ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа элективного курса «Основы православной культуры» для 9-го класса составлена в соответствии с концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (М.: Просвещение, 2010 г.), авторской программы учебного курса для общеобразовательных школ, лицеев и гимназий А.В.Бородиной «История религиозной культуры». М.: издательство «Основы православной культуры», 2015. Рабочая программа по учебному предмету соответствует требованиям и положениям Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ Министерства Образования и Науки РФ от 17.12.10 № 1897) и основной образовательной программы МБОУ СОШ №9 на 2016-2017 учебный год.
Рабочая программа элективного курса составлена с учётом образовательных запросов учащихся и их родителей (законных представителей), а также выбора ими учебного предмета «Основы православной культуры» — одного из модулей комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики».
Цель курса: духовно-нравственное развитие ребенка посредством его приобщения к ценностям православной культуры; формирование развивающих, воспитательных и образовательных компетенций учащихся в области православной культуры, толерантного самосознания и уважительного отношения к мировому полиэтническому и поликонфессиональному многообразию.
Основные задачи курса:
Развивающие: Формирование и развитие морально-интеллектуальной компетенции учащихся, нравственно-этических норм и представлений.
Воспитательная: Воспитание в духе почитания традиций и культуры своего и иных народов, нравственно-интеллектуальных черт личности, толерантного самосознания.
Образовательная: Формирование культурологической компетенции учащихся в области знаний о традиционной религиозной культуре России в исторической ретроспективе и на современном этапе.
Раскрыть основные религиозные понятия и представления христианства.
Познакомить учащихся с историей христианской церкви, происхождением и особенно идеями других основных религий мира. Показать несовместимость тоталитарных сект с подлинной религией.
Изучить историю Русской Православной Церкви, раскрыть культурнообразующую и государствообразующую роль Церкви в истории России. Способствовать формированию интереса к истории православия, к образцам личного подвига благочестия. Воспитывать любовь и уважение к Родине, ее культуре, святыням.
Помочь детям в раскрытии смысла высоких нравственных ценностей православного христианства, сформировать позицию неприятия циничного рационализма, жестокости, пошлости, алчности, хамства.
Дать детям твердые нравственные ориентиры в образцах православной жизни на основе веры, надежды и любви.
Научить быть отзывчивыми к сверстникам и старшим, развивать способность к сопереживанию, умению мирно разрешать конфликты.
Возможности преподавания культурологического предмета «Основы православной культуры» соответствуют:
Федеральному Закону «О свободе совести и религиозных объединениях» от 26.09.1997г.№ 125-Ф3 (ст.3, п.1; ст.4, п.2);
Закону «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года № 273-ФЗ (с изменениями и дополнениями);
Закону Краснодарского края от 16 июля 2013 г. № 2770-КЗ «Об образовании в Краснодарском крае (с изменениями и дополнениями).
Примерной основной образовательной программе начального общего образования и основного общего образования, внесенных в реестр образовательных программ, одобренных учебно-методическим объединением по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/5);
Письму Министерства образования и науки Краснодарского края от 07.07.2016 года № 47-11727/16-11 «О рекомендациях по составлению рабочих программ учебных предметов, курсов и календарно-тематического планирования»;
Письму министерства образования и науки Краснодарского края от 23.07.2015 года « 47-10885,15-14 «О преподавании учебного курса ОРКСМ и регионального предмета ОПК»;
Методическим рекомендациям Министерства образования и науки РФ от 27.05.2015 года № 08-761. По изучению предметных областей: «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России».
Программа элективного курса адресована учащимся 9 классов и рассчитана на 17 часов в год. Периодичность занятий – 0,5 час в неделю.
Программа призвана восполнить и систематизировать недостающие в содержании основного образования знания о развитии Православия на Руси и религиозной мысли в Западной Европе в XI–XX вв.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
9 класс
РАЗДЕЛ 9. «ХРИСТИАНСТВО В XI–XX вв.» — 17 часов
Тема 1. «ПРАВОСЛАВИЕ НА РУСИ» — 7ч.
Первые христианские общины и храмы на территории России. Предание о посещении св. апостолом Андреем Первозванным русских земель. Крещение Руси. Москва – Третий Рим. Установление Патриаршества на Руси. Поставление Патриархом Константинопольским Иеремией митрополита Иова первым Патриархом Московским и всея Руси. Реформы Патриарха Никона. Старообрядчество: центры, течения. Единоверческая Церковь. Синодальный период Русской Православной Церкви. Положение Русской Православной Церкви после революции 1917 г. Святые мученики и исповедники Русской Православной Церкви ХХ в. Возрождение церковной жизни в России к концу ХХ в. Укорененность Православия в культурной жизни России.
Тема 2. «РАЗВИТИЕ РЕЛИГИОЗНОЙ МЫСЛИ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ В XV-XVI вв.» — 1 ч.
Развитие религиозной мысли в Западной Европе в XV-XVI вв. Католическая Церковь и народные движения на Западе в XV в. Духовные поиски и критика церковных нравов. Идеи гуманизма в западной культуре.
Тема 3. «ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПРОТЕСТАНТСКОЙ ТРАДИЦИИ» — 5ч.
Практика продажи индульгенции, обесценивание таинств Католической Церкви. Тезисы священника и профессора теологии Мартина Лютера. Отлучение от Церкви и объявление М. Лютера вне закона. Жизнь, проповедь и переводческая деятельность М. Лютера.
Формирование двух основных течений протестантизма в период Реформации. Собственно протестантское направление. Умеренно-консервативные лютеранские Церкви. Кальвинистские и реформаторские Церкви. Методические Церкви XVIII в. Англиканская Церковь.
Влияние протестантской теологии на развитие рационализма в век Просвещения, позднее - на философию либерализма, в XX веке — на развитие экзистенциализма и диалектической теологии.
Искусство протестантского Запада. Внешний вид и внутреннее устроение протестантских храмов. Богослужения.
Тема 4. «РАСПРОСТРАНЕНИЕ РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ» —3 ч.
Распространение Римско-католической Церкви на юге Западной Европы. Крестовые походы. Результат миссионерской деятельности и колониальной экспансии XIX-XX вв. — широкое географическое распространение Римско- католической Церкви в Америке, Австралии и др. регионах.
Римско-католическая Церковь как уникальная иерархическая религиозно-политическая, социально-экономическая структура. Влияние на образование, здравоохранение, политику, архитектуру, искусство, литературу.
Особенности латинского вероучения, обрядовости, церковного искусства.
Тема 5. «КАТОЛИЦИЗМ В РОССИИ» — 1 ч.
Католицизм в России. Получение в Корсуни от папы Римского святых мощей в год крещения Владимира. Предложение антипапы Климента III воссоединения Церквей в 1091 г. Латинские Церкви XII—XIII вв. в Киеве, Переяславле, Смоленске, Полоцке, Пскове, Новгороде и Ладоге. Католическое миссионерство на юго-западе Руси. Попытки ввести католичество в России в Смутное время. В правление Петра I свободный въезд в Россию и право на строительство храмов. Указ 14 декабря 1772 г. о непосредственном надзоре Российского государства за организацией латинских и униатских церквей. Церковь греческого (восточного) обряда на территории современной России
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
9 класс |
Раздел | Кол-во часов | Темы | Кол-во часов | Основные виды деятельности обучающихся (на уровне универсальных учебных действий) |
РАЗДЕЛ 9. «ХРИСТИАНСТВО В XI–XX вв.» | 17 | Тема 1. «Православие на Руси» | 7 | Предметные УУД: иметь ценностные установки и знаниевые основания для осознанной мотивации к нравственному совершенствованию и духовному саморазвитию; владеть нормами светской и религиозной морали, осознавать их значение в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; понимающий значение нравственности, веры и религии в жизни человека и общества; знать историю формирования отечественной культуры; иметь представление о духовных основах Православия; получить знания о православии как традиционной, культурообразующей и исторической вере в России, о её роли в становлении российской государственности, формировании отечественной культуры, объединении многочисленных народов России; |
| Тема 2. «Развитие религиозной мысли в Западной Европе в XV-XVI вв. » | 1 | Предметные УУД: -воспринимать религию как неотъемлемую часть культуры; -устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и народным движением на Западе; осознать о христианстве как самой распространённой мировой религии, его роли во всемирной истории, о влиянии на формирование западной культуры; об основных направлениях в христианстве, их истории, мировоззренческих и вероучительных особенностях, влиянии на культуру, быт; -уметь донести свою позицию до других; -оформлять свою мысль в устной и письменной речи. |
| Тема 3. « Возникновение и развитие протестантской традиции» | 5 | Предметные УУД: -знать о возникновении протестантизма; -усвоить основы духовной традиции, основные понятия протестантской культуры; -знать и понимать сущность протестантского направления в Христианстве; - усвоить значение понятий: протестант, реформаторы, евангелисты; -понимать значение нравственности, веры и религии в жизни человека и общества; -воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов; - проявлять личностную и гражданскую позицию по отношению к различным явлениям действительности; -иметь представление о культуре как единстве духовных традиций, языка, письменности, искусства; -воспринимать религию как неотъемлемую часть культуры; -устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и повседневным поведением человека; -эмоционально откликаться на произведения искусств |
| Тема 4. «Распространение римско-католической церкви» | 3 | Предметные УУД: - рассуждать о духовных истоках становления, развития и распространения римско-католической церкви; -оценивать с нравственной точки зрения Крестовые походы, их роль и значение в истории народов; -систематизировать исторический материал, давать оценку событиям Священной истории |
| Тема 5. «Католицизм в России» | 1 | Предметные УУД: -знать о проникновении и распространении католицизма в Россию в разные исторические периоды; -проявлять достойное и уважительное отношение к иному мировоззрению, вере, историческому и культурному наследию; -освоить ценностно-смысловые мировоззренческие основы, обеспечивающие целостное восприятие отечественной истории и культуры; -освоить ценностно-смысловые мировоззренческие основы, обеспечивающие целостное восприятие отечественной истории и культуры. |
СОГЛАСОВАНО протокол № ______заседания районного методического объединения учителей ОПК и ОРКСЭ от «___» ___________________ 2016 Руководитель РМО ______________ О.Н.Логачёва | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР _____________ Ж.Г.Бойко «____» ____________ 2016 год |