СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 04.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа элективного курса ОПК 9 класс

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа элективного курса ОПК 9 класс составлена на основе авторской программы А.В.Бородиной.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа элективного курса ОПК 9 класс»


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа элективного курса «Основы православной культуры» для 9-го класса составлена в соответствии с концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (М.: Просвещение, 2010 г.), авторской программы учебного курса для общеобразовательных школ, лицеев и гимназий А.В.Бородиной «История религиозной культуры». М.: издательство «Основы православной культуры», 2015. Рабочая программа по учебному предмету соответствует требованиям и положениям Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ Министерства Образования и Науки РФ от 17.12.10 № 1897) и основной образовательной программы МБОУ СОШ №9 на 2016-2017 учебный год.

Рабочая программа элективного курса составлена с учётом образовательных запросов учащихся и их родителей (законных представителей), а также выбора ими учебного предмета «Основы православной культуры» — одного из модулей комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики».


Цель курса: духовно-нравственное развитие ребенка посредством его приобщения к ценностям православной культуры; формирование развивающих, воспитательных и образовательных компетенций учащихся в области православной культуры, толерантного самосознания и уважительного отношения к мировому полиэтническому и поликонфессиональному многообразию.

Основные задачи курса:

Развивающие: Формирование и развитие морально-интеллектуальной компетенции учащихся, нравственно-этических норм и представлений.

Воспитательная: Воспитание в духе почитания традиций и культуры своего и иных народов, нравственно-интеллектуальных черт личности, толерантного самосознания.

Образовательная: Формирование культурологической компетенции учащихся в области знаний о традиционной религиозной культуре России в исторической ретроспективе и на современном этапе.

Раскрыть основные религиозные понятия и представления христианства.

Познакомить учащихся с историей христианской церкви, происхождением и особенно идеями других основных религий мира. Показать несовместимость тоталитарных сект с подлинной религией.

Изучить историю Русской Православной Церкви, раскрыть культурнообразующую и государствообразующую роль Церкви в истории России. Способствовать формированию интереса к истории православия, к образцам личного подвига благочестия. Воспитывать любовь и уважение к Родине, ее культуре, святыням.

Помочь детям в раскрытии смысла высоких нравственных ценностей православного христианства, сформировать позицию неприятия циничного рационализма, жестокости, пошлости, алчности, хамства.

Дать детям твердые нравственные ориентиры в образцах православной жизни на основе веры, надежды и любви.

Научить быть отзывчивыми к сверстникам и старшим, развивать способность к сопереживанию, умению мирно разрешать конфликты.


Возможности преподавания культурологического предмета «Основы православной культуры» соответствуют:

 Федеральному Закону «О свободе совести и религиозных объединениях» от 26.09.1997г.№ 125-Ф3 (ст.3, п.1; ст.4, п.2);

 Закону «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года № 273-ФЗ (с изменениями и дополнениями);

 Закону Краснодарского края от 16 июля 2013 г. № 2770-КЗ «Об образовании в Краснодарском крае (с изменениями и дополнениями).

 Примерной основной образовательной программе начального общего образования и основного общего образования, внесенных в реестр образовательных программ, одобренных учебно-методическим объединением по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/5);

 Письму Министерства образования и науки Краснодарского края от 07.07.2016 года № 47-11727/16-11 «О рекомендациях по составлению рабочих программ учебных предметов, курсов и календарно-тематического планирования»;

 Письму министерства образования и науки Краснодарского края от 23.07.2015 года « 47-10885,15-14 «О преподавании учебного курса ОРКСМ и регионального предмета ОПК»;

 Методическим рекомендациям Министерства образования и науки РФ от 27.05.2015 года № 08-761. По изучению предметных областей: «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России».

Программа элективного курса адресована учащимся 9 классов и рассчитана на 17 часов в год. Периодичность занятий – 0,5 час в неделю.

Программа призвана восполнить и систематизировать недостающие в содержании основного образования знания о развитии Православия на Руси и религиозной мысли в Западной Европе в XI–XX вв.


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

9 класс

РАЗДЕЛ 9. «ХРИСТИАНСТВО В XI–XX вв.» 17 часов

Тема 1. «ПРАВОСЛАВИЕ НА РУСИ» 7ч.

Первые христианские общины и храмы на территории России. Предание о посещении св. апостолом Андреем Первозванным русских земель. Крещение Руси. Москва – Третий Рим. Установление Патриаршества на Руси. Поставление Патриархом Константинопольским Иеремией митропо­лита Иова первым Патриархом Московским и всея Руси. Реформы Патриарха Никона. Старообрядчество: центры, течения. Единоверческая Церковь. Синодальный период Русской Православной Церкви. Положение Русской Православной Церкви после революции 1917 г. Святые мученики и исповедники Русской Православной Церкви ХХ в. Возрождение церковной жизни в России к концу ХХ в. Укорененность Православия в культурной жизни России.

Тема 2. «РАЗВИТИЕ РЕЛИГИОЗНОЙ МЫСЛИ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ В XV-XVI вв.» — 1 ч.

Развитие религиозной мысли в Западной Европе в XV-XVI вв. Католическая Церковь и народные движения на Западе в XV в. Духовные поиски и критика церковных нравов. Идеи гуманизма в западной культуре.

Тема 3. «ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПРОТЕСТАНТСКОЙ ТРАДИ­ЦИИ» — 5ч.

Практика продажи индульгенции, обесценивание таинств Католической Церкви. Тезисы священника и профессора теологии Мартина Лютера. Отлучение от Церкви и объявление М. Лютера вне закона. Жизнь, проповедь и перевод­ческая деятельность М. Лютера.

Формирование двух основных течений протестантизма в период Реформации. Собственно протестантское направление. Умеренно-консер­вативные лютеранские Церкви. Кальвинистские и реформаторские Церкви. Методические Церкви XVIII в. Англиканская Церковь.

Влияние протестантской теологии на развитие рационализма в век Просвещения, позднее - на философию либерализма, в XX веке — на развитие экзистенциализма и диалектической теологии.

Искусство протестантского Запада. Внешний вид и внутреннее устроение протестантских храмов. Богослу­жения.

Тема 4. «РАСПРОСТРАНЕНИЕ РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ» —3 ч.

Распространение Римско-католической Церкви на юге Западной Европы. Крестовые походы. Результат миссионерской деятельности и колониальной экспансии XIX-XX вв. — широкое географическое распространение Римско- католической Церкви в Америке, Австралии и др. регионах.

Римско-католическая Церковь как уникальная иерархическая религиоз­но-политическая, социально-экономическая структура. Влияние на образо­вание, здравоохранение, политику, архитектуру, искусство, литературу.

Особенности латинского вероучения, обрядовости, церковного искусства.

Тема 5. «КАТОЛИЦИЗМ В РОССИИ» — 1 ч.

Католицизм в России. Получение в Корсуни от папы Римского святых мощей в год крещения Владимира. Предложение антипапы Климента III воссоединения Церквей в 1091 г. Латинские Церкви XII—XIII вв. в Киеве, Переяславле, Смоленске, Полоцке, Пскове, Новгороде и Ладоге. Католическое миссионерство на юго-западе Руси. Попытки ввести католичество в России в Смутное время. В правление Петра I свободный въезд в Россию и право на строительство храмов. Указ 14 декабря 1772 г. о непосредственном надзоре Российского государства за организацией латинских и униатских церквей. Церковь гре­ческого (восточного) обряда на территории современной России


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

9 класс

Раздел

Кол-во часов

Темы

Кол-во часов

Основные виды деятельности обучающихся (на уровне универсальных учебных действий)

РАЗДЕЛ 9. «ХРИСТИАНСТВО В XI–XX вв.»


17

Тема 1. «Православие на Руси»

7

Предметные УУД:

  • иметь ценностные установки и знаниевые основания для осознанной мотивации к нравственному совершенствованию и духовному саморазвитию;

  • владеть нормами светской и религиозной морали, осознавать их значение в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

  • понимающий значение нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;

  • знать историю формирования отечественной культуры;

иметь представление о духовных основах Православия;

  • получить знания о православии как традиционной, культурообразующей и исторической вере в России, о её роли в становлении российской госу­дарственности, формировании отечественной культуры, объединении мно­гочисленных народов России;


Тема 2. «Развитие религиозной мысли в Западной Европе в XV-XVI вв. »

1

Предметные УУД:

-воспринимать религию как неотъемлемую часть культуры;

-устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и народным движением на Западе;

  • осознать о христианстве как самой распространённой мировой религии, его роли во всемирной истории, о влиянии на формирование запад­ной культуры;

  • об основных направлениях в христианстве, их истории, миро­воззренческих и вероучительных особенностях, влиянии на культуру, быт;

-уметь донести свою позицию до других;

-оформлять свою мысль в устной и письменной речи.


Тема 3. « Возникновение и развитие протестантской традиции»


5

Предметные УУД:

-знать о возникновении протестантизма;

-усвоить основы духовной традиции, основные понятия протестантской культуры;

-знать и понимать сущность протестантского направления в Христианстве;

- усвоить значение понятий: протестант, реформаторы, евангелисты;

-понимать значение нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;

-воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов;

- проявлять личностную и гражданскую позицию по отношению к различным явлениям действительности;

-иметь представление о культуре как единстве духовных традиций, языка, письменности, искусства;

-воспринимать религию как неотъемлемую часть культуры;

-устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и повседневным поведением человека;

-эмоционально откликаться на произведения искусств


Тема 4. «Распространение римско-католической церкви»

3

Предметные УУД:

- рассуждать о духовных истоках становления, развития и распространения римско-католической церкви;

-оценивать с нравственной точки зрения Крестовые походы, их роль и значение в истории народов;

-систематизировать исторический материал, давать оценку событиям Священной истории


Тема 5. «Католицизм в России»

1

Предметные УУД:

-знать о проникновении и распространении католицизма в Россию в разные исторические периоды;

-проявлять достойное и уважительное отношение к иному мировоззрению, вере, историческому и культурному наследию;

-освоить ценностно-смысловые мировоззренческие основы, обеспечивающие целостное восприятие отечественной истории и культуры;

-освоить ценностно-смысловые мировоззренческие основы, обеспечивающие целостное восприятие отечественной истории и культуры.





СОГЛАСОВАНО

протокол № ______заседания районного методического объединения

учителей ОПК и ОРКСЭ

от «___» ___________________ 2016

Руководитель РМО ______________ О.Н.Логачёва

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

_____________ Ж.Г.Бойко

«____» ____________ 2016 год







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!