной традиции. Зо­лотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Пра­вославие в России. Православный храм и другие святыни. Сим­волический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство), пра­вославный календарь. Праздники. Христианская семья и её цен­ности.

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонациональ­ного и многоконфессионального народа России.



В процессе изучения курса предусмотрена подготовка и презентация творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его в творческой, деятельностной форме.

Раздел I. Введение в православную духовную традицию. (17ч.)

1.Россия – наша Родина. Что такое духовный мир человека. Что такое культурные традиции и для чего они существуют.

      2.Культура и религия. Как человек создаёт культуру. О чем говорит религия.

        Знакомятся с историей возникновения и распространения  православной культуры.

3.Человек и Бог в православии. Какие дары Бог дал человеку. Как вера в Бога может влиять на поступки людей.

Изучают основы духовной традиции православия.

4. Сотворение мира.

5.Православная молитва, ее происхождение и значение. Молитвенная культура Православия: виды молитв, о молитве «Отче Наш». Кто такие святые.

6.Библия и Евангелие. Кто такие христиане. Что такое Библия. Евангелие — добрая весть. Смысл Евангелия.

Дают определения основных понятий  православной культуры

7.Проповедь Христа. Чему учил Христос. Нагорная проповедь. Какое сокровище нельзя украсть.

8.Христос и Его крест. Как Бог стал человеком. Почему Христос не уклонился от казни. Какова символика креста.

Учатся  устанавливать взаимосвязь между религиозной  (православной) культурой и поведением людей.

9.Православное учение о человеке. Душа. Когда болит душа. Что такое образ Божий в человеке.

10.Совесть и раскаяние. О подсказках совести. Раскаяние. Как исправить ошибки.

11. Заповеди. Какие заповеди даны людям. Что общего у убийства и воровства. Как зависть гасит радость.

12.Милосердие и сострадание. Чем милосердие отличается от дружбы. Кого называют ближним. Как христианин должен относиться к людям.

Знакомятся с описанием основных содержательных составляющих священных книг, описанием священных сооружений, религиозных праздников и святынь православной культуры

        13.Золотое правило этики. Главное правило человеческих отношений. Что такое   неосуждение.

14.Храм. Что люди делаю в храмах. Как устроен православный храм.

15.Икона. Почему икона так необычна. Зачем изображают невидимое.

Учатся описывать различные явления православной духовной традиции и культуры.

16. Добро и зло в православной традиции.

17.Творческие работы учащихся. Конкурс сочинений. Подведение итогов.    Выполнение праздничного проекта.

Излагают своё мнение по поводу значения православной культуры в жизни людей, общества


Раздел II. Православие в России. (16ч.)


      18.Как христианство пришло на Русь. Что такое Церковь. Что такое крещение.

19.Подвиг. О том, что такое подвиг. О человеческой жертвенности.

Знакомятся с развитием православной культуры в истории России.

20. Православный праздник крещение.

21.Заповеди блаженств. Когда христиане бывают счастливы. Как плач может обернуться радостью. Когда сердце бывает чистым.

22.Зачем творить добро? Как подражают Христу. Чему радуются святые.

23.Чудо в жизни христианина. О Святой Троице. О христианских добродетелях.

24.Православие о Божием суде. Как видеть в людях Христа. Почему христиане верят в бессмертие.

Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры (православной и др.)

25.Таинство Причастия. Как Христос передал Себя ученикам. Что такое Причастие. Что такое церковное таинство.

26.Монастырь. Почему люди идут в монахи. От чего отказываются монахи.

27.Отношение христианина к природе. Что делает человека выше природы. Какую ответственность несет человек за сохранение природы.

28.Христианская семья. Что такое венчание. Что означает обручальное кольцо.

29. Православные и семейные праздники.

30.Христианин в труде. О первом грехе людей. Какой труд напрасен.

31.Защита Отечества. Когда война бывает справедливой. О святых защитниках Родины.

32.Пасха. Воскресение Христа. Русская Пасха. Как праздную Пасху.

33.Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

Учатся толерантному отношению к представителям разных мировоззрений и культурных традиций.

РазделIII. Итоговая презентация творческих проектов учащихся.(1ч.)

      34. Итоговая презентация творческих проектов учащихся.

      Участвуют в диспутах: учатся слушать собеседника, излагать своё мнение.

      Готовят сообщение по выбранной теме.

     

Виды деятельности младших школьников:

- Индивидуальная учебная деятельность (самостоятельная работа с использованием дополнительных информационных источников)

- Игровая деятельность

- Творческая деятельность.

- Проектная деятельность.

- Свободное общение (дискуссия, беседа, самопрезентация)












4. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы



п/п

Перечень разделов, тем

Кол-во часов на изучение каждого раздела

В том числе контрольных, практических, лабораторных работ

1

Введение в православную духовную традицию.

16ч


2

Православие в России.

17ч


3

Итоговая презентация творческих проектов учащихся.

1ч.

Всего

34







































Календарно – тематическое планирование


по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»

учебного модуля «Основы православной культуры» 4 класс

34 часа – 1ч. в неделю

По программе - 34 часа

По календарю –34 час


п/п

Перечень разделов, тем

Количество часов на изучение каждого раздела и каждой темы

Дата проведения урока

План

Факт

1

Россия – наша Родина.

1ч.

04.09.


2

Культура и религия


11.09


3

Человек и Бог в православии


18.09


4

Сотворение мира


25.09.


5

Православная молитва.

1ч.

02.10


6

Библия и Евангелие.

1ч.

09.10.


7

Проповедь Христа.

1ч.

16.10


8

Христос и Его крест.

1ч.

23.10


9

Православное учение о человеке.

1ч.

06.11.


10

Совесть и раскаяние.

1ч.

13.11


11

Десять Заповедей

1ч.

20.11


12

Милосердие и сострадание

1ч.

27.11.


13

Золотое правило этики

1ч.

04.12.


14

Храм

1ч.

11.12


15

Икона

1ч.

18.12


16

Добро и зло в православной традиции


25.12.


17

Творческие работы учащихся

1ч.

15.01


18

Как христианство пришло на Русь

1ч.

22.01.


19

Подвиг

1ч.

29.01.


20

Православный праздник Крещение.

1ч.

05.02.


21

Заповеди блаженств

1ч.

12.02


22

Зачем творить добро

1ч.

19.02


23

Чудо в жизни христианина

1ч.

26.02


24

Православие о Божием суде

1ч.

04.03


25

Таинство причастия

1ч.

11.03


26

Монастырь

1ч.

18.03


27

Отношение христианина к природе

1ч.

01.04


28

Христианская семья.

1ч.

08.04


29

Православные и семейные праздники

1ч.

15.04.


30

Христианин в труде


22.04.


31

Защита Отечества.

1ч.

29.04.


32

Пасха

1ч.

06.05.


33

Любовь и уважение к Отечеству

1ч.

13.05.


34

Выступление учащихся с проектами

1ч.

20.05.




Итого: по рабочей программе – 34 ч, по годовому учебному календарному графику – 34 ч.



























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!